О смысле человеческой жизни



Вся история человечества является историей бесконечного, как стихийного, так и осознанного, поиска и обретения человеком смысла своей жизни.

Вопрос о смысле жизни имеет особое значение для медицины, ибо врач лечит не только тело, но и душу больного, стремясь к достижению возможной гармонии человека с окружающим миром, с самим собой. Кроме того, вопрос о смысле жизни связан с проблемой смерти, со страхом человека перед собственным концом, с о ценкой прожитой жизни. Это не только нравственная и медицинская, но прежде всего философская проблема человеческого существования во всем его многообразии от счастья до трагического конца.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения,образа жизни, мировоззрения,нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации. Если в обществе, в семье, в коллективе создаются благоприятные условия для жизнедеятельности человека, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов, то он склонен положительно оценить свою жизнь, видеть в ней смысл и значение. Если же общество, коллектив и даже семья оказываются к нему враждебными, жестокими, то его собственная жизнь может утратить свою ценность в этом мире..

Врачу, психологу, педагогу надо иметь представление о типичных позициях людей в этих вопросах и соответственно реагировать на них, имея гуманные цели, выполняя свой профессиональный долг.

1. Одни смысл жизни видят в преодолении своей смерти, в индивидуальном существовании, выживании. Таких людей много, им приходится в силу обстоятельств или воспитания руководствоваться естественным животным чувством самосохранения. По большому счету это мелковато и недостаточно для людей альтруистского коллективистского склада с высокой культурой и развитым чувством долга. С такой позицией невозможно совершить подвиг, самопожертвование.

2.Другие усматривают смысл своей жизни в детях, то есть в продолжении своей жизни в потомстве. Но и эта цель ограниченна и не может устроить человека-гуманиста с широким мышлением. Они могут быть хорошими родителями, но не гражданами, способными нести ответственность перед коллективом, своим народом.

3. Известный хирург Н.М. Амосов еще в 70-е годы говорил, что он с тревогой наблюдает, как некоторые видят смысл жизни в приобретении вещей. Эта страсть заслоняет от них все, отодвигает на задний план духовные, культурные потребности. Симптомы «вещной» болезни настораживают. Нельзя забывать о высоком звании гражданина, превращаться в обывателя.

4. Смысл жизни в служении Родине, «в роде человеческом» (Достоевский). Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза таких людей называет пассионариями, поведение которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. В народе же их называют героями. Цель жизни у них — борьба со злом, за справедливость, за свой народ.

5. Немецкий философ идеолог волюнтаризма Ф. Ницше смысл жизни видел в силе и могуществе человека, стремящегося к власти над толпой. Это идеология авторитаризма ( лат. au(c)toritas - власть, влияние), противостоящая демократии (гр. democratia — власть народа) и стремлению современного человека к свободе и равенству. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль». Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой.

6. Для религиозных людей смысл жизни определен в стремлении к Богу, бессмертию своей души. Ради этого они каются, славят Бога, милосердствуют. Но ведь это делается ради своего «спасения», из-за страха перед «божьим судом». Следовательно, такая позиция эгоистична и характерна, как правило, для недостаточно образованных людей с ослабленной волей, не самостоятельных.

7. Для некоторых же людей жизнь вообще бессмысленна. Так, французский экзистенциалист Альбер Камю создал мифический образ Сизифа, ставший олицетворением бессмысленности человеческого существования («сизифов труд»), безысходности и одиночества человека в «абсурдном мире».

В крайних ситуациях безысходности и своего бессилия человек может придти к выводу о бессмысленности жизни вообще. Такое представление является уже симптомом и требует вмешательства врача или психолога.

8. Но наиболее интересен клинический случай, когда человек видит смысл жизни всего лишь в смерти, философствуя «жизнь — это умирание». Конечно, человек, как и все живое, смертен, но не каждый способен осознать и принять этот закон природы. Такие взгляды учитываются врачом, особенно в геронтологии (учении о старости) и танатологии (науке о смерти).

В философской и специальной подготовке врача целесообразно руководствоваться идеей И.И. Мечникова (1845-1916), органично вошедшей в философскую и медицинскую антропологию, в учение о бытии человека. Согласно его теории, «дисгармония» (несоответствие) человеческой природы, связанная с продолжением жизни и смертью человека, устраняется с установлением оптимального жизненного цикла («ортобиоза»), т.е. «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью».

Природа заложила в человека то, что дает возможность отдельным людям резко подняться над уровнем животного. Для настоящих людей удовлетворение инстинктов, которые Природа, кстати, поощряет удовольствием, становится уже второстепенным. Люди получают огромное, чисто человеческое удовольствие от того, что животному не доступно — от исполнения своего человеческого долга и от творчества. Для них «прекрасное это жизнь» (Чернышевский), «жизнь - это борьба за справедливость» (К. Маркс).

Если обобщить, то в истории мировой и отечественной культуры в решении проблемы смысла жизни можно выделить две тенденции.

1. Первая, когда смысл жизни обретается внутри человека, в его собственной жизни. Здесь возможны варианты: гедонистический (гр. hedone — наслаждение, удовольствие) и рационалистический (лат. rationalis - разумный), когда человек стремится во что бы то ни стало реализовать свои способности, интересы, не считаясь с другими людьми, общественными интересами. Гедонисты, эгоисты, живущие ради себя, как правило, плохо кончают вследствие неудовлетворенности, распада и гибели.

2. В прогрессивной культуре все больше проявляется вторая гуманистическая тенденция - в поиске и реализации смысла жизни не только для себя и не столько в своем сознании, переживаниях и в словах, сколько в своей деятельности, поступках, свершениях во имя высоких целей, в служении идеалам добра и справедливости, в поиске истины. Такая позиция может быть утопической, если она неадекватна условиям, не согласуется с объективными законами бытия, возможностями самого человека. Но именно такие люди заслуживают уважения и поддержки.

Разные определения смысла жизни – 1. способ и уровень освоения человеком конкретной жизненной ситуации в соответствии с его нравственными принципами, требованиями его совести и принятой системой ценностей.

Возможные пути обретения смысла жизни различны. С. Франк (1877-1950) считал, что смысл жизни постигается в критические моменты жизни человека, как прозрение. Поэтому смысл жизни может быть определен 2. как отношение человека к той ситуации, в которой он пребывает в каждое данное время. Оно проявляется как во внутреннем напряжении (чувственном и рациональном), так и во внешнем поведении, осознанном целеустремленном действии.

В медицине выделяется ряд аспектов смысла жизни: психогенный, соматогенный, танатогенный и этический. Человек с тремится обрести смысл своего существования и ощущает возможные в его состоянии удовлетворение, положительные эмоции, осознание своей значимости или же духовный вакуум, фрустрацию, если это стремление остается иллюзорным, не реализованным. Последнее может явиться причиной так называемых ноогенных неврозов. Последствиями утраты человеком смысла жизни могут стать пристрастие к алкоголю, наркотикам, и в крайней форме это обстоятельство может выразиться в самоубийстве. Такой радикальный вызов самому себе, на который способен человек, наиболее возможен в молодости, с недостаточной психологической и моральной устойчивостью, слабой волей.

Медицина предлагает способы и методы коррекции нарушений в психике, сознании человека, его личности для создания позитивного представления о жизни и здоровье, способствует активному стремлению к выздоровлению, здоровому образу жизни. Умение управлять своим здоровьем относится к соматогенному аспекту смысла жизни. Отношение же человека к смерти как естественному явлению рассматривается в танатологии - учении о смерти, ее причинах, механизмах и признаках, а также проблемах облегчения предсмертных страданий больного.

Таким образом, социальная философия и социальная антропология в содержании смысла жизни рассматривают соотношение объективного и субъективного, индивидуального и социального, осознанного и интуитивного. Всеобщий смысл человеческой жизни возможен только через индивидуальный смысл любой человеческой жизни, который включает в себя некие общие черты и характеристики в зависимости от типа конкретной личности и культуры данной общности, социальных условий.

В понимании врача смысл жизни человека всегда включает в себя как индивидуальные потребности и мотивы поведения, так и персонифицированные общественные интересы, в разной степени осознанные пациентом, требующие внимательного анализа и учета в диагностике и лечении. Те или иные представления человека о своей жизни, предназначении, судьбе являются существенными симптомами и психологическими причинами стабилизации или деструкции личности больного. Главные критерии оценки представлений о смысле жизни — это адекватность восприятия человеком своей личности, своего состояния, реальность замыслов и их направленность, выбор средств в достижении цели.

Для врача важно знать, что духовно здоровый человек, как правило, имеет положительную направленность своих устремлений, даже в сложных ситуациях. Он пытается строить свою жизнь в соответствии с высшими духовными ценностями — по законам разума, добра, красоты и справедливости. Отсюда вытекает необходимость обретения врачом смысла своей жизни, определяемого профессиональным долгом и общей культурой. Замечательный русский философ Владимир Соловьев так выразил понимание смысла своей жизни: «Не навреди, а если можешь — помоги». Врач стоящий на научной диалектико-материалистической и высоконравственной позиции, рассматривает каждого человека как феномен - неповторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойное веры, надежды, любви. Как учили древние: «ad cogitantum et agendum Homo est» (человек рожден для мысли и действия).


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!