Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 8 страница



Время работы над поэмой «Мцыри» было отмечено ростом популярности Лермонтова-поэта и повышенным вниманием к нему светского общества. Лермонтов чувствовал себя пленником в духовно чуждой атмосфере большого света, в «светских цепях» и наружном «блеске балов». В этой атмосфере появляются лермонтовские  стихотворения «Дума» (1838) о судьбе своего поколения и «Поэт» (1838), о назначении поэта и его роли в обществе. Острое ощущение творческой несвободы, потребность в обретении истины, желание вернуться к естественным и чистым истокам жизни, к своим корням с необыкновенной силой выразились в романтической, бунтарской по духу поэме «Мцыри».

В «Мцыри» собраны многие темы и мотивы предшествующей лермонтовской поэзии: например, тема узника, распространенная в романтизме, не раз возникала у Лермонтова, в частности в поэмах «Исповедь» (1830) и «Боярин Орша» (1836). Тип героя, найденный Лермонтовым для поэмы, представляет собой объединение «кавказского героя» ранних поэм с героем, воплощающим черты русского национального характера, но высокая жизненная цель которого имеет наднациональную, мировую значимость. В основе сюжета поэмы много черт легенды: это и мотив бегства юноши-пленника; и ситуации испытаний, свойственные легендам о героях; и элементы кавказского фольклора; и мифологические мотивы. Основой поэмы могла послужить реальная история. Согласно рассказу первого биографа Лермонтова П.А.Висковатова, в 1837 г., путешествуя по Военно-Грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете … на одинокого монаха или, вернее старого монастырского служку, “Бэри” по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря». Лермонтов с ним разговорился и услышал от него историю, положенную затем в основу сюжета поэмы.

Б

1. Какие жизненные перипетии и переживания Лермонтова нашли отражение в поэме «Мцыри»?

2. Какие литературные традиции продолжены Лермонтовым в этой поэме?

 

—–

Прочитайте поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и выполните задания:

1. Согласны ли вы с утверждением Ю.М. Лотмана: «Мцыри соединяет образы героического народного характера и “лишнего человека”, человека “лермонтовского” поколения»? Обоснуйте свою точку зрения. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

2. Объясните смысл эпиграфа к поэме.

3. Имеет ли значение для понимания характера и мировоззрения Мцыри его предыстория? Обоснуйте свою точку зрения.  

4. Почему герой в поэме не имеет имени?

5. Мцыри называет свой рассказ исповедью. Исповедь - обряд покаяния в грехах перед священником и получение от него отпущения грехов. Можно ли признать монолог Мцыри исповедью? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст поэмы.

6. Какое значение в поэме имеет изображение грозы? С какой целью противопоставляется восприятие грозы монахами и Мцыри?

7. Проанализируйте картины природы в поэме. В чём своеобразие пейзажа? Какие изобразительные средства использованы для изображения природы? Чье отношение к природе и восприятие её передано в поэме? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст поэмы.

8. Какую роль играет эпизод встречи Мцыри с грузинкой? Какие художественные приёмы использует Лермонтов для изображения девушки? 

9. Согласны ли вы с мнением исследователей, что сцена битвы с барсом – центральная в поэме? Обоснуйте свою точку зрения. Что сближает образы Мцыри и барса? При ответе на вопрос опирайтесь на тест поэмы. К каким выводам приводит вас сопоставление этих героев?

10. Какое значение для понимания идеи поэмы имеет развернутое сравнение заблудившегося Мцыри с «темничным цветком»?

11. Как вы понимает слова Мцыри: «Я б рай и вечность променял»? Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

12. Докажите, что антитеза является ведущим композиционным приемом в поэме? Какова роль этого приема?

13. Подтверждает ли история Мцыри его слова: «Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах»? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.

14. Можно ли считать «Мцыри» трагическим произведением? Обоснуйте свою точку зрения. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

15. Как проявляется авторская позиция в поэме? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст.

16. Какие черты романтического произведения нашли воплощение в поэме?

–—

Композиция, сюжет, жанр поэмы «Мцыри»

Поэма названа – «Мцыри», что, как отметил в примечании сам Лермонтов, означает «послушник, неслужащий монах». В рукописи Лермонтов намеревался назвать её «Бэри» - монах. Эпиграф первоначально также был иным – фраза на французском языке, означающая «У каждого бывает только одно отечество». В окончательной редакции поэмы эпиграф изменился на библейское изречение из 1-ой Книги царств: «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю». И названия произведения и его частей, и эпиграфы призваны играть важную роль в его сюжете и композиции Сюжетное значение эпиграфов проявляется в их взаимодействии с содержанием основного текста и его идеями. Занимая определённое место в составе произведения, названия и эпиграфы выделяют фрагменты текста относительно друг друга и тем самым выполняют идейно-композиционную функцию.

Изменение первоначального названия и эпиграфа говорит не об отказе от замысла, а об уточнении смысла поэмы. Замена «бэри» на «мцыри» (монаха на послушника) наводит на мысль, что Лермонтов этим делает сюжетную ситуацию строго определённой: если бы из монастыря бежал монах, то речь шла бы о нарушении монашеского обета, об измене, однако здесь послушник сбегает перед принесением монашеского обета, и поэтому сюжет строится на ситуации выбора. Таким образом, меняется характер главной проблемы поэмы. Дополнительным аргументом к замене название служит и то обстоятельство, что по-грузински «мцыри» также означает «странник», «чужеземец», подчёркивая положение героя в мире.

Поэма всегда состоит из двух составляющих её компонентов: рассказ о событиях (эпическое) и лирические переживания. События поэмы изображаются в их исторической и хронологической конкретности. Например, происходящее в поэме «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) относится ко времени Ивана Грозного (16-й век), однако идея поэмы выходит за исторические рамки, и это проявляется в лирической части, то есть в отступлениях, оценках и характеристиках поющих «Песню…» гусляров. В «Мцыри» тоже два плана: один связан с исторической ситуацией, другой – с личной историей юноши-послушника. В соответствии с этим и строится поэма: из 26 главок, её составляющих, первые две представляют собой повествование от автора, остальные 24 – это  монолог Мцыри, имеющий форму исповеди, жанр, характерный как для творчества Лермонтова, так и для романтической традиции в целом. В первой главке обозначены место, время и историческая ситуация, в которых разворачиваются события, во второй - фокус изображения событий сужается, автор в сжатой форме передает всю событийную канву жизни Мцыри. Таким образом, судьба Мцыри сначала показана такой, какой она видится «со стороны», а затем – такой, какой её воспринимает герой. Соотношение эпического и лирического а поэме явно в пользу последнего, однако объективный исторический фон, который создаёт автор, вносит в повествование эпические интонации.

Б

1. Объясните, почему Лермонтов отказался от первоначального варианта названия поэмы и эпиграфа к ней?

2. Как соотносится эпическое и лирическое в поэме?

 

Проблематика поэмы «Мцыри»

Проблематика и идея поэмы обнаруживаются при последовательном чтении, позволяющем разделить текст на композиционно значимые части. После вступительных двух первых главок с начальных строк 3-ей жанр и характер содержания меняются:

Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Жанр лирической исповеди, часто встречавшийся в ранней лирике Лермонтова, предполагает искренний рассказ о себе, своих поступках и, главное, – о душе и её переживаниях. Содержание 3-5 главок можно назвать «предысторией души Мцыри», поскольку в ней герой рассказывает о своих душевных переживаниях перед побегом. Юноша называет главную беду своей жизни («я мало жил и жил в плену»), именно она определяет его жгучее желание вернуться к началу своей жизни, её корню – родной земле и народу, туда,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

В этих главках обозначено главное противоречие его жизни – «душой дитя, судьбой монах», трагическую обездоленность героя:

Я никому не мог сказать

Священных слов – «отец» и «мать».<…>

… Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил…

Страстью дышит восклицание Мцыри, завершающее начальную исповедь перед рассказом о самом бегстве: «Ты жил, - я также мог бы жить!»

Главки 6-я - 8-я рассказывают о трёх днях бегства Мцыри. Обратим внимание на две фразы, которые юноша говорит старому монаху: «Ты хочешь знать, что видел я на воле?» и «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» Эти два слова – «видеть» (то есть со стороны) и «жить» (то есть участвовать в событиях) - всегда являются опорным для Лермонтова при рассуждении о человеке. Лишь в воспоминании Мцыри о родном ауле (в 7-ой главке) эти две противопоставленные жизненные позиции соединяются.

Цели побега Мцыри названы в 8 главке, их две:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы. –

и они составляют философскую основу поэмы. Сам побег словно «разрывает» главку: смиренные молитвы монахов, их страх перед грозой резко сменяются неистовым восторгом Мцыри, «братающегося» с бурей.

Начиная с 9 главки в поэме отчетливо выделяются два плана содержания: описание блужданий Мцыри и их идейный подтекст, то есть авторская мысль, стоящая за ними. Описывая бегство в 9-14 главках, автор показывает, что его герой проходит три сферы бытия человека. Поначалу беглец попадает в мир необузданной природы и уподобляется поведению и повадкам животных:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

Мцыри избегает падения в «грозящую бездну» и оказывается посреди прекрасного и высокого мира божественной гармонии:

Кругом меня цвел божий сад -,

однако он не присоединяет свой «гордый глас» к «торжественному хваленью» этого мира. Героя увлекает третья сфера бытия – жизнь среди людей. Этому предшествуют строки:

…пока полдневный зной

Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.

Слово «жажда» употреблено как в прямом значении, так и в смысле «жажда жизни», такой же прием применяет Лермонтов и используя в поэме слово «голод».

Мцыри спускается с высоты напиться воды из горной речки, и там он переживает самое волнующее видение в своей жизни – юноша поражён красотой девушки-грузинки. На языке романтической поэзии за те короткие мгновения, что он видит её с кувшином воды, проходит вечность, наполняющаяся любовью. Жизнь призывает Мцыри остаться, утолить «жажду» и «голод» жизни, но цель «пройти в родимую страну» увлекает его дальше. Однако найти верный путь ему не было суждено. Может быть, мысль Лермонтова заключалась в том, что из-за несчастного детства Мцыри не может обрести единства, соединить в себе природную, духовную и обычную человеческую жизнь, а может быть, это удел всех людей. Такова первая мысль поэмы.

Мцыри теряет направление, изнемогает и в отчаянии осознает свое бессилие. Казалось бы, он более не может бороться, и именно этот момент выбран Лермонтовым для утверждения непобедимости человека. Мцыри вступает в безумную схватку с барсом, несмотря на бессилие, отчаяние, невозможность одержать верх, - и побеждает. Схватка с барсом – ярчайший эпизод в поэме, сцена. Описание этого смертельного противоборства очень выразительно: в свете месяца отчётливо рисуются движения барса, его могучее гибкое тело, описывается быстрая, энергичная схватка; передаётся звуковая сторона картины – барс «весело визжал», «застонал», «завыл», Мцыри «пламенел, визжал, как он», у него вырвался «ужасный крик». Схватка с барсом призвана выразить вторую мысль поэмы: воля человека несокрушима, дух человека невозможно ни подавить, ни подчинить.

Итак, в коротких странствиях Мцыри было два события, две вершины: любовь и сражение. В жизни человека, с позиции Лермонтова, эти два события являются единственно важными и решающими, делающими её полной и насыщенной. Они и есть сама жизнь человека.

Мцыри не смог добраться до родного дома, в 20-ой главке круг его короткой свободной жизни замыкается – беглец против своей воли возвращается к монастырю. Как человек, заблудившись в лесу, совершает круг, так и Мцыри неизбежно оказывается в начале своего бегства. И дело вовсе не в том, что он потерял дорогу сейчас, но может найти её в следующий раз, герой понимает:

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Человек не может сбежать от реальности своей жизни, он никогда не может вернуться в прошлое, пройти той же дорогой – человек должен найти верный путь вперед, осознать и сделать свой выбор. Так Лермонтов выражает третьюважнейшую мысль поэмы.

Заключительные главки поэмы (21-26) подготавливают вывод, то есть итоговые мысли Лермонтова. Последние мгновения жизни Мцыри на воле представляют испытание героя: его покидают разум, желания, сама жизнь. Зной, «огонь безжалостного дня» иссушает в нём жизненные силы, ему грезится, что он попадает на дно глубокой речки и слышит в бреду искусительную песню рыбки. Казалось бы, Мцыри обречён на поражение и смерть, однако приходит спасение: герой «найден и поднят был» и возвращен в монастырь. Такая сюжетная ситуация имеет двоякий смысл: с одной стороны, Мцыри опять оказывается в неволе, с другой – он жил на воле, испытал всё, выпадающее на долю человека и может судить о жизни, о своей судьбе, принять решение на основании опыта.

Герой знает, что скоро умрет и освободится от плена своей скорбной жизни, пламень в его груди прожжет «свою тюрьму» и возвратится к началу бытия – к Богу. Однако это не утешает Мцыри, он произносит слова, которые могут вызывать недоумение:

Увы! –за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Конечно, эти слова можно понимать как романтическую фразу, в которой вечность и мгновение равнозначны; можно также предположить, что здесь утверждается четвертая мысль произведения – человек, не проживший полноценно свою жизнь, не воспримет и вечность в раю.

Очень важно осознать содержание последней, 26 главки. Мечта Мцыри о своей будущей могиле, откуда виден Кавказ, откуда ему может быть будет послан «прощальный привет», послышится «родной звук», почудится братская забота – мечта, которая кажется утешением горестной жизни и печальной смерти. Мцыри не суждено вернуться в детство, судьба отказала ему в обычной, заполненной событиями жизни. Поэтому для Мцыри возможна только духовная перспектива бытия, и он её принимает – вместе с грустью о своей несостоявшейся жизни герой ощущает и радость душевной связи с родной землей, продолжения общей жизни. Финальные слова исповеди Мцыри передают его выбор и решение:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну.

Герой говорит «засну», а не «умру», что означает: его выбор – продолжение жизни. Наиболее глубокой является итоговая мысль поэмы, состоящая в том, что Мцыри никого не проклинает за свою судьбу. Проклятие – это ненависть, оно пресекает жизнь в её развитии, Мцыри же дает жизни возможность продолжаться.

Б

1. В чём состоит внутренний конфликт Мцыри, отраженный в его исповеди?

2. Как в сцене побега Мцыри воплощается философская проблематика поэмы?

3. Раскройте аллегорический смысл образа «жажды» в поэме.

4. Почему Мцыри хочет, чтобы воспоминанья умерли с ним? О каких воспоминаниях идет речь?

5. Сформулируйте ведущие идеи поэмы.

6. Как композиция помогает воплотить идейный замысел поэмы?

 

Стиль поэмы «Мцыри»

Жанр поэмы и её романтическая стилевая основа определили разнообразный состав произведения: в нем выделяются четыре типа поэтических текстов: авторское повествование, монолог-исповедь героя, лирические отступления и вставки, имеющие символический смысл. Такой поэтический состав поэмы порождает красочный, интонационно богатый, насыщенный сложными смыслами, многомерный мир поэмы.

Глубина мира поэмы создается и благодаря её образам. Главный герой Мцыри не должен сводится в характеристиках только к непокорному, бунтарскому типу. Эти качества, безусловно, составляют эмоциональную и идейную основу образа, их читатель замечает первыми, они пропитывают ткань поэмы, однако следует обратить внимание и на восхищение Мцыри при воспоминании об отце и нежность, с какой он говорит о сестрах, на способность быть поглощенным любовью и твердость бойца, на поэтичность в восприятии природы и драматизм в оценке жизни. Образ Мцыри можно считать  образцовым с точки зрения воплощения в нём романтических черт и приёмов.Вместе с тем романтизм поэмы «Мцыри» является не главной жанрово-стилевой характеристикой – произведение, прежде всего, должно определяться как философская поэма.

Образу главного героя противопоставлена монастырская братия. Равноправными в художественном отношении являются образы природы и животного мира. В тесном сопоставлении с человеком представляются животные, особенно значим образ барса для выражения глубинного противоречия жизни, порождающего конфликт дружбы и вражды (вспомним, как ярко передано это противоречие в самой схватке: «мы, сплетясь, как пара змей,/обнявшись крепче двух друзей»).

Структура поэмы – разделение текста на маленькие фрагменты-главки - отмечает четкий ритм повествования, словно вырывая значимые событийные эпизоды, сильные переживания и размышления из череды дней жизни. В поэме переплетаются разные по характеру эпизоды: событие, встреча, воодушевление, разочарование, переживание. Поэтому повествование в ней отличается чеканностью, даже резкостью, и пластичностью, разнообразием способов перехода от одной грани рассказа к другой.

Различаются и типы речи в поэме: спокойное, плавное авторское повествование в начале рассказа – вслушаемся в его интонации:

Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся шумят

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь… -,

и вот быстрая, прерывистая, взволнованная речь юноши, насыщенная восклицаниями, вопросами, обращениями, перебиваемыми в стихотворной строке:

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, - я также мог быть жить!

Перерывы в строке имеют двойную функцию: они или разбивают строку на равные половины («Что за нужда? Ты жил, старик!»), или же выделяют неравносложные части строки («Ты жил, - я также мог бы жить!»), придавая стиху разговорную гибкость.

Вся поэма написана двустишиями, то есть строками с парной рифмовкой, при этом все рифмы мужские, когда рифмуются ударные окончания строк. Стихи поэмы не образуют строфы, за исключением песни, которую, как грезится Мцыри, поет рыбка. Таким образом стих поэмы то неторопливо льётся, то мощно стремится вперёд, нигде не прерываясь и не останавливаясь, иногда даже его ритм полностью совпадает с действием, например, строки в рассказе Мцыри «бегут», как бежит сам герой:  

Бежал я долго – где, куда,

Не знаю! Ни одна звезда


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 695; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!