Рост феодального землевладения. Насилия и вымогательства светских и церковных феодалов



 

ИЗ ПРЕДПИСАНИЯ ХЛОТАРЯ II (613—629)

10. Настоящим постановлением жалуем, чтобы дарения умерших в пользу церквей не отбирались у них в силу чьих-либо домогательств.

12. То, что пожаловано церкви, духовным или каким-либо светским лицам щедротами означенных" славной памяти королей [отца и деда Хлотаря II], пусть остается во всей силе.

 

ИЗ ЭДИКТА ХЛОТАРЯ Н (614 г.)

16. То, что предки наши — предшествующие короли и мы по справедливости пожаловали и утвердили, должно во всем оставаться нерушимым.

 

ИЗ КАПИТУЛЯРИЯ 805 г.

Глава 16. О притеснениях свободных людей [постановили], чтобы могучие люди не чинили им противозаконных утеснений равными злыми ухищрениями, вынуждая их продавать или дарить свои земли... о свободных людях постановили, чтобы родственники их не были лишаемы, вопреки справедливости, наследства, дабы не умалялась королевская служба и означенные наследники из-за оскудения не становились нищими, разбойниками и злодеями.

 

ИЗ КАПИТУЛЯРИЯ 809 г.

Глава 12. Да не осмелится никто без суда грабить бедного и неимущего человека.

 

ИЗ КАПИТУЛЯРИЯ 811 г.

О том, по каким причинам люди, которые должны нести военную службу, отказывают в послушании.

Глава 2. [Показывают], что бедняки жалуются на лишение их собственности; одинаково жалуются и на епископов, и на аббатов, и на их попечителей, на графов, и на их сотников.

Глава 3. Показывают, что, если кто отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу или... сотнику, ищут случая, чтобы осудить такого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех тор, пока, оскудевши, волею-неволею собственность свою не передаст или не продаст, и те, кто совершит передачу, проживают дома без всякого беспокойства.

Глава 4. Что епископы, аббаты, графы, а также и аббатисы посылают своих свободных людей на господский двор под именем министериалов; то они — сокольничьи, ловчие, сборщики пошлин, старосты, десятники, то должны принимать и сопровождать государевых посланцев.

Глава 5. Другие же показывают, что тех, кто победнее, притесняют и заставляют идти в поход, а тех, кто имеет что дать, домой отсылают.

Глава 6. А графы показывают, что некоторые из жителей округа их не слушают и военную службу государю императору нести отказываются, ссылаясь на то, что перед посланцем государя императора, а не перед графом должны держать ответ за уклонение от воинской повинности; даже если граф объявляет дом такого под запрещением, никакого на это не обращает внимания, но входит в дом свой и делает все, что ему вздумается...

Глава 8. Есть еще и такие, которые, оставаясь дома, говорят, что и сеньоры их сидят дома, а они не иначе как с сеньорами своими должны идти, если будет приказание на то от государя императора. Некоторые же по сему случаю коммендируют себя таким сеньорам, о которых они знают, что на войну не отправятся.

Глава 9. В силу всего этого названные жители округа более, чем раньше, стали непослушны графу и государевым посланцам.

 

ИЗ КАПИТУЛЯРИЯ 811 г.

Глава 5. Разузнать [у духовных лиц] должно, отрекся ли от мира тот, кто владения свои каждодневно всячески приумножать тщится, приманивая 'блаженством небесного царства, устрашая щечными муками ада и во имя божие богатых и бедняков, несведущих... простецов лишая имущества, а законных наследников — их наследства, тем самым из-за оскудения их... толкая на позор и злодейства; ибо как бы по необходимости идут на татьбу и на разбой те, у кого отеческое наследство чужим человеком исторгнуто.

Глава 6. А еще разузнать должно, отрекся ли от мира тот, кто, движимый алчностью, чужого имущества жаждет, подкупом побуждает людей к клятвопреступлениям и ложным свидетельствам, и не справедливого и богобоязненного попечителя... ищет, но (безжалостного, жадного и не останавливающегося перед клятвопреступлением.

 

ИЗ КАПИТУЛЯРИЯ 811 г.

Глава 21. Пусть ни епископы, ни аббаты, ни графы, ни викарии и никто другой никоим образом... злыми ухищрениями имущество бедных... ни покупать, ни силою отнимать не осмеливаются.

 

ИЗ КАПИТУЛЯРИЯ 818—819 гг.

Глава 7. Постановлено, чтобы ни один из церковников не осмеливался принимать земельные вклады от тех лиц, дети или родственники которых не дали согласия на это приношение и могут оказаться лишенными наследства... Если же кто впредь захочет это сделать, принимающий вклады подлежит строгому осуждению собора или императора, земли же пусть возвратятся к тем, кто оказался лишенным наследства.

 

ИММУНИТЕТ

 

ИЗ ГРАМОТЫ КОРОЛЯ ДАГОБЕРТА, ЖАЛУЮЩЕЙ ИММУНИТЕТ РЕЙХСБАХСКОМУ

МОНАСТЫРЮ (635 г.)

Угодно нам было добавить, чтобы никто из государевых должностных лиц ни в настоящем, ни в будущем не смел входить для разбора судебных дел или для каких-либо сборов на земли, право на владение коими когда-либо пожаловано [монастырю], или нашими щедротами, или приношениями означенных Дадона[8], его братьев, его родителей, или кого-либо иного. Но по праву полного иммунитета пусть означенный монастырь и братия его владеют пожалованными им всеми судебными штрафами и пусть все, что там казна с их людей — свободных или рабов, или иных, проживающих на их землях, — или как-либо иначе могла бы получить, идет по милости нашей на лампады означенного святого места и на жалование рабам божиим как при нашей жизни, так и в последующее время...

 

ГРАМОТА КОРОЛЯ ХИЛЬДЕБЕРТА III МОНАСТЫРЮ СВ. СЕРГИЯ И МЕДАРДА В АНЖЕРЕ, ОКОЛО 705 г.

Предписываем...чтобы ни вы, ни ваши помощники и заместители, ни какой-либо другой наделенный судебной властью человек не посмели входить [на территорию монастыря] ни для производства административных дел, ни для истребования судебных штрафов, ни для расположения.постоем, ни для слушания судебных дел, ни для взятия поручителей, ни для востребования каких-либо других повинностей, и никто из вас отнюдь да не посмеет.:.] требовать [с монастыря] того, что могла бы получить или взыскать с него казна; только каждый год, как в наше время, так ив будущем, должны вноситься в наше казначейство через посредство самого аббата или его уполномоченного 12 солидов.

 

ГРАМОТА КОРОЛЯ ПИПИНА ВОРМСКОЙ ЦЕРКВИ

Епископ вормский... довел до нашего сведения... о [привилегии], которую пожаловал [церкви] король Дагоберт, [состоящей в том], что никакое государственное должностное лицо не должно входить на территорию церкви ни для слушания судебных дел, ни для истребования судебных штрафов; [должностные лица государства] не должны требовать с людей церкви и несения военной повинности; только в том случае, когда явится необходимость идти в поход для пользы королевской, церковные люди должны отправляться в поход вместе со своим епископом; не должны они требовать и взыскивать с церковных людей и никаких пошлин и повинностей, и всю власть, которую имели в отношении церковных людей графы и другие судебные должностные лица, король Дагоберт полностью пожаловал богу и святым апостолам Петру и Павлу. Предписываем и мы... чтобы должностные лица государства отнюдь не производили никаких взысканий и не причиняли какого-либо ущерба ни поместьям, ни всему достоянию вормской церкви, ни людям церкви, проживающим в ее поместьях, ни приходам и аббатствам, но церковь эта и [ее] епископ должны по праву нерушимого иммунитета владеть всеми уступленными им судебными штрафами и пользоваться всеми повинностями, и пусть никакой наш граф или кто-либо из наших посланцев не имеет отныне никакой власти над людьми церкви св. Петра и Павла; всем же достоянием церкви должна спокойно владеть церковь и ее епископ, и должностные лица не должны производить никаких взысканий пошлин или требовать повинностей, которые в обычае было нести фиску, и не должны причинять какого-либо ущерба людям церкви.

 

ГРАМОТА КАРЛА ВЕЛИКОГО МЕЦСКОИ ЦЕРКВИ 22 ЯНВАРЯ 775 г.

...Предписываем и приказываем и мы, чтобы ни вы, ни ваши помощники и заместители, если хотите сохранить нашу милость, отнюдь не входили в поместья церкви, в [ее] монастыри, крепости и деревни... для взимания судебных штрафов, пошлин, сборов и каких-либо кормов или для причинения кому-либо каким-либо злым умыслом ущерба. Угодно нам было признать необходимым прибавить и такое предписание, что, если церковные люди свободного звания, проживающие на церковных землях, окажутся каким-либо образом небрежными в несении военной службы, когда нашим приказом объявляется военный поход, или сторожевой службы или повинности постройки мостов, в этих случаях они должны Д ржать ответ перед нашими должностными лицами и ни [перед кем] больше и меньше того; в остальном же они, ради умножения нашей [небесной] мзды, должны состоять под [церковным] иммунитетом, чтобы приумножать достатки церкви. И пусть иммунитет, нами пожалованный мецской церкви, ее монастырям, крепостям, деревням, округам, приходам и аббатствам, будет вечно пребывать и непоколебимо соблюдаться.

 

ИЗ ФОРМУЛЫ МАРКУЛЬФА

(кн. I, № 3, ок. 700 г.)

По просьбе епископа такого-то ради снискания себе награды в вечной жизни пожаловали мы ему благодеяние, состоящее в том, что в пределы поместий церкви этого епископа, как тех, которые она в настоящее время имеет пожалованными нами или кем-либо иным, так равно и тех, кои милосердие божие в дальнейшем соизволит передать в собственность этого святого места, не смеет входить ни одно государево должностное лицо для слушания судебных дел или взыскания каких-либо судебных штрафов, но сам епископ и преемники его, во имя божие, в силу полного иммунитета, пусть владеют всеми означенными правами... Постановляем посему, чтобы ни вы, ни помощники и преемники ваши и никакое другое лицо, облеченное властью, ни в какое время не осмеливалось входить на землю церкви... ни для слушания судебных дел, ни для взыскания штрафов по каким-либо судебным решениям, ни для пользования постоем и продовольствием, ни для задержания поручителей. И все, что могла бы получить там казна со свободных или несвободных и иных людей, проживающих на землях... церковных, пусть навеки поступает на лампады означенной церкви.

 

ИЗ ГЕРИСТАЛЬСКОГО КАПИТУЛЯРИЯ

(лангобардская версия, 779 г.)

Глава 9. Разбойников с иммунитетной территории должностные лица и фогты иммунитетов должны представлять на графский суд, когда им о том будет объявлено. И если скажет [фогт], что не может представить разбойника, он должен поклясться, что [действительно] не может представить после того, как ему предъявлено требование; [он должен также поклясться], что не вступал в соглашение с разбойником для оттягивания суда и не удалял его от себя... в целях такого оттягивания. А также должен поклясться, что добровольно, если сможет, представит этого разбойника для суда. Кто этого не сделает, теряет бенефиций и должность.

 

ИЗ КАПИТУЛЯРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО (803 г.)

Глава 2. Если кто нанесет какой-либо ущерб иммунитетным правам, повинен уплатить штраф в размере 600 солидов. Но если кто-либо учинит воровство, или человекоубийство, или какое-либо иное преступление вне иммунитета и укроется на иммунитетной территории, граф пусть требует у епископа, аббата... и их заместителей выдать ему виновного. Если тот воспротивится и не пожелает выдать, то при первом отказе присуждается к 15 солидам штрафа. Если не пожелает выдать при втором вызове, повинен уплатить 30 солидов. Если не согласится [выдать] и при третьем вызове, то весь ущерб, какой причинил виновный, должен возместить тот, кто удержал его внутри иммунитетной территории и не желал выдать. При этом сам граф имеет право прийти преследовать этого человека внутри иммунитета, где бы он его ни разыскал. Если же уже при первом требовании графу будет дан ответ, что виновный, хотя и был внутри иммунитетной территории, но убежал, [иммунист] должен поклясться, что не содействовал его бегству в целях уклонения от правосудия, и (больше от него в этом деле не надо взыскивать. Если же при входе графа на эту иммунитетную территорию кто-либо осмелится сопротивляться ему, устроив сборище, граф должен довести о том до сведения короля... и там должно быть определено, чтобы уплатили по 600 солидов как тот, кто нарушил иммунитетные права, так и тот, кто осмелился оказывать сопротивление графу, устроив сборище.


[1] Имеются в виду города, подвластные Хильперику.

[2] Налог, введенный Хильпериком, составлял 1/10 урожая. Об арипенне см. стр. 113, сноску 1.

[3] Календы — начало месяца.

[4] Лиможское восстание произошло в 579 г.

[5] В 584 г.

[6] Модий — мера сыпучих тел и жидкостей. По мнению французского ученого Герара, в период Карла Великого модий составлял ок. 52 л.

[7] Эта формула входит в Вестготский сборник, составленный в пании; однако процесс, который нашел в ней отражение, весьма характерен и для Франкского государства.

[8] Дадон — основатель этого монастыря.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!