И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ



 

Авиценна и его основной труд.

После распада Халифата в конце 9 века правитель Исмаил Саманид объединил земли Средней Азии и Ирана в единое государство со столицей в Бухаре. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался фарси, а арабский язык был языком религии и науки.

В 980г. недалеко от Бухары родился Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна) - будущий аш-Шейх ар-Раис (араб. - глава ученых), великий ученый-энциклопедист средневекового Востока.

К 16 годам Ибн Сина стал признанным врачом, а “когда достиг 18 лет, я завершил изучение всех наук”. В возрасте 22 лет он покинул Бухару и в течение ряда лет жил в Хорезме, где входил в “Академию Мамуна” (“Дом мудрости”). Здесь же он начал работу над “Каноном медицины” и писал его около 20 лет. “Канон медицины” является энциклопедией медицинских знаний того времени и состоит из 5 книг.

Первая книга посвящена теории медицины и состоит из 4-х разделов: 1) введение, анатомия и физиология;

2) причины болезней;

3) симптомы болезней;

4) диета, профилактика, общие принцины лечения.

Вторая и пятая книги посвящены лекарственным средствам. Во второй книге описаны простые лекарства, в которых нет искуственно изготовленного состава, в пятой - сложные лекарства, яды и противоядия.

В третьей книге описаны болезни отдельных органов “от головы до пят”, их диагностика и лечение.

Четвертая книга посвящена хирургии и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, косметика).

В 12 веке “Канон” был переведен на латинский язык. По числу изданий он соперничал с “Библией” и явился самым изучаемым трудом в истории человечества. Это объясняется тем, что его автор обобщил весь опыт древности и раннего средневековья и, используя свои многочисленные наблюдения, дал исчерпывающее изложение медицинской теории и практики. Влияние Ибн Сины сказалось во всех мусульманских странах и через мусульманскую Испанию достигло Европы.

 

Особенности развития традиционной медицины в средневековом Китае.

 

Традиционные методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний, зародившиеся в Древнем Китае, достигли наивысшего расцвета в Средние века.

Если в Древнем Китае обучение традиционному методу чжэнь-цзю велось индивидуально – от учителя к ученику, то в средние века (в 618г.) была основана первая в Китае Императорская медицинская школа – Тай и шу. В ней обучалось 20 учеников. Преподавание чжэнь-цзю вели 1 преподаватель, его помощник и 10 инструкторов.

К середине 7 века школа расширилась и состояла уже из 2-х отделений: традиционной медицины и лекарствоведения. На медицинском отделении изучали 7 дисциплин:

1. внутреннюю медицину (7 лет),

2. детские болезни (5 лет),

3. хирургию (5 лет),

4. болезни уха, горла, носа и зубов (4 года),

5. психические болезни (3 года),

6. иглоукалывание и массаж (в течение всего периода обучения).

На лекарственном отделении ученики учились выращивать лекарственные растения в специально созданном ботаническом саду, а также изготавливать из них лечебные средства.

Классические трактаты о лекарственных средствах средневекового Китая.

Лекарствоведение всегда было сильной стороной китайской медицины. В средние века появились 2 фундаментальных труда о лекарственных средствах: 30-томный трактат Сунь Сымяо «Тысяча золотых прописей» и 52-томный труд Ли Шичжэня «Великий травник». «Великий травник» содержит описание 1892 лекарственных средств, их отличительных особенностей, способов заготовки, действие на организм. Он переведен на латинский, французский, японский, русский, английский языки, и по сей день не утратил своей ценности.

 

Становление и развитие тибетской медицины.

К 8 веку на территории между Средней Азией, Китаем и Индией сложилась большая империя.

Тибетская медицина – одна из наиболее поздних традиционных систем медицины. Сформировалась она на базе традиционной индийской медицины в 7 веке н.э., когда в горных районах Тибета стал распространяться буддизм. Основу главного канона тибетской медицины «Чжуд-ши» составили древнеиндийские аюрведические тексты. «Чжуд-ши» («Тайное восьмичленное учение тибетской медицины») записан в стихотворной форме и предназначен для заучивания наизусть. Он состоит из 4-х частей (156 глав):

1. «Исходная основа» - раскрывает теоретические и практические основы тибетской медицины.

2. «Объяснительная основа» - содержит теоретические представления о строении, развитии и жизнедеятельности человеческого организма, о возникновении болезней и их лечении, а также о врачебной этике.

3. «Основа наставлений» - самая обширная часть (92 главы) – это практическое руководство по лечению внутренних болезней.

4. «Дополнительная основа» - посвящена диагностике по пульсу, анализам мочи, а также направлению, которое мы сегодня называем рефлексотерапией.

В течение нескольких веков тибетская медицина развивалась только в Тибете. В 8 веке вместе с буддизмом она проникла в Монголию, в 17 веке – в Тыву, Калмыкию, Забайкалье.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!