Вопрос 16 Форматирование партитуры и выписка оркестровых партий.



Ведь для музыканта, который берёт в руки ваши ноты, немаловажно, как они выглядят, масштаб печати, расположение на странице, удобные перевороты и вообще зрительное эстетическое восприятие. Всё это и входит в понятие "форматирование".

Начните с выбора подходящего для вашего сочинения или аранжировки масштаба изображения (заметьте, что масштаб изображения на бумаге совершенно не зависит от масштаба на экране – zoom). Для установки нужных настроек воспользуйтесь окном Document Setup (рис. 29) в меню Layout.

Прежде всего обозначьте формат бумаги – А4.

Staff Size (размер нотоносца).

Page Margins (поля страницы)

Чтобы уменьшить количество тактов в строке, нужно мышкой выделить ту тактовую черту, на которой эта строка должна оканчиваться, и нажать клавишу Enter на основной клавиатуре компьютера. Строка укоротится, при этом, если тактов в ней будет маловато, программа "займет" их у строки, расположенной выше.

Если же, выделив таким же образом тактовую черту, нажать комбинацию Ctrl+Enter (на основной клавиатуре), то весь нотный текст справа от черты перейдёт на новую страницу.

Если вам, наоборот, нужно не уменьшить, а увеличить количество тактов в строке и строк на странице, то для этого следует сначала выделить тот участок нотного текста, который вы хотите "втиснуть" в строку или страницу, а затем воспользоваться комбинациями клавиш Shift+Alt+M или Ctrl+Shift+Alt+M соответственно.

Split System в меню Layout - его функция – разделить систему промежутком, который может быть как в конце, так и в середине строки.

Любое форматирование систем и страниц можно быстро отменить, выделив соответствующий участок нотного текста или весь текст (Ctrl+A) и нажав комбинацию Ctrl+Shift+U.

Нотоносцы расположены слишком тесно друг к другу и лиги, подтекстовка или обозначения одного нотоносца «налезают» на другой. Делается это очень просто – выделяете рамкой один такт на нужном нотоносце и тянете его мышкой вверх или вниз – промежуток над ним увеличивается или уменьшается.

Чтобы не повторять эту процедуру на каждой странице и сделать общий вид партитуры достаточно единообразным, программа Sibelius предлагает нам специальное окно Align Staves (выравнивание нотоносцев) в меню Layout.

Сначала "вручную" форматируется одна какая-нибудь страница, а затем она берётся в качестве шаблона и по ней подгоняется расположение нотоносцев на других страницах.

При этом соответствующую группу страниц необходимо выделить, а страница-шаблон должна быть в этой группе первой или последней (заметьте, что все страницы в группе обязательно должны быть с одинаковым составом инструментов и количеством нотоносцев). После чего вам остаётся поставить галочку в строке Align staves on selected pages и точку в зависимости от того, по какой странице – первой или последней – вы равняете, и нажать OK.

Могут оказаться полезными и три избирательные команды выравнивания, занимающие три нижние строчки в меню Layout. Reset Position выравнивает положение динамических оттенков и текстовых обозначений относительно нотоносца, а также написание скобок в триолях. Команда Reset Design исправляет направление лиг. Команда Reset Note Spasing ещё раз проверит и уточнит промежутки между элементами нотного текста с учётом тех пометок, которые вы сделали для разделения систем и страниц.

В оркестровых партитурах инструменты, как правило, достаточно редко играют все вместе (tutti), и в партии каждого инструмента значительное место занимают паузы. Чтобы пустые нотоносцы не загромождали партитуру и из экономии места, стоит воспользоваться пунктом Hide Empty Staves (спрятать пустые нотоносцы), предварительно выделив область, к которой должно быть применено это действие. Горячие клавиши для него: Ctrl+Shift+Alt+H.

Вы не сможете убрать из партитуры нотоносец, состоящий из одних пауз, если к нему привязаны какие-нибудь "спрятанные" объекты, так как для компьютера он не является пустым. Нельзя также убрать нотоносец, начинающийся с мелких затактовых пауз, чтобы вы могли убрать его, вначале должна быть пауза на целый такт. Если нужно вернуть пустые нотоносцы обратно в партитуру, воспользуйтесь пунктом Show Empty Staves или комбинацией клавиш Ctrl+Shift+Alt+S.

Если вы набираете сборник из нескольких пьес, то удобно сначала набрать каждую в отдельном файле, а затем объединить их в один файл с помощью функции Append Score в меню File.

Выписка оркестровых партий.

Ctrl+Shift+X, которая соответствует пункту Extract Parts… в меню File.

В списке слева вы найдёте полные названия всех инструментов, использованных в вашей партитуре, в том же порядке, как и на её первой странице.

В одной из трёх верхних строчек справа вы можете пометить, какую именно партию вы хотите получить. One staff – один нотоносец, One instrument – один инструмент, All selected staves – используется, когда несколько инструментов необходимо свести в одну партию.

Save Parts. Если активизирована нижняя строчка Save to folder, то при извлечении каждой партии из партитуры компьютер автоматически будет записывать их на жёсткий диск. Ниже расположено окно, в котором вы должны назначить папку, куда компьютер будет "складывать" извлечённые партии.

Для того, чтобы сразу получить возможность просмотра и редактирования партий, следует поставить галочку в графе View parts.

Затем следует уточнить некоторые настройки в окне Options…, которое открывается расположенной внизу кнопкой.

Здесь вы прежде всего должны определиться, хотите ли вы использовать функцию Auto Page Breaks (автоматическое разделение страниц). Управление этой функцией расположено совсем в другом месте, а именно – в меню Layout - Auto Page Breaks (рис. 33), но "выключатель" находится здесь (т. е. в Extract Parts Options).

Auto Page Breaks - удобство переворотов при паузах.

Если же подходящих пауз в нотном тексте на окажется, программа нарисует очки в конце страницы – знак "внимание" для музыканта.

Иное дело, если это симфоническая партитура, где принято писать по два, а иногда три инструмента на одной строчке, например, I и II флейты... Оркестровые партии должны быть написаны для каждого инструмента в отдельности, но Extract Parts выписать только весь нотоносец целиком. Встаёт задача разделения. Делается это с помощью функции Filter, расположенной в меню Edit.

Сначала извлекается весь нотоносец, к примеру, I и II флейты, и под названием 2 Flauti записывается в качестве временного файла. Тройным щелчком мышки выделяем всю строчку от начала до конца и из меню Filter выбираем команду Player 2 (for Deletion) – исполнитель 2 (для стирания). Партия второго инструмента будет выделена синим и зелёным цветом.

Однократное нажатие клавиши Delete уничтожит синие ноты, а зелёные заменит на паузы. Синее выделение частично перейдёт на партию первого инструмента – его необходимо снять, нажав клавишу Esc. Следующая задача – убрать паузы, заменившие ноты второго голоса. Для этого вновь выделяем весь нотоносец и в меню Filter выбираем строку Voice 2, или Ctrl+Shift+Alt+2. В результате выделенным остаётся только то, что относится ко второму голосу, в данном случае – паузы. Нам остаётся нажать Delete для их удаления. В результате проделанных операций мы избавились от нот, относящихся ко второму инструменту, на экране осталась искомая партия первой флейты. Теперь мы можем подредактировать её и записать в ту же папку Parts под новым именем Flauto I.

Теперь вновь открываем временный файл 2 Flauti и таким же способом приступаем к "изничтожению" первого инструмента. Естественно, что в меню Filter теперь следует выбрать Player 1 (for Deletion). Однако процедура удаления первого инструмента оказывается несколько более сложной. После нажатия Delete и снятия выделения видим, что в местах с совпадающей ритмикой (там, где оба инструмента были записаны на один штиль) первый голос благополучно исчез, а вот в местах двухголосия на его месте остались ненужные паузы. Для того, чтобы эти паузы удалить (Ctrl+Shift+Alt+2), нужно поменять голоса местами везде, где встречаются эти паузы (Shift+V). Только после этого мы получаем возможность ненужный второй голос (паузы) удалить. Выделять участки партии для такого удаления нужно аккуратно и последовательно, чтобы сохранить в неприкосновенности те места, где пауз нет. В результате всех этих действий мы должны получить партию второго инструмента, но записанную "первым" с точки зрения компьютера голосом. Теперь её следует записать, как Flauto II, а временный файл 2 Flauti удалить.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!