Тема 4. Звучащее изображение



Звучащее изображение как неотъемлемая часть движущегося. Музыкальное сопровождение эпохи немого кинематографа. Опыты синхронизации звука и изображения. Надписи и разговорные титры в немом кинематографе, их функция и задача.

Прогнозы влияния появления звука в кинематографе на развитие средств киноязыка.

Звучащая речь, музыка и шумы. Их роль в образной составляющей кинопроизведения.

Влияние появления звука на драматургию фильма. Диалог как средство художественной выразительности произведения драмы.

Виды звучащей речи. Внутрикадровая, внекадровая и закадровая речь. Речь (речи) персонажа (персонажей), голос автора, дикторская речь, внутренний монолог (диалог).

Музыка и шумы. Звуковые лейтмотивы кинопроизведения. Звуковая деталь.

Звучащее изображение как средство киноязыка. Драматургическая роль паузы. Феномен тишины.

Законы использования речи в кинематографе: закон необходимости, закон дополняемости, закон прямой пропорциональности. Особенности применения речи в телевизионном продукте.

Внутрикадровый и вертикально-монтажный способы формирования звуко-зрительного образа. Принцип контрапункта в кино.

Просмотр фильма:  «Дорога» (реж. Ф. Феллини)

Задание по фильму: виды звучащей речи; характер диалогов и виды монологов; виды закадровой речи; звуковые детали, музыкальные и шумовые лейтмотивы.

 

 

Тема 5. Композиция фильма.

Понятие композиции как формы организации художественного пространства произведения, ее роль в драматургии фильма.

Виды композиции: структурная, сюжетная, сюжетно-линейная, архитектоника.

Структурная композиция и ее элементы. Кадр, сцена, эпизод. Монтаж как элемент структурной композиции.

Организация с помощью элементов структурной композиции художественного времени и пространства в экранном произведении. Различия реальных и экранных времени и пространства.

Сцена как элемент структурной композиции фильма. Развёрнутая, фрагментарная, проходная, перебивка, параллельные сцены. Способы соединения сцен в фильме. Столкновение, сцепление.

Разновидности сцен по функциональному значению. Экспозиционная, информативная, ретроспективная, поворотная, кульминационная, финальная сцена. Главная сцена фильма.

Эпизод как элемент структурной композиции фильма. Условность деления фильма на эпизоды. Виды эпизодов. О способах соединения эпизодов в фильме.

Сюжетная композиция. Элементы сюжетной композиции. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал. Виды финалов. Взаиморасположение элементов сюжетной композиции.

Соотнесение элементов сюжетной композиции между собой. Пролог и эпилог, их функции и значение в драматургии фильма.

«Рамка» как конструкционная структура сценария, вводящая зрителя в художественное пространство кинопроизведения.

Прием «крючка» как способ усиления зрительского интереса и удержания внимания при переходе от одного элемента структурной композиции к другому.

Голливудская теория сюжетной композиции и ее законы.

Расчет построения сюжетной композиции и соотнесение между собой временных характеристик объёма ее элементов как необходимость соблюдения формы зрелищного произведения искусства и следствие требований теории восприятия.

Сюжетно-линейная композиция. Сюжетные линии и лейтмотивы как элементы сюжетно-линейной композиции.

Сюжетные линии главных героев фильма, второстепенных и эпизодических персонажей. Тематическая формула драматургии фильма. Понятие темы-«призрака».

Понятие лейтмотива как художественно-смысловой маркировки образов персонажей и тем произведения. Способы реализации лейтмотива: изобразительный, речевой, музыкальный, шумовой. Комбинированные способы.

Драматургическая композиция развития сюжетных линий, ее элементы, их роль и значение в сюжетной композиции фильма. Способы соотнесения и соединения сюжетных линий в фильме.

Архитектоника – деление фильма на глубинно-смысловые части и соотнесение их между собой. Диалектический принцип соединения смысловых частей фильма.

Просмотр фильмов: «Андрей Рублёв» (реж. А.Тарковский), «Челюсти» (реж. Дж.Кэмерон), «Китайский квартал» (реж. Р.Полански), «Титаник» (реж. Дж.Кэмерон)

Задание по фильмам: виды сцен; деление фильма на эпизоды, сюжетные линии фильма; кульминации, способы ее подготовки; соотнесение и соединение сюжетных линий в фильме; лейтмотивы.

 

 

Тема 6. Сюжет.

Сюжет как элемент драматургии фильма. Место и значение сюжета в системе элементов кинодраматургии. Его влияние на художественную образность и эстетическое значение произведения. Основные понятия трактовки определений сюжета. Искусствоведческое и практическое толкование сюжета. Киносюжет как раскрытие темы и идеи фильма средствами киноискусства.

Составные части сюжета. Глобальные элементы сюжета (фабула, конфликт, характеры) и элементарные (драматургическая коллизия, действия, мотивировки, перипетии, «повороты», «узнавание»). Иерархичность составных частей сюжета в системе процесса его формирования.

Фабула как событийная основа сюжета. Дофабульное пространство произведения. Соотнесение, соответствие и интерпретация фабулы в сюжете фильма. «Рождение» иного сюжета при попытке пересказа кинопроизведения.

Элементарные части сюжета как инструмент реализации его глобальных элементов.

Драматургическая коллизия как ситуация противоречащих друг другу обстоятельств, провоцирующая развитие конфликтного состояния. Способы нахождения кинодраматургом драматургической коллизии, ее вычленение, обострение и дальнейшее использование.

Действие как элементарный элемент сюжета. Определение действия как совершаемого события, имеющего последствия в дальнейшем ходе повествования.

Развитие действия как процесс последовательного совершения противоборствующими сторонами действий в соответствии с причинно-следственными связями, направленный на достижение заявленной цели.

«Глагольные» действия и действия драматургические. Виды драматургических действий. Внешнее и внутреннее. Прямое, отложенное, скрытое. Сквозные действия элементов структурной композиции и фильма. Действие «наилучшее».

Мотивировка как элементарная часть сюжета. Виды мотивировок. Мотивировки внутренние и внешние. Мотивировки явные и тайные. Мотивировка как основа строения художественной образности произведения.

Перипетия – действие, меняющее состояние героя на противоположное (от «счастья» к «несчастью» и наоборот). Роль перипетии в разработке сюжетных линий. Количественные характеристики перипетии в структуре художественного фильма.

Поворот (драматургический) – действие, направляющее развитие сюжета в неожиданную сторону, либо обстоятельство, представляющее произошедшие события в неожиданном свете.

Узнавание как разновидность перипетии, когда персонажам и(или) зрителю становятся известны обстоятельства, произошедшие вне пространства произведения.

Конфликт как глобальная часть сюжета. Определение конфликта как разработанной би- (и более) валентной системы действующих в произведении мотивировок, исполнение которых для одной стороны возможно лишь при условии полного их краха для противодействующей.

Деталь художественная и деталь драматургическая. Особенности использования детали в кинодраматургии. Художественные тропы в драматургии фильма.

Конфликт как основа жанровой принадлежности произведения. Трагедийный и драматический конфликт. Конфликтная основа комедии.

Виды конфликта. Внутренний и внешний. Персонализация персонажей с противодействующими сторонами. Двойственная персонализация персонажа.

Сквозной и локальные конфликты.

Применение видов конфликта в драматургии фильма, их соотнесение и использование.

Искусствоведческая трактовка разновидностей конфликта в произведениях киноискусства. Эпическая, лирическая, повествовательная разновидности.

Понятие мотивов и ситуаций. Тридцать шесть драматических ситуаций Жоржа Польти.

Персонаж, характер и образ. Иерархичность понятий.

Персонаж как действующее лицо произведения, вводимая автором художественная единица для совершения действий, развивающих сюжет. 

Характер – процесс формирования в результате совершаемых действий представления о персонаже, его духовно-нравственных качествах и жизненной позиции. Методы разработки характера в сценарии: становление и раскрытие. Комбинированный метод.

Образ как интерпретация актером и режиссером разработанного сценаристом характера. Понятие формы и содержания образа героя. Индивидуальные черты, разработка типа, принципы обобщения.  

Просмотр фильмов: «Калина красная» (реж. В. Шукшин), «Тема» (реж. Г. Панфилов), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Евангелия от Матфея» (реж. П.-П. Пазолини), «Рассекая волны» (реж. Л. Фон Триер) «Ночь на земле» (реж. Д. Джармуш), «Зеркало» (реж. А. Тарковский), «Земляничная поляна» (реж. И.Бергман), «Сатирикон», «Дорога» (реж. Ф.Феллини)

Задание по фильмам:  формулировка фабулы фильма; внефабульные включения в сюжете картины; драматургические конфликты, их виды в фильме; коллизия, основной конфликт;  действия; мотивировки действий персонаж; перипетии, их вид и их подготовка, финальный сюжетный поворот; сцены «узнавания» в фильме; вид финала; признаки новеллистического построения сюжета фильма; сюжетные мотивы в фильме — мифологические, фольклорные, религиозные; способы создания образа человека в картине; способы раскрытия характеров персонажей в фильме; признаки драматического сюжета в фильме; признаки эпического, повествовательного, лирического компонента в сюжете фильма; анализ формулы финала как позиции авторов фильма к произошедшим событиям; временные пласты в сюжете фильма; признаки «авторского фильма».

 

 

Тема 7. Образ фильма.

 Образ фильма как законченная, сформировавшаяся после просмотра совокупная система взаимодействовавших художественных образов, подчиненных темпо-ритмическому алгоритму автора и дающая представление о его духовном мире через познание художественного пространства произведения.

Образ фильма как содержание сюжета и как форма идеи.

Особенности восприятия фильма во время просмотра и после.

Анализ образа фильма и его составляющих. Роль элементов драматургии фильма в создании образа.

Принципы функционирования образа в сознании зрителя. Признаки интеграции образа произведения в социо-культурное пространство общества. Дополнение, продление, отрицание. Их сочетания.

Просмотр фильма: «Одинокий голос человека» (реж. А. Сокуров)

Задание по фильмам: особенности построения образа фильма: соотношение образа целого и образа главных героев фильма; создание образов пространства и времени.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!