Семнадцать пунктов Асакуры Тосикагэ. 5 страница



*

Если в серьезных делах, которые касают­ся его самого, человек не будет действовать решительно и быстро, основываясь на собст­венном мнении, то не добьется успеха. Когда просишь совета у других, то зачастую они не-

серьезно относятся к твоим делам или же пускаются в теоретические рассуждения.

В такие моменты следует полагаться на свои собственные суждения. В любом случае, до­статочно стать одержимым и быть готовым расстаться со своей жизнью. В такой момент, если человек думает о том, как правильнее поступить, он может растеряться и совершить ошибку. Во многих случаях гибельными мо­гут оказаться как действия соратника, кото­рый пытается тебе помочь, так и доброта друга. Так же происходит и тогда, когда че­ловек просит позволения стать монахом.

*

Господин Наосигэ говорил: «О достоинст­вах и недостатках предков можно судить по поведению их потомков». Человек должен поступать таким образом, чтобы проявились хорошие качества его предка, но не плохие.

В этом заключается уважение к предкам.

*

Тягостно, когда родословная оказывается испорченной из-за того, что в нее за деньги вписывают постороннего человека. Такой по­ступок безнравственен по своей сути, но еще хуже, когда такую безнравственность оправ­дывают тем, что в противном случае при­шлось бы умереть с голоду.

*

Когда Накано Сёгэн совершил сэппуку, люди из его отряда собрались в доме Оки Хёбу и начали говорить о нем разные плохие вещи. Хёбу сказал: «О человеке после его смерти не говорят плохо. А так как человека, который получил какое-то порицание, следу­ет пожалеть, обязанность самурая сказать о нем что-то хорошее, пусть даже это будут всего несколько слов. Нет сомнений в том, что через двадцать лет у Сёгэна будет слава преданного слуги». Это были слова поистине мудрого человека.

*

Замечательно, когда удается приобрести доспехи за гораздо меньшую сумму, чем они стоят, но достаточно, если они стоят тех де­нег, которые за них заплачены. Хорошим примером служат доспехи Фукабори Иносу- кэ. Люди высокого звания, имеющие много

слуг, также нуждаются в деньгах для воен­ных походов. Говорят, что Окабэ Кюнай сделал мешочки в количестве, равном числу людей в его отряде, прикрепил к каждому из мешочков табличку с именем и положил туда столько денег, сколько нужно было для похо­да. Такая предусмотрительность похвальна. Что же касается людей низкого сословия, то, если они не в состоянии подготовиться как следует, им следует полагаться на помощь предводителя своего отряда. Ему необходимо постоянно интересоваться, как идут дела у его людей. Что же до тех, кто подчиняется непосредственно господину, и особенно тех, кто постоянно его сопровождает, лучше им не давать денег заранее. Во время летних учений в Осаке некий человек привез с собой двенадцать моммэ чистого серебра, а после этого сбежал, присоединившись к господину Таку Дзусё. Это не было бы плохо, если бы он сделал это раньше, когда у него еще не было этих денег. Вот, что я думаю о под­готовке такого рода.

Тщательно изучая события прошлого, мы обнаруживаем, что по отношению к ним су­ществует множество различных мнений и что некоторые вещи до конца не ясны. Такие вещи лучше считать непостижимыми. Госпо­дин Санэнори однажды сказал: «Что же касается вещей, которые мы не понимаем, то понять их можно. Еще существуют вещи, которые мы понимаем сразу, и еще такие, которые мы не можем понять, как бы сильно мы ни старались. Это интересно».

Это очень глубокая мысль. Естественно, что человек не может понять глубокие и скрытые вещи. Те вещи, которые понять легко, лежат на поверхности.

 

Из второй главы.

 

Говорят, что самурай должен стараться не злоупотреблять сакэ, избегать излишней горделивости и роскоши. Если ты несчастлив, то беспокоиться нечего, но если у тебя подни­мается настроение, эти три вещи становятся опасными. Посмотрите, как ведут себя люди. Когда дела идут хорошо, недостойно челове­ка кичиться своим благосостоянием и швы­ряться деньгами. Поэтому лучше, когда чело­век еще в молодости столкнется с несправед­ливостью судьбы, ибо, если он не испытает на себе трудностей, его характер не устоится. От того, кто, сталкиваясь с трудностями, опускает руки, пользы не будет.

При встречах с другими людьми надо бы­стро определить их характер и строить свое поведение соответственно. Особенное внима­ние следует проявлять при общении с людь­ми, которые любят поспорить. Говоря с таким человеком, нужно сначала уступить ему, а за­тем нанести ему поражение в споре с помо­щью более совершенной логики. Но делать это следует мягко и таким образом, чтобы у него не осталось чувства обиды. Здесь ва­жен не только выбор слов, но и искренность намерений. Такой совет давал один священ­ник в отношении общения с другими людьми.

*

Сны — это отголоски действительности. Когда мне иногда снится, что я погибаю в битве или совершаю сэппуку, то, если я подкрепляю себя мужеством, мое умонастро­ение в этом сне постепенно меняется.

Так было во сне, который я видел ночью двадцать седьмого дня пятого месяца.


Если бы кто-то спросил, что такое быть самураем, можно было бы ответить так: «Самое главное — это отдаться служению своему господину и душой и телом. И если еще спросили бы, что важно, кроме этого, то ответ был бы таким: развивать свой ум, поощрять в себе человечность и укреплять храбрость»16. Обычному человеку может по­казаться, что обладать всеми этими доброде­телями невозможно, но на самом деле до­стичь этого нетрудно. Чтобы развить свой ум, нужно всего лишь обмениваться мнениями с другими людьми. Отсюда рождается без­граничная мудрость. Чтобы проявлять чело­вечность, нужно делать все ради других, ста­вить себя на их место и учитывать в первую очередь их интересы. Мужество заключается в том, что ты сцепив зубы идешь вперед, не обращая внимания на обстоятельства. Все, что кажется более возвышенным, нежели эти три добродетели, знать необязательно.

Что же касается внешних аспектов, то стоит сказать о внешнем виде человека, о том, как он говорит и как пишет. И, по­скольку все эти аспекты проявляются в по­вседневной жизни, они совершенствуются постоянной практикой. В основном их приро­ду характеризует присутствие спокойной си­лы. Если человек достигнет совершенства в этих аспектах, тогда ему следует заняться изучением истории нашего края и его обыча­ев. После этого можно для разнообразия за­няться различными искусствами. Если при­нять все это во внимание, то быть слугой просто. И в наши дни, если посмотреть на людей, которые приносят хоть какую-то пользу, можно заметить, что в них сочетают­ся все три внешних аспекта.

Некий священник сказал, что, если чело­век попытается перебраться через реку, не зная, где брод, а где омут, он погибнет в ее водах, даже не добравшись до другого берега и не выполнив поручения. Это то же самое, как когда человек стремится стать слугой, не зная ни обычаев своего времени, ни того, что нравится или не нравится его господину. Как следствие, он не принесет пользы, а лишь навредит самому себе. Пытаться

втереться в доверие к господину недостойно. Нужно сначала оценить обстановку, полу­чить некоторое представление о глубинах и отмелях, скрывающихся впереди, и присту­пать к работе, избегая того, что вызовет не­удовольствие у господина.

Если спрятать на своем теле несколько мешочков с сухой гвоздикой, ты можешь не бояться ни ненастья, ни стужи. Несколько лет назад в самый разгар зимы Накано Кадзума возвращался домой верхом на лоша­ди, и, несмотря на то что был уже стариком, перенес путешествие совершенно безболез­ненно. Говорят, что это из-за того, что он ис­пользовал мешочки с гвоздикой. Кроме того, если выпить отвар, приготовленный из навоза пятнистой лошади, то можно остановить кро­вотечение из раны, полученной при падении с лошади.

*

Безупречный человек — это тот, кто от­казывается от дел. Это необходимо делать решительно.

Поистине, нет ничего, кроме единствен­ной задачи текущего момента. Вся жизнь че­ловека — это последовательность отдельных моментов, перетекающих друг в друга. Если человек полностью осознает текущий момент, больше ему ничего делать не нужно и не к чему больше стремиться. Живи, сохраняя верность единственной цели момента.

Обычно люди упускают момент, после че­го начинают его искать так, словно он может быть где-то еще. Похоже, что никто этого не замечает. Но, хорошенько уяснив это, следу­ет накапливать опыт. Вообще же, как только придешь к этому пониманию,— хотя, воз­можно, не всегда будешь об этом помнить,— то станешь с этого момента совсем другим человеком.

Когда человек хорошо понимает, что такое жить настоящим моментом, количество его дел сократится. Преданность также заключа­ется в том, чтобы жить настоящим моментом.

*

Говорят, что то, что называется «духом времени», уходит вместе с этим временем.


То, что этот дух постепенно исчезает, объяс­няется тем, что мир приходит к своему концу. Точно так же год не состоит лишь из весны или лета. То же самое верно в отношении дня.

По этой причине, как бы кому-то ни хоте­лось изменить сегодняшний мир, вернув дух столетней или более давности, сделать это невозможно. Поэтому важно наиболее полно использовать каждое поколение. Люди, при­вязанные к прошлому, не понимая этого, со­вершают ошибки.

С другой стороны, люди, которые знают лишь жизнь сегодняшнюю и пренебрежи­тельно относятся к прошлому, слишком рас­пущенны.

*

Будь верен текущей мысли и не отвлекай­ся. Продолжай стараться и не занимайся ни­чем иным, но живи мысль за мыслью, момент за моментом.

*

Храбрецы былых времен были по боль­шей части забияками. Склонные мгновенно приходить в ярость и набрасываться на каж­дого встречного, они были храбры и полны жизни. Когда я усомнился в этом и обратился за разъяснениями к Цунэтомо, он сказал: «Понятно, что, поскольку у них была сильная жизненная энергия, они обычно были грубы и приходили в неистовство. В наши дни жиз­ненная сила людей ослабла, и поэтому такие задиры встречаются редко. Жизненная сила уменьшилась, но характер человека улучшил­ся. И в то же время отвага — это нечто иное. Хотя в наше время люди стали спокой­ными из-за недостатка жизненной энергии, это не означает, что они уступают людям прошлого в одержимом стремлении к смерти. Жизненная энергия здесь ни при чем».

*

Рассказывая о военной тактике господина Наосигэ, Усида Сёэмон говорил, что одна из особенностей состояла в том, что его слугам приходилось действовать в обстановке, о ко­торой они ничего заранее не знали, а самому ему, для того чтобы расставить все на свои места, требовалось лишь одно-единственное слово. Когда он готовился покинуть этот мир,

то не произнес ничего, даже когда его при­шли навестить его главные слуги.

*

Однажды господин Иэясу ничего не до­бился в сражении, но при позднейшей оценке этого события было сказано: «Иэясу — бес­страшный полководец. Ни один из его вои­нов, павших в сражении, не умер спиной к врагу. Они все погибли к врагу лицом».

Поскольку о повседневном умонастроении воина можно судить даже после смерти, оно может навлечь на него позор.

*

Как сказал Ясуда Укё, когда речь зашла о последней чаше вина, важно лишь оконча­ние вещей. Вся жизнь человека должна быть подобна этому. Когда гости уходят, очень важно испытывать нежелание расставаться с ними. Если такое ощущение отсутствует, то хозяин будет казаться скучающим, вскоре все замолчат, и никто не получит удовлетво­рения от взаимного общения. Во всех взаи­моотношениях с людьми важно использовать свежий подход. Следует постоянно создавать

впечатление, что ты делаешь нечто исключи­тельное. Говорят, что это возможно при нали­чии всего лишь небольшого понимания.

*

Жизнь в наших телах возникает из сере­дины небытия. В существовании там, где нет ничего, заключается смысл фразы: «Фор­ма — это пустота». В том, что все вещи рождаются из небытия, заключается смысл фразы: «Пустота — это форма»'7. Не следу­ет думать, что это две разные вещи.

Уэсуги Кэнсин говорил: «Я никогда не знал, как выигрывать от начала до конца, но знал лишь о том, как не оказаться послед­ним в любой ситуации». Это интересно. Если в какой-либо ситуации слуга окажется по­следним, он растеряется. Если человек не от­стает от других, то, независимо от ситуации, его действия и быстрота их выполнения будут достаточно хороши.

*

Следует воздерживаться от бесконечных рассуждений о таких предметах, как Учение, нравственность или предания старины в при­сутствии старших или людей, занимающих высокое положение. Это производит непри­ятное впечатление.

*

Когда жители округа Камигата отправля­ются созерцать цветы'8, они берут с собой судки, в которые кладут еду на целый день. По возвращении домой они избавляются от судков, растаптывая их ногами. Как можно догадаться, это одно из моих воспоминаний о пребывании в столице [Киото]. Окончание важно во всем.

*

Однажды, когда мы с Цунэтомо шли по дороге, он сказал: «Разве человек не похож на куклу, которой управляет искусный мас­тер? Чудо, что он может бегать, прыгать, скакать и даже говорить, хотя к нему не при­креплены никакие ниточки. Не случится ли нам быть гостями на празднике Бон в следу­ющем году? Поистине, этот мир — суета. Люди всегда об этом забывают».

Одному молодому господину однажды сказали, что «прямо сейчас» — это «потом», а «потом» — это «прямо сейчас».

Человек попадет впросак, если будет ду­мать, что это две разные вещи. Например, если бы человека позвали к господину, чтобы он сразу же что-то объяснил, он бы, скорее всего, впал в замешательство. Это доказа­тельство того, что он понимает эти две вещи как разные. Если, однако, человек считает, что «сейчас» и «потом» — одно и то же, хотя он никогда не будет советником своего господина, все же он является слугой, и, чтобы быть способным дать ясный и чет­кий ответ, пусть даже в присутствии своего господина, старших или даже сёгуна в замке Эдо, следует в этом попрактиковаться в углу своей спальни.

Так и во всем. Поэтому надо заранее все продумывать. Этот принцип одинаков как для воинской подготовки, так и для служеб­ных дел. Когда человек использует такой подход, откуда возьмутся повседневная не­брежность и отсутствие решимости?

Даже если человек допустил какую-то ошибку в государственном деле, ее, вероятно, можно оправдать, если он сошлется на свое неумение или неопытность. Но как можно оправдать неудачу тех, кто участвовал в не­давнем неожиданном событии?19 Господин Дзинэмон всегда говорил: «Достаточно, если воин просто отважен», и это как раз такой случай. Если человек считает, что такая не­удача — унижение, самое меньшее, что он может сделать, это вспороть себе живот, предпочтя смерть позорной жизни. Жить невозможно, когда в груди становится тесно от стыда и чувства безысходности, от ощу­щения, что судьба отвернулась от тебя, когда в голове постоянно стучит мысль о том, что ты не можешь быть воином и что твое имя покрыто позором. Но если человеку станет жалко расставаться с жизнью, и он решит, что должен жить дальше, потому что такая смерть бесполезна, тогда в течение следую­щих пяти, десяти или двадцати лет его жизни на него будут показывать пальцем за его спи­ной, и он покроет себя бесчестьем. Когда он умрет, его труп будет считаться презренным, его безвинные потомки будут нести на себе клеймо, потому что они рождены в его роду, имя его предков будет опорочено, и все чле­ны его семьи опозорены. Такой печальный итог поистине достоин сожаления.

Если человек не приступает к повседнев­ным делам, неся в сердце самые искренние намерения, если он не думает даже во сне о том, что значит быть воином, и проводит время в праздности, то он заслуживает наказания.

Можно предположить, что если человек пал от меча, то это говорит о том, что он был недостаточно подготовлен и воинская удача отвернулась от него. Тот, кто его поразил, сделал это в силу неизбежных обстоятельств. Он понимал, что иного выхода нет, также ри­сковал своей жизнью, и его нельзя упрекнуть в малодушии. Быть вспыльчивым неподобает, но, если два человека уже сошлись лицом к лицу, никто не должен заподозрить их в трусости. Однако, говоря о недавних собы­тиях, нужно сказать, что те люди, которые участвовали в нем и остались жить, покрыли себя позором и не были настоящими воинами.

Следует ежедневно размышлять над сло­вами: «потом — это сейчас», и пытаться сде­лать так, чтобы они отпечатались в сознании. Вызывает удивление, что бывают люди, ко­торым удается прожить жизнь, проявляя не­брежность в делах. Но такие люди редки. Поэтому Путь самурая лежит через каждо­дневное переживание смерти. Он должен размышлять о том, в каком месте может под­стерегать его смерть, представлять, какая смерть наиболее достойна, укреплять в себе мысль о неизбежности смерти. Хотя это мо­жет оказаться труднее всего, но, если человек искренне возжелает этого, у него все полу­чится. Нет ничего, с чем бы не смог спра­виться человек, даже среди вещей, которые кажутся невозможными.

Кроме того, в воинских делах важна сила слов. В недавних событиях вовремя сказан­ное слово могло бы изменить ситуацию.

В безвыходной обстановке можно зарубить человека или, если он убегает, закричать что- нибудь вроде: «Не убегай! Только трусы бегут!» и таким образом, в соответствии с ситуацией, добиться своей цели с помощью слов. Говорят, что был некий человек, кото­рый хорошо разбирался в людских характе­рах; все с ним считались, и он всегда находил выход из подобных ситуаций. Это доказыва­ет, что «сейчас» не отличается от «когда на­ступит время». Еще один пример этого — должность ёкодза-но яри20. Это то, что сле­дует сделать своей целью заранее.

Вообще, существует много вещей, кото­рые необходимо тщательно продумать зара­нее. Если в доме господина произошло убий­ство и убийца убегает, то следует зарубить его как можно быстрее, поскольку он может с мечом в руке направляться в покои госпо­дина. Конечно, при последующем разбира­тельстве тебя могут обвинить в сообщничест­ве с убийцей или заявить, что ты убил его, потому что имел с ним личные счеты.

Но следует думать только о том, чтобы зару­бить этого человека, и не думать о том, что тебя могут незаслуженно обвинить.

Даже если человеку неожиданно отрубят голову, он может еще совершить какое-то действие. Доказательством тому служат

последние мгновения жизни Нитты Есисады. Если бы он был слаб духом, он бы рухнул на землю в тот же миг, когда ему отрубили голо­ву. Из недавних примеров можно привести случай с Оно Докэном. Эти действия проис­ходят только лишь благодаря решимости. Доблестный воин обладает настолько силь­ной решимостью, что даже если ему отсекут голову, то он уподобится мстительному духу и умрет не сразу.

*

Независимо от того, высокого люди рож­дения или низкого, богаты они или бедны, стары или молоды, умудрены жизнью или неопытны,— всех их роднит то, что в один прекрасный день они умрут. Мы точно зна­ем, что когда-нибудь умрем, но все равно пы­таемся ухватиться за соломинку. Зная, что умрем, мы в то же время думаем, что все остальные умрут раньше нас и что мы уйдем последними. Смерть кажется далекой.

Разве это не мелкие мысли? Они беспо­лезны и подобны шутке во сне. Не годится думать таким образом и оставаться небреж­ным. Поскольку смерть всегда стоит на твоем

пороге, следует прилагать достаточные уси­лия и не мешкать.

Полезно иметь в рукаве немного румян. Может случиться так, что, когда человек проснется ото сна или придет в себя после веселой попойки, и цвет его лица окажется нехорош. В таких случаях следует достать румяна и припудрить ими лицо.

*

Бывают моменты, когда человек увлекается и говорит без умолку, почти не думая.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!