Формирование научного мировоззрения обучающихся в обучения



Общеизвестно, что главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение, которое представляет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Мировоззрение - это «система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации»

Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное)мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;

религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение (включающее научное), в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира .

«Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у индивида в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности».

Мировоззрение имеет сложную структуру. Г.М. Коджаспировой выделены познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой компоненты мировоззрения, которые соответствуют компонентам «Я-концепции» личности. Познавательный компонент включает знания, взгляды и убеждения, эмоциональный – эмоциональные состояния, чувства, переживания, волевой - поступки, действия, отношения. Названные компоненты взаимосвязаны - иногда составляющая одного определяет составляющую другого (убеждения ^ поступки), иногда они взаимодействуют, представляя собой единое целое (действия-знания-эмоции).

В образовательном процессе, в первую очередь, формируются знания, взгляды и убеждения (познавательный компонент), но с опорой на эмоциональную сторону и с результатами, проявляющимися в отношениях и поступках.По мнению М.И. Морозовой, к мировоззренчески значимым знаниям следует отнести знания о действии законов в мире и их познании; знания о живой природе как материальном единстве; знания об обществе как компоненте живой природы; знания о человеке и его функциях. Данная совокупность определена для процесса изучения биологии в школе и явно неполна. Действительно, при изучении общеобразовательных предметов у школьников складываются представления о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого сознания. Кроме этого, предметы естественнонаучного цикла - физика, химия, биология, география, астрономия - подводят к пониманию общих законов развития неорганического и органического мира, количественных и качественных изменений веществ, эволюции развития природы живых организмов, в том числе и человека, доказывают материальность мира и объективный характер его развития, его познаваемость и относительность истины, его диалектичность и взаимосвязанность природных явлений. Социогуманитарные дисциплины рассматривают то, как возникло и прогрессирует человеческое общество; что является движущей силой современных социально-экономических и политических явлений; каково место человека и его сознания в развитии общества .

Мировоззрение имеет сложную и многоаспектную структуру и как психологическое образование. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявлением интеллектуальных чувств и сознательной воли. У мировоззрения различают две стороны: рациональную и эмоционально-психическую, тесно переплетенные между собой. Взгляды определяются принятыми человеком в качестве достоверных идеями, знаниями, теоретическими концепциями, предположениями, выраженными в представлениях и понятиях. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях и составляют основу мировоззрения. Общие положения и принципы превращаются в убеждения - особое состояние знаний, характеризующееся твердой уверенностью. Убеждения - качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верит, как в истину. Он считает их реализацию в жизни необходимым для людей благом и поэтому эмоционально отстаивает их, предпринимает волевые усилия и практические действия в целях их осуществления. Органическим свойством убеждений являются чувства. Отстаивание, защита, внедрение убеждений в жизнь неразрывно связаны сэмоциональными переживаниями человека. Особенно значительны для него интеллектуальные чувства, такие, как радость познания и вера в непогрешимость истины, эстетическое наслаждение ее красотой и преданность ей, социальный оптимизм и целеустремленность. Идеалы - духовные ориентиры, придающие осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Мировоззренческие положения и принципы содержат оценку явлений действительности, определяют жизненную позицию человека. Мировоззрение включаетнастроения, чувства, переживания, составляющие эмоционально-психическую основу. Взаимосвязь чувственных и интеллектуальных представлений людей о себе и о мире, входящих в «Я» каждого человека, является важным аспектом структуры мировоззрения. Если привести схематичную формулу, она звучит так: чувства человека интеллектуальны, и интеллектуальные представления пронизаны чувствами. Входящие в мировоззрение чувства и мысли о социальном и природном мире - это, в первую очередь, интериоризированные представления прежних поколений о мире. То, что было познано до него, человек получает как нечто объективное наряду с природными явлениями . Мировоззрение есть тот механизм, с помощью которого человек «чувствует и узнает себя в себе», обособляется среди природных и социальных предметов и событий. Мировоззрение образует стабильный комплекс жизненных ориентиров - это те чувства и мысли о себе и о мире (природном и социальном), которые делают человека «своим» в определенной культурной среде, в культуре определенного народа или народов, в культуре. Носитель мировоззрения -личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.

Критериями оценки сформированности научного мировоззрения являются следующие: глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления; устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию; стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения; проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении; сформированные интеллектуальные чувства. Б.Т. Лихачев называет еще и развитую способность диалектического осмысления действительности, безусловно, свидетельствующую не только о высоком уровне развития мышления индивида, но и об определенном уровне развития его мировоззрения - уровне, на котором убеждения, эмоции и поступки едины, это диалектическое единство обеспечивает идентификацию личности «в мире» .Е.В. Яглова указывает, что становление мировоззренческой позиции осуществляется по трем уровням: эмпирическому (индивидуальное, бессистемное), теоретическому и философскому. В процессе обучения в вузе необходимо формирование мировоззрения на двух последних (при этом философский уровень не может быть достигнут всеми студентами) .Развитие личности, формирование ее мировоззрения - очень сложный процесс, подвергающийся воздействию множества разнообразных факторов. Воспитание мировоззрения - это процесс одновременного, в органическом единстве, развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий. Сознание ребенка, как система взглядов и убеждений, формируется прежде всего в результате освоения наук, в этом процессе также формируются чувства и воля. Мировоззренческое воспитание как органическое единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющееся в единстве учебно-воспитательного процесса и жизни, требует комплексного подхода. Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира в аудиторное время и его практического освоения во внеаудиторной деятельности. Таким образом, своеобразие процесса формирования мировоззрения - в его сложности и нелинейности. Сложность, двойственность понятия «мировоззрение» проявляется в самом процессе его развития: являясь предметом процесса воспитания (в первую очередь), оно одновременно базируется на знаниях, полученных в обучении (или другим путем -например, религиозное, житейское). Вероятно, именно поэтому при обсуждении целенаправленного становления мировоззрения обычно употребляются термины «формирование» (как создание нового) и «развитие» (как изменение существующего), которые одинаково употребимы и в отношении процесса воспитания, и в отношении процесса обучения. В юношеском возрасте имеют место и формирование, и развитие мировоззрения, т.к. определенная основа - мировоззренческие знания - к этому моменту должна быть создана.

Проблема формирования научного мировоззрения состоит в том, что целенаправленное развитие теоретического уровня сознания «не отменяет реально присутствующие в многогранном человеческом существе прочие пласты мировоззрения, атавизмы мифологического или приоритеты житейского. И наоборот, индивид, выступающий от имени только теоретического, научно-систематизированного и предельно рационализированного мировоззрения, мало напоминает живое, страдающее и мечтающее человеческое существо» .Эффект формирования научного мировоззрения достигается не воздействием обучающего, а синергетизмом взаимодействия педагога и обучаемого, общества и обучаемого, внешней среды (природы, техники, искусства и пр.) и обучаемого, т.е. социума, педагога, окружающего мира и обучаемого - это и прослеживается в структуре мировоззрения. Как синергетическое образование, мировоззрение развивается в сложном нелинейном процессе самоорганизации, все факторы которого невозможно учесть; как синергетическое образование, мировоззрение имеет альтернативные пути развития, это развитие не является и не может являться равномерным и предопределенным. Именно эти особенности определяют необходимость вычленения в процессе формирования целостного мировоззрения отдельных сторон, для которых можно определить некие устойчивые состояния, являющиеся результатом поэтапного целенаправленного воздействия в обучении и воспитании.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 776; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!