Тема 2. Исторические типы философского знания и этапы развития общества



1. Формирование системы современного философского знания. Место истории философии в этой системе. Основные задачи истории философии.

2. Основные недостатки современных концепций исторического развития общества. История человечества с точки зрения коэволюции природы и общества.

3. Этапы развития общества и исторические типы мировоззрения. Понятие парадигм социального и естественнонаучного знания. Роль философии в развитии (смене парадигм) социального и естественнонаучного знания.

*** *** ***

Современные представления о структуре философского знания. Основные философские дисциплины: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), философская антропология (учение о человеке), социология или социальная философия (учение об обществе). Дополнительные философские дисциплины: этика, эстетика, философия языка, философия науки и т. д. Представление о философии в ранней греческой философии. Реформирование системы философского знания Аристотелем. Концепция метафизики. Научная революция второй половины XVI – XVII в. Появление понятия онтологии. Коперниканский переворот в философии И. Канта. Концепция гносеологии. Критика панлогизма Г. Гегеля Л. Фейербахом и С. Кьеркегором – формирование философской антропологии. Концепция исторического развития общества (К. Маркс и О. Конт). Формирование социологии (социальной философии) как автономной философской дисциплины. Основные направления философской мысли XX в. Центральное место истории философии в системе современного философского знания.

Если философия определенной эпохи — это рефлексия над универсалиями культуры этой эпохи, то задачей истории философии является рефлексия над всем процессом развития универсалий культуры и их смыслового содержания. Значение истории философии в системе современного философского знания.

Отличие истории философии от истории науки. В отличие от шедевров научного творчества, шедевры философии (как и шедевры искусства) не теряют своего значения, поскольку великие мыслители ищут ответы на вечные вопросы, стоящие перед человеком. Поэтому процесс изучения истории философии заключается не только в понимании концепций мыслителей прошлого, но и в своеобразном диалоге с ними по поводу вечных проблем философии.

Что дает изучение истории философии: а) изучающий историю философии в сокращенном виде осваивает многообразные исторические смыслы универсалий культуры, генезис основных понятий человеческого мышления. Без такого освоения невозможно мыслить на уровне современной эпохи так же, как и невозможно появление на свет человеческого организма без его эволюции в лоне матери; б) история философии необходима для изучения глубинных источников кризиса современной цивилизации, а, следовательно, и в нахождении путей его преодоления.

Зависимость исторических концепций от парадигмы социального познания.

Формирование концепций современного технологического детерминизма в социальной мысли ХХ в. Социокультурные предпосылки концепций технологического детерминизма: 1) превращение науки в производительную силу общества; 2) сокращение временных промежутков между фундаментальными научными открытиями и разработками на их основе новых технологий; 3) идеологическая борьба против марксизма.

Концепция единого индустриального общества Р. Арона. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. «Компьютерная революция» конца ХХ в. и формирование концепции информационного, постиндустриального общества Д. Белла. Принципиальные недостатки концепций технологического детерминизма: 1) представления об автоматизме общественного прогресса в связи с прогрессом в области техники; 2) игнорирование опасных последствий развития техники в условиях современного капитализма – сциентизм, технократические утопии, опасность информационного тоталитаризма; 3) игнорирование проблем, связанных с экологическим кризисом.

Разочарование в идее прогресса в философии ХХ в. Социокультурные предпосылки кризиса идеи прогресса. Концепции цивилизационного подхода к истории человечества как выражение этого кризиса. Отличительны черты концепций цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона как идеологическое оправдание консервативной международной политики современного Запада. Принципиальные недостатки цивилизационного подхода к истории общества: 1) идеалистический характер концепций цивилизационного подхода к истории; 2) отказ от единства исторического развития человечества во многих теориях цивилизаций; 3) резко выраженный консерватизм во взглядах на общество.

Критика концепций технологического детерминизма и цивилизационного подхода к истории в работах В.И. Вернадского. Идейные источники концепции коэволюции природы и общества. Варианты современных концепций коэволюции в отечественной и зарубежной социальной философии.

Процесс коэволюции природы и общества как процесс социализации стихийных сил природы. Этапы развития общества с точки зрения коэволюции: 1) социализация биопсихической энергии человека (процесс возникновения человека и общества); 2) социализация энергии живой природы (появление земледелия и скотоводства) – возникновение аграрно-традиционного общества; 3) социализация космических сил природы (пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии) – формирование и развитие техногенного общества. Взаимосвязь концепции коэволюции с принципом глобального эволюционизма.

Понятие мировоззрения. Взаимосвязь универсалий культуры и мировоззрения. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

Пограничные ситуации в истории человечества и философия.

Взаимосвязь этапов развития общества и исторических типов мировоззрения: мифологического, космоцентрического, теоцентрического и научного. Исторические типы мировоззрения в сравнении с массовым и индивидуальным сознанием.

Роль Т. Куна в формировании концепции научной революции. Научная революция как смена парадигм научного знания. Проблема определения понятия парадигмы научного знания в современной философии.

Особенности развития социально-гуманитарного знания и естествознания в архаическом и аграрно-традиционном обществах: зачаточные элементы естествознания и развитые формы социально-гуманитарного знания. Поэтому в условиях доминирования мифологического, космоцентрического и теоцентрического мировоззрения можно говорить лишь об эволюции донаучных форм естествознания: эмпирические знания, восточная преднаука, античная и средневековая метафизика природы и о парадигмах социально-гуманитарного познания – мифологическая, космоцентрическая и теоцентрическая.

Избыточность содержания философии для развития науки, поскольку философия является рефлексией над универсалиями всей культуры, а наука является одним из ее феноменов. Роль философии в становлении предпосылок научной рациональности до начала Нового времени. История новоевропейской философии как идейная подготовка великих социальных и научных революций и процесс осмысления их итогов и результатов. Взаимосвязь философских концепций, парадигм естествознания и социального знания, великих проектов модерна и идеологий.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!