Как Кузанский объясняет непостижимость бога



Кузанский считал, что подлинным делом философа является охота за мудростью, при этом под мудростью он подразумевал не то, что постижимо, не то, что доступно разуму, но бесконечную мудрость. Шествие ума к истине рассматривается Кузанским как процесс постоянного совершенствования, расширения (наполнения) знаний и именуется им «ученым незнанием». В основе «ученого незнания» лежит та простая мысль, что у нас есть знание о существовании бесконечности и сознание непостижимости этой бесконечности. Математический пример этого: если постоянно увеличивать количество сторон многоугольника, вписанного в круг, то многоугольник будет все больше стремиться совпасть с кругом, однако он никогда не совпадет с ним, сколько бы сторон мы ни добавляли. Использование Кузанским математики при анализе философских проблем неслучайно: во-первых, он серьезно занимался этой наукой, во-вторых, по его мнению, математика — наиболее достоверная из всех наук и, в-третьих, математическое бесконечное может символизировать божественную бесконечность. Все, что мы говорим о недоступности бесконечного и трансцендентного понятию, о невозможности рационального, основывающегося на законе тождества, познания Божественной жизни, есть также познание, хотя и апофатическое, т. е. знание о незнании.

Пытаясь хоть как-то охарактеризовать природу Бога, Кузанский развивает центральную идею своей философии — идею синтеза, или тождества противоположностей. Во всех вещах мира мы находим различия и противоположности, во всем оформленном и конечном сущем сущность и существование различны, тогда как в бесконечном, неоформленном сущем, Боге, они совпадают. Бог не может быть больше того, что он есть, но Он же не может быть и меньше того, что Он есть. Если Он есть максимум, то он также и минимум. Бог есть и то и другое в совершенном «совпадении противоположностей». Приводя математическую аналогию, Кузанский поясняет вышеизложенное так, что в бесконечном круге любая точка будет центром и вместе с тем также крайним пределом, и, то же самое, дуга, хорда, радиус, диаметр совпадут, и все совпадает со всем.

В чем суть пантеизма

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны
В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся. Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия Н. Кузанского и философия Д. Бруно.
Во всех формах пантеизма выражено почтение к Вселенной или Тотальности, подразумевается всеохватывающее единство, внимание акцентируется на природе в качестве духовного и этического центра. Существует три основных направления в пантеизме, которые различаются отношением к идеальному иматериальному:

Материалистический монистический пантеизм или натуралистический пантеизм признает материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной. В истории эта форма пантеизма представлена в стоицизме, в философии Джона Толанда, Эрнста Геккеля, Дэвида Лоуренса. В настоящее время концепция поддерживается организацией «Мировое пантеистическое движение».

Идеалистический монистический пантеизм признает первичным началом идеальное. Это направление представлено в философии индуизма, отдельными школами буддизма, также в Нью-эйдж, например, у ДипакЧопры.

Дуалистический пантеизм признает как материальное, так и идеальное начала. Сегодня широко и разнообразно представлен в язычестве, может включать верования в реинкарнацию, космическое сознание и паранормальные связи с природой.

Какой смысл вкладывали в творчество возрожденцы

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности — материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела — одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека, как существа плотского, телесного, и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества.

Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека — физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что наиболее полно духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики — гуманистами


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 752; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!