Не нашим умом, а божьим судом. 23 страница
Б
Проанализируйте кульминационный эпизод поэмы – сцену поединка Калашникова и Кирибеевича. Ответьте на вопросы:
1. У Калашникова «могучие плечи», у Кирибеевича «сильные плечи». Почему оба героя-антагониста представлены Лермонтовым подобными былинным богатырям?
2. Кому перед боем отдает поклон Кирибеевич? Что эта деталь поведения говорит о герое?
3. Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это характеризует героя?
4. Как характеризуют Кирибеевича его слова перед боем:
Ты какого-роду племени,Каким именем прозываешься?Чтоб знать, по ком панихиду служить,Чтобы было чем похвастаться.5. Почему Калашников подчеркивает, что «родился от честного отца»? Как его слова соотносятся с содержанием поэмы?
6. Почему Кирибеевич «Побледнел в лице, как осенний лист»? Чего именно он испугался? Подтвердите свои мысли текстом.
7. Какова роль детали: «на груди его широкой висел медный крест со святыми мощами из Киева»?8. Как называется художественный прием, передающий речь героя «про себя», и с какой целью он использован Лермонтовым в приведенном фрагменте:И подумал Степан Парамонович:"Чему быть суждено, то и сбудется;Постою за правду до последнева!"9. Кто из героев приведенного фрагмента поэмы назван по имени и отчеству? Почему?10. В начале фрагмента дважды повторяется «алая» заря. Какова роль этого повтора? Что предвещает алый цвет? Когда и с какой целью он еще раз встретится в тексте?
|
|
11. Как в устном народном творчестве (фольклоре) называется изобразительное средство, использованное Лермонтовым в поэме: «очи соколиные», «могучие плечи», «добрый молодец». Какова их роль в тексте?
12. Как называется и с какой целью использовано Лермонтовым следующее изобразительное средство: «заря… разметала кудри золотистые»?13. Как называется изобразительное средство и с какой целью оно используется поэтом: «как роса из-под него кровь закапала», «побледнел, как осенний лист», «повалился, будто сосенка»?14. Как называется прием ритмической организации народной песни, воспроизведенный Лермонтовым в следующих строках?
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,Будто сосенка во сыром бору…
15. Найдите в тексте троекратные повторы. Какова их роль в произведении?
______
Подражая народной песне, Лермонтов словно бы убирает традиционную для авторского литературного произведения связь: автор – читатель. В поэме гусляры исполняют песню боярину Ромодановскому и его супруге, автор и читатель оказываются разделены этой песней. На передний план повествования выходят герои, их поступки, историческая эпоха, а их оценка звучит в народном слове «Песни…» Обычная для песни структура способствует выражению народного суждения о событиях. Поэма начинается с зачина, в котором вводятся герои песни и обстановка ее исполнения. Сама песня излагается в трех частях, представляющих основные фазы событий: рассказ о страсти Кирибеевича, переживания Калашникова и поединок. Разделяют песню припевыгусляров, задающие эмоциональный тон. Повествование перемежается оценкой героев гуслярами, а развязке следует концовка-итог, в которой описывается могила Калашникова. Замыкается структура песни хвалой, воздающей благодарность боярину, боярыне и всему народу.
|
|
Исторический конфликт выражается в смертельном бою купца с царским опричником. В нем сошлись не только представитель исконного русского населения и потомок монголо-татарских завоевателей, но и обычный человек, живущий своим трудом, и царский слуга – «лукавый раб» по слову гусляров. Характеры героев определяются их позицией и поведением. Кирибеевичу не дорога русская старина, он вторгается в православную семью, дерзко пренебрегает христианскими законами, ему чужд народ и служит он только царю. Сравните, как кланяются перед поединком бойцы. Кирибеевич «царю в пояс молча кланяется», а Калашников, выйдя на бой
|
|
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Если Кирибеевич – царский «раб», то Калашников – подданный, человек из русского народа. Поэтому его назначение состоит в защите всего, что для народа свято, что установилось в русской жизни веками. Оба героя обречены, но живут они по-разному и по-разному встречают смерть. Кирибеевич выступает как романтический герой, действующий для себя и своей страсти, Калашников – личность героическая, стоящий за общую правду. У Кирибеевича неровный, эмоциональный характер, у Калашникова характер цельный, эпический.
Образ царя в поэме складывается на основе народных представлений и преданий о Иване Грозном. Поэтому государь у Лермонтова величественный, легко впадает в гнев, скор на казнь и на милость, способный осознать происходящее. Именно государь выносит решение, однако это решение уже сложилось в жизни – он лишь соглашается с ним.
Центральным образом поэмы является образ героини – Алены Дмитриевны, жены Калашникова. Этот образ появляется в поэме в ее трех частях: в первой части описывает Алену Дмитриевну и говорит о своей страсти к ней Кирибеевич, во второй – возникает противоположный образ – обесчещенной жены, а в третьей с образом Алены Дмитриевны связан образ поднимающейся на Москвой зари. Автор, помещая героиню в центр конфликта, показывает, что будущее России зависит от любви и верности женщины и способности героя ее защитить.
|
|
В поэме изображается вся историческая жизнь России. Род Калашникова ведет начало с Киевской Руси, удар Кирибеевича пришелся к грудь, на которой «висел медный крест/ Со святыми мощами из Киева». Бой Калашникова с Кирибеевичем напоминает Куликовское сражением, перед которым на поединок вышли два богатыря. События поэмы относятся ко времени Ивана Грозного, а исполняется песня перед боярином Ромодановским во время Петра I. И, наконец, написана она тридцатые годы XIX века, когда доктрина самодержавие – православие – народность уже стала лишь формой.
Каково же будущее Руси в поэме? Калашников казнен, но уходят ли с ним в историю нация, народ? Вот как описывается могила героя:
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек – перекрестится,
Пройдет молодец – приосанится,
Пройдет девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.
Могила Калашникова безымянная, но все люди знают, что в ней лежит русский человек-богатырь. Это означает, что может измениться страна, жизнь людей, сами люди, но останется Россия, ибо жив ее дух. О русской земле сказал Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»: «Там русский дух, там Русью пахнет».
В
1. В чем особенность выражения авторской позиции в поэме? Какова роль гусляров и их припевов?
2. Как жизненная позиция и поведение раскрывают характеры героев поэмы? Дайте развернутый ответ, приводя примеры из текста произведения.
3. Что общего в характерах Калашникова и Кирибеевича? Чем различаются герои?
4. Каким предстает царь в изображении Лермонтова? Чье отношение к государю выражает поэт? Подтвердите свою мысль примером из текста.
5. В чем заключается роль образа Алены Дмитриевны в композиции и идейном содержании поэмы?
6. Почему Лермонтов называет произведение «Песней»? При ответе на вопрос, используйте текст.
Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:
1. «Лемонтовский человек» в лирике и поэме «Песня про… купца Калашникова».2. Мотив поединка в творчестве Лермонтова.3. Особенности произведений Лермонтова на историческую тему.
Александр Николаевич Островский
Портрет
(1823-1886)
АЧитая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Согласны ли вы с утверждением исследователя: «Бесприданница» становится пьесой, исполненной сильного драматизма благодаря противоречивым и потому неожиданно проявляющим себя характерам Паратова, Ларисы, Карандышева»?Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:
· В чем заключается основной конфликт пьесы? Почему он разрешается трагически?
· Все ли указанные критиком герои, по-вашему, обладают противоречивым характером? Обоснуйте свою точку зрения.
· В чем проявляется главное противоречие в характере каждого героя? Проиллюстрируйте свой ответ текстом драмы.
---------------
Александр Николаевич Островский – русский драматург. Он родился в Москве, в семье чиновника на Замоскворечье, районе Москвы, в котором селились средние слои населения: купечество, чиновничество и мещанство. Хорошее знакомство с жизнью этих слоев с детства, особенно купечества, определило содержание будущего творчества Островского и социальную среду, из которой происходят персонажи многих пьес. Успешно окончив гимназию, Островский учился два года в Московском университете, затем служил в суде. В 1840-е годы Островский занялся литературной деятельностью, в эти годы он ищет свою писательскую манеру, сочиняет рассказы, делает наброски пьес.
Первая пьеса Островского «Банкрот» была опубликована в 1849 году. Талант молодого драматурга привлек внимание в литературном мире, и он был приглашен к сотрудничеству в известном московском журнале «Москвитянин». В этом журнале были появлялись первые драматургические работы Островского. В этот период творчества Островский создает комедии, а к концу 1850-х годов приступает и к другим драматическим жанрам – драме и трагедии. В 1859 году Островский пишет свою великую драму-трагедию «Гроза», а через год не менее значительную многоплановую комедию с высоким героем «Лес». В этих произведениях писатель отразил эпоху реформ, отмены крепостного права 1861 года и сложных перемен в русском обществе.
Островский написал около пятидесяти пьес. Все они отличаются глубоким знанием русской жизни, правдивым изображением национального характера и судьбы русских людей. Например, в пьесе «Гроза» Островский показывает начало кризиса нравов в купеческой среде, порыв к любви молодой героини – Катерины и ее катастрофу, а комедии «Лес» изображены необратимые перемены в жизни поместного дворянства, вызванные крестьянской реформой. Среди других творческих вершин выделяются сказочная, насыщенная народным духом и фольклорными образами, феерия «Снегурочка» (1873) и драма «Бесприданница» (1879).
Пьесы Островского отражают широкие пласты русской жизни и живого, разговорного языка, который писатель слышал еще в молодости от жителей Замоскворечья. Даже названия многих его пьес представлены русскими половицами: «Не все коту масленица», «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты» и другие. Драматическое творчество Островского знаменует эпоху в русском театре, его пьесы уже полтора столетия составляют основную часть театральных репертуаров во всех городах России. В Москве перед знанием Малого театра можно видеть большой памятник сидящего в кресле Островского, словно бы расположившегося перед своим домом. Малый театр так и называют – Дом Островского.
Б
1. Почему жизнь купечества и мещанства становится главной темой творчества Островского?
2. Какие драматические жанры были созданы Островским?
3. Почему в качестве названия многих своих пьес Островский избирает русские народные пословицы?
Пьеса А.Н.Островского «Бесприданница»
Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году. Еще за несколько лет до ее написания Островский рассказывал о своих впечатлениях об одной истории, связанной с судьбой девушки, не имевшей приданого для замужества. Позже эти впечатления послужили основой для пьесы «Бесприданница». Однако тема судьбы бедной девушки возникла у Островского значительно раньше, в начале его творчества: одной из первых пьес была «Бедная невеста» (1852), в 1859 году – пьеса «Воспитанница». Мотив приданого как препятствия на пути влюбленных к счастью является одним из ведущих в драматургии Островского. Важной особенностью пьес Островского явилось то, что сюжет многих из них строился на случае из реальной жизни.
Действие в пьесе, как обычно у Островского, происходит в небольшом городе на берегу Волги. Персонажи пьесы – купцы и мещане-обыватели, обычная среда в пьесах драматурга. В центре конфликта находится молодая девушка – Лариса Огудалова, красивая, умная, душевно развитая, но бедная невеста на выданье. Это жизненное противоречие носит социальный и моральный характер, поскольку вокруг Ларисы Дмитриевны сталкиваются интересы и желания мужских персонажей – купцов Паратова, Кнурова, Вожеватова и незначительного чиновника Карандышева. Благодаря такому строению конфликта Островскому удается широко показать нравы и характеры жителей города: три типа купцов, мелкого служащего, семью Огудаловых – мать и дочь, остальное население.
В драме «Бесприданница» Островский поднимает вопрос эмансипации женщины на новый уровень. Идея о равноправном положении женщины в обществе уже была принята в России, однако настоящего равенства, душевного освобождения, свободы личности у женщины не было. Поэтому Островский изображает Ларису Огудалову не только как жертву социальных обстоятельств, но и как натуру гордую, ранимую, чуткую, богатую – истинную женщину, нуждающуюся в понимании. Островский иногда посвящал свои пьесы определенным актерам. Так «Бесприданницу» он писал для исполнения роли Ларисы молодой актрисы М.Г.Савиной, рассчитывая, что актриса своими быстрыми переходами от «душевного холода к жаркой страсти» сможет передать характер героини.
Б
1. Почему мотив приданого как условия счастья часто встречается в пьесах Островского?
2. В чем особенность сюжетов большинства пьес Островского?
3. Почему проблема эмансипации женщин становится актуальной в литературе 50-60-х годов XIX века?
Возьмите в библиотеке текст драмы А.Н.Островского «Бесприданница». Прочитайте его и выполните задания:
1. Перед чтением произведения рассмотрите список действующих лиц. Попробуйте предположить, в чем заключается основной конфликт пьесы, какими будут взаимоотношения героев. Подтвердились ли ваши предположения в ходе чтения?
2. Почему история жизни и любви Ларисы закончилась трагично? Кто в этом виноват: она сама или окружающие ее люди? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Сопоставьте образы Паратова и Карандышева. Чем различаются герои? Есть ли между ними что-то общее? Почему Лариса полюбила Паратова и не замечает Карандышева? Все свои ответы подтверждайте текстом пьесы.
___________________________
Трагическая участь Ларисы Огудаловой предрешена заранее, и Островский в «Бесприданнице» не разворачивает действие неторопливо, как в других пьесах, а показывает героиню сразу же в решительный момент ее жизни. Завязка конфликта совпадает с его бурным развитием. Лариса на следующий день должна венчаться, а купцы Кнуров и Вожеватов уже обсуждают ее будущую измену мужу. Они относятся к девушке как к товару, и главная их забота – его стоимость. Жених Карандышев видит в Ларисе женщину, которая должна способствовать его самоутверждению, тешить его уязвленное самолюбие, поднять из ничтожества. Для промотавшегося купца Паратова Лариса – потеха, минутная страсть. Все эти стороны конфликта проявляются сразу, в первом действии. Следовательно, задача Островского состоит не в том, чтобы показать гибель Ларисы, а в том, чтобы изобразить мир, условия, в которых гибнет героиня.
Лариса Огудалова талантлива, у нее глубокий, страстный женский голос, и поет она так же – со страстью и самозабвением. И вся пьеса словно представляет собой многоголосое музыкальное произведение: у героев свои голоса, свои интонации, все вместе они составляют пеструю палитру характеров. Для образа Ларисы характерный лирические и трагические интонации, для ее жениха Карандышева – трагикомические, мать Ларисы погрязла в быту и хитростях, Паратов – холодный и дерзкий клоун, под стать ему шутовская фигура Робинзона, а купцы Кнуров и Вожеватов представляют пару людей, каждый из которых извлекает по-своему выгоду из обстоятельств. Фоном в этом обществе является хор цыган и угодничество слуг.
В пьесе выразительность характеров достигается во многом благодаря их четкой речевой характеристике: Лариса говорит искренне и эмоционально, речь Карандышева нервная и истеричная, Паратов говорит раскованно, самоуверенно, Кнуров произносит что-нибудь только с практической целью, Вожеватов многословен. Поведение каждого героя определяет их денежное состояние – так Островский показывает мир, порядки которого определяются купцами, то есть деньгами: Старшая Огудалова заискивает перед богатыми, Паратов цинично пользуется всем и всеми, Кнуров приценивается к Ларисе, Вожеватов признает, что она ему пока не по средствам, Карандышев унижен. И только Лариса способна освободиться от денежной зависимости, но на мгновенье, а потом погибнуть.
Островский хорошо знал купеческую среду, в которой человек, товар и деньги нераздельны, он вырос в ней. Как художник, изображая эту среду, он мог представить конфликт человека и денег с особой остротой, и на фоне этого конфликта отчетливо показать отчаянное положение беззащитных людей, так как бесприданница Лариса Огудалова.
В
1. Как в пьесе раскрывается тема воли? С кем из героев она связана? Дайте развернутый ответ на вопросы.
2. Раскройте смысл названия пьесы. В чем неоднозначность и символизм этого названия?
3. Докажите, подтверждая свою точку зрения примерами из текста произведения, что речевая характеристика – главное средство создания образов героев в пьесе.
Е
Какую роль играет в пьесе музыка? Как пение Ларисы характеризует героиню? Согласны ли вы с режиссером Э.Рязановым, назвавшим свою экранизацию пьесы Островского «Жестокий романс»? Обоснуйте свою точку зрения.
Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ
Тема любви и бедности в русской литературе («Бедная Лиза» Карамзина и «Бесприданница» Островского)
Лев Николаевич Толстой
Портрет
(1828-1910)
А
Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос. Немецкий публицист и переводчик Вильгельм Генкель утверждал, что Лев Толстой «всегда выступает как моралист. Он пишет, чтобы воспитывать». Согласны ли вы с этим утверждением?Размышляя над высказыванием, найдите ответы на вопросы:
· Что такое мораль? Какие морально-нравственные проблемы раскрываются в повести «Два гусара»?
· Какова авторская позиция в оценке героев и их поступков? Какими средствами автор раскрывает свое отношение к изображаемому?
· Каков характер взаимоотношений «автор – читатель» в этой повести? Поучает ли автор читателя? Обоснуйте свою точку зрения.
----
Лев Николаевич Толстой вступает в русскую литературу как самобытный писатель в середине 1850-х годов. Толстой сразу же после своего литературного дебюта привлек к себе внимание общественности и занял место в отечественной литературе наряду с лучшими писателями того времени: Иваном Александровичем Гончаровым, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Николаем Алексеевичем Некрасовым, Александром Николаевичем Островским и другими. Первые рассказы и повести Толстого публиковались в одном из самых передовых журналов эпохи – «Современнике», издававшемся Н.А.Некрасовым и печатавшем самые заметные и актуальные литературные произведения и статьи.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1203; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!