Кафедра теории и истории государства и права



Раздаточный материал

тезисов (конспектов) лекций

Дисциплина: «Проблемы теории государства и права»   Курс: 4 Лекция №10
  Семестр: эксперимент Объем: 1 час
Лектор – к.ю.н., доцент Наурызбай А.Ж.   Количество кредитов: 3

 

Проблемы взаимосвязи и взаимодействия светского и религиозного права на современном этапе развития общества (на примере религиозного иудейского и светского израильского права)

1.Иудейское право и его основные особенности.

2. Основные принципы иудейского права.

3.Основные источники иудейского права.

4. Иудейское права как подсистема общей системы израильского права.

5. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом.

 

Еврейское право (ивр. מִשְׁפָּט עִבְרִי‎, мишпативри) — совокупность религиозных норм иудаизма, имеющих правовой характер; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Кроме того, еврейское право можно рассматривать как нормативную часть (Галаху) Устного Учения (Талмуда), которое включает в себя также Агаду: древние сказания и легенды, нравоучительные истории, притчи, мудрые изречения.

В классификации, предпринятой Рене Давидом, еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с мусульманским и индусским правом отдельное научное направление и область применения.

В юридической географии мира, на сегодняшний день, еврейское право действует в Израиле и США, и в отдельных религиозных еврейских общинах по всему миру.

Термин появился в начале XX века в кругах еврейской интеллигенции, стремившейся к национальному возрождению и рассматривавшей Галаху в качестве национально-самобытной правовой системы.

«Еврейское право» — один из возможных переводов с иврита выражения מִשְׁפָּט עִבְרִי, где первое слово имеет также значение «суд», «правосудие», «судопроизводство», «решение суда», «закон», «обычай», «суждение» и т. д. Используется главным образом для обозначения нормативной части Галахи, регламентирующей отношение человека к другим людям и обществу в целом, а также взаимоотношений государства и его граждан.

Многие исследователи считают этот термин недостаточно корректным, поскольку сама Галаха никак не отличает эти нормативные установления от остальных и придаёт всем им без исключения один и тот же, исходящий из повелений Бога и базирующийся на незыблемом фундаменте Письменного Закона, религиозно-ритуальный смысл. Невозможность выделить в Галахе религиозный и светский аспекты, а тем более ритуальную, правовую и моральные части подтверждается Десятью заповедями, где предписания религиозные («Да не будет у тебя других богов помимо Меня…»), моральные («Чти отца и мать твою…»), а также законы уголовного права («Не убивай», «Не кради») не только соседствуют, но и имеют одинаковое обоснование и силу.

История еврейского права насчитывает более трёх тысячелетий, и истоки его сродни другим правовым системам Древнего Востока — древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н. э.), вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), Ассирии (1400—1110 гг. до н. э.), Хеттского государства (1400—1300 гг. до н. э.) и Ново-Вавилонского царства (VI в. до н. э.)

Историю еврейского права можно разделить на два основных этапа:

Эпоха до составления Талмуда;

Эпоха после составления Талмуда;

Первый Этап принято делить в научной литературе на следующие периоды:

Библейский период — до Эзры и Нехемьи (приблизительно, середина V века до н. э.);

Период от Эзры и Нехемьи и до периода так называемых пар (160 г. до н. э.). Значительную часть этого периода принято называть периодом книжников.[1]

Период Пар (от 160 г. до н. э. да начала новой эры). Этот период включает в себя Пар учёных, народных руководителей и знатоков Галахи (их имена упоминаются в первой главе трактата «Поучения отцов» и во второй главе трактата «Хагига»).

Среди знатоков Галахи, которых мы знаем по именам из талмудической литературы периода, предшествовавшего «Парам», — Симон Праведный из «последних мужей» Великого Собрания и Антигон из Сохо. После последнего «Парного» насиГилеля это звание унаследовал его сын Шимеон, а затем — сын ШимеонаРаббанГамлиэль старший.

Период танаим (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма и до 220 г. н. э.). В этот период действовало пять поколений учёных, начиная с рабанаШимеона бен Гамлиэля и его современников и до рабби Иегуды Ганаси, редактора Мишны. Учёные последующего, шестого, поколения, к которым причисляют Хию Великого и его современников, были связующим звеном между периодом танаим и периодом амораим. От этого периода кодифицированнойМишны до нас дошли сборники Мидрашей и Барайты.

Период амораим (от 220 г. до конца V века). В этот период в Эрец-Исраэль жили и действовали пять поколений амораим (до конца IV века), а в Вавилоне — семь поколений амораим. Этот период обогатил двумя Талмудами — Иерусалимским и Вавилонским.

С конца седьмого поколения вавилонских амораим начинается переходный этап к периоду савораим (интерпретаторов). Он длится до конца VI века, а по мнению некоторых историков — до середины VII века. Эти учёные занимались, главным образом, завершением редактирования Вавилонского Талмуда, установлением правил окончательного решения (в пользу одного из вариантов) и законодательством.

Второй этап после завершения Талмуда принято делить на следующие периоды:

Период гаонов (геоним). Он длился от конца периода савораим, примерно, до 1040 года, то есть до середины X века. Этот период получил название от почётного звания «гаон» (выдающийся учёный) — официальный титул глав ешив в Суре и в Пумбадите (Вавилония) того времени. Большую часть этого периода вавилонские ешивы остаются духовным центром всего еврейства, и их решения, как и ответы гаонов на запросы с мест, имели силу непреложного закона в большинстве еврейских общин. Гаоны стремились сделать Вавилонский Талмуд главным источником Галахи для всего еврейства, и это им удалось.

К числу наиболее известныхгаонов относятся: Иегудаи, равАмрам, СаадияГаон, равШмуэль бен Хофни, равШрира и его сын рав Гай.

В середине XI века закончился большой исторический период, когда существовал единый духовный центр для всей еврейской диаспоры. Отныне у каждого из центров появились свои руководители и учителя. Правда, и в дальнейшем сохранялась связь между разными центрами, и время от времени появлялись на горизонте выдающиеся личности, авторитет которых был гораздо большим и непреложным в ряде еврейских центров. Но гегемонии одного центра пришёл конец, и это имело далеко идущие последствия для развития еврейского права.

В период гаонов появились в еврейском праве первые признаки разделения галахической литературы на три разновидности, сохранившиеся и поныне: «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (сборники решений мудрецов по конкретным случаям); «Галахот и Поским» (сборники галахических и судебных постановлений).

Раввинский период. Он начинается сразу после периода гаонов. В раввинском периоде, с точки зрения еврейского права, отмечают три этапа.

Этап ришоним (первых раввинов) — от XI и до XVI века, то есть до появления р. ИосефаКаро (Испания) и его знаменитого труда «Шулханарух» («Накрытый стол») и рабби МошеИсерлеса из Кракова, автора капитального труда «Мапа» («Скатерть»), одного из величайших представителей польского семейства. Это классический этап раввинского периода, в котором гармонически сочетаются все три источника еврейского права — «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (еврейское прецедентное право), Галахот и Поским, связанные с кодификацией еврейского права. Начало этого этапа ознаменовалось расцветом испанского центра, в конце же наблюдается закат его и возвышение других центров — в Эрец-Исраэль, в странах Османской империи, в Польше и Литве.

Этап ахароним (последних раввинов) — от ИосефаКаро и Исерлесе и до конца XVIII века и движения эмансипации. На этом этапе продолжается литературное творчество во всех упомянутых выше областях. Но особого расцвета достигает жанр «Вопросов и Ответов». От этого этапа к нам дошло много сборников Постановлений различных еврейских общин. Развитие и теоретическое обоснование этого источника права приходится на предыдущие этапы, но наибольшее количество дошедших до нас сборников падает именно на этот этап. Завершается он крутым поворотом в развитии еврейского права в связи с наступлением так называемой эмансипации и потерей судебной автономии.

Этап потери еврейской судебной автономии начался в конце XVIII века. С точки зрения еврейского права его разделяют на три ступени:

От конца XVIII века до начала XX века, то есть от потери судебной автономии до начала национального возрождения.

От начала XX века и до образования Государства Израиль.

От образования Государства Израиль и до наших дней.

Исторический путь развития еврейского права от начала потери судебной автономии качественно резко отличается от предшествующего периода. Эти перемены вызвали к жизни новые проблемы, имеющие мало общего с теми, которые стояли перед нами до конца XVIII века.


 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!