Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской 10 страница



И явится Христос и с Ним все Ангелы Его, и будут они трубить в трубы. Как во время Синайского Богоявления трубили трубы, так и тут. И при последней, самой громкой мощнейшей трубе Христос позовет мертвецов. Это люди, которые умерли от самого начала мира и до конца, в том числе и мы с вами. Их тела вновь соединятся с их бессмертными душами.

Вы знаете, что душа человека после смерти уходит, попадает или в Рай, если она была крещеная и жила по заповедям, или попадает в ад, если она была или некрещеной, или крещеной, но жила против Бога. И тут души всех людей соединятся вместе. Те люди, которые доживут до того момента, они будут преображены этим огнем, огнем Святого Духа. И все люди соберутся перед троном Бога. И увидят на этом троне восседающего Христа во славе Своей, у Которого на руках и на ногах что они увидят? Следы ран. Зачем? Чтобы никто не мог сказать: Ты в нашей шкуре не жил, Ты не можешь нас понять, как нам тяжело было. Он покажет раны. Смотрите, Он скажет, Я жил. Я прошел всем вашим путем, вот, смотрите, вот, Я пронзенный, вот раны мои на ребре, вот руки и ноги, которые вы пронзили своими грехами, своми злыми делами.

И тогда Он воздаст каждому по делам его. Знаете, многие люди говорят: когда, наконец, справедливость мировая будет? Вот тогда, наконец, наступит полная, абсолютная мировая справедливость. Каждому будет дано то, что он заслужил. Каждый человек, наконец-то, будет удовлетворен, будет восстановлено его право на справедливость. Господь просветит всех людей, отчего тела людей будут преображены, так что они будут каждый сам собой, тело каждого из них будет в точности выражать душу человека. У праведников тела будут сиять как солнце, а грешники будут мрачны как тучи. Потому что душа будет полностью отражаться в теле. И Господь разделит: праведников поставит по правую сторону, а грешников — по левую. И обратится к тем, кто по правую сторону, и скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания

мира» (Мф.25,34).

Смотрите: Царство когда для них приготовлено? С самого начала для нас приготовлено Царство. Вот, Апостол Павел говорит, что мы с вами — те, кто крестится и будет жить по Христу, — предузнаны Богом еще до сотворения мира. Ради нас Бог создал вселенную, ради нас звезды были повешены. Если мы придем к Нему, понимаете. Ради святых, ради нас, если мы, конечно, захотим стать такими.

Приидите ко Мне, скажет Он. Почему? «...Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,35-40). То есть, вот если одному из людей сделали ради Меня, то вы Мне сделали.

Потом Он обернется к тем, кто по левую сторону, и скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25,41-43). Они скажут:


Господи, когда же мы это не делали? Он скажет: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25,45). И тогда пойдут они в муку вечную, а праведники пойдут в жизнь вечную. Грешники: блудники, прелюбодеи, воры, пьяницы, завистники, наркоманы, убийцы, богохульники, идолослужители — все они будут брошены в озеро, горящее огнем и серой. Это будет смерть вторая. Там они будут вечно мучаться в отчуждении от Бога. Почему? Потому что Я вас звал, говорит Бог, а вы не откликнулись. Я вас призывал, а вы от Моего призыва отказались.

И в чем же будет выражаться их страдание? Потому что Бог милосердный для них будет как огонь поядающий. Потому что их ненависть к Богу обернется таким образом, что для них, собственно, Бог будет попалять их, поджигать их. Бог скажет: вы хотели жить без Меня — идите, живите, вот. Поэтому и называется тьма «кромешной», то есть внешней. «Тьма кромешная» — значит «внешняя» в переводе со славянского. Вне Бога находящаяся. Вы хотели — вон отсюда, навсегда уходите. И больше никогда не будет там уже ни исправления, ни покаяния. Сказано: там будет вечный плач, скрежет зубов, и будет вечно людей поедать червь. Не буквальный физический червь, а духовный — тот, что будет выражать угрызения совести, которые уже не смогут ничего изменить. А праведники войдут в жизнь вечную. Они будут сиять как солнце, они будут в Царствии со Христом, они будут жить в Новом Иерусалиме, который таинственным образом описан в Откровении как город из множества различных драгоценных камней. Это, конечно, образы, которые мы просто не можем представить себе сейчас. Они будут пить от хрустальной реки жизни, которая течет от престола Бога. Они будут вкушать с дерева жизни, они никогда не умрут, они никогда больше не упадут, они будут все больше и больше прославлять Бога, они будут управлять новой, обновленной, преображенной вселенной, новым небом и новой землей, которые создаст Бог. Они будут узнавать Бога, а так как Бог бесконечен, процесс этот тоже бесконечен. И поэтому и сказано в Писании, что они будут идти от славы к славе, от радости к радости, и конца этому не будет. И они будут вечно видеть лицо Христа Спасителя, следы ран на Его руках, и, как говорит Симеон Новый Богослов, как солнце после грозы отражается во множестве росинок, так и лицо Христа отразится во множестве спасенных, так что Бог будет стоять среди богов. И таким образом завершится та цель, ради которой Бог сотворил мир. Люди и Ангелы, искупленные Кровью Иисусовой, составят единое целое, как они уже сейчас тайно составляют его. И радость их не будет иметь конца. Как говорит апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам, — добавляет он, — Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор.2,9-10). Так что вы, крестившись и присоединившись к Церкви, отчасти вкусите эту радость, которая известна спасенным. Это не какая-то радость, которую мы не знаем. Это радость, которая открывается нам в Церкви, но которая во всей полноте будет открыта тогда, когда все будет новым. Тогда Сам Бог, сказано, сотрет слезы со всех лиц. Тогда Бог Сам, Сам Бог утешит людей. Он исцелит все сокрушения сердец, Он исцелит всю печаль людей, Он восстановит всех падших. Он будет Сам водить людей. И все надежды, и все ожидания, все представления, которые не осуществились на земле, но о которых мечтали люди, самые наши заветные мечтания, истинные, не какие-то там блудливые, не похотливые, не злобные какие-то, а истинные — они сбудутся, и сбудутся так, что каждый сможет сказать, что мало он страдал и трудился, как мало он для этого сделал. Как сказано, когда Авраам, величайший отец верующих, увидел то, что обещано спасенным, он пожалел, что мало потрудился. Представляете, пожалел, что мало потрудился! Потому что он увидел ту радость неизъяснимую, которая была предназначена спасенным. Но она, эта радость, во всей полноте явится именно тогда, когда Господь в нас явится.

Такова надежда Церкви, ради этого мы, собственно, и хотим креститься. Так что, готовы? Куда хотите, туда и идите. Решайте. Две дороги есть — выбор за вами. Зачем умирать, живите.

Вот что я хотел сегодня вам сказать.

 

О КРЕЩЕНИИ И ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ

— Продолжим наши беседы. Есть ли среди нас сегодня некрещеные? Мы сегодня будем говорить о Церкви, о Таинствах — что такое Церковь, что такое Таинства, что такое Крещение, зачем оно нужно.

Итак, все мы с вами приходим на Крещение, желая войти в Церковь Божию. Так ведь? Если человек крестится, не желая вступить в Церковь, это несколько абсурдное явление. Собственно, Крещение и есть вступление в Церковь Православную. А что такое Церковь? Вступать в Церковь — это в акрополь вступать?.. Вы пришли вступать в Церковь, а куда не знаете.

— В Православную.

— А что такое Церковь Православная?

— Дом Божий.

— Быть ближе к Богу?

— Быть ближе к Богу. Так. Но я имею в виду не саму церковь как храм, а есть некое общество...

— Богу помолиться...

— Давайте сначала разберем понятия. Я говорю сейчас не о церкви как здании, а о Церкви как обществе христиан. Вот есть Русская Православная Церковь — она часть Вселенской Церкви. Вы знаете, что Православие больше, чем Русская Православная Церковь: есть греки православные, сербы, болгары, албанцы, американцы, чехи, словаки — многие народы входят в Православную Церковь. Есть даже племена дикие, которые входят в Православную Церковь.

Но вопрос заключается вот в чем: что такое Церковь, чем она отличается от других обществ? Есть какие-нибудь отличия?

— Религиями, наверное.

— Религией — так. Но чем она отличается? Есть какое-то отличие? Вот — Церковь Православная, а у нас есть, например, партия «Единая Россия».

— Есть свидетели Иеговы, баптисты, протестанты, а мы православные.

— Да, мы православные. Но давайте мы начнем с самого главного: чем Православная Церковь отличается, например, от партий — от Коммунистической партии, от партии «Единая Россия»?

— Здесь веришь Богу, а там веришь партии.

— У коммунистов, да.

— Они верят в другое, у них идеалы свои, а тут — в Церковь, ты знаешь, куда ты идешь: идешь к Богу, чтоб помолиться, потому что веришь в Него.

— А давайте по происхождению: откуда берутся партии? Собираются несколько людей (или один человек) и начитают под себя строить. Или много людей под себя строят — неважно. То есть, партии идут от людей. А Кто создал Церковь?

— Бог.


— Бог создал Церковь. Господь наш Иисус Христос, Истинный Бог, Вечный Сын Бога — Он создал Церковь Своею Кровью, на Кресте Голгофском Он искупил нас от греха, проклятия и смерти и создал себе новое Человечество. Церковь отличается от партий тем, что Церковь есть некое Собрание, которое собрано Богом, и представляет собой общество верующих в Него людей, отличающихся от остальных.

Давайте попробуем посмотреть так: она представляет собой некое собрание «иных». Вы знаете, что в фантастических фильмах рассказывается, что инопланетяне живут среди нас. А я скажу так, что отчасти Церковь — собрание, в некотором смысле, «инопланетян», и даже не «инопланетян», а посильнее, в некотором смысле — собрание людей, в которых действуют силы, вообще из-за пределов космоса приходящие. Какие? Силы Бога. Ведь Бог запределен космосу. И поэтому Церковь — это собрание людей, в личностях которых действует не одна человеческая природа, а две природы — и Божественная и человеческая. Поэтому говорится, что Церковь — это новое Человечество. Вот есть обычное человечество — его еще называют «мировым сообществом», «прогрессивным человечеством» — неважно как. А есть иное человечество, новое Человечество, — называется «Церковью Православной». Создано это новое Человечество Богом на Голгофе, Крестным страданием Христа Спасителя — Его искупительной Жертвой. И это Общество людей не только создано Богом, но оно и возглавляется Богом. Вы знаете ведь, что у Вселенской Православной Церкви нет единого главы (на земле)? Все православные Кем возглавляются? Христом непосредственно. Без всяких посредников. Вот в чем отличие римо-католиков? Почему мы отделились от римо-католиков? Потому что римо-католики ввели учение, что, кроме Христа, у нас должен быть еще второй глава, будто бы возглавлять Церковь должен еще римский Папа. Мы говорим: нет, кроме Бога нам главы не надо.

А можем мы сказать, что Патриарх Московский есть глава всей Церкви? — Нет. Хотя бы потому, что есть другие церкви. Да и сам Патриарх Московский подвластен Церковному Собору — то есть, если Патриарх, например, сделает какой-то грех тяжелый, если он будет неправильную веру проповедовать, он будет смещен собранием епископов поместной церкви. А если, например, собрание епископов сделает ошибку, их может поправить собрание епископов Церкви Вселенской. Вся Церковь управляется Богом через епископов. Если мы вдумаемся в само слово «церковь», то нам станет ясно, что это общество совершенно особое. Слово «церковь» происходит от греческого слова «экклесия», которое, в переводе дословно означает — «собрание тех, кого созвали». Смотрите, не «собрание тех, которые решили собраться». Бывает, люди собрались, говорят: дай-ка мы, типа, отпразднуем что-нибудь; поставили бутылочку, шашлыки зажарили — вот и собрались. Можно ли назвать такое собрание церковью? Нельзя. В Библии упоминается слово «церковь» в нехристианском смысле. Например, в 25-м псалме сказано: «Возненавидех церковь лукавнующих», то есть церковь злых. «Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25,5).

«Я ненавижу собрание злодеев...» Да, но каких злодеев? Собрание тех злодеев, которых тоже созвали. Слово «церковь» означает собрание тех, кого собрали. В данном тексте говорится о собрании тех, которых собрал дьявол. Такие «церкви» тоже есть, то есть секты. Они часто бывают организованы не человеческими силами, но — дьявольскими. Самый яркий такой пример: современная страшная секта — это ислам. Это же явное «собрание» — международная организация, совершенно явно координируется, причем в международном масштабе. Как вы думаете, можно ли объяснить исламскую активность только человеческими факторами? Нет, наверное? Потому что разве сам по себе человек пойдет взрывать себя с другими людьми просто так? Нет, конечно.


— Вы хотите сказать про весь ислам...

— Я ничего не хочу сказать, я просто описываю ситуацию, что там есть эти силы. Я сам ислам судить вообще не собираюсь — это дело Бога. Я просто привожу пример, что в нем действуют иные силы. Это действительно так. И пытаться рассудить, что ислам, мусульманство — это просто собрание разных людей, некоторые из которых плохие, некоторые хорошие, — это будет неправильно. В исламе действуют иные силы — это действительно так. И эти силы бывают часто злыми — и это тоже так. Понимаете? А иначе это будет просто неправда в отношении самих мусульман. Понимаете, если вы подойдете к человеку и скажете: «Да ты все выдумал! Это просто человеческая культура у тебя такая». Он скажет: «Это неправда, я чувствую, что во мне иные силы действуют». Я с реальными мусульманами разговаривал и знаю. Второй вопрос: какие силы там действуют? Вот в чем дело.

То же самое: возьмите секту «Свидетели Иеговы», например. На улице подходят. Можно сказать, что это просто собрание людей, которых обманули ради денег? — Нет. Оно бы тогда не продержалось так долго. Если бы просто ради денег, эта секта лопнула бы, как «МММ», — они бы деньги собрали и улизнули. Были секты, которые ради денег создавали; так действительно, расцвет стоит десять — пятнадцать лет обычно: денег соберут, островочек себе купят, виллку построят, там, с замком, а потом всё — да и зачем больше-то? Но дело в том, что религия чем страшна? В религии действительно действуют иные силы. Что такое религия? Не задумывались никогда? Религия означает «восстановление связи»... С кем? С некоторым духовным миром. А духовный мир, мы знаем с вами, разделен: есть мир Бога, служащий Ему, а есть мир, враждебный Богу. Поэтому религии бывают ложные и истинные (собственно, одна истинная). Почему опасна иная вера? Человек, неправильно верящий в Бога, рискует попасть на «контакт», он рискует встретиться с духовным миром, он рискует стать «духовным». Только духи могут прийти не добрые, а злые.

Взять, например, тех же ваххабитов. Откуда взялись ваххабиты? Был такой проповедник Мухаммед Ваххаб — в XVII веке, который имел некое «откровение». Потом он стал это учение развивать. Если бы у него не было «откровения», он бы никуда не пошел. Итак, теперь поговорим о самой Церкви. Церковь — это действительно собрание «тех, кого созвали». Мы верим, что созвана она Богом, и мы верим, что Бог не просто ее созвал в начале, но продолжает ею управлять. Когда появилась Церковь? Она появилась в день Пятидесятницы — в день, когда в виде огненных языков Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы, Истинный Бог — Вечный и дающий жизнь — сошел на апостолов. И Он их переродил, вложив в них силы искупления Христа Спасителя. И с тех пор Церковь и существует благодаря тому, что существует преемство рукоположения. Да. Вот, как на головы апостолов огненные языки сошли, так и передается через возложение рук апостолов и их преемников Дух Святой, и будет так продолжаться и дальше. Те люди, которые передают этот Дар, называются епископами, их могут еще называть: патриархами, митрополитами, архиепископами, но суть все-таки одна: они епископы, они надзирают за жизнью Церкви. Они — те посланники, которые собирают. Вернемся к слову «экклесия» — «собрание тех, кого созвали», — так называли в Греции, собрание всех свободных граждан, например граждан Афин, которые имели право принимать законы. Вроде нашего референдума. Как провозглашался этот «референдум»? Ареопаг, то есть верховные правители Афин, издавали закон и посылали «герольдов» — специальных вестников, которые собирали народ, оповещали о том, что в определенный момент нужно собраться в определенное место. Те, кто не являлся, платили большой штраф за неявку.


И вот точно так же и Церковь создана Христом через своих посланников («посланник» — по-гречески «апостол»). Апостолы возвещают всем людям о том, что наступило время Спасения. А человек, который не захотел принять спасение, тоже будет платить «штраф». Какой?

— В ад пойдет?

— Будет брошен в вечный огонь — да. За что? Потому что он отказался от спасения, которое дает Бог. Вот в этом его главный грех. Естественно, если Бог предлагает путь спасения, а человек от него отказывается, кто виноват, что этот человек погиб? Поэтому, разумеется, ответственность здесь огромная — человека, который услышал Откровение, Благовестие и не послушался. Как говорит Священное Писание, кто знал волю Отца и поступил вопреки ей, будет бит много. Кто не знал, но сделал достойное наказания — бит будет меньше.

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12,47-48). Поэтому человек, который знал Откровение Божие и не послушался слов вестников Божиих, он будет наказан. Мы знаем из Слова Божия, что без Христа никто не может прийти к Богу Отцу. Господь сказал: «. никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6).

Почему? Потому что Он — единственный Посредник между Богом и людьми, Он Бог и Человек одновременно. И только через Него можно прийти к Отцу. Иначе к Нему не прорваться. Ведь мы знаем, что Бог один; сколько, значит, к Нему путей?

— Один.

— Ну, один — логично. Так ведь? Поэтому, естественно, не может быть много путей к Богу, потому что Он Один, Он Личность. Если бы Он был безликая сила, тогда можно было бы говорить о том, что к Нему много путей. А так, раз Он Один, значит, и путь к Нему один — это Христос и соединение со Христом. Потому что Церковь — это не просто собрание людей, но это еще одновременно некий организм — это Тело Христа, как говорит об этом Священное Писание. Тело Христа — «полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1,23), об этом говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам.

Итак, что значит — Тело Христа? То есть, все люди, входящие в Церковь Божию, становятся между собой в такое же отношение, как у нас члены тела между собой. Вот смотрите... Можно сказать, что палец — это то же самое, что, например, ухо? Нет. Можно сказать, что палец чужд уху? Нет, это один организм. Так ведь? Хотя у каждого органа есть свое предназначение. Точно так же и в Церкви есть определенные личности, каждая из которых неповторима; у каждой из этих личностей свое место, но при этом эти личности между собой не чужды друг другу. Не собрание неких атомов, которые между собой сталкиваются, а собрание людей, которые между собой связаны органическими связями, в них действует иная Жизнь, Жизнь Святого Духа, которая и связывает их всех в единое целое. И это единое целое — не аморфное нечто, это Тело, это Организм, Глава которого — Христос. В буквальном смысле: от Него источник Жизни, от Него источник святости, Он наполняет и переполняет силами человека, Он укрепляет всех слабых, он поддерживает немощных. Кстати, это даже можно почувствовать. Когда люди собираются в то место, где собирается Церковь, там чувствуется облегчение. Все, наверное, чувствуют, что в храме Божием легче становится? Я думаю, что нет человека, который бы не ощущал такие вещи. А почему, как вы думаете? А потому, что там иная Жизнь есть, Жизнь Самого Христа, Жизнь Бога, и она действует в Церкви, утешает сердце любого человека.


Вот часто спрашивают: «А почему же я, некрещеный, это чувствую?» Как вы думаете, как можно ответить?

— Потому, что Бог все равно там...

— А ведь Бог — Творец всех людей, Он создал всех людей. Следовательно, любой человек не чужд Христу, хотя бы потому, что Христос его сотворил. Христом сотворен весь мир, и Христос создал каждого человека для Себя, поэтому человек может найти свое место только где? В Церкви — в Его Теле. Понимаете?

Кстати, из этого очень важное следствие: если человек думает, что найдет себя вне Церкви, то он ошибается — в прямом смысле; он делает грех, промахивается мимо цели, он хочет себя найти там, где заведомо найти не может. Это — все равно что вы пойдете искать, к примеру, ананасы на северный полюс, их невозможно там найти. Но Церковь, будучи телом Христа, связана некими связями, и она иерархична, как и наш организм имеет некоторую иерархию: есть нервная система, есть кровеносная система, есть другие системы. Вот так же и в Церкви есть определенная, скажем так, «нервная система» — система передачи информации, передачи Жизни. Это система епископата. Церковь возглавляют епископы, которым помогают священники и диаконы. Епископ — это прямой преемник святых апостолов, который обладает всей полнотой власти в Церкви: он может властью свершать все Таинства, он может крестить, венчать, отпевать, он может рукополагать священников и вместе с другими епископами он может рукополагать очередных епископов. Он, кроме этого, обладает властью суда, и все христиане могут быть судимы епископом. И, более того, если между христианами возникнет конфликт, они должны судиться у епископа. Вообще воцерковленные христиане не должны судиться между собой в светском суде. Другое дело, когда возникнет тяжба между невоцерковленными людьми и христианами...

И, кроме этого, есть вещи, которые может делать только епископ. Только он может рукополагать других священников, только епископ имеет власть отлучать от Церкви людей и присоединять к ней тех людей, которые от нее отпали. Он также может поручить это некоторым людям. И, наконец, епископ обладает властью освящать миро и освящать храмы Великим освящением. Вот как проявляется его власть.

В освящении епископу помогают пресвитеры. А пресвитеры, то есть священники, как их еще называют, — это помощники епископа, которые могут также совершать все Таинства, кроме рукоположения: они крестят, они венчают, отпевают, литургию совершают, исповедуют. Но они при этом не полномочные властители, они действуют по поручению епископа, он как бы делегирует им полномочия. Я, например, — священник, мне делегировал через рукоположение это право Патриарх. И они, пресвитеры, при этом не имеют права ставить других священников.

И, наконец, — диаконы, самые младшие из клириков, из священнослужителей, они не могут совершать никаких Таинств, но помогают в богослужениях, они должны заниматься образованием людей в Церкви и они должны помогать в делах благотворительности. В Церкви диаконы и священники могут быть как женатыми, так и монахами, а епископы у нас бывают только монахами. Священники и диаконы рукополагаются епископом, а епископа рукополагают два или три епископа. Вот такая норма.

Все епископы между собой равны, все священники тоже между собой равны, и все диаконы между собой равны, хотя они отличаются по чести. Они равны по благодати, отличаются по чести. Патриарх Московский равен по благодати епископу Чукотки, потому что у них одинаковый сан. Да. А в части административной у них есть разница. Точно так же есть священник, игумен, архимандрит, протоиерей — по благодати все эти священники равны, но по административным своим полномочиям у них разное место. Точно так же, как диаконы бывают разными по административным полномочиям, но они все равны по благодати.

Так вот устроена Церковь, так вот передается «огонь» Святого Духа, он передается через людей, как через некоторую нервную систему.

Теперь обратите внимание: вот если мы возьмем сравнение с нервной системой, то мы вспомним, что нервы похожи на провода. Так? А задача провода — точно передавать сигнал, передавать информацию. Точно так же и задача священников — точно передать Слово Божие и точно передать благодать. Поэтому Таинства совершаются священником при условии, что он не лишен сана, притом, что он находится в Церкви; они совершаются вне зависимости от его личной святости. Можно, например, исповедоваться у совершенно святого человека, можно исповедоваться у грешного священника. Но, пока он не лишен сана, благодать будет одинакова, грехи будут одинаково прощены. Другое дело, что, может быть, святой даст более точный совет. Но это уже касается другого, это касается духовного руководства. Но самое главное: силы Бога не зависят от человека. Если бы Церковь зависела от людей, то она давно бы развалилась, естественно. Но Церковь не зависит от людей, и это ее и спасает. Бывают моменты как бы упадка каждой церкви (поместной), бывают моменты подъема. Но силы Бога остаются всегда одинаковыми. Итак, перейдем теперь с вами к свойствам Церкви. В нашем Символе Веры, который мы с вами изучаем, мы говорим: «Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Что значит «единая Церковь»?

— Я думаю, во всем мире единая Церковь эта.

— То есть, единственная, да? Это очень важно, что Церковь единственна — одна единственная, нет двух церквей. Почему? Я думаю, понятен ответ: одна Глава, одно тело. Не может быть у одной головы двух тел. Это уже какой-то монстр будет. И раз так, то, конечно же, вся Церковь по своей сущности едина, ее объединяет Дух Святой. Как это внутреннее единство, глубинное единство, основанное на единстве Самого Бога, проявляется? Проявляется оно через четыре вот этих основных фактора.

Во-первых, Церковь едина по той причине, что у нее одна вера, причем вера одна-единственная и в пространстве, и во времени. В обе стороны она единственная, понимаете, — Церковь наша. У нас вера единая — то есть, куда бы вы ни приехали, вы найдете одинаковый Символ Веры, одинаковое Откровение Божественное найдете, одинаковое понимание Откровения — во всем мире. Всемирная вера изначально как принята апостолами, так и сохраняется до сих пор. Те части Церкви, которые начинают придерживаться иной веры, если они в них упорствуют, называются как? Еретиками. Они совершают тяжелейший грех ереси и отпадают от Церкви. Самый такой плачевный и печальный для нас пример — это отпадение от Церкви римо-католичества. Мы знаем, что Римская Церковь раньше была первой из церквей, самой главной из всех церквей мира, но она ввела новое учение, она исказила Символ Веры, она исказили учение о Церкви — и в результате отпала от Церкви. Это как раз и произошло по причине гордыни: люди решили поправить Бога, что совершенно недопустимо. Потом в результате распада католичества возникают и различные секты: протестанты, а потом уже всякие свидетели Иеговы появляются. Баптисты откололись от англикан, англикане откололись в свое время от католиков. То есть, все дробилось и продолжает дробиться, распадаться.

— Но ведь баптисты тоже верят в Бога? Правильно?

— Мусульмане тоже верят в Бога. Много кто верит в Бога: и иудеи тоже верят в Бога. Понимаете, баптисты отказались от учения обо всех Таинствах. Они говорят, что, например, Крещение — это для них не Таинство, а просто присяга, это не действие Бога в человеке, а то, что я Богу обещал: «Я торжественно обещаю быть верным Христу». И Причастие — это не соединение со Христом, а это просто «поминки» самые настоящие. Итак, второе, что объединяет всю Церковь, — единство иерархии. То есть, все епископы вселенной связаны между собой некоей такой единой целью, они между собой общаются, собираются на собрания епископов. Все эти Церкви молятся друг за друга. Кто видел трансляцию богослужения Патриарха? Обратите внимание, что там, когда Патриарх начинает молиться, он поминает глав других (поместных) Церквей. Патриарха Константинополя поминает, Иерусалима, Антиохии, Африки... С чем это связано? Дело в том, что наша Церковь административно сейчас состоит из пятнадцати как бы независимых образований. Они называются еще поместными церквами, то есть собрания епископов данной местности. Вот мы, например, входим в Русскую Православную Церковь, есть Церковь Грузии Православная, есть... Их всего пятнадцать, но давайте по порядку их перечислим. Первая — это Церковь Православная Константинополя (сейчас Стамбула). В нее входят очень многие христиане. Кроме Турции, в нее входят христиане, например, Америки, Австралии и ряда других стран Западной Европы. Вторая из церквей — это Церковь Александрии и всей Африки, в нее входят православные христиане в Африке, это — одна из самых быстрорастущих Церквей, потому что очень многие племена в Центральной Африке принимают сейчас Православие, причем в результате даже чудес. Я вам рассказывал, наверное, историю, как около горы Килиманджаро целое племя приняло христианство после того, как туда пришел миссионер отец Стефан. Он стал проповедовать Евангелие, а его никто не слушает. А там была абсолютно сухая местность, туда воду в цистернах привозили. Вот он взял, рассердился, ударил посохом, и оттуда вода забила. И весь народ покрестился вот в этой воде, которая там была; этот источник до сих пор бьет. А произошло это чудо в 1989 году — совсем недавно.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!