Печ. листов N 1. Роман, драма, поэмы, философия, теория: поэтика, живопись, музыка, театр: Россия, Зап. Европа, Америка, 30 репродукций. 6 страница



1 На работу в сытинскую типографию Есенин поступил в марте 1913 г. Один из первых биографов поэта, И. Г. Атюнин, собравший в 1926 г. интересный материал о юности поэта (работа осталась неопубликованной, рукопись хранится в ИМЛИ) , пишет, что Есенин осенью 1912 г. "поступил в качестве продавца в одну книжную лавку, где проработав 6 месяцев, ушел вследствие ликвидации предприятия и уехал на родину. Его отец, желая устроить Сергея куда-либо на более прочное место, просил знакомого корректора фабрики Сытина Костелева Алексея Саввича оказать содействие, и в результате в марте 1913 г. Сергей Есенин поступил корректором на фабрику издательства Сытина". 2 Вскоре после поступления на работу в типографию (до 22 марта 1913 г.) Есенин подписал "письмо пяти групп сознательных рабочих" на имя председателя фракции большевиков в Государственной думе. В письме выражалась солидарность с большевиками в их борьбе с ликвидаторами. Письмо попало в руки полиции, и за Есениным, как за одним из подписавших письмо, была установлена слежка. Одновременно с этим Есенин принимал участие в распространении журнала "Огни", на очередной номер которого вскоре был наложен арест. В марте 1913 г. он писал своему другу Г. А. Панфилову: "Недавно я устраивал агитацию среди рабочих письмами. Я распространял среди них ежемесячный журнал "Огни" с демократическим направлением. Очень хорошая вещь" (VI,  22). 3 Стихотворение "Королева", отрывок из которого приводит мемуарист, было напечатано в редактируемом им журнале "Доброе утро", правда, не в то время, о котором он пишет, а позже, в 1918 г. (N 3-4, февраль-март). 4 А. Ширяевец вступил в Суриковский кружок в конце 1914 г. Сохранилось его заявление: "Прошу о зачислении меня членом Суриковского литературно-музыкального кружка. Вместе с настоящим перевожу взнос в сумме пяти руб. Чарджуй, Закаспийск. Декабрь 23 дня. 1914 г. Александр Васильевич Абрамов  (Александр Ширяевец)". На заявлении рекомендательная надпись С. Д. Фомина (ЦГАЛИ). 5 В архиве Л. М. Клейнборта (ИРЛИ)  сохранилось немало писем Г. Д. Деева-Хомяковского, С. Д. Фомина, С. Н. Кошкарова и других суриковцев, относящихся к 1914-1916 гг., однако среди них нет писем такого характера, о которых пишет мемуарист. 6 Вероятно, имеется в виду одна из следующих статей Л. М. Клейнборта: "Поэты – пролетарии" (журн. "Современный мир", Пг., 1915, N 10) или "Поэты-пролетарии о войне" (там же, 1916, N 3). 7 Решение об издании журнала "Друг народа" было принято на общем собрании членов Суриковского кружка 4 января 1915 г. (см. журн. "Друг народа". М., 1916, октябрь, N 1). Первый номер помечен 1 января 1915 г. Объявленный как двухнедельный литературно-общественный журнал, он сразу же начал выпускаться крайне нерегулярно. В 1915 г. вышло всего 5 номеров, в 1916 г. – один. Издание возобновилось в 1918 г. О противоречиях, которые возникли в редакции при его начале, см. выше. 8 Дата цензурного запрещения поэмы "Галки" не установлена. Есенин и в последующем предпринимал попытки издать это произведение. Так, когда 12 марта 1915 г. с рекомендательным письмом С. М. Городецкого он впервые пришел к издателю "Ежемесячного журнала" В. С. Миролюбову, то первым произведением, врученным им редактору, были "Галки" (Книга регистрации рукописей, поступающих в "Ежемесячный журнал" – ИРЛИ).  Однако В. С. Миролюбов это произведение не опубликовал. Затем, как об этом вспоминает вологодский краевед С. В. Клыпин, Есенин вместе с А. А. Ганиным приезжал 18 июля 1916 г. в Вологду и вел там переговоры об издании "Галок". "В итоге получасового разговора условились так: Есенин пришлет в типографию машинописную копию поэмы через неделю. Клыпин отправит ее в Москву, где в цензурном комитете, по его мнению, будет легче получить разрешение на опубликование поэмы в Вологде. Как только оно будет, начнется работа по изданию… Есенин, казалось, был доволен… Но снова в Вологду поэма так и не вернулась. Рукопись Есенин почему-то не выслал" (Парфенов Н. Сергей Есенин в Вологде. – Газ. "Красный Север", Вологда, 1965, 3 октября). Поэма осталась неопубликованной. Текст ее до настоящего времени не найден. 9 Есенин действительно пытался установить связи с петроградскими литературными кругами еще до марта 1915 г. См. об этом, в частности, воспоминания Л. М. Клейнборта. Известно также, что еще 16 января 1915 г. его стихи были получены в редакции "Ежемесячного журнала". Однако в литературе нет сведений о какой-то специальной встрече Есенина с "петроградскими писателями". Напротив, и сам Есенин, и все остальные мемуаристы говорят о его отъезде в Петроград как о шаге, специально не подготовленном.

Д. Н. СЕМЕНОВСКИЙ

ЕСЕНИН  Дмитрий Николаевич Семеновский (1894-1960) – поэт и прозаик. В 1913-1915 годах учился в Народном университете им. А. Л. Шанявского, где встретился и подружился с Есениным. В своей последней автобиографии Есенин писал: "В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко" (V , 230). Впервые о встречах с Есениным Д. Н. Семеновский рассказал в статье "Об Есенине" (газ. "Рабочий край". Иваново-Вознесенск, 1926, 31 января). Затем упомянул его, правда не называя его по имени, в своей книге "А. М. Горький. Письма и встречи". М., 1938. Рассказывая о визите к А. М. Горькому, видимо, осенью или зимой 1915 г., он пишет: "Терьян рассказал, что в литературных салонах Петрограда появился талантливый крестьянский поэт, – совсем еще юноша, он своими яркими, образными стихами возбудил общее внимание к себе. Поэта, о котором шла речь, я встречал в Университете Шанявского. Горький спросил: – Ну, что он? Каков? Через несколько дней я убедился, что интерес Алексея Максимовича к новому имени не был случайным любопытством" (указ. изд., с. 35). Воспоминания впервые опубликованы в сб. "Теплый ветер", Ивановское книжное издательство, 1958, с. 184-209. Печатаются по этому тексту с сокращениями. Датируются по первой публикации.

1 Д. Н. Семеновский был исключен из Владимирской духовной семинарии в ноябре 1912 г. за участие в забастовке. "Было исключено много народу, – вспоминал он. – Семерых начальство по этапу выслало из Владимира в родные села. К злополучной семерке был причислен и я. Как и другие, я получил волчий билет. Пути к дальнейшему учению оказались для нас закрытыми" (Семеновский Д. А. М. Горький. Письма и встречи. М., 1938, с. 4). 2 Вероятно, имеется в виду стихотворение А. Ширяевца "Коньки" ("У меня коньки, что лебеди…") (Новый журнал для всех. П., 1915, N 1). 3 Имеется в виду статья Есенина "Ярославны плачут", опубликованная в иллюстрированном двухнедельном журн. "Женская жизнь", М., 1915, 22 февраля, N 4. 4 Имеется в виду стихотворение Есенина "Богатырский посвист", которое было напечатано в газ. "Новь", М., 1914, 23 ноября, N 122. Его первые четыре строки были впоследствии в переработанном виде использованы Есениным в стихотворении "Русь". 5 Это стихотворение было впервые напечатано именно в журнале "Млечный Путь", М., 1915, март, N 3. 6 Имеется в виду "Пролетарский сборник", кн. I. M., изд. ВЦИК, 1918. В нем были напечатаны стихотворения Д. Н. Семеновского "Богородица" и "Святый боже", а также произведения И. Г. Филипченко, В. А. Тимофеева, К. С. Еремеева, И. М. Касаткина и других авторов. 7 О подготовке в начале 1919 г. в издательстве ВЦИК сборника стихотворений Есенина вспоминает также Г. Ф. Устинов: "…пришла некоторая поддержка от издательства ВЦИК, которое купило у Есенина томик стихов, а у меня два тома рассказов. Издательство деньги нам выдало, но не издало ни строки ни у меня, ни у Есенина" (Воспоминания, 1926,  с. 152). Точное название, под которым этот сборник проектировался в издательстве ВЦИК, неизвестно. Но возможно, вариант этого заглавия повторился при подготовке в следующем, 1920 г. очередного сборника уже в Госиздате. Этот сборник должен был носить название "О земле русской, о чудесном госте" (см. VI,  449).

Н. Н. ЛИВКИН

В "МЛЕЧНОМ ПУТИ"  Николай Николаевич Ливкин (1894-1974) – поэт, автор сборников "Инок" (1916), "Полынь" (1925). Его знакомство с Есениным было непродолжительным. Как отмечает сам мемуарист, они познакомились в начале 1915 года, а уже в первых числах марта того же года Есенин уехал в Петроград. Да и сам Есенин в письме к H. H. Ливкину пишет о нем и себе как о людях "два раза видящих друг друга" (VI,  73). Тем не менее воспоминания H. H. Ливкина представляют определенный интерес: во-первых, тем, что раскрывают обстоятельства, при которых было написано письмо Есенина от 12 августа 1916 года – один из наиболее значительных документов, рисующих обстановку столичных салонов, с которой Есенину пришлось столкнуться в первый период его петроградской жизни; во-вторых, описанием кружка журнала "Млечный Путь". Этот мелкий московский журнал выходил нерегулярно в 1914-1916 годах. В нем было напечатано два стихотворения Есенина ("Зашумели над затоном тростники…" в N 2 и "Выткался на озере алый свет зари…" в N 3 за 1915 год), – лучшие из появившихся за годы московской жизни. Во втором, третьем и четвертом номерах журнала за 1915 год имя Есенина значилось среди лиц, принимающих в нем участие. Воспоминания были написаны в 1965 году. Впервые опубликованы в сб. Воспоминания, 1965,  по тексту которого печатаются в наст. изд.

1 Под этим заглавием в журн. "Млечный Путь", 1915, N 2, а затем в "Новом журнале для всех", 1915, N 4, было напечатано стихотворение "Зашумели над затоном тростники…". 2 Письмо Есенина А. М. Чернышеву неизвестно. Написано оно было, видимо, раньше, не в 1916-м, а еще в апреле 1915 г. Скорее всего именно о нем сообщал Есенин И. К. Коробову 4 мая 1915 г.: "Я писал Алексею Михайловичу письмо, где извинялся, что напечатал в "Журнале для всех" свою "Кручину". Затем, рассказав о поступке H. H. Ливкина, Есенин продолжал: "Скажите Алексею Михайловичу, что если Ливкин будет в "Млечном Пути", то пусть мое имя будет вычеркнуто из списка сотрудников" (VI,  61). Инцидент на этом не завершился. Как рассказывает H. H. Ливкин в пояснениях к своим воспоминаниям (ЦГАЛИ),  приехав в Москву летом 1916 г., Есенин вновь поднял этот вопрос в разговоре с А. М. Чернышевым. Тогда по совету А. М. Чернышева и последовал обмен письмами между H. H. Ливкиным и Есениным. 3 Письмо Есенина приведено неточно и с сокращениями. Его полный текст см. VI,  72-74.

Л. М. КЛЕЙНБОРТ

ВСТРЕЧИ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН  Лев Максимович Клейнборт (1875-1950) – литературный критик и публицист. Судя по воспоминаниям, Л. М. Клейнборт располагал интересными и обширными документальными материалами Есенина. Среди них: письмо, отправленное Есениным из Москвы в конце 1914-го – начале 1915 года, и приложенная к нему тетрадь стихотворений; ответы Есенина на анкету о творчестве Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, В. Г. Короленко и А. М. Горького; "Радуница" (1916) с дарственной надписью "Дорогому Льву Максимовичу. На ласковом слове спасибо"; "Ключи Марии" тоже с дарственной надписью автора и др. Все эти документы до нас не дошли. Хотя воспоминания были написаны в 1926 году, когда со времени описываемых событий прошло не так уж много времени, автор допустил в них значительные неточности. Так, он утверждает: "Я был первый писатель, к которому пришел Есенин со своими стихами по своем приезде в Петроград. Знакомство его с Блоком, Городецким, Клюевым произошло уже на моих глазах". Это противоречит всем известным документальным и мемуарным свидетельствам. Видимо, ошибочным является и рассказ Л. М. Клейнборта об истории издания первого сборника Есенина "Радуница". В воспоминаниях, а затем в книге "Молодая Белоруссия" (Минск, 1928, с. 186) он писал, что, когда Есенин прислал ему в рукописи свой первый сборник, то он предложил на выбор своему знакомому, высказавшему намерение способствовать изданию сборника одного из начинающих поэтов, две рукописи – Есенина и Янки Купалы. Этот знакомый выбрал сборник Янки Купалы, и таким образом была издана его книга "Шляхам жицця", П., 1913. Из этих сведений исследователями был сделан вывод, что Есенин отправил "Радуницу" Л. М. Клейнборту "во втором полугодии 1912 года" (см.: Хроника, I,  200-201). Однако, судя по письмам Янки Купалы к Л. М. Клейнборту, вопрос об издании этого сборника был полностью решен уже в сентябре 1912 года (см.: Купала Я. Собр. соч., т. 7. Минск, 1976, с. 412-413). Таким образом, если принять версию Л. М. Клейнборта, то получается, что Есенин, приехавший из Константинова в Москву не раньше второй половины июля 1912 года, должен был за полтора-два месяца познакомиться с С. Н. Кошкаровым, включиться в работу Суриковского кружка, списаться с Л. М. Клейнбортом, отправить ему рукопись и т. д. Это никак не согласуется и с содержанием письма Есенина, которое передает в своих воспоминаниях Л. М. Клейнборт. Имеются и другие неточности в воспоминаниях Л. М. Клейнборта. Однако, несмотря на это, они являются важным источником сведений о попытках Есенина установить контакты с петроградскими литераторами, еще до своего приезда туда, и единственным материалом, где рассказывается о содержании ответов Есенина на проводившуюся Л. М. Клейнбортом анкету о творчестве Л. Толстого, Г. И. Успенского, В. Г. Короленко и др. Впервые напечатаны в сб. Воспоминания, 1965.  Печатаются с сокращениями по авторизованной машинописи (ГЛМ).  Написаны в 1926 году.

1 Автор неточно цитирует воспоминания Г. Д. Деева-Хомяковского "Правда о Есенине" (см. наст. т.). 2 Ни тетрадь со стихотворениями Есенина, ни его письмо к Л. М. Клейнборту не разысканы. Судя по пересказу содержания письма, оно могло быть отправлено не раньше середины 1914 г. 3 H. A. Клюев начал публиковаться не в "Доле бедняка" (московская газета, выходившая нерегулярно в 1909-1914 гг.), а в 1904 г. в петербургском альманахе "Новые поэты". 4 Из стихотворения "Узоры", опубликованного в журн. "Друг народа", М., 1915, N 1, 1 января. 5 Имеется в виду стихотворение "Поет зима – аукает…". Под заглавием "Воробышки" оно публиковалось в журн. "Мирок", М., 1914, N 2, и детском альманахе "Творчество", М.-П., 1917, кн. 1. 6 Стихотворение "Сыплет черемуха снегом…" было напечатано не в "Журнале для всех", а в "Ежемесячном журнале", П., 1915, июнь, N 6, с. 4. 7 Это не вполне точно. Три стихотворения из перечисленных ("Поет зима – аукает…", "Сыплет черемуха снегом…" и "Троицыно утро, утренний канон…") были введены Есениным в первый том Собрания стихотворений (1926). "Сыплет черемуха снегом…" еще раньше входило в сб. "Радуница" (1916 и 1921) и "О России и революции". "Троицыно утро, утренний канон…" – в сб. "Радуница" (1916). 8 Вероятно, имеется в виду статья Л. М. Клейнборта "Печатные органы интеллигенции из народа" (журн. "Северные записки", П., 1915, июль-август, N 7-8), в которой автор, характеризуя журнал "Друг народа", цитирует стихотворение Есенина "Узоры". Поскольку Есенина в августе 1915 г., когда вышел этот номер журнала, в Петрограде не было (он уехал в Константиново в последних числах апреля, а вернулся в начале октября), данный разговор не мог состояться раньше осени 1915 г. 9 Из ранней редакции стихотворения "Троицыно утро, утренний канон…". 10 В журнале "Современный мир" стихотворения Есенина не публиковались. 11 Подобные материалы Л. М. Клейнборт, судя по письмам к нему С. Д. Фомина, Г. Д. Деева-Хомяковского, С. Е. Ганьшина и др. (ИРЛИ),  начал собирать еще в 1914 г. и продолжал в 1915 г. Рукопись Есенина состояла из шести листов. Это доказывает авторская пагинация на единственной сохранившейся последней странице (хранится в ИРЛИ;  текст – см. V,  160).

А. А. БЛОК

ИЗ ДНЕВНИКОВ, ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК И ПИСЕМ  Встреча с А. А. Блоком 9 марта 1915 года – один из важнейших рубежей в жизни Есенина. Сразу же после приезда в Петроград, он – по сути дела никому не известный девятнадцатилетний юноша – передал А. А. Блоку записку: "Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин".  Блок встретился с Есениным. И та оценка, которую стихи Есенина получили сначала у А. А. Блока, потом у С. М. Городецкого и других петроградских литераторов, положила начало его литературной известности. Есенин во всех автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи. Он не раз рассказывал о ней знакомым, со временем все более романтизируя реальные обстоятельства. Один из таких рассказов передал в своих воспоминаниях Вс. А. Рождественский. В 1915-1918 годах их встречи, случавшиеся и дома у А. А. Блока, и на различных литературных вечерах, были не столь уж часты, но интересны как для Есенина, так и для А. А. Блока. Суждения Есенина, его творчество не оставляли А. А. Блока равнодушным, вызывали у него живую ответную реакцию. А. А. Блок отмечал в дневниках и записных книжках личные встречи с Есениным, с интересом записывал суждения Есенина во время их беседы 3 января 1918 г., когда Есенин пытался объяснить свою определенную отчужденность от "питерских литераторов", особенность своего пути, как и пути крестьянских писателей вообще. О том, что суждения Есенина были далеко не безразличны для А. А. Блока, говорит и такой факт: после публикации "Двенадцати" в газете "Знамя труда" А. А. Блок вносит поправку в текст поэмы (в строке "Над старой башней тишина" слово "старой" заменено на "невской"), как он сам помечает на полях: "По совету С. Есенина". Определенное отчуждение от поэзии А. А. Блока, которое произошло в период "скифских" увлечений Есенина (оно отразилось, например, в письмах А. Ширяевцу от 24 июня 1917 г. или Р. В. Иванову-Разумнику от мая 1921 г.), не изменило общей высокой оценки Есениным творчества А. А. Блока. С особой настойчивостью он говорил об этом после его смерти. Андрей Белый свидетельствует: "Бывший у меня студиец из Лито говорил о двух вечерах памяти Блока, устроенных имажинистами в Москве. На одном Сергей Есенин говорил, что говорить о смерти Блока нельзя: раз, в беседе с Блоком по поводу слухов о разрушенном Кремле, Блок сказал Есенину: "Кремля разрушить нельзя: он – во мне, и в вас; он – вечен; а о бренных формах я не горюю". То же применил Есенин о Блоке: он – наш, он – не умирает, он – вечен, а о бренном "Блоке" горевать нечего" (ЛН,  т. 92, кн. 3, с. 810). Есенин резко отрицательно отнесся к антиблоковским выступлениям имажинистов, которые они устроили после его смерти. Когда имажинисты организовали 28 августа 1921 года в свойственном им скандально-рекламном духе вечер "памяти" A. А. Блока, то Есенин долго не мог простить им развязных выступлений. Один из его знакомых вспоминал: "На другой день после смерти в клубе поэтов "Домино" на Тверской, 18 московская богема собралась "почтить" память Блока. Выступали Шершеневич, Мариенгоф, Бобров и Аксенов. Поименованная четверка назвала тему своего выступления "Словом о дохлом поэте" и кощунственно обливала помоями трагически погибшего поэта ‹…›. На другой день я искал Есенина, чтобы передать ему о том, как вчера в клубе от имени имажинистов "чтили" память его покойного друга – Блока. Я нашел его в лавке поэтов на Никитской улице. Есенин дежурил. Рассказав о вчерашнем безобразии, я задал ему такой вопрос: – Сергей Александрович! Неужели Вы после всего этого не порвете с этой имажинистской…? – Обязательно порву… Обязательно, – прервал он меня, – ну, честное слово! " (Дальний Степан (Самсонов Д.). Воспоминания о Есенине. – Газ. "Саратовские известия", 1926, 3 января). Этот вечер Есенин снова вспомнил, выступая 25 октября 1923 года в Доме ученых (см. об этом в воспоминаниях B. А. Пяста). Подробнее об истории взаимоотношений А. А. Блока и Есенина см.: Вельская Л. А. Роль А. Блока в становлении поэтики раннего Есенина. – РЛ,  1968, N 4, с. 120-130; Правдина И. С. Есенин и Блок. – Сб. "Есенин и русская поэзия". Л., 1967, с. 110-136. Свод документальных и мемуарных свидетельств о встречах А. А. Блока и Есенина опубликовал Ю. Юшкин (ЛР,  1980, 17 октября). Тексты печатаются по изд.: Блок, т. VII, VIII;  Блок Александр. Записные книжки. М., 1965. Текст пометок Блока на письме Есенина – по изд.: Есенин, VI,  256.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!