Субъект. Неотъемлемость субъектных отношений



Что мы понимаем, когда произносим ставшую уже привычной фразу «субъектность формируется»?

Сейчас, при подведении итогов, уже настало время дать более точное определение понятию субъекта.

Прежде всего, это одна из инстанций мыслящего существа. Мышление здесь понимается крайне широко: от чистой перцепции до совершения действия. Это, как говорилось выше, не «мыслить»-мышление, а «думать»-мышление. Таким образом, даже некоторым животным присуще мышление, но не у каждого мыслящего существа имеется инстанция субъектности.

Далее, это одна из инстанций мыслящего существа, далеко не единственная. В качестве примера других инстанций можно назвать распознавание образов, эмоциональные реакции, желания и тому подобное.

В-третьих, и это ключевой момент, инстанция субъектности является свободной. Иногда это не единственная свободная инстанция мыслящего существа. Например, инстанция решения математических задач тоже может оказаться свободной (неалгоритмизируемой), хотя она не принадлежит к субъектности (иначе каждый решал бы математические задачи).

Четвертое. К существу деятельности инстанции субъектности принадлежит понимание и оценка информации и принятие на этой основе решения о действии. Это сознательная инстанция центрального управления и целеполагания. Иными словами, это инстанция осмысления, причем «дальнего» осмысления, проведения связи между информацией на входе и действием на выходе, которые могут быть связаны очень косвенной и неочевидной связью.

Пятое. Фундаментально важно, что инстанция субъектности не однородна. Она сама включает в себя под-инстанции. Прежде всего, это под-инстанции отношения: к Другим, к себе, к миру и т.п. Отношение безусловной свободы цельного субъекта и довольно ограниченной свободы его под-инстанций (например, далеко не всегда мы можем назвать свободной рефлексию, которая тесно связана с отношением к Другим) еще требует дальнейшего изучения. Неотъемлемой под-инстанцией субъектности является сознание.

Шестое. Субъектность имеет смысловую природу. Но от смысла неотъемлемы ценности: нравится – не нравится, вообще хорошо – вообще плохо, должно – не должно – и так далее. Ценности можно подразделить самым простым образом: на имеющие имманентный и трансцендентный характер. «Нравится или нет» – ценность имманентная. «Должно или не должно» – трансцендентная ценность. Источник трансценденции в данном случае не обсуждается. Это может быть и социум, и Бог, и категорический императив.

Субъект – это тот, кто свободен, свободен – это тот, кто выбирает, а выбирает субъект на основе ценностей, в том числе (это необходимое условие) имеющих трансцендентный характер. Только свободный субъект имеет способность предстояния перед трансценденцией.

Наконец, основные структуры субъектности, как уже было сказано – это базовые структуры отношения. Мы выделяли отношение к миру, к себе, к Другим, к трансценденции. Этот список открыт.

Поскольку структуры отношения – базовые структуры субъектности, субъект не существует без них (по крайней мере без какой-либо одной из них). Они все необходимы в равной степени. В работе было рассмотрено в основном отношение субъект-Другие. Отношение Субъект-трансценденция еще ждет своего часа. Очень редкие случаи, которые можно оценить как отсутствие всяких отношений, например, некоторые виды йогической медитации, мы здесь не рассматриваем.

Неотъемлемой структурой субъектности, как было сказано выше, является сознание и его интенциональный характер. Сознание обычного – нормотипического – субъекта имеет «горизонтный» характер, то есть помимо непосредственного интенционального объекта удерживает горизонт потенциальности. Это позволяет субъекту оторваться от точки здесь-и-сейчас и строить проекты, замыслы, мыслить вне связи с наличной ситуацией.

К пятому же пункту, так сказать, с буквой «а», относится вопрос адекватности бытийных отношений. Поскольку субъект строит их в значительной степени свободно, он может построить их с большими искажениями. Однако что такое искажения правильных отношений, если сами отношения и составляют субъектность? Этот вопрос исследован в данной работе, но, конечно, он нуждается в дальнейшей разработке.

Наконец, шестое, что обязательно надо сказать – субъектность формируется. Человека можно рассматривать как плохого/хорошего, способного/тупого и еще тысячей разных способов. Более того, при расширительном толковании понятия субъекта в него можно включить все эмпирические свойства человека: национальность, пол, возраст, личную историю, влияние детских травм на сексуальное поведение... О каждом из этих пунктов можно спорить, насколько он формируется социумом и культурой, насколько – биологической предрасположенностью, а насколько – личным решением самого субъекта. Но все эти вещи для субъекта – лишь его внешняя оболочка.Человек не рождается готовым субъектом и даже вообще субъектом. Его формируют обстоятельства, он сам формирует обстоятельства и сам выбирает, как ему формироваться обстоятельствами. О последнем он, к сожалению, сам обычно ничего не знает.

Итак, что можно сказать относительно формирования субъектности?

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!