Особенности речевого развития  детей младшего дошкольного возраста



Речь, как ведущий способ человеческого общения, происходит в результате окружающей среды ребенка. Чем она насыщеннее и богаче эмоциями, звуками, голосами, тем благоприятнее это сказывается на речевом развитии ребенка.

Ребенок и младший дошкольник в том числе, в современном мире постоянно находится в информационном поле. Телевизор, компьютер, телефон, айфон, айпад и т.п. для ребенка на сегодняшний день нормальный атрибут, доступ к ним ничем не ограничен, в любое время в любом количестве.  Но при всем этом многообразии, наблюдается парадокс: резкое снижение умения обрабатывать и анализировать информацию, высказываться и выражать свое к ней отношение.

 Речевой поток положительно влияет на речевое развитие ребенка только тогда, когда речь строится в диалоге ребенка с взрослым и имеет общий характер эмоциональных контактов.

 Речевое развитие имеет четыре этапа:

1. Словарь ребенка составляют «лепетные» слова, т.е.слова – звукоподражания (гу-гу, му-му и т.д.).

2. Быстрый количественный рост словарного запаса.

3. Формы слов становятся устойчивыми.

4. Высокий уровень овладения языком. Речь выстраивается в предложения [15, с. 34].

В программе «От рождения до школы» (автор Н.Е.Веракса) охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей.

 В разделе программы «Целевые ориентиры» ребенок должен активно владеть речью, в состоянии обратиться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых. Согласно Программы речь должна быть полноценным средством общения с другими детьми.

Общение – значимая причина в развитии или отставании ребенка, но при этом не единственная. Дефицит общения приводит к торможению психических познавательных процессов. От недостатка речи, от ее отсутствия, страдают мышление, память, интеллект, воображение, восприятие. Скудная речь – показатель слабого интеллекта. Именно речь – основа специфически человеческого высшего вида мышления – абстрактно – логического.

Выготский Л.С. в своих исследованиях пришел к выводу, что вне речи формирование личности состояться не может. Она является основным механизмом осознанной деятельности человека.

Глебова И.Ю. уверена, что на формирование и становление детской речи значительное влияние оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. Формирование речевых зон коры головного мозга совершается под влиянием импульсов от руки, а точнее от пальцев. В то время как отстает движение пальцев, задерживается и речевое развитие, хотя физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речевое развитие рекомендуется стимулировать путем движения пальцев рук [15, с.87].

В первые годы жизни в развитие речи ребенка играет фактор биологический, но по мере взросления и развития ребенка, этот фактор заменяется на социальный.

На протяжение всего детства дети овладевают речью. Учатся строить предложения, выражать мысли и чувства, строить отношения с окружающим миром через диалог.

Становление звукопроизношения у детей происходит от года до 6 лет. Звуки они усваивают не отдельно, изолированно, а в составе слов. Правильная артикуляция процесс долгий и сложный. Первые звуки ребенок начинает произносить уже с двух месяцев, а для усвоенияречепроизносительных навыков им нужно три-четыре года.

В период от трех до семи лет у ребенка вырабатывается навык слухового контроля собственного произношения, его исправление в возможных случаях, формируется фонематическое восприятие [6, с. 39].

Дошкольники, в частности младшие, усваивают речь путем подражания взрослым и способом языковых обращений.

 Добавить к этому можно и выдуманные слова дошкольника, которые ребенок начинает придумывать сам. Взрослый человек таких слов никогда не говорил и не знает, а ребенок их выдумывает силу своей фантазии. Это тоже своеобразный этап в развитии речи ребенка.

К началу четвертого года жизни ребенок усваивает все звуки Ч,Ш,Т,Р,Л.

 Основными нарушениями речи бывают:

- фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН) – трудности различия звуков, нарушение в произношении;

- глубокое фонематическое недоразвитие детей (ГФН) – дети «не слышат» звуков в слове, не различают связи между звуками.

Ребенок дошкольник воспитывается в окружении значимых для него людей – семье, людьми, которые имеют к ребенку прямое отношение. Именно из семьи, в первую очередь идет развитие, а затем, дошкольного образовательного учреждения. В детском саду ребенок однозначно никогда не услышит грубых и матерных слов от взрослого человека, он услышит их дома, от своих родных людей, и придет в ними в детский сад и будет их произносить, потому что дома так говорят.

Необходимо отметить, что недоразвитие речи биологическое усугубляется еще и социальным фактором, а точнее, семейным. Мало того, что у младшего дошкольника проблемы с речью врожденные, родители с ним разговаривают исключительно на бытовом уровне. Качественная и количественная речь окружения ребенка сведена к минимуму. Низкая заинтересованность родителей вызвана либо нежеланием видеть проблему в ребенке либо невысоким материально – культурным уровнем семьи

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие речи – фактор биологический и социальный, для развития речи необходимо развивать не только саму речь, но еще и руки, в частности мелкую моторику.

На занятиях по развитию речи педагогу необходимо помнить о том, что должен быть массовый охват детей, чтобы не было внешней заторможенности других детей. Говорить и высказываться на занятиях должны все дети, а не один – два ребенка, должна быть предельная активность в работе дошкольников.

Поскольку в современном обществе наблюдается катастрофическое снижение чтения и как результат снижение речи (монологической и диалогической) ученые – практики Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева говорят о том, что дошкольная образовательная организация должна подготовить основу литературного образования ребенка, которое впоследствии будет продолжаться в школе.

Обратиться в этот период необходимо к сказке - инсценировать, проигрывать, читать, обсуждать, предполагать – воспитателю и ребенку вместе, в диалоге, либо между детьми, но все также при участии воспитателя.

Театрализация имеет комплексное воздействие на развитие речи. Музыка, песни, танец, декорации, эмоции, смех, крик, шум, речь как таковая они одновременно ребенка раскрепощают и в то же время дают ему чувство защищенности. Инсценировка, к примеру, «Три богатыря» - речь этих героев дети произносят или пытаются произнести, соответственно, низким голосом, басом, нарочито грубо, пытаясь их изобразить как можно более достоверно и правдоподобно. Двигаются, смотрят, одеваются - как богатыри.

 Театрализация сказок увлекает детей. Они исключительно быстро запоминают слова, фразы, отрывки текста. У них это происходит в разы быстрее, чем, скажем, заучивание стихотворения, которое для ребенка не всегда радостный момент

Основным инструментом в развитии дошкольника в этот период в руках педагога становится художественная книга. Ей всегда отводилась роль первой скрипки в нравственном, духовном, речевом, словесном развитии детей. Художественное слово стимулирует воображение и фантазию, формирует картину мира, раскрывает художественные образы героев, дарит ребенку мечту: «Я хочу быть таким же большим и сильным как Иван Царевич, который никого не боится».

Н.С.Карпинская характеризует это как «опыт личного участия» в происходящих событиях, М.Б.Кудайбергенова выделяет два аспекта отношения ребенка к произведению: ребенок реагирует на героев непосредственно, напрямую, и второй, когда ребенок анализирует содержание, опирается на собственный опыт.

В 3 года ребенок переходит к осознанной стадии в отношении искусства. Проходит путь от сопереживания к осознанию действий и поступков героев.

В каждом возрасте есть свои особенности восприятия текста. Младшие дошкольники следят за приключениями главных героев, сопереживают им, осознают связь событий, предпочитают ритмический рисунок текста, понимают роль и значение главного героя, дают ему характеристику («Баба – Яга злая, Емеля – дурачок, но он добрый»).

Для развития речи и работой над текстом можно применять метод беседы – целенаправленное обсуждение текста, которые прослушали дети. Здесь ребенок научается логически мыслить, анализировать, синтезировать информацию на примитивном уровне.Вопросы  воспитателяпо содержанию текста должны строиться по принципу «опережающего развития» и служить стимулом к мыслительной деятельности дошкольника. Вопросы продумываются педагогом заранее. Ответ детей нужно корректировать, чтобы оставаться в русле логической цепочки ответов, дабы достичь результата.

В помощь воспитателю при работе с книгой и художественным текстом приходит иллюстрации, картинки, которые помогают активизировать мышление и фантазию дошкольника и, как результат, активизацию его речи в результате повышенного эмоционального фона. Они требуют внимания и наблюдательности со стороны ребенка и комментариев со стороны воспитателя.

Дошкольнику необходимо дать время, чтобы пережить эмоции, осмыслить так сказать пережитое в услышанном от взрослого человека, принять или не принять то или иное событие, факт, обстоятельство, чтобы не нарушить дальнейшее восприятие.

Возможно осмысление текста через творческую составляющую – нарисовать либо вылепить главного героя, изобразить его самому ребенку.

Использование беседы – успешный путь в постижении художественного слова ребенком, обогащения его словарного запаса, построения диалогической и монологической речи, выступления перед окружением (публикой, аудиторией). Через постижение художественного текста ребенок учится понимать доброту и заботу, принципиальность, честность.

Обратившись опять же к М.П.Никулиной можно сказать ее словами: «С пеленок должна быть только великая литература, чтобы душа работала выше возможностей!».

 Еще один действенный способ развития речи детей – фольклор – мала форма устного народного творчества. Включает в себя загадка, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Через загадки у развивается аналитическое мышление дошкольника, формируется умение самостоятельно делать выводы, развивает поэтический взгляд на действительность. Загадки разнообразны по своему содержанию, они отражают быт и действительность, окружающий мир, объемы, характер и психологические черты человека.

Загадка – словесно – логическая задача. Отгадать ее – значит ответить на вопрос и совершить сложную логическую операцию. В работе с дошкольниками загадки можно использовать повсюду – на занятиях, в быту, в трудовой и игровой деятельности. Они побуждают ребенка к мышлению. Делает обучение увлекательным и интересным, в какой – то степени в ребенке проявляются таким образом лидерские качества. Ему, чтобы молодцом быть, необходимо во что бы то ни стало, отгадать загадку. Дети наперебой в таких случаях сыплют ответами. Это тоже великий стимул к развитию речи. Тематика загадок для младшего дошкольного возраста может быть о животных, предметах, временах года. Загадка в таком случае не просто ответ, а объяснение, доказательство.

Согласно теме работы развитие речи в процессе театрализации должно проходить именно в процессе творчества, не в форме «Сказал – спросил – ответил», а в своеобразном движении. Речевом, эмоциональном, физическом.

Дети могут не только загадывать и отгадывать загадки, пересказывать рассказы, описывать картинки и репродукции, они могут, и должны это инсценировать.

«И лает, и кусает, и в дом не пускает» (Собака). Ребенок отгадал загадку, пусть он ее изобразит. Или наоборот – воспитатель просит одного ребенка изобразить к примеру кошку, как тот умеет, остальные в группе - отгадывают.

Эти действия и мероприятия воспитатель может привязать к любому событию – Новый год, 8 Марта, 23 февраля, Показ моды, День матери и т.д.

Работа в речевом направлении прописана во всех современных программах («От рождения до школы», «Радуга», «Детство»), в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно им, педагог дошкольной организации выстраивает свою работу.

Вывод:  в дошкольном возрасте 3 - 4 лет происходит становление и развитие речи ребенка. Но для того чтобы развитие было полноценным, необходимо его стимулировать. На педагоге лежит задача развить все психические познавательные процессы дошкольника и речь в частности.

Это происходит за счет физического стимулирования – развития мелкой моторики и процесса театрализации.

Мелкая моторика посылаем сигнал в мозг, и оттого насколько мелкую моторику выполняют руки ребенка, настолько же тонкую работу проделывает его мозг.

Театральные моменты в речевом развитии – инсценировка сказок, пение, игра по ролям, описание картин и репродукций. Все эти моменты ребенок проживает вместе с воспитателем, музыкальным работником, логопедом.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!