Основные открытия Ньютона



Открытие исчисления (анализа) бесконечно малых (дифференциального и интегрального исчисления).

Продолжатель Барроу – своего учителя по математике, Ньютон вводит понятия флюэнт и флюксий. Флюэнта – текущая, переменная величина. У всех флюэнт один аргумент – время. Флюксия – производная функции-флюэнты по времени, то есть флюксии – скорости изменения флюэнт. Флюксии приблизительно пропорциональны приращениям флюэнт, образующиеся в равные, весьма малые промежутки времени.

Был дан способ вычисления флюксий (нахождения производных), основанный на способе разложения в бесконечные ряды. Попутно решены многие задачи: нахождения минимума и максимума функции, определение кривизны и точек перегиба, вычисления площадей, замыкаемых кривыми. Разработана Ньютоном и техника интегрирования (путем развертывания выражений в бесконечные ряды).

Видно, насколько владели Ньютоном образы непрерывного движения при создании математического анализа [1]. Равномерно текущая независимая переменная у него, как правило, время. Флюэнты – это переменные величины, например, путь, меняющиеся в зависимости от времени. Флюксии – скорости изменения этих величин. Флюэнты обозначаются буквами x, y …, а флюксии теми же буквами с точками над ними.

Независимо от Ньютона к открытию дифференциального и интегрального исчислений пришел знаменитый немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Между ними и их последователями даже состоялось судебное разбирательство о приоритете открытия анализа. Как выяснилось позже, Международную комиссию по разрешению спора, возглавлял сам Ньютон (тайно) и она признала его приоритет. Впоследствии оказалось, что школой Лейбница был разработан более красивый вариант анализа, но в варианте Ньютона более выражена и важна «физичность» метода. В общем, и Лейбниц и Ньютон работали независимо, но Ньютон раньше завершил работу, а Лейбниц раньше опубликовал. Сейчас в анализе используется в основном подход Лейбница, в том числе и его бесконечно малые числа, отдельное существование которых Ньютон не рассматривал.

Оптические исследования.

В этой области физики Ньютону принадлежат большие заслуги. «Оптика» - один из главных его трудов.

Главной заслугой было исследование дисперсии (разложения) света в призме и установление сложного состава света: «Свет состоит из лучей различной преломляемости». Показатель преломления зависит от цвета света. Ньютон провел знаменитый опыт со скрещенными призмами, показавший, что разложение белого света на цвета радуги – не свойство стеклянной призмы, а свойство самого света. Был выделен монохроматический свет. Главное, что цветность луча его изначальное и неизменное свойство. «Всякий однородный свет имеет собственную окраску, отвечающую степени его преломляемости, и такая окраска не может измениться при отражениях и преломлениях»,

Созданный Ньютоном зеркальный телескоп-рефлектор – следствие убежденности Ньютона в принципиальной неустранимости хроматической аберрации линз вследствие дисперсии света в них. При этом Ньютон, что дисперсия одинакова для всех веществ.

Ньютон изучает цвета тонких пленок. Придумывает замечательное расположение линз, которое ныне известно под именем установки для получения ньютоновых колец, и в отраженном и в проходящем свете. Он установил, что квадраты диаметров колец возрастают в арифметической прогрессии нечетных или четных чисел. Тем самым он внес вклад в изучение явления интерференции света. В последней части «Оптики» Ньютон описывает некоторые дифракционные явления.

В области установления природы света Ньютон был сторонником корпускулярной теории. Собственно, он ее обосновал, в противовес волновой теории Гюйгенса.

Тяготение

Проблемой тяготения Ньютон начал заниматься в те же 1665-66 гг., что и оптикой, и математикой. Поначалу он истолковывает наличие тяготения теорией эфира в картезианском духе. Качественная картина подсказывала закон зависимости силы тяготения от расстояния обратно пропорционально квадрату последнего. Отсюда было недалеко до вывода, что Луна удерживается на своей орбите действием земной тяжести, ослабленной пропорционально квадрату расстояния. Можно было вычислить напряжение поля тяжести на лунной орбите и сравнить его с величиной центростремительного ускорения. Первые расчеты показали расхождения. Но более точные измерения радиуса Земли, проведенные Пикаром, позволили получить удовлетворительное совпадение. Луна, несомненно, непрерывно падает на Землю, одновременно удаляясь от нее равномерным движением по касательной.

Далее из законов Кеплера, Ньютон математическим анализом приходит к выводу, что силой, удерживающей планеты на орбитах вокруг Солнца, является сила взаимного тяготения, убывающая пропорционально квадрату расстояния.

Закон тяготения оставался гипотезой (экспериментальное доказательство получено лишь в XVIII веке), но Ньютон неоднократно проверив его в астрономии, более не сомневался. Ныне закон тяготения представлен компактной формулой: F=G m_1 m_2 /(r^2). Этот закон дал динамическую основу всей небесной механике. Более 200 лет теоретическая физика и астрономия рассматривались в соответствие с этим законом, пока не возникли квантовая механика и теория относительности. Ньютон полагал его выведенным чисто индуктивным путем. Сам он находил действие на расстояние бессмысленным, но отказывался публично обсуждать природу сил тяжести. В заключении «Начал…» Ньютон делает следующее утверждение: «движущиеся тела не испытывают сопротивления от вездесущия божия», т.е. бог является посредником пр действии на расстоянии. «Причину … этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю».

«Математические начала натуральной философии»

Вершиной научного творчества Ньютона был именно этот труд, после издания которого он во многом отошел от научных трудов. Величие замысла автора, подвергнувшего математическому анализу систему мира, глубина и строгость изложения поразили современников /2/.

В предисловии Ньютона (есть еще предисловие Котса, его ученика) мимоходом набрасывается программа механической физики: «Сочинение это нами предлагается как математические основания физики. Вся трудность физики, как будет видно, состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления (так, в 1-х и 2-х книгах по наблюдаемым явлениям выводится закон действия центральных сил, и в третьей найденный закон применяется к описанию системы мира). Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы, рассуждая подобным же образом, ибо многое заставляет меня предполагать, что все эти явления обусловливаются некоторыми силами, с которыми частицы тел, вследствие причин, покуда неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга».

«Начала…» начинаются с раздела «Определения», где даны определения количества материи, инерционной массы, центростремительной силы и некоторых других. Заключается этот раздел «Поучением», где дается определение пространства, времени, места, движения. Далее идет раздел аксиом движения, где даны знаменитые 3 закона механики Ньютона, законы движения и ближайшие следствия из них. Таким образом, мы наблюдаем определенное подражание «Началам …» Евклида.

Далее «Начала …» распадаются на 3 книги. Первая книга посвящена теории тяготения и движения в поле центральных сил, вторая – учению о сопротивления среды. В третьей книге Ньютон изложил установленные законы движения планет, Луны, спутников Юпитера и Сатурна, дал динамическую интерпретацию законов, изложил «метод флюксий», показал, что сила, притягивающая к Земле камень, не отличается по своей природе от силы, удерживающей на орбите Луну, а ослабление притяжения связано только с увеличением расстояния.

Благодаря Ньютону Вселенная стала восприниматься как отлаженный часовой механизм. Регулярность и простота основных принципов, которыми объяснялись все наблюдаемые явления, расценивались Ньютоном как доказательство бытия бога: «Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе как по намерению и во власти премудрого и могущественного существа. Сей управляет всем не как душа мира, а как властитель Вселенной, и по господству своему должен именоваться Господь бог Вседержитель».

Литература

5. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа.- Л.: «Наука», 1990.

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М.: «Наука», 1980.

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) – М.: Наука, 1987.

2. Кудрявцев П.С. История физики. Т,1. - М.: Изд-во «Просвещение», 1956.

1. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М.: «Наука», 1979.

3. Аристотель. Физика. Собр. соч. Т.3. - М.: «Мысль», 1981.

3. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1980.

4. Галилей Г. Избранные труды: В 2 т. – М.:Наука, 1964.

5. Койре А. Очерки истории философской мысли О влиянии философских концепций в развитии теорий. - М.: «Наука» 1985.

6. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М.: Наука, 1989.

1. Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира Птоломеевой и Коперниковой. - М.-Л.: «ОГИЗ», 1948.

2. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. - М, 1955.

3. Н. Кузанский. Сочинения в 2-х т. – М.: Мысль, 1979.

4. Н. Коперник О вращениях небесных сфер. – М.: Наука, 1964.

2. 5. Дынник М.А. Мировоззрение Джордано Бруно. – М., 1949.

2. Спасский Б.И. История физики в «т. – М.: Изд-во МГУ, 1963.

3. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до донца ХV111 в. – М: «Наука», 1974.

6. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983.

3. 7. Зубов В.П. Аристотель. - М., 1963.

1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.1. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. 2. Дильс Г. Античная техника. - М.-Л.: «ОПТИ», 1934.

3. Р. Ньютон Преступление Клавдия Птолемея. – М.: Наука, 1985

4. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М.: «Наука», 1968.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: «Мысль», 1986.

3. Платон. Диалоги. - М.: «Мысль», 1986.

4. Платон Собр. Соч. т.3. - М.: «Мысль», 1994

6. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М.: Наука, 1989.

8. Спасский Б.И. История физики. В 2 т. – М.: Изд-во МГУ, 1963.

4. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука: Рождение астрономии. - М.: «Наука», 1991.

5. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука: математика древнего Египта, Вавилона и Греции. – М.: 1957.

8. Зайцев А.Н. Культурный переворот в Древней Греции V111 – V вв. до н.э. - Л., 1985.

1. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М.: «Наука», 1968.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!