Заключительные замечания
Здесь стоит подчеркнуть пару замечаний, которые делались выше. Во-первых, дебаты вокруг определения “знания” - дело побочное. Обоснование утверждений знания в естественных науках, социальных науках, и праве - вот что должно делаться в качестве реальной работы в эпистемологии. Это относится только к эмпирическим наукам. А что в отношении этики или математики? Нет гарантии - да и не может быть - что в высшей степени общие вещи относительно обоснования и знания приложимы вездесущим образом ко всем этим конкретным областям. “Обоснование” является просто некоторым “местом” для конкретных концепций в каждой области знания. Именно поэтому попытки создания неограниченной общей концепции обоснования безнадежно тонет в контрпримерах.
Во-вторых, мало что в литературе по современному скептицизму производит впечатление, что его природа понята правильно. Скептицизм определяет одну из центральных проблем в эпистемологии, а именно, необходимость демонстрации того, как возможно обоснование веры. Это делается путем такого ответа скептицизму: скептические рассмотрения не поражают наши лучшие эпистемические предприятия в той или иной специфической области. Неявными в этой характеристике являются две важные вещи: во-первых, скептицизм наилучшим образом понимается как вызов, а не как утверждение о том, что знаем или не знаем нечто, и во-вторых, наилучшим способом ответа на скептицизм является не попытки отвергнуть скептицизм путем пошаговой аргументации, а демонстрация того, как мы приходим к обоснованию того, во что мы верим. Как-то случилось так, что эти два момента, бывшие ясными нашим предшественникам, были впоследствии утеряны из виду.
|
|
Вопросы для дискуссии:
- Насколько важно иметь определение знания?
- Если предложение ложно, можно ли обоснованно верить в него?
- Почему “примеры Гетье” представляют трудности для погрешимого объяснения знания?
- Могут ли другие состояния, кроме веры, дать основания знания?
- Если есть другие фундаментальные веры, как они соотносятся с зависимыми от них верами?
- Является ли вера является обоснованной, если она согласуется с уже принятым множеством вер? Имеем ли мы адекватное понимание понятия согласованности?
- Состоит ли обоснование во внутренних отношениях среди вер?
- Может ли вера быть обоснованной для человека, который не имеет познавательного доступа к тому, что обосновывает веру?
- Является ли знание “подходяще причиняемой истинной верой”?
- Если нет достоверности, может ли быть знание?
- Должны ли мы искать единое объяснение веры, или же для каждой отдельной области эпистемологические вопросы следует ставить по отдельности?
- Какова роль скептицизма в философии?
- Как мы можем отличить методы исследования, которые могли бы дать подлинное знание, от методов, которые могут только углубить наше невежество?
- Наши утверждения знания иногда приводят к ошибке, даже если мы не знаем об этом. Подрывает ли это обоснование наших утверждений знания?
- Как отличить состояние бодрствования от состояния сновидения?
- Не может ли опыт, который я имею о мире, иметь другое происхождение, если я не способен доказать, что это так?
- Могут ли свойства, посредством которых мы определяем присутствие объектов, быть описаны отдельно от того, что они являются объектом восприятия?
- Не представляем ли мы людей, на которых надет непроницаемый шлем, так что мы не можем проверить, является ли доставляемая им информация верным представлением внешнего мира?
- Могут ли скептические аргументы, по отдельности неправдоподобные, требовать серьезного ответа?
- Какова важность различения методологического и проблематичного скептицизма?
- Может ли эпистемология дать объяснения способа субъективного знания от первого лица? Возможны ли другие способы знания?
- Если скептицизм открывает пропасть между основанием утверждения знания и самим утверждением, то что лучше - перекинуть мост через пропасть или закрыть проход?
- Является ли опыт и реальность одним и тем же?
- Можем ли принять роль контрфактических суждений в феноменалистском описании физических объектов?
- Что следует из того, что мы начинаем наше объяснение знания с внешнего мира, а не с личных данных индивидуального сознания?
- Показывает ли “аргумент личного языка” невозможность картезианского проекта?
- Если есть суждения, которые просто не подвержены сомнению, как можно идентифицировать их? Как они соотносятся с суждениями, в которых мы можем сомневаться?
|
|
Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!