Семейная жизнь. Часть 3



М.!

Ваши опасения и страхи в отношении воспитания сына и влияния на него отца не напрасны. Уже все то, чем набита Ваша квартира, не может не оказывать влияния на всех, живущих в ней. И Вы не будете безответны за то, что происходит с Вами и в Вашей семье, выбрав позицию стороннего наблюдателя.

Умудри Вас Бог!

Но пока и Вы, и семья Ваша живете без Бога. Страшные сейчас времена и всем надо делать выбор — или, или.

Дорогие о Господе А. и Л.!

Слава Богу, что в ваших сердцах родился Богомладенец Христос. Поздравляю вас с радостью великого праздника Рождества Христова.

А теперь надо, чтобы Он возрос в вас, вросла в души ваши любовь к Господу, и Вы начали бы и жить в Боге, выполняя заповеди Божий и обеты, уже взятые на себя при крещении и при венчании. Обеты супружеские вам надо нести до конца дней, а не изобретать самим неведомые для вас обоих пути жизни. Ведь, дорогие мои, вы еще ответственны пред Богом и за своих детей, которых Вы не воспитали в Боге, и за своих внуков, которые тоже ничего духовного не получат, так как их бабушка и дедушка не хотят выполнять свой долг пред ними.

Живите дома семьей своей и ничего в жизни не меняйте, а если тяжело содержать большое хозяйство, то несколько сократите его.

О монастыре не помышляйте, это не ваш удел. Вам еще надо обоим стать истинными христианами, а на это нужны труд и время.

Умудри Вас Бог!

Дорогая о Господе Н.!

И я поздравляю Вас с радостью великого праздника Рождества Христова.

Дорогая моя, а как же жила в Боге и причащалась св. Нонна, мать Григория Богослова, имеющая долгое время супруга-язычника? Это ведь кто-то налагает на людей узы неудобоносимые, запрещая людей, состоящих в законном супружестве, причащаться.

Да где Вы возьмете силы, чтобы вымаливать своего мужа, если не в Боге, соединяясь с ним в Таинствах? Запрет распространяется только на состоящих в блудных отношениях, а у Вас — семья, причем уже столько времени Вы живете вместе, у Вас дети. И, слава Богу, что Вы нашли дорогу в Церковь. Ведь это Вас сам Господь привел, а теперь Вам надо трудиться и молиться, чтобы дар веры получили и супруг, и дети.

Не уставайте молиться, не отчаивайтесь, и батюшке своему скажите, что нельзя отгонять от Бога тех, к кому Господь вошел в жизнь. А о супруге надо помолиться и нам, священникам, и Вам, его жене. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, главу 7. Там написано, что верующая жена не имеет права оставлять неверующего мужа, если он этого не хочет. И муж, и дети освящаются верующей и живущей по вере женою. Божие благословение Вам донести до конца обеты супружеские, взятые на себя в молодости. Храни, укрепи и умудри Вас Господь.

Дорогой о Господе П.!

Вы бы оживили в своей памяти и сознании те обеты, которые взяли на себя в Таинстве бракосочетания. Вы глава семьи, и на Вашей ответственности забота о духовном и материальном благополучии семьи. И в этом направлении думать и действовать должны Вы непременно, а пассивного отношения даже и у пустынников никогда не было.

Умудри Вас Бог!

Подумайте, дело ли, что за Вас трудятся Ваши, более утомленные жизнью, родственники. Не грех ли это?

Дорогой о Господе К.!

Начни-ка ты с того, что попытайся восстановить семью, ведь за сына своего, да и за супругу ты в ответе. И не без твоей вины расстроился ваш брак.

Жену надо было вымаливать и постепенно воспитывать ее в вере, тебе же не хватило ни ума, ни желания беречь семью. А ведь безотцовщина для сына — дело трагическое.

Так что, дорогой К., хорошо трудиться в монастырях, но для тебя — это человеческое, а по-Божьи — надо тебе жить дома и сделать все, от тебя зависящее, чтобы вернуть себе и жену, и сына.

Умудри тебя Господь!

Дорогая о Господе И.!

Просьбу Вашу о молитве за Вашего сына выполняю.

Напасть страшная на него. Нет ли родительской вины во всем происходящем?

Хорошо бы Вам сейчас всей семьей покаяться и пособороваться, и Н. надо бы пособоровать.

Давно ли отец В. принял сан, и все ли в порядке с канонической точки зрения? Пусть отец сам, как священник, внимательно исследует жизнь своей семьи.

А я могу только помолиться за вас.

Дорогой о Господе Г.!

Господь разными путями находит дорогу к человеческому сердцу,,и наступают моменты, когда человек откликается на зов Божий. Так случилось и с тобой. Через смерть брата ты познал Бога и тщету наших житейских устремлений. Но, дорогой мой, ведь и вся та жизнь, которую ты прожил до обращения к Богу, была в потоке Промысла Божия о тебе, а значит, что и жена, и дщерь — твои, и ничьи больше.

А через тебя (ты - глава семьи) в твой дом должен войти Господь, который уже коснулся твоей души. Но ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть. Ан нет. Пред Господом ты, может, и предстанешь один, но Он тебя спросит: «А где же твои кровные родные?» Ведь муж и жена уже не двое, но одна плоть. И чадо твое, за которое с тебя спросится сполна, — каким оно вырастет? А как ответить? Скажешь, что потерял их по пути и не заметил?!

Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог — это любовь в первую очередь. Ты же о любви по Богу к своим близким не думаешь. Жена не хочет жить с тобой — другим, странным, ей неведомым. А разве ты что-нибудь сделал для того, чтобы и она разделила с тобой радость об обретенном сокровище? Да, она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы учиться на земле жить по-христиански.

Что тебе делать?

Помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было.

Начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя с супругой ее немощные желания. В душе же всегда молись о ней, призывая помощь Божию к ее обращению. Тогда и для дочери хоть что-то, понемногу, можно будет делать.

Ну а дороги в монастырь, а — тем более — в уединение тебе нет. В монастырь нет до совершеннолетия дочери: с исполнительным листом в монастырь не берут, да и по совести нельзя оставить младенца без материальной и духовной поддержки. А уединение для тебя — это путь к прелести и духовному заболеванию. Ведь сначала, я уже сказал тебе, надо не теоретически стать христианином, но жизнью своей.

Так что оставайся в миру и воспитывай, расти свою дочь, а сам возрастай духом. Умудри тебя Господь!

Дорогая о Господе Н.!

Семью сохранять — дело жены, а первое средство к тому — молитва. Не допускайте смущающих помыслов о том, молиться или не молиться о супруге.

Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, гл. 7 и руководствуйтесь тем, что там написано.

В отношении С. придется внимательно слушать рекомендации врачей и причащать ее почаще. Хорошо бы Вам самой пособороваться и соборным маслом помазывать дочь утром и вечером. Нынче люди спасаются только скорбями и болезнями, поэтому не ропщите, несите свой крест с памятью о Боге и помогайте своим родным молитвой своей и любовью найти путь к Богу. Ведь это — единственно важное дело живущих.

Дорогой о Господе А.!

Не по Богу мыслите Вы оставить семью, да еще такую, где идет духовный разбой, где каждый сам по себе живет и верит как-то особо, но не во спасение.

Сейчас Господь через одного человека входит в дома. Теперь чаще через детей, и надо тому, кого пробудил Господь к жизни, понести труды, скорби во спасение своих близких.

Терпения надо очень много, любви еще больше. Вот и Вам я желаю жить дома, трудиться на семью в колхозе, а в церкви помогать по возможности и молиться о супруге, о чадах. Господь умудрит Вас, как жить, чтобы и они познали радость жизни в Боге.

Дорогая о Господе Г.!

Ничего не меняйте в своей жизни, пока не определится в жизни дочь. Ваша помощь ей сейчас, да еще и долго будет нужна.

А Вы работайте, пока есть силы, и по возможности помогайте в своем монастыре. Желание монашествовать можно исполнить только тогда, когда выполните до конца свои первые обеты — супружеские. Мать-христианка должна в Боге воспитать своих детей и детей от своих детей. И эти-то обеты супружеские, как и обеты при крещении, данные Богу в Таинствах, остаются в силе и поглощают мысленную брань искушений. Не спешите. Божия Матерь все устроит в свое время.

Дорогая о Господе М.!

Много Вы терпели, и следовало бы претерпеть свой крест до конца. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, гл. 7. Оставить сына, еще не устроенного в жизни, материнское сердце не сможет спокойно, и никакой монастырь не будет Вам в утешение. Вы будете жить думами о сыне. Да и супруг согласился повенчаться, а ведь это значит, что оба вы взяли на себя обеты дополнительно к тем, что давались при крещении.

Когда неверующий нарушает обет, это полбеды, а для верующего страшно стать клятвопреступником. Неужели Вы думаете, что Господь не видит и не знает о тяготах Вашей семейной жизни?

Все видит и все знает, но не спешит снять Вас с креста. Потерпите и Вы, а о супруге молитесь усердно, он ведь не сам по себе такой хулитель, он страждет от врага. Другого я ничего не могу сказать Вам.

Вспомните, что и сами-то Вы получили дар веры, пройдя через безверие. А вера как дар, как милость Божия. Потрудитесь за супруга, пожалейте его, ведь вы двое — один человек.

Дорогая о Господе Н.!

Просьбу о молитве за дочь Вашу выполню, но без Церкви с ее болезнью не справиться, ведь это не простая болезнь, а духовная. Вымаливайте у Господа для нее дар веры.

Это для Вас очень тяжкий крест, а деться некуда.

Почаще напоминайте себе о том, что с креста не сходят, с него снимают. Все ее выходки — это вражьи наущения. Хорошо бы Вам освятить свою квартиру, а то ведь и супруг начинает заболевать той же болезнью — одержимостью, что и дочь. Будем молиться, чтобы дал Вам Господь хоть малое облегчение. Укрепи Вас Бог!

Рабы Божий, М. и М.!

Вы пред Богом дали обет, создавая свою семью, и это в дополнение обетов, данных при крещении, и отвечать вы будете оба за сохранение семьи. Никто и никакими способами не может посягать на то, что благословлено Богом.

Духовник не может заслонять собой ни Христа, ни Церкви, а именно об этом Вы пишете в своем письме.

Что это за страхования и за запугивания? Жизнь наша в руце Божией, а если человек посягает на свободу, Богом дарованную человеку, то это грех, и правды не может быть в том.

А я бы задал вам вопрос: «Вы пришли в Церковь к Богу или к человеку?» Вот и подумайте.

Дорогая о Господе Н. Н.!

Письмо Ваше я получил и просьбу о молитве выполню.

Преображения души супруга Вы ждали 12 лет. С детьми было бы проще, если бы они не были в своих устремлениях предоставлены сами себе. Ведь все можно иметь: и телевизор, и магнитофон, но все должно быть на своем месте, и ничто не должно обладать нами. А сейчас вещи начинают обладать душами людей. Вот на какую мишуру улавливает души враг рода человеческого.

Не оставляйте детей и их воспитание на самотек, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, елико возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

О Н. помолимся сугубо. Соборовали ли Вы ее? Это Таинство, с которого начинается всякое лечение серьезного заболевания. Соборное масло надо пить, и им помазываться ежедневно, и причащать ее надо почаще. Приглашайте священника домой, если ей трудно выстоять службу. А вопрос ставьте несколько иначе: не «за что?», а «для чего?» Для того, чтобы мы знали Бога и на Его силу и помощь имели всю надежду. Св. Антонию Великому на его вопрос: «Почему одни живут долго и трудно, другие умирают в ранней молодости, не начав жить? Одни богаты, другие бедны?» — был от Бога ответ: «Антоний, внимай себе и не берись исследовать судеб Божиих. Это тебе не полезно».

Так и Вам надо услышать в этом указании Божием ответ и себе. Ибо нам придется выстрадать все, что встретит нас на жизненном пути, и с этим войти в покой Вечности.

Укрепи Вас Господь и умудри!

Дорогая матушка!

Чтобы дети заговорили и перестали болеть, им нужно Ваше материнское внимание, Ваши материнские труды. Дети — это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них Божий образ своим невниманием и небрежением. А иконному делу пусть учатся те, кто свободен от самого серьезного послушания быть матерью и матушкой. Вам пора забыть о себе и своих хотениях, чтобы исполнить уже определившуюся о Вас волю Божию.

Дорогая о Господе Н.!

Вопрос о восстановлении семьи надо решать Вам самой. Там могут быть такие нюансы, которые можете чувствовать только Вы.

Одно несомненно: создавать другую семью, пока жив отец Вашего А., Вам нельзя никак. Это не по-Божьи. А потому Вам остается только: или сойтись со своим супругом, или оставаться одной. Других вариантов для Вас нет.

О сыне будете молиться, и, конечно же, хорошо похлопотать о его службе в православной части. Бог благословит.

А о Вашей работе в церкви что же сказать? — Уже многое пережито, многое осознано, и вспять не озирайтесь. Учитесь благодарить Бога за все, скорби душеполезнее, чем утешение. И дай Вам Бог понять это не только умом, но и сердцем, тогда будет легко и радостно жить. Умудри Вас Господь!

Дорогая о Господе Л.!

По канонам Церкви Вы можете создавать другую семью и опять венчаться, и греха для Вас в этом нет, т. к. Церковь всегда берет под защиту обиженного. Не вы инициатор распада первой семьи, а потому-то правило, которое дал Вам священник, распространяется на Вашего бывшего мужа, но не на Вас. В отношении В. не спешите. Теперь у Вас есть горький опыт, но он же (этот опыт) и благо, он — Ваше достояние, чтобы не ошибиться вновь. Общайтесь, дружите, узнавайте друг друга. И когда поймете, что душа его близка к христианству, — сделаете решающий шаг.

А пока молитесь о нем. Да еще не забывайте, что на земле нет ничего идеального, и будьте построже к себе и снисходительнее к другим.

Господь да поможет Вам!

Дорогая о Господе Н.!

Получил я Ваше письмо. Есть в Ваших рассуждениях и желаниях некая недоброкачественность, и называется она «самость». А спасение-то как раз не в ней, а в исполнении воли Божией.

Именно воля Божия определила Вам быть матерью четырех витязей, которых Вы, а не кто другой, должны приготовить к взрослой жизни: дать им понятия о ее цели, о путях, ведущих к цели. И если определил Господь жить нам во время «компьютерное», то можем ли мы оградить детей наших от того, чем живут окружающие?

Но вот смотрите: один на компьютере издает богослужебные книги, а другой — нечто непотребное. И разве под суд надо отдавать компьютер? Вот, Н., задача-то какая сложная. Вам самой еще предстоит осознать и понять, что Бог не может, не должен встать между Вами и Вашими детьми. Сколько ума, такта, живой любви необходимо иметь Вам, чтобы не потерять сыновей и привести их к Богу. Какая уж тут пещера?! Тут в пору самой сесть за компьютер, чтобы говорить и о Боге на языке и на уровне понятий детей своих. Ведь компьютер-то тоже изобретен не без Божьего попущения. Разве не знаем молитвы: «... без Мене, не можете творити ничесоже...» Молитесь о детях, показывайте им в жизни следы Промысла Божия, который созидает жизнь. То, что осознали Вы во взрослом состоянии, они должны увидеть и понять еще в детстве. Труд-то какой?! И бойтесь однако — отдать детей телевизору и улице бесконтрольно. Сейчас не о Боге им толкуйте, а о жизни, которая может быть с Богом и без Бога.

Умудри Вас Бог!

А я всех Вас благословил.

Дорогая М.!

Оставьте далеко идущие планы, пока Вы еще супруга иерея, а значит матушка. Не подобает Вам вынашивать планы о новой идеальной семье. Насколько возможно для Вас, сохраняйте семью и не давайте повода ищущим повод к распаду семьи. Уезжать из России Вам не надо. Почитайте 1-ое Послание к коринфянам, гл. 7. Если Ваш муж окончательно решит уехать в Израиль, то тогда будет решаться вопрос о разводе. А дальше — что Бог даст. С Д. доверительные отношения надо прервать — это искушение для вас обоих. М., жизни учит сама жизнь. Молитесь и трудитесь, а будущее во власти Господа.

Дорогая о Господе Н.!

Жить Вам надо в миру и с помощью молитв научить дочь различать доброе и злое, и дать ей определенное понятие о смысле жизни. Монастырь — для монахов, а Вы — человек семейный и ответственны за будущее дщери. Пока она не повзрослеет, не получит специальности и не выберет дорогу в жизни, Вам жить надо с ней и быть ей матерью, другом, советником.

Вопрос о переезде — решать в семье. Маме надо донести свой крест до конца, и папа освящается незримо ее верой и молитвой. О сестре молитесь. А я просьбу о молитве выполню.

Божие благословение Вам и доченьке.

Смерть

Дорогая матушка!

А ведь это искушение вражье — трясти лохотынья своей жизни, забывая, что покаяние словом было принесено во всем и в свое время, а покаяние самим делом проходишь ты сейчас, чтобы независимо от нашего сознания была стерта и малейшая пыльца греховная.

Матушка, благодари Господа. У Него все на своем месте и в свое время. И все это называется жизнь в Боге; и смерть в Боге — это тоже есть жизнь в Боге, это новый этап все той же жизни нашей, которая начинается рождением в земной мир и крещением в мир небесный.

Смерть же — переход в тот мир, в который мы родились крещением. Ничего не бойся, дорогая моя М.

Хорошо быть в сознании, но и его придется отдать ради соединения с Господом.

М., милости Божией и одного вздоха от сердца достаточно для покаяния и для того, чтобы простить человека и облобызать его любовью.

А на твоем счету не вздох, а бездна терпения ради Бога.

Господь с тобою, ничего.и никого не бойся. Матерь Божию зови на помощь. Враги ее боятся.

Она согреет твое сердце, откроет для тебя в нем новое зрение и новый смысл всего и отженит врагов.

Смерть души

Е., Е.!

А ведь и должна болеть душа твоя, ибо еще не умерла совсем она, но если помедлишь, и опять ради материального благосостояния будешь попирать совесть, то смерть души станет неминуема.

Отойдет милость Божия, и мир захлестнет и поглотит.

И не надо будет ничего: ни дома, ради которого медлишь, ни детей учить Правде и Истине, ибо эту Правду и Истину попираешь своей жизнью.

Е., одно дело, когда ты ничего не знала и только далекое чувство внутреннее напоминало, что не должно всему этому быть, и совсем другое, когда Господь открыл, и ты услышала. Е., надо делать следующий шаг за Господом.

Возьми себе пример Марии Египетской и не оглядывайся вспять, учись верить Богу.

Решимость нужна и доверие Богу.

Укрепи тебя Господь и умудри!

Смирение

Дорогой о Господе Д.!

Ты хочешь получить ответ о своей жизни на десятилетие вперед. А стоит ли, друже, заглядывать в то, что Господь положил в своей власти?

Ты вот благодари Господа за то, что привел он тебя в ограду Церкви. И зная, что в С. тебе будет трудно воцерковляться, дал тебе Господь возможность пожить и поучиться в М...

Благодари Господа учись, трудись, зарабатывая себе на жизнь, а будущее будет в будущем. И будет оно зависеть и от тебя.

Храни тебя Господь!

Р. 5. Господь-то зрит тебя. Ходи пред Ним в правоте и счастлив будешь. Он управит путь твой.

Дорогой Л. А.!

Получил от Вас письмо и радуюсь вместе с Вами; непременно отслужите благодарственный молебен за благополучное завершение своего большого труда.

Ну, а насчет аудиенции, нет ни приглашения, ни отказа от меня, ибо свое время и состояние планирую уже не сам. Дожил до времени, когда «ин тя пояшет, и ведет аможе не хощеши». Сейчас хожу, а через пять минут лежу, а когда встану, — не ведаю.

Простите великодушно, возраст властно вошел в мою жизнь и учит меня полному послушанию его повелениям. Даже службы очень часто приходится пропускать, и вот теперь всем, и Вам в том числе, говорю, — монастырь открыт всегда и для всех, а моя келия теперь открывается реже, чем хотелось бы, — и когда Бог благословит.

Дорогой о Господе Ю.!

Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя во всей своей немощи, - на это нет ни терпения, ни желания.

А ведь иного пути нет. Недаром же Святые Отцы говорят, что тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об исправлении, больше того, кто даже может мертвых воскрешать.

Так что, Ю., смирись, не губи себя помыслами о принятии сана, поживи-ка мирянином в труде, и туге, и ожидании, когда за этот труд Господь дарует тебе Милость Свою и прощение прежних грехов. Прощение уже получено в Таинстве исповеди, но извещение об очищении получишь после многих трудов и терпения своей немощи.

Господь с тобою.

Головы своей не теряй, и в прежние времена духовники-старцы не связывали свободы вопрошающих.

Бог даровал каждому личную свободу, в рабство не стремись сам, и свободу других учись ценить.

Дорогая О.!

Божие благословение тебе.

Получил твое письмо-просьбу, но должен огорчить тебя, просьба твоя не по адресу. Даже и то, что ты делала лично для меня, передано мною в пользование и во владение монастырю, а поэтому и обращаться надо с этим вопросом непосредственно к отцу Наместнику.

Кроме него, этого вопроса никто решить не может. Даже если бы кто-то и дерзнул своей властью это сделать, то было бы это не по-Божьи и греховно.

Напиши свое письмо на имя отца Наместника и в его ответе увидишь волю Божью на свое желание.

Молюсь о тебе и помню.

Очень рад, что «Заветы иноков» будут тебе в помощь. Я собирал их долго из практики ответов на вопросы, возникающие у приходящих ко мне.

А ответ Вашего настоятеля прими без обиды, я ведь тоже служил на приходах и должен тебе сказать, что подход к службам там неминуемо другой. Мне всегда приходилось считаться и с расписанием автобусов, и со временем года, и еще очень и очень со многим.

Так что нам с тобой надо благодарить Господа за то, что есть. И монашествующие-то теперь совсем иные; и все принимаем, как данность, ни с кого ничего не требуя, но только с себя.

Молись, Оленька, это самое надежное, молитва и любовь к больным, искалеченным временами безбожия людям. Как они еще живы, и живы ли? Прошу и я твоих молитв обо мне. Старость подрезает мои крылышки.

Дух бодр, а о плоти не спрашивай, и скоординировать их отношения — плоти и духа становится все труднее. Вот где нужны терпение и истинное смирение. Вот и смиряемся.

Как у Господа все премудро. Слава Богу за все.

Господь с тобой!

Совесть

Дорогая о Господе Н.!

Что ответить Вам? «Скорби и нужды обретоша нас», — но имя Господне призовем, и даст Господь терпение и разум. Я же теперь уж стар стал и обещаю только помолиться о Вас и Ваших близких.

А Вам как главе семейства посоветую все делать с рассуждением и с пользою и учитывать свои возможности. Прежде, чем сниматься с одного места, надо найти, где приземлитесь. И так во всем.

Совесть — дело деликатное, и, если она тревожит, к ней прислушаться надо, ведь она отступит в противном случае, и не будет самого верного контролера в жизни нашей.

Умудри Вас Господь!

Спасение

Раба Божия С.!

Примите все скорби, какие переживаете через свое чадо, как очистительное наказание за свое прошлое, и научитесь благодарить Бога за все, сознательно и ответственно принимая все от Руки Божией.

Господь пришел ради грешников, чтобы их спасти, а нам, чтобы спастись, осталось только искренне осознать, что именно мы те самые грешники и есть. И ради наших грехов жизнь вокруг становится невыносимой тугой (Туга — печаль, забота, беда, сердечное страдание, тяжесть.), и каяться надо в этом, ожидая помощи и прощения от Бога. И милость Божия не замедлит. А если для очищения от прежней черноты нашей нужны болезни и скорби, то надо претерпеть их без ропота и с благодарностью Богу.

Умудри Вас Господь!

Е., Е.!

Не напрасно томится душа Ваша. Есть такие грехи, которые раз и навсегда полагают препятствия к служению у престола. И то, что сейчас начали игнорировать канонические правила, не лишает правила своей силы, а тот, кто дерзает жить вопреки им, несет на себе всю тяжесть их нарушения. Мне часто пишут и говорят о себе те, кто несет бремя этого нарушения. Но решать это должен архиерей, поэтому исповедь ему перед тем, как будут предлагать принятие сана, обязательна. Причем не мямленье, а строгая и беспристрастная исповедь всего и вся. Это единственное, что предостережет от дальнейшего падения в ад.

Так что, Е., я для Вас утешитель плохой. Не могу взять на себя того, что только во власти архиерея.

Вам же скажу, что такие искусительные ситуации чреваты тем, что снимается вопрос о спасении. А спасение-то вот единственно важное дело в жизни нашей, все остальное поделье.

Умудри Вас Бог!

Дорогой о Господе Е.!

Господь с Вами, и Ваши опасения и тревога не напрасны. Канонов святоотеческих, на которых незыблемо стоит Церковь, Господь не отменил. Если люди и забывают о них умышленно или неосознанно, отметают их, то от этого дело не меняется, через всю жизнь таких людей потом следуют одно за другим сокрушения.

Решать надо этот вопрос самому. Искусительные предложения и настойчивые будут еще не раз и не два. Умудритесь так отходить от искушений, чтобы не ранить своих «доброхотов».

Умудри Вас Бог!

Дорогая о Господе 3.!

Просьбу о молитве выполню. Но моя молитва только в помощь Вашей, материнской. Вымаливайте сына, а то очень серьезный симптом его духовного состояния человек учится в Богословском институте, а сам вне Церкви. Останется задать ему вопрос себе: «верующий ли он?» Ведь без Церкви, без Таинств — нет спасения.

Собороваться бы ему надо да душой своей, да все это в свете Св. Евангелия. А Вы все молитесь, не ослабевайте - вот единственно чем Вы можете повлиять на сына.

Т., Т.!

А вопрос-то Ваш о том, как спастись, ведь праздный. Читайте Св. Писание, читайте святоотеческую литературу - и все-то там яснее ясного. Вот и спасайтесь.

У Вас же решимости не хватает встать, и, упав однажды, продолжаете лежать. А куда Вас это лежание приведет, знаете и без меня. Так что помолиться о Вас могу, а советовать не буду. Одно скажу - убойтесь гнева Божия, ибо семью разрушили, детей обездолили, своему сыну - сомнительное будущее уготовили грехов ради родительских. Надо исправляться.

Дорогая о Господе N!

Просьбу молитв о вашем болящем сыне выполняю. А вам надо на всю жизнь принять совет батюшки, которому Вы исповедовались, и всю жизнь нести крест самоукорения, ибо думы Ваши правильные.

Врачи Вам не помогут, старайтесь сына почаще причащать и набирайтесь терпения. Болезни и скорби в нынешнее время единственные ходатаи за нас пред Богом, да не погибнем до конца. Пока родители могут помогать Вам, воспользуйтесь их любовью. И им, и Вам Ваш больной сын во спасение.

Укрепи Вас Бог и умудри.

Раба Божия Р.!

О мамочке молитесь, как обо всех усопших молятся. Подавайте о упокоении на литургию, на панихиды, не забывайте помянуть ее в день ее Ангела и в день кончины.

А то, что Вас смутило, - неправда. Вот отрок Артемий Веркольский был убит грозой, и его даже похоронить не хотели, оставили тело в лесу, а через многое время нашли его тело - мощи нетленными, и он прославлен Церковью.

Современные компьютерные налоговые документы ничем пока не отличаются от старых наших документов. Вопроса о том, како веруем, в них нет. О сыне молитесь и, конечно же, попытайтесь склонить его к желанию исповедаться и причаститься. Без этого и праведной жизни человек не спасется, а уж что о нас, грешниках, говорить. Спасаемся милостью Спасителя нашего Христа Бога. А где жить - решите сами. Наступает время, когда везде смута, везде горе. Умудри Вас Бог.

Дорогая Н.!

Не проклятие препятствует И. осуществить свою мечту, а Божия милость к ней.

Да и нет на ней родительского проклятия, а вот то, что театр и, тем более, эстрада - место погибельное, это точно. И жалеет И. Господь. Пошла бы петь Богу там получила бы спасение и радость жизни.

А Вам нет благословения идти в монастырь, живите в миру, молитесь в церкви и дома, и милостью Божией будете жить во спасение. Вы ведь не знаете, чего просите ни для себя, ни для дочери. А Господь-то лучше знает, что вам во благо.

Страсть

Дорогой о Господе А.!

Ошибок было сделано уже больше, чем достаточно, впереди еще одна. Дело в том, что страсть, которая искажает все отношения, никуда не делась, она при Вас и в Вас.

А потому духовный брак - это фантазия. Вся духовность вдребезги разобьется о страсть.

Новую жизнь начинать надо с очищения души, с работы над собой, с молитвы, и не планировать внешнее, но возрождать дух христианский в себе.

Придет время, и призрит Господь на Вас потрудившегося, поскорбевшего и даст утешение в нормальной христианской семье. Сейчас же этого не получить.

Суд Божий

Дорогой о Господе Н.!

Привезли мне наши отцы Ваше судебное дело. Чтобы понять, что происходит в жизни Вашей, не обязательно его и читать, хотя я полистал его.

Грех, прилагаясь ко греху, рождает беззаконие, беззаконие разоряет весь строй жизни. И ни один человеческий суд не утешит Вас сейчас, ведь над Вами, слава Богу, сейчас, а не после смерти, совершается Суд Божий.

Я не знаю, как Вы жили до того, как переступили порог Церкви и взяли в руки Святое Евангелие, но Ваш второй брак лучше всяких рассказов иллюстрирует Ваше мировоззрение.

Брак с такой 26-летней разницей в возрасте, как у Вас с Т., Церковь в Боге благословить не может. И вот Ваш брак распадается, и это тоже подтверждение истинности Закона Божия, который признает разницу в возрасте (5 лет только), а Вы дочь свою назвали своей женой.

Боль души о детях! Тяжела. Но только страдания, только боль — своей епитимией держат людей в рамках человеческого достоинства, не давая им опускаться до бесчеловечности.

Будем молиться о Вас, чтобы нынешняя боль стерла многие страницы в жизни Вашей, те, которые Вы своей христианской совестью хотели бы из нее изгладить теперь.

А суды... суды бесполезны, когда идет суд Божий. Молитесь о Т., о детях, да управит их путь Господь, а у Вас свой путь во спасение.

Р. S. Приезжайте в Россию. В ней мы согрешали, в ней и с ее народом Божиим будем каяться и получать прощение. Ведь мы с Вами не без вины в той страшной рагедии, что переживает Россия. Вот и понесем ее скорби в покаянии.

Таинства Церкви

Дорогая о Господе Л.П.!

Единственная помощь, которую можем мы оказать Вам, это молитва. Но Вы забыли написать имена Ваших болящих.

И еще одно упущение существенное — из Вашего письма очень трудно понять, как часто Вы имеете возможность приступать к Святым Таинствам Церкви?

Ведь сейчас и для внучки, и для супруга было бы очень важно принять Таинство соборования, исповедаться за всю жизнь и причащаться почаще.

Но есть ли такая возможность и, главное, желание?

А неспокойная обстановка оттого, что нет духовного восприятия приближающихся к семье Вашей событий. Готовьте мужа к исходу терпеливо и любовно.

Снисходите к его немощному состоянию. Ведь ему и больно, и страшно одновременно. Постарайтесь скрасить его последние дни вниманием, заботой и лаской. Укрепи Вас Господь!

Дорогая о Господе Д.!

Просьбу о молитве за А. выполняю. А помочь А. надо и можно только Таинствами Церкви. Надо вам всей семьей пособороваться, а ему причащаться не реже, чем через две недели.

Время сейчас трудное во всех отношениях, и без Бога не пережить нам ни материальных, ни духовных невзгод. Ну а моя молитва только в помощь Вашей материнской, да и Т. пусть молится.

Помоги Вам Господь!

Дорогая о Господе Н.!

Врачи и лекарства от Бога, и обращаться к ним и придерживаться советов профессиональных врачей необходимо.

Но всякое обращение к ним надо предварять обращением к Господу в Таинствах соборования и причастия. И делать это надо не только над ребенком, но и над родителями. Теперь дети очень часто страдают за беззакония своих родителей.

Надо, чтобы все были крещены, брак венчан и чтобы семья воцерковлялась, жила бы жизнью Церкви.

Помоги Вам Господь!

А я обещаю за мальчика помолиться.

Дорогая о Господе Л.!

Крест Ваш тяжел, но нести его надо с Божией помощью, не уклоняясь от Бога. Вы уже допустили ошибку, обращаясь к врагу Божию — к экстрасенсам.

Вылечить А. нет возможности ни у врачей, ни у священников, ибо это — Божие попущение и в наказание, и во вразумление вас всех.

Лечить А. надо, но основное — это ежемесячное причастие и соборование для души и помощь врачебная для тела.

Укрепи Вас Бог и умудри, а мы помолимся о Вас и об А.

Дорогой отец Н.!

Милостив Господь учит нас уму-разуму, а теперь чаще, чем когда-либо ранее, лекарства-то все прискорбные да болезненные. Уж очень много мы дел непотребных натворили, прежде чем о Боге задумались.

Так что терпеть надо, а прежде, чем у врачей лечиться, надо бы духовные средства себе и им в помощь применить — исповедь глубочайшую, соборование и причастие более частое.

Соборным маслом надо помазываться ежедневно, как это делается при Таинстве соборования, и пить по чайной ложке утром со святыней. Полегче станет.

А учебу-то не бросайте, только под-растяните ее на несколько лет.

Да девочек-то своих берегите, чтобы они девками не стали. На это тоже и разумение, и силы нужны. А мы будем молиться о Вас.

Забудьте замашки штангиста, ведь болеть-то будете, пока по духу не станете священнослужителем. Господь с Вами!

Дорогая о Господе N!

Господь и в Пскове, и в Карелии и слышит усердно к Нему вопиющих.

Живите на своем месте и ходите в церковь у себя дома, причащайтесь и испове-довайтесь почаще, не реже, чем один раз в месяц, а хорошо и через 2 недели. От несения своего жизненного креста освободить нас никто не может, да и не надо этого. Без креста не увидим и Христа. Непременно раз в год соборуйтесь. Соборование — одно из 7 Таинств Церкви, а отчитка — просто чин. Умудри Вас Бог.

С.!

Божие благословение тебе на исполнение своего гражданского долга пред Родиной и людьми.

Но прежде, чем идти, непременно поисповедуйся, пособоруйся и причастись. Это будет тебе напутствием, и опорой, и ограждением на все время службы.

Господь с тобою!

Таинство брака

Дорогой С.!

Благословение на брак вам обоим надо брать, во-первых, родительское, а во-вторых, у своих духовников, которым вы оба исповедуетесь. Этого достаточно. А мне остается только выполнить вашу просьбу о молитве за вас.

Дорогая о Господе В.!

Выходить замуж за неверующего крест для Вас непосильный.

Поэтому хорошо подумайте, прежде чем сделать непоправимое. Да еще венчаться неверующему — это ведь, дорогая моя, кощунство. При венчании брачующиеся берут на себя обеты, и их надо осмыслить и выполнить. А что будет значить это великое Таинство для неверующего?

Вот и начнутся у Вас конфликты с первого дня совместной жизни, так что лгать Богу никак нельзя, а именно это Вы уже делаете.

Умудри Вас Господь!

Таинство исповеди

Дорогая Т. Ф.!

Батюшка благословил написать Вам, что письмо Ваше он получил, но решить Вашу проблему не властен, как и Ваш духовник. Ездить исповедоваться в другие города тоже не выход из положения, а причащаться без исповеди нельзя.

В каждой епархии над каждым священником есть глава — архиерей, без архиерея нет Церкви. И не обязательно писать архиерею жалобу на священника, но попросить разъяснения в смущающем Вас вопросе — и только.

Конечно, последствия могут быть разные. Но пред Богом это единственно возможный вариант — иначе ведь и Вы не без вины будете.

Раб Божий И.!

Получил твое письмо. Просто так рекомендации для поступления в духовное училище никто дать не может.

Обычно человек ходит в какую-то церковь и исповедуется у одного батюшки. Эта-то исповедь и решает, можно ли данному человеку учиться в духовной школе? Умудри тебя Господь!

Раба Божия Л.!

Господь везде, на всяком месте, и ехать Вам с сыном никуда не надо. Всей семьей исповедуйтесь, пособоруйтесь и старайтесь причащаться чаще, уж раз-то в месяц непременно, а хорошо бы и через 2 недели. Да молитесь с надеждой своей материнской молитвой о страждущем сыне. Его болезнь только Господь может излечить, врачи тут не помогут. Темные силы опекают его. А почему? Это дело исповеди глубокой. Потерпите с молитвой, и — в свое время — Господь поможет Вам.

Дорогой о Господе И.!

Благодарю Вас за все присланное. Немного встревожен Вашим дополнительным послушанием храмоздателя. Не будут ли два больших дела мешать одно другому? Ну, да, Владыке виднее. Помогай Вам Бог. Молитву, которую Вы поместили в «Б...» за 19... год в № 1-2, рекомендовать женщинам, сознательно загубившим своего младенца, нельзя.

Я посылаю Вам оригинал этой, искаженной кем-то молитвы. В новом современном толковании эта молитва дает простор ереси, в первоначальном варианте эта молитва для тех младенцев, кои не были крещены, т. к. умерли при родах или от каких-либо нечаянных действий (тяжелой работы). Она для тех, кто умер по воле Промысла Божия, а не по воле матери-преступницы.

Если младенец не родился по воле матери, то не о загубленных младенцах в таком случае надо молиться, ибо они не приняли человеческого облика (они не вошли в мир), а молиться надо о матери-убийце, обагрившей душу и сердце свое кровью.

Хорошо было бы Вам опубликовать поправку к тому, что несет неверный смысл, ибо то толкование, которое внесено в искаженную молитву, вводит в заблуждение очень многих и прямо противоречит учению Святой Церкви о крещении. Мне в письмах многие пишут, что есть проповедники-корыстники, которые просто живут заблуждением таких несчастных матерей. Они и имена нарекают нерожденным, и крестят их, и чего только не делают. Но все это кощунство, углубляющее адский ров и для проповедника, а главное — для матери.

Матери надо давать епитимию — читать 40 дней покаянный канон, а по окончании чтения исповедоваться и собороваться. Но прощение возможно только в том случае, если она после покаяния за всю свою оставшуюся жизнь уже никогда больше не станет участницей этого страшного греха — детоубийства.

Еще есть какая-то «писательница» Анна Ильинская в Петербурге, которая тоже опубликовала совершенно еретические суждения по этому вопросу. Плохо, что нет цензуры, и кто во что горазд публикует, не отдавая себе отчета в той ответственности, которую придется нести. Вот и Вы оказались соучастником чужого греха, и через Ваше невнимание многие соблазнятся. Я об этом подумал сразу, но не дерзнул написать Вам, но раз уж Вы задали мне этот вопрос сами, то вот и ответил, и почувствовал облегчение на сердце. Умудри Вас Бог.

Дорогая о Господе А.!

Милость Божия и снисхождение к немощам человеческим так велики, что на всякий грех, как бы велик и чудовищен он не был, есть покаяние. И за это нам надо постоянно Бога благодарить.

Мы были мертвы, а теперь живы. Однажды исповеданный грех и прощенный при Таинстве исповеди больше исповедовать не надо, чтобы этим не выразить своего недоверия к совершившемуся уже Таинству.

Собороваться надо каждый год, ибо в этом Таинстве нам прощаются и те грехи, которые мы в жизни не осознаем, как грех, но которые в Очах Божиих являются грехом.

О сыне молитесь, все в нем хорошо по Вашему определению, но по-Божии так ли хорошо? Душа пуста не бывает. Или в ней зреют светлые плоды с Богом, или ею обладает враг, а тогда что тут хорошего?

М. и Г.!

Нельзя браться в жизни за дело, которого не знает человек и не понимает. Мертвых, как и нерожденных, но убитых во чреве матери, поминать, а, тем более, крестить нельзя.

А Вам, совершившим такое незаконное дело, надо 40 дней обеим читать за себя покаянный канон и по окончании чтения исповедаться, пособороваться и причаститься. Да впредь-то не берите на себя того, чего Богом вам не дано.

Покайтесь и принесите плоды покаяния, а епитимия от Бога придет вам болезнями и скорбями. Не ропщите тогда, но терпеливо переживите, и в этом ваше спасение.

Дорогая о Господе Н.!

Просьбу о молитве за Вас я выполню.

Ну, а в церковь надо идти у себя, в Великих Луках, и начинать воцерковляться, чтобы суметь принести покаяние за смертные грехи, которые, безусловно, тяготят теперь Вашу душу и болезнями выходят наружу. Непременно исповедуйтесь, и пособоруйтесь, и причаститесь. И начинайте ходить в церковь постоянно — каждую субботу на всенощное бдение и на литургию в воскресенье.

Без Бога жить нельзя. Это Вы уже и по себе чувствуете.

Н., Ш

Что же ты делаешь?! Ведь из рабы Божией ты стала рабой вражией.

На словах просишь помощи Божией, а делами отвергаешь Бога — продаешься врагу ради желания заглянуть в будущее врагу.

Но враг истины не знает: он всегда лжец и отец лжи, а ты, если не успеешь или не сумеешь принести покаяния, готовишь себе вечную тьму. Я не могу простить тебе твоего безумия. На покаяние надо идти в церковь.

Сколько приходит ко мне бесноватых после такого же любопытства, как у тебя. Спеши же к покаянию, непременно пособоруйся да все расскажи священнику, у которого будешь каяться. А мои молитвы о тебе и о твоем сыне сейчас не примет Господь, ибо Ты тяжко согрешила, обращаясь к гадалкам.

Раба Божия Л.!

Благодарите Господа, что Он вырвал душу Вашу из сатанинской власти. Но, сделав это для одного человека, не имел ли власти Господь покрыть милостью и другого? Не берите на себя вины за всех и вся, но кайтесь в своих грехах и всю жизнь храните в тайниках сердца память о любви Божией к падшему человеку.

Психическое заболевание освобождает человека от ответственности за свои поступки. Другой разговор о тех, по чьей вине он получил заболевание. Но и это — дело Божие, а не наше с Вами.

Умудри Вас Господь!

Раба Божия В.!

Пока человек жив, покаяние его ходатайствует о нем пред Богом. И для покаяния не надо много времени, — но глубина сердечного воздыхания о содеянном. Так что не отчаивайтесь, ходите в церковь! В жизни кому не пришлось ошибаться. Вспомните примеры покаяния из Св. Писания — первым вошел в рай благоразумный разбойник, разбойник — душегубец. Вот и испрашивайте милосердия Божия к себе, трудитесь, молитесь. Да укрепит Вас в этом Господь!

Дорогая о Господе Т.!

Письмо Ваше получил и просьбу о молитве выполняю. Дай Вам Бог терпения в несении нелёгкого жизненного креста, а подсказать, в чём ещё надо каяться Вам, я не могу. Нас, монашествующих, величие Божие повергает в покаяние ежеминутно, а не только ежедневно.

Может, Вы в своих молитвах не того просите у Бога, что было бы полезно для спасения. Просите не изменения или упразднения своего спасительного креста, а помощи от Бога и сил, чтобы нести его во спасение.

Умудри Вас Бог!

Дорогая о Господе Л.!

Начните своё восстание с благодарности Богу, что Он вошёл в Вашу жизнь, не вспомянув страшных Ваших падений и измен Истине «Правде Божией на жизненном пути».

Вот и храните память об этом безграничном милосердии Божием в сердце своём как залог и начало нового восприятия жизни. Покаяние Вам надо принести за всю жизнь, особенно за обращение к тёмным силам.

Когда врага рода человеческого сами вводят в свою жизнь, то освободиться от него бывает крайне трудно.

После исповеди пособоруйтесь и причащайтесь не реже, чем через две недели. После соборования и 40-дневного чтения покаянного канона опять идите к врачу и сделайте всё, что он Вам порекомендует. Болезнь тела есть следствие болезни души. Душу лечим Таинствами, а тело по Божьему определению должно предать врачам.

Умудри Вас Бог и укрепи встать на путь покаяния.

Дорогая о Господе В.!

Суров путь покаяния, ибо то, что Вы переживаете теперь, есть покаяние самим делом. И для тех, от кого не отступился Господь, кто восчувствовал под собой бездну ада, изрытую своими деяниями, другого пути нет.

Можно много читать и молитв, и акафистов, но вырвать желаемое прощение у Бога невозможно.

Прощение придёт к Вам, когда окончится срок Богом данной епитимий. А пока плач, стон и горе. И под всё это надо смиренно подклонить свою главу с мыслью, что достойное по делам своим приемлю.

Молиться продолжайте, но не надрывно, а с полным преданием и себя, и сына воле Божией. У Бога неправды не бывает, как и милости у Него бездна.

Надо же Вас спасать и Вам спасаться. А как? Это знает один Господь. Смирения и терпения Вам в несении своей епитимий просите от Бога. Остальное Господь даст Сам.

Умудри Вас Господь и укрепи на пути покаяния.

Таинство крещения

Дорогой А.!

Господь призрел на Вас, и жизнь пошла по другому руслу. Слава Богу! А Вам, чтобы успокоить свою душу, надо сознательно и ответственно подготовить себя к Таинству крещения, чтобы взять пред Богом обеты осмысленно.

Но священнику, который будет совершать Таинство, скажите, что крестить Вас надо с такой формулой: «Крещается раб Божий А., аще не крещен».

Непременно перед крещением исповедуйтесь за всю жизнь свою. Так и будет хорошо. Божие благословение Вам.

Дорогая А. В.!

Не смущайтесь – делается это просто, и повторно креститься не надо. На исповеди С. произносит свое имя, записанное в документе, и священник читает разрешительную молитву.

Во время крещения дается ангел-хранитель, и он неизменно пребывает при крестившемся, а имя земного покровителя святого меняться может. Ведь при пострижении имя может меняться несколько раз: в послушника, в монашество, в схиму.

И с какой стати С. быть Э.? Посмотрите по календарю православному, день памяти какого святого ближе ко дню рождения С., того и молите быть покровителем внука.

Утеши Вас Господь!

Дорогой о Господе N.!

Получил Ваше письмо. Ваша проблема решается очень просто: священнику надо все объяснить, и он при исповеди произносит Ваше имя - Олег.

И у чаши, когда Вы причащаетесь, это имя узаконивается для Вас пред Господом. Крещение Ваше остается в силе, а имя менять можно, у монашествующих имя меняют иногда трижды.

Так что не смущайтесь.

А бабушка Ваша, очевидно, или в прелести, или заболела на головку.

ПИСЬМО

Дорогой о Господе отец Иоанн!

Побеспокоить Вас на этот раз меня подтолкнула просьба церковной старосты поселка Е. Я Вам уже писала о молодом священнике отце (иерее) И., который идет своим невероятным по сложности и путанице путем. Все мы в Промысле и в воле Господа. Е. по возможности помогает ему. В наших краях бывают случаи, когда в церковь приходят печатать некрещеных умерших. Тогда, бывает, священник посмертно совершает Таинство крещения. Я слышала, что крестили уже погребенных. А затем уже печатали. Я над этим не задумывалась. Наверное, это неправильно. Так думает и Е. Но спросить не у кого. Е. не хочет обходить отца И. и ставить под возможный удар и старается оградить его от возможных неверных действий.

К Вам без благословения она обратиться не рискнула и попросила об этом меня. Думаю, что крестить умершего взрослого человека, не проявившего в свое время доброй воли в этом вопросе, это как бы насильственное действие, хотя вроде бы и благо. А как быть с детьми? Но это мои мудрования. Прости, Господи! Хотелось бы ответить Е., опираясь на Ваши указания. Простите за беспокойство. Низкий земной поклон Вам, вашей благословенной обители, всем ее обитателям и самой земле, на которой обитель стоит. Да хранит Вас Господь!

Т. и В.

Ответ. Т.!

То, что пишете Вы в отношении крещения мертвых, кощунство и хула! Чтобы Вам и Е. не быть соучастниками страшного дела, непременно и срочно поставьте в известность об этом своего правящего архиерея. Остальное будет уже его дело. Молчать нельзя никак. В книге «Практическое руководство для священнослужителей» Нечаева, 1915 года издания, написано: «Крещеные неправильно или же умершие вовсе без крещения не должны быть ни поминаемы, ни погребаемы по христианскому обряду».

А я о Вас и о В. молюсь и помню!

Господь с Вами!

Дорогая о Господе Р. Г.!

Просьбу Вашу выполнить невозможно - рождение чад Бога и Церкви совершается в Таинстве св. крещения, а кто в свое время жизни не родился от воды и Духа, о том в церкви молиться бесполезно и грешно.

Поэтому подавайте за супруга милостыню нуждающимся и этим ограничьтесь, но не дерзайте подавать за него в церкви и не просите молитв о нем у других, чтобы ни Вам самой, ни другим не сделаться игралищем бесов.

Умудри Вас Господь!


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!