Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 3 страница



Три Личности Троицы отличаются между собой только личными свойствами. Свойство Отца — быть Безначальным, Нерожденным, свойство Сына — быть Рожденным от Отца, и свойство Святого Духа — быть Исходящим от Бога Отца. Без этих свойств Личности бы смешались. Была ересь, которая смешивала Личности, говорила, что на самом деле Бог — это одна Личность с тремя масками. Есть другая ересь — «свидетели Иеговы», которые говорят, что Сын Божий — это творение, но это хула на Бога. Мы знаем, что Он Слово Отца и поэтому, конечно же, единосущен Отцу. Поэтому всякий, кто не чтит Сына, не почитает Отца. Почему, собственно, мы говорим, что не спасутся не христиане? Потому что они хулят Сына. Сын — Самооткровение Отца. Спасение — соединение с Отцом. Можно ли соединиться с Отцом помимо Его Самооткровения? Вы можете узнать, что у меня на уме без моего слова? Вы можете узнать об Отце без Его Слова? Конечно, нет. Настоящее знание заключается в том, что ты соединяешься с тем, кого ты знаешь. По-настоящему узнаешь человека, когда с ним поживешь одной жизнью. И наша задача — не просто узнать Бога теоретически, какие у Него свойства. Мы сейчас узнали, но это недостаточно для спасения. Нужно жить с Ним общей жизнью. А эту жизнь Кто дарит? Сын. Как Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6).

— А может, одной веры в Сына достаточно, чтобы прийти к Отцу?

— Нет. Нужно еще жить Его жизнью. Поэтому, собственно, тот человек, который не живет в Церкви, кто ушел из Церкви, то есть из Тела Христа, тот погиб, хотя может верить в Сына. Понимаете, почему конфессии христианства не спасаются? Они находятся вне общения с Вселенской Церковью.


Ситуация очень простая. Мы говорили: Церковь — это некая реальность общения Святого Духа. Церковь не может исчезать, не может прятаться, не может то исчезать, то появляться. Не может быть восстанавливаема. Церковь — Тело Христа, не исчезающая реальность.

Спастись возможно только в Теле Христовом, потому что Церковь не как организация спасает, а как Сам Христос, живущий в ней. И весь Христос — Глава Тела, как говорил апостол Павел: «... Он есть глава тела Церкви» (Кол.1,18). Можно ли сказать, что Христос появился две тысячи лет назад?

— Наверно нет, раз Он от Бога.

— Да, Он вечный. Это очень важно помнить. Да, Христос стал человеком две тысячи лет назад, но Он как Личность был всегда. Поэтому Он говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»

(Ин.17,5). Он уже в славе Отца был, до того как зажглись звезды, уже тогда. Его Я, Его самосознание было и остается божественным. Ставши человеком, Он не перестал быть Богом и остался таким же Богом, каким и был, Вездесущим, Всемогущим, Всеведущим. И поэтому, где бы мы ни находились, мы об этом можем услышать, помните: «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28,20).

И через Него Отец сотворил мир. Сказано: Отец — Творец, и сказано про Иисуса Христа: «...Им же вся быша», помните — Символ Веры. Через Него сотворен мир. С Ним беседовал Отец, когда творил человека. Кому Он говорил? Он говорил Сыну и Святому Духу. А Он не только творил, Он дал Закон, Он послал пророков, Он и пришел Сам.

— «...сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» — это как надо понять?

— Отец сказал Сыну: «седи одесную Меня». Он сказал: сиди по правую сторону как Человек, не только как Бог. Потому что как Бог Он управляет с Отцом всегда, вечно. Потому что Он — Сила Божия.

Я вот беседовал с одним мусульманином в Египте. Он — ваххабит, кстати говоря, российский, который меня убить хотел. И интересно, что он, хоть и фанатик, но умный человек, поэтому с ним говорить можно. Бывают глупые фанатики, а бывают умные, то есть те люди, которые истину ищут. Он мне говорит: глупые, вы хотите спастись человеком, а нас спасет сам Аллах. Я говорю: как вы думаете, Аллах спасает как? Силой своей или бессилием? Он отвечает: конечно, силой. Дальше спрашиваю: как ты думаешь, у Аллаха слово сильное или бессильное? Он: конечно, сильное. Логично. Спрашиваю еще: как ты думаешь, у Бога есть бессловесные силы какие-то? Он спасает своим сильным словом, согласен? А согласно Корану, кто является Словом Аллаха? Вы знаете, нет? Иисус Христос! А вы в Него не верите, как же это так, говорю, у вас же написано, а вы в Него не верите?!

— В Коране так написано?!

— Там прямо сказано — Иисус есть у Аллаха, Дух Его. И ваххабит согласился, потому что, действительно, соединиться с Богом без Бога нельзя. А ведь Господь — единственный, имеющий бессмертие. Почему? Потому что Он не имеет начала. И поэтому человек, если хочет победить смерть, должен с Ним соединиться. Бог — единственный Святой, и если человек хочет победить грех, с Кем он должен соединиться? С Богом. И Бог есть Любовь, и если человек хочет быть любящим, с Кем он должен соединиться?

— С Отцом и Сыном.

— Нет, не только. Не так просто, вот я расскажу сейчас. Есть еще третье Лицо Святой Троицы.


И мы верим в третье Лицо Святой Троицы. Мы верим не только в Отца и Сына, но еще и в Святого Духа. А Кто же Такой Дух Святой? Вы у нас крещеный, рассказывайте. —Дух Святой, Он с самого начала был.

— Да, Он в момент творения носился над водами. Кто такой Дух Святой, знаете?

— Третья часть Бога.

— Лицо, не часть. Бог не из частей состоит. Дух Святой — это действительно третья Личность Бога. Естественно, Он Бог, равный Отцу и Сыну. Поэтому мы говорим: «. Иже со Отцем и с Сыном спокланяема и сславима.», то есть мы Ему покланяемся совместно с Отцом и с Сыном. И прославляем Его совместно с Отцом и с Сыном. Поэтому, когда мы говорим: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, мы творим сколько поклонов? Один поклон. Почему? Потому что Один Бог. То есть, мы делаем один поклон во имя Единого Бога. И поэтому себя знаменуем во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы сила Бога через Кровь Иисуса Христа очистила нас. Мы складываем пальцы в троеперстие, показывая веру в Триединого Бога, распятого на одном Кресте. Видите, вся догматика в одной руке.

Итак, Дух Святой — это Бог, и Он, в отличие от Сына, исходит от Бога Отца. Источником Его тоже является Бог Отец, но иным образом: Дух Святой исходит от Отца. Он не Сын и не Брат Богу Сыну. Он иной Бог. Мы знаем, образ Троицы можно сравнить с теплом, которое тоже исходит от Солнца, но не является солнечным лучом, а совместно с лучом приходит на землю. Поэтому и Сын открывается Святым Духом. Дух Святой открывает нам Иисуса из Назарета, Сына Божия. Поэтому и сказано, что никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым. Имеется в виду: не в том смысле, что никто не может формально называть Его Господом. Никто не может увидеть Его Божественную силу, быть участником Его Божественной жизни, как только Духом Святым. Назвать Господом — пожалуйста, «Господи» — бесы кричали же, но не Духом Святым кричали. А речь идет о том, что нельзя соединиться с Господом, увидеть Его Божество, Божественную силу. Только Духом Святым. И поэтому, кстати, Крещение совершается силой Святого

Духа.

Дух Святой — Он называется Господом Животворящим.

— Что такое — «ГосподомЖивотворящим»?

— Он является Господином Вселенной, Он управляет миром вместе с Отцом и Сыном. Более того, мы приходим к Богу таким образом: Дух Святой приводит нас к Сыну и через Сына приводит к Отцу. Поэтому Церковь поет всегда на утрене, помните: «во Свете Твоем узрим Свет». Кого? В каком Свете? Во Свете Твоем, Боже, мы узрим Свет. Как это? Что это за Свет? В Свете Твоем, в Святом Духе, мы увидим Свет Кого? Сына. Свет, Который от Тебя. Через Духа мы приходим к Сыну, а через Сына мы приходим к Отцу. И становимся Его детьми.

Дух Святой называется Животворящим, потому что Он — Источник всякой жизни, Он сотворил и растительную жизнь, и животных, Он дает жизнь Ангелам и людям, но Он, главное, дает вечную жизнь. Он дает вечную жизнь в Таинствах. Он возрождает нас, Он вдохнул в нас в начале мира душу и Он дарит нам новую жизнь в Таинствах крещения, миропомазания и в Таинстве причастия. Дух Святой участвовал в Боговоплощении — мы знаем, что Христос родился от Духа Святого и Марии Девы. Он был свидетелем страданий Христа. И Он сошел на землю в день Пятидесятницы и создал Церковь Христову. Церковь, которую врата ада не одолеют, которая до сих пор сохраняет свою жизнь в течение всех двух тысячелетий, несмотря на гонения. И Дух Святой обновит творение в конце времен. Он действительно является Духом Животворящим.


И скажем дальше, что Дух Святой — Автор Библии. Он говорил через пророков, через апостолов.

— В каком Он смысле говорил?

— Многие думают, что Библия написана как письмо от Бога. Но это не так. Пророки и апостолы не лишались разума, когда им Дух Святой говорил, потому что Дух Божий просвещает мысль, а не подавляет. Потому что Он — Дух разума, Дух премудрости и кротости, и крепости, и силы. Дух Святой, наоборот, усиливает могучий сильный разум, так что человек видит то, что никогда бы не увидел сам. Пророки узнавали будущее за много веков до того, как оно произошло. Почему? Потому что Дух Божий озарил их разум. Он является источником Откровения Божия. Мы знаем, что Церковь живет не только Писанием, но и Преданием. Есть ложное предание, человеческое, а есть Предание Бога. Апостол Павел сказал: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2,15).

— А что такое «предание»?

— Предание, собственно, это проявление Святого Духа в самой Церкви. Он проявляет Себя как? В подвигах святых мучеников, в творениях святителей, в подвигах преподобных, которые покоряли свое тело Духу, которые творили множество необыкновенных чудес. И Он проявляется в Литургии, в догматах Церкви, в жизни церковной. Например, мы говорим, что иконы взяты из Предания. Хотя и в Библии сказано, что Бог повелевает делать иконы Моисею. Опять-таки, не икона — свидетельство Боговоплощения. А свидетелем Боговоплощения является Кто? Кто является свидетелем Христова Божества? Дух Святой. Именно поэтому иконы мироточат и чудеса многие творятся.

И поэтому Откровение нам дается в обоих видах: Писание и Предание, они одно без другого не существуют. Писание нужно для того, чтобы не подменить Предание Божие преданием человеческим, а Предание — для правильного понимания Писания. Потому что без этого будет миллион ложных толкований. Это все — едино. В едином и целом держится.

— Кто такой Святой Дух?

— Это Тот, Кто исходит от Бога Отца, это тоже Бог. Одно из трех Лиц единого Бога. Третья Личность Бога, равная Отцу и Сыну.

— То есть, Бог породил Святой Дух так же, как и Сына?

— Нет, Он извел Святого Духа иным образом, чем Сына. Мы знаем, что иным образом, но не ведаем, каким. Григорий Богослов пишет: «Ты спрашиваешь меня, чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа, отвечаю — объясни мне для начала, что такое есть Безначальность Отца, как может нечто быть абсолютно безначальным, объяснишь мне, я тебе объясню потом и то, и другое, и мы попадем в сумасшедший дом».

— Зачем отвечать вопросом на вопрос? Почему он не может ответить — я не знаю?

— А ответ такой же. Мы знаем, что иным образом, но не знаем, каким, как мы не знаем в принципе, что такое рождение, так ведь? Вот и всё. Мы знаем, что Отец породил Сына, но как — не ведаем. Известно, что Дух Святой исходит от Отца иным образом, чем Сын, но как, мы не знаем.

— Но сказать, что Бог породил Святой Дух, это неправильно?

— Да, потому что Сам Бог говорит, что Он Его извел.

— В общем, Святой Дух исходит от Отца. И на этом всё?

— Да. Таким образом, мы знаем, что это три Личности. Четко видим, что их три «Я», три Самосознания, понимаете. А источник Божества — один, поэтому и Бог один. Почему мы


не верим в трех Богов? Потому что источник Божества — Отец. Он источник и Сына, и Духа. Поэтому не три Бога у нас, а Один Бог, имеющий Свое Слово и Святого Духа.

— Скажите, а что значит — «соединиться с Богом»?

— Вот к этому я как раз сейчас и хотел перейти, к этому вопросу.

— А можно сказать, что Святой Дух — это составная часть?

— Бог не состоит из частей, Бог — простое Существо, не состоящее из частей. Он един в трех Личностях, в трех «Я».

— А как вообще правильно говорить?

— Три Личности, у каждой их которых есть собственные свойства: у Отца — нерожденность, у Сына — рождение, у Духа — исхождение. Это три свойства, которые отличают одну Личность от другой, вот и всё, во всем остальном они полностью равны друг другу.

Давайте теперь перейдем к вопросу, что значит — соединиться с Богом. Вот важнейший вопрос! Есть Дух Святой, то есть от Него можно святость получить. А что такое святость? Святость — что-то запредельное, запредельные силы... Мы знаем, что Бог непостижим. Он говорит: «... человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). И апостол Павел пишет: «... блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6,15-16). И мы знаем, что Серафимы, которые стоят перед лицом Бога, закрывают глаза, чтобы не быть попаленными полыхающим пламенем, предельным сиянием. И сказано, что Бог обитает во мраке.

— Почему, в каком мраке? Он, Свет, во мраке обитает, как это?

— Мрак от избытка света возникает, знаете? Предельный свет, он просто ослепляет глаза, поэтому и мрак. Как на солнце смотреть больно. Поэтому многие и говорят, что Бог во мраке обитает. От избытка света исходящего, не от недостатка, а наоборот. Но, тем не менее, нам в Писании обещано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Нам обещано, что мы увидим Бога лицом к Лицу, что мы Его познаем и будем подобны Ему, и Бог поселяется в нас, и Бог Отец, Сын, Дух Святой живет в нас, входит в наши сердца и живет там. Это нам обещано Словом Божиим: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12). «... вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6,16). И этим, собственно, живет Церковь. Множество святых живут этим.

— Как это объяснить?

— Дело в том, что Церковь Православная различает Бога, Его сущность и Его силы, энергии, благодать. Сущность Бога — несообщима и непостижима. Почему? Потому что она абсолютно бесконечна. Но Бог проявляет себя в Огне. Он является в Сиянии, в Свете Своем неприступном, в Своих силах. Он являет Себя как крепкое могущество, которое входит в нас. Сила Божия, которая нас спасает, называется благодатью. Это нетварная, несотворенная вечная сила Бога, не зависящая от творения. Бог сиял бы и исходил бы из Своей сущности вне зависимости от творения. Эта сила называется в Библии еще славой Бога, это сияние Бога. В этом свете Христос явился апостолам на горе Фавор, помните? Они видели славу Царства. Господь сказал апостолам: «...есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр.9,1). И они увидели Христа сияющего, они увидели Царствие Божие. Так что это и есть Царство Бога, вечное Царство, до начала времен начавшееся, вечное сияние. И вот эта благодать, вот эта сила, она сообщима людям.


— Что такое «энергия Бога»?

— Это сила Бога, она, собственно, по-гречески и называется «энергия». Это не касается космической энергии, она — над космической. Ее нельзя измерить. Как можно измерить материальным свойством нематериальную силу? Но результаты ее действия вполне очевидны и измеримы. Чудо само как произошло, мы не можем понять, но результат мы можем проверить. Эта сила Божия, она действует на некоторых извне, на некоторых — изнутри. Извне она действует на некрещеных. Нет людей, которые были бы чужды силе Бога. Если бы от вас рука Бога ушла, как думаете, что могло случиться?

— Умерли бы.

— Просто исчезли бы! Не просто умерли, исчезли. Потому что нас держит рука Божия в данный момент. Вот эта сила поддерживает всю вселенную. Блаженный Венедикт Нурсийский однажды увидел Бога, сияющего во славе Своей, как из Него исходило бесчисленное множество лучей; и на одном лучике висела вся вселенная наша. Представляете, насколько велика бесконечная мощь Бога? Он может творить еще бесконечное множество вселенных, и самое интересное, что Его сила не уменьшится ни на грамм, потому что сила абсолютно бесконечна. И вот эта сила, она входит в человека через Таинства.

В Таинстве крещения в человека входит сила Божия, человек приобретает глаза для того, чтобы видеть Бога, потому что видеть Бога можно только Богом. Святой первомученик Стефан был в Духе Святом, он видел Бога. В Крещении человек одевается во Христа. В Миропомазании, во втором Таинстве, Дух Святой входит в человека. Благодать Святого Духа дает ему силу к творению добрых дел. Каких? Дел, угодных Богу. Ведь не всякое доброе дело угодно Богу, так ведь? Например, когда такое дело ради корысти делают, оно вроде доброе, а Богу неугодно.

Или ради человека делают доброе дело. Оно, конечно, Богом не будет отброшено, но человека не спасет именно потому, что доброе дело само к благодати Божией не приводит. Благодать дается когда? Она так и называется «благой дар», благодать. Ее можно утратить, потому что Бог Себя человеку не навязывает. Например, человек ушел в секту и потерял благодать Божию, хотя печать Крещения на нем остается несмываемой. И такого человека Бог может возродить, если он вернется и покается.

И особенно благодать Божия дается через Святое Причастие, когда в нас входят Тело и Кровь Господни и делают наше тело частью Тела Христа, членом Тела Христова. Поэтому причащаться нужно как можно чаще, вы знаете. Потому что в нас живет сила Божия. И благодать усваивается нами через добрые дела, ради Бога сделанные.

— А Миропомазание как часто бывает?

— Один раз в жизни, после Крещения, и благодать действует в нем.

Итак, человек спасается каким образом? Усваивая добрые дела; через добрые дела, через Святые Таинства, через веру. Если нет веры, все добрые дела пусты. А вера должна быть какая? Православная. То есть правильная, правильно славящая Бога.

Православная вера означает — «правильно славящая Бога», то есть не еретическая, изначальная вера, апостольская вера, вот в этом смысле. Слово «православие» — это термин на самом деле искусственный, мы в Символе Веры даже не говорим, что мы веруем в Православную Церковь. Почему? Мы веруем в Единственную Святую Соборную Вселенскую Кафолическую и Апостольскую Церковь. Но веру называем в данном случае православной, то есть неискаженной человеческими привнесениями. Об этом прямо говорит апостол Павел: кто будет благовествовать иное, чем ему я передам, чем мы передали, пусть даже Ангел с Неба или дух, тот будет анафема, отлучен от Церкви. «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1,9). Вера должна быть только в Бога, чистая, без всяких человеческих примесей. Поэтому и православная, поэтому мы и говорим: «православная». Это означает то, что передано от самого начала апостолами. Итак, вера должна быть православная, должны быть добрые дела, ради Христа сделанные, должна быть жизнь в Таинствах, добрые дела должны силою Христа делаться, то есть как? То есть, попросить помощи Христовой, чтобы сделать ради Христа и для того чтобы прославить Христа. Должно быть правильное обращение к Богу сначала, правильная мотивировка и прославление Бога в конце. Тогда эти дела ради Бога сделаны. Когда, например, некоторые протестанты говорят, что человек спасается только верой, они противоречат Новому Завету. Там сказано, что мы спасаемся верой, но не написано, что только верой.

— Вера и что еще?

— Вера и добрые дела. Вера, действующая любовью. Если она не действует любовью, такая вера есть и у бесов.

Важно помнить, что вера, благодать Божия, человека все время ведет, проверяя, хочет ли он к Богу? В Церкви никогда нельзя почивать на лаврах. Нельзя сказать: я сделал всё, можно теперь отдохнуть, лечь на диванчик, поспать спокойно. Иоанн Лествичник пишет: остановка на пути спасения есть начало падению. Это очень важно.

Но корнем и сердцем всех добрых дел является Причастие, без Причастия невозможно ничего. Сам Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6,56-57). Поэтому источник жизни, который дает Бог, — Причастие.

— А как получить благодать?

— Через причастие Тела и Крови, через Причастие и Исповедь. И потом жить по заповедям.

— Наше Причастие отражается на нашем внутреннем состоянии?

— Обязательно. Очень сильно отражается, причем отражается двояко: если человек недостойно причащается, это тоже отражается.

— А что бывает с человеком?

— Он просто умереть может. Апостол Павел об этом говорит: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11,29-30). И в нашей жизни такие случаи бывали. А когда человек достойно причащается, он, наоборот, исполняется силы, любви.

Теперь понятно, почему не могут спастись вне Церкви люди? Потому что они не причащаются, не верят в Бога, не имеют общения со Христом, не имеют общения со Святым Духом. Они находятся в гордом одиночестве. И здесь слова «гордое одиночество» очень уместны — они одни и горды этим. Они говорят: а у меня своя вера. Как считаете: должна быть своя вера или должна быть вера Божия? Не просто вера в Бога, а доверие Богу. Вера в Бога есть у бесов. А вера Богу есть у христиан.

— Не будет ли кощунственным вопрос — а как же инфекция, атипичная пневмония, например? Одна ложка для всех — это же моментальное распространение заразы.

— А почему-то не распространяется.

— Просто у нас нет этой эпидемии, а если бы была?

— А во время чумы причащали, и ничего не было. Во время чумы и холеры никакого распространения заразы не было.


Причастие — это Тело и Кровь Христа Спасителя Животворящего. Оно исцеляет, и ни одного случая передачи заболевания не было за все две тысячи лет христианства. Абсолютно. Это бесовские мысли. Самая любимая задача бесов — людей от Причастия отводить с помощью ложной гигиены. Причем, самое интересное, я видел людей, которые очень брезгуют причащаться и при этом живут в страшном свинарнике дома. Это такое демоническое действие. Потому что бесы страшно боятся Причастия. Они трепещут его и трясутся. Потому что они через это лишаются власти над человеком.

Наконец, теперь хочется несколько слов сказать о самой Библии. Почему мы считаем Библию словом Божиим?

— Было много пророков в разных странах, и они писали Ветхий Завет в каком-то ритме, там через какие-то шестьсот шестьдесят шесть букв повторяется слово «Бог».

— Нет, слово «Бог» не повторяется через шестьсот шестьдесят шесть букв. Смотрите: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1,1-4). Где вы шестьсот шестьдесят шесть букв видите?

— Шестьсот шестьдесят шесть — это ерунда.

— Нет, это не ерунда, это число антихриста, и об этом Библия говорит. Это число имени, имени антихриста. У каждого имени есть определенное число — эквивалент. Так, Анна, например, — сто два.

— Как Вы посчитали?

— Во всех языках цифры эквивалентны букве, буквы и цифры — это одно и то же. Но, опять-таки, само по себе число это ничего не значит, оно имеет значение, когда оно относится к антихристу, поэтому шестьсот шестьдесят шестых страниц в Библии никто не пугается, не боимся мы и квартиры № 666 или автобуса.

— Так это число не страшно?

— Само по себе нет, но религиозное значение оно имеет. Сатанист делает себе татуировку шестьсот шестьдесят шесть и покупает номер машины шестьсот шестьдесят шесть за взятки, чтобы дьявол ему помогал.

— А число тринадцать?

— А это суеверие. Само по себе число тоже ничего не значит.

Итак, я хотел сказать о Библии. Почему мы верим, что Библия — слово Божие? Церковь предлагает пять следующих причин, пять обоснований.

Первое: Библия излагает высокие догматы, которые человеческим умом не могли быть выдуманы. Библия говорит о Триединстве, а мы знаем, что оно непостижимо, очень тяжело понять. Учение о Триединстве, как мы говорили, тяжело для нашего восприятия. Никто никогда о Троице не учил. Три бога вместе сели — пожалуйста, такое бывает, три музы те же самые. Три маски на одном лице — пожалуйста, а вот Триединство — нет нигде, абсолютно. Учение о построении Богом мира из ничего. Учение о том, что Христос

— Бог и Человек одновременно. Полубог-получеловек — такой есть в греческой мифологии и в других тоже. А Бог и Человек одновременно — совершенно непостижимо. На самом деле, мир бесконечно сложен, чтобы тривиально на него отвечать, тривиальный ответ ничего не даст. Есть вещи, которые все знают, как говорится: козе понятно. А вопрос о том, как избавиться от греха, — гораздо сложнее.

— Избавиться от греха нереально.

— Реально. В Церкви есть специальное искусство избавления от греха. У нас есть специальные лекарства от того или иного греха, неодинаковые, кстати говоря, нельзя одинаково лечить блуд и гордость. Почему? Потому что разный грех по-разному лечится.


И лекарство это — слово Божие. А Библия, она имеет отношение к каждому человеку, она лечит все страсти, в ней есть лекарство для любых страстей человеческих. Естественно, если человек им будет пользоваться. А если он придет в аптеку, накупит себе таблеток, а пить их не станет, то на кого потом жаловаться, что гипертонический криз, инсульт, инфаркт и так далее. Ты не пил лекарства, ты и виноват. Так что не сама Библия лечит, естественно, а жизнь по слову Божию.

Первый признак, понятно, — Слово Божие, поскольку Бог не стал бы говорить совершенно пустых вещей. Когда выступают спириты, злые духи, пишут послания, они пишут обычно всякую ерунду, глупость полнейшую. Вызывают какого-нибудь духа, он пишет такую ерунду, что там читать невозможно. Мне по долгу службы, как миссионеру, приходилось читать творения посвященных магов. Там множество больших букв, восклицательные знаки и огромные провалы в логике: в огороде бузина, а в Киеве дядька. А слово Божие в этом смысле отличается очень сильно, оно отличается тем, что там все крайне трезво и удивительно нетривиально.

Второй признак того, что Библия — слово Божие. Второй признак — чистота учения. Логика понятна, то есть если Библию дал Бог Святой, то и слово должно быть святым. Нравственная планка Библии — есть ли что-нибудь выше ее? Выше Евангельской нравственной планки есть что-то? Нет. Хотя, согласитесь, что библейские требования вполне справедливы. Справедливо, например, не только не убивать, но и не гневаться. Справедливо?

— Не укради.

— Опять-таки, не только не украсть, но и не желать чужого. Справедливо не только не изменять жене, но и не засматриваться на других женщин. Согласитесь, что это справедливый и более чистый подход к человеку. В этом смысле Библия удивительно отличается от других книг. Например, в Коране есть такой смешной эпизод, я долго смеялся, когда читал. Там Мухаммед влюбился в жену своего приемного сына. И тут к нему приходит откровение: Мухаммед, у тебя не должно быть приемных сыновей. Все не так, все неверно, ты ошибаешься. Мухаммед передает откровение — значит, приемный сын сразу перестает быть приемным сыном. Потом приходит откровение: жена приемного сына должна развестись с ним. Приходит откровение — значит, приемный сын, верный пророку, разводится с женой. Потом приходит третье откровение: Мухаммед должен жениться на ней. Это удобно, конечно. Есть у мусульман и заповеди. Например, такая: нельзя убивать никого из верующих, правда, неверных убивать можно. Или — неприкосновенна жизнь и имущество верующих, воровать нельзя у верующих. А у неверующих — все, что плохо лежит, все ваше. Логика какая-то непонятная. Или, например, откровение приходит: вы должны отдавать пророку одну четвертую часть добычи, если не можете, ну, ладно, — пятую часть. То есть, хорошее, удобное откровение. Нельзя поверить, что это слово Божие, согласитесь. Или, например, там откровение было такое замечательное: всем разрешается иметь четыре жены и сколько хочешь наложниц. Но Мухаммеду разрешается иметь сколько хочешь жен. А вот жен Мухаммеда брать никто никогда не имеет права. Но это как бы все вполне понятно, человек женолюбив, любит много жен. Еще вдобавок ревнивый, не хочет, чтобы его жены потом замуж за других выходили, тоже понятно. Но зачем это словом Божиим называется! Я все это сравниваю, чтобы стало понятно, что нравственный уровень слова Божия несопоставим ни с чем. В греческой мифологии вообще нравственность как таковая отсутствует полностью. Действительно, языческие боги живут по своим, часто совсем не нравственным законам. А слово Божие абсолютно нравственно.


А теперь посмотрите: если бы это писал человек, который по написанному должен был бы жить, стал бы он писать это для себя? —Даже высоконравственный человек?

— Человеку свойственно для себя писать. Но здесь пишется только с точки зрения Бога. Это действительно слово Божие, чистейшее слово Божие.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!