Актуализация основного вопроса жизни человека в эпоху Возрождения



место и перспективы человека в мире, стратегию его поведения и высшие цели определяла христианская мораль. Человек должен стать внутренне свободным, достойным свободы и вечной жизни. Религиозный смысл земной истории человечества заключается в искуплении и в спасении мира. Эпоха Возрождения во многом отступила от этих принципов: смысл человеческой жизни - в самом человеческом существовании, а не в божьих "распоряжениях".

Содержание общих идейных предпосылок магии и естествознания в рамках натурфилософии

Под натурфилософией обычно понимается философская и естественно-научная дисциплина, в рамках которой делается попытка свести все доступные на данный момент знания о природе в единую систему, основанную на некоторых исходных принципах. Неизбежные пробелы в естественно-научных знаниях заполнялись при этом экстраполяцией уже известных фактов, основанной на принятой в данную эпоху научной картиной мира. В круг интересов натурфилософов попадали вопросы космологии, космогонии, строения вещества, сущности движения. Различные натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Широкое распространение в эпоху Возрождения получили и различные магические концепции вместе с содержавшимися в них натурфилософскими идеями, в частности, герметизм и каббала (Пико деллаМирандола, Парацельс, АгриппаНеттесгеймский).

Основание идей Б Телезио и Теофраста фон Гогенгейма

Большую европейскую популярность приобрело магическое искусство врачевания Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, в основном известного под псевдонимом Парацельс (1493-1541), построенное на том фантастическом метафизическом предположении, что миром в целом правит божественная мировая душа, включающая жизненные духи отдельных вещей как свои части. Согласно Па- рацельсу, мир оказывается заселенным злыми и добрыми духами, взаимоотношения между которыми определяет состояние того или иного организма. С этих позиций болезнь — это угнетение чуждым духом . Знания добрых и злых духов, практика укрепления одних и подавления других составляют истинное искусство врачевания. В алхимических традициях своего времени он безуспешно искал универсальную квинтэссенцию, своеобразную тинктуру (лекарственная настойка на спирте или эфире), излечивающую от всех болезней Он полагал, что поскольку в мире господствует одна и та же мировая стихия (душа), постольку должно существовать универсальное средство для ее усиления, то есть панацея от всех болезней Это и есть тот самый философский камень, который безуспешно ищут самые проницательные мудрецы, считал Парацельс Склонность к фантастическим метафизическим конструкциям была свойственна и предтече эмпирического естествознания БернардиноТелезио (1508-1588) . Полемизируя с аристотеликами, он думал, что изучение природы должно быть свободным от авторитарных аргументов, ссылок на авторитетные суждения Более того, он считал, что единственным продуктивным методом познания природы является чувственный опыт. Что же касается схоластических упражнений в силлогистике, исключительно рассчитанных на остроту ума, то их результаты, согласно Телезио, в лучшем случае могут служить только предчувствием истины, оказываясь достоверными лишь после опытной проверки В метафизике он опирается на сопоставление (борьбу) противоположностей, основными из которых являются сухое и влажное Главные субстраты этих качеств — Небо и Земля . Солнце — центр мироздания, источник сухости и тепла; Земля — средоточие влажности и холода. Взаимодействие этих основных качеств с материей порождает многообразие вещного (телесного) мира. Душа, согласно Телезио, — самая тонкая и подвижная часть материи, однако способность к ощущению он приписывает всей материи без исключения (гилозоизм)

Возрожденческий гуманизм

Хотя главной чертой, характеризующей Ренессанс, является гуманизм, однако далеко не все гуманисты были неоплатониками, обожествлявшими природу человека. Среди них встречаются и противники неоплатонизма, и сторонники других философских концепций, и, наконец, люди, не имеющие к философии никакого отношения. Но, по мнению А.Ф. Лосева, общие черты, присущие всем видам гуманизма этой эпохи, выделить все же можно. Это свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм.

В общественном сознании эпохи принцип индивидуализма трактовался как принцип самодостаточности, а свободомыслие принимало форму независимости мышления человека от церковных догм. Но полностью самодостаточным может быть только Бог. И человек был объявлен Богом, хотя и смертным, на том основании, что он является творцом мира, которого не создал даже Всевышний. Параллель между Богом и человеком подкреплялась еще и тем, что Бог в его функции творца трансформировался в представлении возрожденческих мыслителей в мастерового, пользовавшегося при создании мира теми же инструментами, что и человек.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!