I. Медицина в арабоязычных халифатах (VII-x ВВ. )



 

С древнейших времен арабские племена населяли полуостров Аравия. В VI-VII вв. арабские племена находились на стадии перехода к раннефеодальному обществу. Их стремление создать единое арабское государство привело к возникновению единобожия и к 622г. сформировалась новая религия - ислам (араб. islam - покорность). Основоположник ее - пророк Мухаммед (570-632гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (араб. umma), на основе которой в последующем сформировалась обширная феодальная мусульманская держава - Халифат. Вся светская и духовная власть находились в руках халифа – «преемника и наместника» пророка Мухаммеда.

 

Переводческая деятельность арабов в Средние века. Библиотеки. «Дома мудрости».

Халифы, осознавая всю ценность античной науки, содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих трудов. Специально для этого в Багдаде был организован “Дом мудрости”. В течение 9-10 вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература. Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль, т.к. многие древние труды попали в средневековую Европу только в арабских переводах.

Самый известный переводчик халифата - христианин Хунайн ибн Исхак. Он в совершенстве владел арабским, сирийским, греческим и латинским языками. Среди его переводов основную часть составляют сочинения 3-х величайших представителей античной медицины: Гиппократа, Диоскорида и Галена. В результате Хунайн ибн Исхак приобрел глубокие познания в области медицины, стал придворным врачом и преподавал медицину в Багдаде. Он освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.

К 10 веку сложился тип средней и высшей мусульманской школы - медресЕ. Лишь в Западном Халифате в 12 веке было создано 17 таких школ (в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина), в то время как в Европе в этот же период существовало только 2 университета - в Салерно и Болонье.

Со временем медицина стала считаться профессией, благословенной Аллахом и достойной похвалы. Согласно исламу, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средства для ее лечения, задача врача - найти это средство.

Повсеместно создавались библиотеки. В 12 веке в Западном Халифате их было более 70. Со временем библиотеки выросли в крупные центры науки и образования, такие как “Дом мудрости” в Багдаде или “Дворец мудрости” в Каире. Ученые, работавшие в этих научных центрах, объединялись в “Общества просвещенных” - прообраз академий наук, возникших в Европе в 17-18 вв.

 

Особенности развития медицины в Халифате: представления о болезни.

В теоретической медицине арабы восприняли древнегреческие учения о 4-х субстанциях и 4-х телесных соках. Арабы полагали, что каждая из субстанций и жидкостей участвует в создании 4-х качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют мизадж (араб. mizaG - темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным при равновесии всех составляющих или ”неуравновешенным”. Задача врача - восстановить первоначальное равновесие. Мизадж изменяется с возрастом и под влиянием окружающей среды.

В области практической медицины арабы первейшее внимание уделяли установлению правильного режима и только потом применяли лекарства. В приготовлении лекарств арабы достигли большого совершенства, что в значительной степени связано с развитием алхимии. Они изобрели водяную баню, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоту, хлорную известь и спирт, которому дали название алкоголь. В городах стали открываться аптеки, первая из которых появилась в Багдаде в 754г.

Абу Бакр ал-Рази:его труды и вклад в развитие больничного дела.

Выдающимся арабским врачом и химиком был Ал-Рази (Разес). Медициной он начал заниматься относительно поздно – в 30 лет. С его именем связано применение ваты в медицине и изобретение инструментов, в том числе для извлечения инородных тел из гортани. Он составил энциклопедию - “Медицинская книга” в 10 томах, в которой обобщил знания того времени по теории медицины, лекарственному врачеванию, диететике, гигиене, заразным болезням, хирургии и косметике. Особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». Это первое подробное изложение клиники и лечения 2-х опаснейших инфекционных заболеваний, уносивших в то время немало жизней.

Ал-Рази основал и возглавил больницу в Багдаде. Именно он первым в арабоязычном мире начал вести четкую документацию о каждом больном, т.е. «истории болезни». В течение всей своей жизни он вел эти записи, в которых анализировал каждый случай с позиций греческих, сирийских, индийских и арабских авторов, после чего делал выводы. К концу жизни ал-Рази ослеп, но его ученики обобщили записи всех его наблюдений в фундаментальном труде “Всеобъемлющая книга по медицине” в 25 томах, который стал первым в арабской литературе энциклопедическим сводом по медицине.

Абу-ал-Касим ал-Захрави и его «Трактат о хирургии и инструментах».

Самым выдающимся хирургом арабоязычного мира является Ал-Захрави. Он впервые применил кетгут в абдоминальной хирургии, лежачее положение при операциях на малом тазе, описал туберкулезное поражение костей, ввел в офтальмохирургию Запада операцию удаления катаракты (лат. – помутнение, термин введен ал-Захрави). Он создал более 150 новых хирургических инструментов, которые подробно описал и нарисовал. Ал-Захрави разработал методику местного прижигания при хирургических операциях - каутеризации (греч. kauter - раскаленное железо).

Огромный клинический опыт всей своей жизни ал-Захрави изложил в 30-томном труде “Китаб ат-тасриф” (“Книга о предоставлении медицинских знаний тому, кому не удается их составление”). Из них особый интерес представляет 30-й том «Трактат о хирургии и инструментах», в котором подробно описаны методы прижигания, хирургическое лечение ран, переломов, грыж, варикозного расширения вен, геморроя, иссечение опухолей, вскрытие кровеносных сосудов, вправление вывихов, ампутация конечностей, извлечение мертвого плода и обучение повитух.

Развитие учения о глазных болезнях в Халифате.

В медицине средневекового Востока особое место занимает офтальмология. Египетский врач Ибн ал-Хайсам (Алхазен) создал капитальный труд “Трактат по оптике”, где первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал название его частям (хрусталик, роговица, стекловидное тело и др.). Он изготовил и предложил использовать двояковыпуклые линзы при чтении в пожилом возрасте.

Другим известным арабским глазным врачом является Аммар ибн Али ал-Маусили. Он разработал операцию удаления катаракты путем отсасывания хрусталика с помощью изобретенной им полой иглы. Эти операции были весьма успешными и получили название «операция Аммара».

Больницы, медицинские школы в Халифате.

Больничное дело в халифатах получило большое развитие. В отличие от Византии и Рима, где первые больницы были при монастырях, в халифатах вначале стали строить гражданские больницы - бимаристан. Они делились на 3 вида.

К первому виду относились крупные больницы для широких слоев населения, создаваемые и финансируемые халифами или известными мусульманскими деятелями, а также за счет государственной казны. Первая большая мусульманская больница была основана в 873г. правителем Ахмадом ибн Тулуном и предназначалась исключительно для бедных. Согласно традиции, больница делилась на мужскую и женскую половины, а также на отделения соответственно заболеваниям. Число таких больниц в Халифате было велико. Но наибольшей популярностью пользовались 3 крупные больницы: “ал-АдУди” в Багдаде, “ал-НУри” в Дамаске и “ал-МансУри” в Каире.

Ко второму виду больниц относились небольшие лечебницы, создаваемые и финансируемые известными врачами и религиозными деятелями.

Третий вид больниц представляли военные лечебные учреждения, которые передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях.

 

Медицинское образование в Халифате приобреталось различными путями:

1. Путем самообразования – большинство арабоязычных врачей много читали, обучались у философов, но не у других врачей. (Ибн Сина).

2. Обучение у своих родителей-врачей – характерно для семей христианских врачей (династия Бахтишу).

3. Обучение у известных врачей дома, в мечетях, а позднее – в больницах (после их появления в 9 веке).

4. Обучение в медицинских школах, которые появились в Халифате только в 13 веке. Первые медицинские школы при больницах появились в Османской империи. В них принимали мальчиков 15 лет. В течение всего периода обучения они проживали в отдельном здании при больнице. Обучение носило как теоретический, так и практический характер – ученики ухаживали за пациентами больницы и даже принимали участие в их лечении под присмотром своих учителей. Основными учебниками служили работы Галена, Аристотеля, Платона, ал-Рази, ал-Захрави, Ибн-Сины, «Гиппократов сборник».

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!