Тема 8. Жанровая система кинематографа
Классическое деление предметов искусства на жанры. Аристотелевское понятие жанров.
Жанры высокие и низкие. Возникновение драмы как закономерный итог развития человеческого самосознания.
Конфликт как основа деления произведений драматургии на жанры. Трагедийный конфликт. Драматический конфликт. Конфликты комедий (комедия положения и комедия нравов).
Синтез жанров.
Жанровая система кинематографа. Выделение групповых признаков произведения, определение норм и правил развития действия, закономерности применения жанровых особенностей. Необходимость реализации ожидания зрителей в соответствии с заявленными правилами игры.
Жанровые лекала и их соблюдение как элемент коммерческого успеха фильма.
Степень влияния реализации формы произведения на его художественную ценность.
Взаимоотношения жанрового и авторского кинематографа. Отличия жанровой принадлежности от авторской и(или) выразительной стилистики.
Эмоциональная составляющая жанрового деления, система восприятия константных образов и функциональных персонажей.
Современная система жанровых образований, их классификация.
Трансформация жанра в пределах одного произведения.
Жанр как квинтэссенция ожидания определенного сегмента зрительской аудитории.
Характеристика отдельных видов киножанров – особенности структуры, конфликта, персонажей. Взаимоотношения жанра и темы произведения.
|
|
Просмотр фильма: «Кабаре» (реж. Б.Фосс)
Задание по фильмам: жанр фильма, его признаки; определение конфликта и его классификация; уровень «чистоты» жанра, элементы инородной структуры; черты личностного авторского стиля в картине.
Тема 9. Экранизации.
Экранизация литературных произведений. Байопики. Фильмы на основе реальных событий. Ремейки.
История, предпосылки и причины обращения кинематографа к литературной основе для реализации ее средствами киноязыка.
Взаимоотношения литературы и кинематографа на разных этапах развития киноискусства.
Коммерческая и художественная составляющая создания кинопроизведений на основе литературного материала.
Возможности средств экрана при передаче литературной образности.
Роль автора-интерпретатора в создании образа литературного произведения.
Сюжетно-образный ряд литературного произведения. Способы и методы его кинематографического воплощения.
Классификация фильмов-экранизаций.
Прямая экранизация литературного произведения – реализация средствами кинематографа видения автором-интерпретатором фабулы литературного произведения, его сюжета и художественного пространства писателя.
|
|
Экранизация по мотивам литературного произведения – создание нового уникального киносюжета, при полном или частичном использовании фабульных событий и разработанной образной системы литературного произведения.
Экранизация на основе литературного произведения – воплощение на экране киносюжета, реализующего тему, идею и образ литературного произведения, при условии нахождения авторами адекватного эквивалента фабульных событий и образной системы действующих в них лиц.
Характеристика каждого вида экранизации, их преимущества и недостатки.
Ремейк, байопик (биографический фильм) и фильм на основе реальных событий как частные случаи экранизации. Распространение правил и норм экранизации на их создание.
Принципы идентичности и обобщения при разработке характера главного героя. Структурные требования.
Художественный и коммерческий потенциал фильмов экранизаций.
Применение законов драматургии при разработке сценариев, опирающихся на литературные и экранные источники, биографии известных личностей или реальные события.
Методы работы над экранизацией литературных и экранных произведений, биографий или реальных событий. Усиление конфликтной составляющей сюжета. Проработка мотивации и действующих обстоятельств (коллизий). Разработка характеров действующих лиц. Принцип причинно-следственных связей происходящих событий.
|
|
Этические и драматургические аспекты художественной и реальной правды.
Просмотр фильмов: «Дама с собачкой» (реж. И. Хейфиц), «Фотоувеличение» (реж. М. Антониони), «Александр» (реж. О. Стоун), «Левиафан» (реж. А.Звягинцев).
Задание по фильмам: определение вида экранизации; анализ использованных средств кинематографа при реализации на экране образной системы литературного текста и реальных событий; соотношение реальности и вымысла, оправданность применения художественной правды; определение элементов, обостряющих конфликт (мотивировки, коллизии); изменения в структуре и хронологии происходящих событий.
Тема 10. Идея фильма.
Идея фильма как реализация целей и задачи произведения киноискусства. Значение идеи в иерархии элементов драматургии фильма.
Однозначность и вариативности толкования темы и идеи фильма.
Трансформация темы-«призрака» в идею фильма как закономерный итог воплощения авторского замысла средствами художественной выразительности киноискусства.
Вариативность толкований понятия идеи фильма при восприятии произведения кинематографа. Его виды. (Идея-замысел как квинтэссенция проблемы, волнующая сценариста перед и во время работы над сценарием; идея-стержень как осознанное стремление съемочной группы во главе с режиссером реализовать средствами киноэкрана тревожащие их мысли, подчерпнутые в сценарии; идея-проблема как данный зрителю авторами фильма материала для дальнейшего размышления; идея-смысл как итог размышления зрителя о затронутых в фильме проблемах; идея-значение – осмысленная зрительскими поколениями роль фильма в культурном пласте общества и истории развития киноискусства)
|
|
Неоднозначность идей фильма между собой.
Работа съемочной группы на идею фильма как процесс реализации авторского замысла.
Роль эстетической системы киноискусства в формировании идеи фильма. Авторский меседж при реализации идеи произведения киноискусства.
Просмотр фильмов: «Седьмая печать» (реж. И. Бергман), «Третий человек» (1949, реж. К. Рид).
Задания по фильмам: тема и идея фильма; смысловые акценты в финале картины; форма идеи фильма; сценарий и поставленный на его основе фильм — возможное отличие в них смысловых решений.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!