Беседы о бессилии дьявола.



24. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Похвала усердию слушателей даже к продолжительным беседам. — О божественном промышлении. — Не Бог лишает нас своих даров, а мы сами теряем их. — Мы получили лучший из даров — вечное блаженство. — Бог всегда печется о нашем благе. — Пример этого — смешение языков, которое также послужило ко благу людей. — О нравственном и физическом зле, различие между ними: последнее служит лекарством для первого. — Что сделали бы дьяволы, если бы мир был предоставлен им. — Почему из двух злых людей один наказывается, а другой нет? Увещание о том, что не должно обвинять Промысл Божий. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

25. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Приветствие епископу Флавиану, присутствовавшему при беседе. — Возвращение к прежнему предмету. — Почему не был уничтожен дьявол? — Уничтожение дьявола уменьшило бы заслугу христиан. — Злоба происходит не от природы, а от злого употребления, какое человек делает из своей свободы. — Между тем как все служит в пользу человеку благонамеренному, все вредит тому, кто не хочет добра. — Последний злоупотребляет всем — творением, своим телом, крестом, апостольской проповедью. — Сам Иисус Христос, будучи светом миру, ослепляет немощные души. — Нужно постоянно бодрствовать над собою — в молодости ли, в старости ли. — Различные способы покаяния. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

26. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Два класса людей: одни слушали беседу о лукавстве дьявола, а другие в это же время находились в театре, чтобы услаждаться соблазнами дьявола. — От чего происходит это различие? — От воли тех и других, потому что только воля делает нас или добродетельными или порочными. — Если будем иметь добрую волю, то даже дьявол вместо того, чтобы вредить, будет служить нам. — Вот почему Бог не уничтожил дьявола и почему Он допускает совместно жить и добрым и злым. — Следовательно только воля наша делает нас виновными, и эта истина доказывается притчей о десяти девах, покаянием ниневитян, падением Адама и торжеством Иова. Заключительное увещание. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

Беседы о покаянии.

27. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Любовь проповедника к своим слушателям. — Отчаяние и небрежение одинаково опасны. — От этих двух недостатков погибли сатана и Иуда. Смиренное упование спасло ап. Павла, мытаря, ниневитян. — В коринфском блуднике ап. Павел более опасается отчаяния, чем самого греха. — Дальнейшее развитие этой мысли и подтверждение ее историй блудного сына. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

28. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Не должно отчаяваться грешнику. — Если Каин не получил прощения, то это за отчаяние. — Если Давид получил прощение, то это за свое упование и за исполнение того, что сказал ему пророк. — Исповедать свой грех — первый путь покаяния. — Пример Ахава в деле Навуфеева виноградника. — Иона и ниневитяне. — Третий путь покаяния — смирение. — Пример фарисея и мытаря. — Смирение ап. Павла. — Увещание к слушателям. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

29. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Обзор предыдущей беседы о трех путях покаяния. — Путь четвертый — милостыня. — Объяснение притчи о десяти девах. — Без масла человеколюбия девство не может открыть неба. — Сила милостыни. — Она будет защитой делателей ее в день судный. — Продолжение притчи о десяти девах. — Трудность девства, неизвестного древним. — Обобщение и заключение. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

30. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Утешительность покаяния. — Пример других как ободрение нам в деле покаяния. — Легкость делания добродетели в бедствии и трудность его в благоденствии. — Святые не унывают в несчастии, не надмеваются в счастии. — Христиане должны искать себе убежища не у людей, а в недрах Божиих. — Если Бог попускает нам часто страдать, то это для того, чтобы побудить нас прибегать к Нему. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

31. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Пост собирает нас в доме Божием и приводит нас в объятия нашей матери Церкви. — Он отгоняет демонов, поддерживает добродетель отшельников, приводит Моисея и Илию в присутствие Божие. — Пренебрежением к посту навлекается смертный приговор, чрез соблюдение его отменяется этот приговор. — Пример ниневитян. — Трехдневный пост спас их. — Покаяние очищает грехи в продолжительное время. — Пример ап. Петра. — Постом Даниил избавился от львов и три отрока от пещи огненной. — Пост полезен даже для здоровья. — Заключение. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

32. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Вступительные замечания по поводу многочисленности собрания. — Пост не приносит пользы тем, которые, воздерживаясь от пищи, не воздерживаются в то же время от греха. — Бесполезно поститься и в то же время посещать зрелища. — Слово против зрелищ. — Пребывание в театре — влечет за собою прелюбодеяние. — Объяснение изречения: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. — Кажущаяся трудность этого изречения. — Бог не требует ничего невозможного. — И ветхий и новый закон происходят от одного и того же Законодателя. — Доказательство этого у пр. Иеремии. — В нагорной проповеди сопоставляются законы ветхого и нового завета, чтобы показать, что они не противоречат между собою, а дополняют друг друга. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

33. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Покаяние, как целебное средство для греха. — Чудесное долготерпение Божие к грешникам, доказываемое тем, что от худого корени могут иногда происходить добрые плоды. — Пример Иова, происшедшего от Исава. — Причина долготерпения к грешникам заключается в надежде на их исправление. — Ко благу всех Бог бывает часто снисходителен к грешнику и строг к праведнику. — Покаяние достигается не продолжительностью времени, а расположением сердца. — Человек медлителен к созиданию, скор к разрушению, — что противно Богу. — Бог семь дней назначил для разрушения Иерихона. — О Рааве, как покаявшейся грешнице и сделавшейся прообразом Церкви. — Грехом порождается скорбь, а скорбью разрушается грех. — Кто дает бедному, тот одолжает этим Бога. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

34. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Подобно Ноеву ковчегу, церковь принимает в свои недра коршунов, волков и змей; но в то время, как ковчег выпустил их такими же, как и принял, церковь преобразует их покаянием в голубей, овец, агнцев. — Покаяние принесет пользу и тому, кто всю свою жизнь проводил в грехе. — Милосердие Божие безгранично. — Греховность человека исчезает в милосердии Божием, как искра в море. — Не должно стыдиться прибегать к церкви с покаянием. — Стыдиться нужно только греха. — Дьявол внушает нам дерзость к греху и стыд к покаянию. — Доказательство этой истины в св. Писании. — Объяснение первой главы из книги пророка Исаии. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

35. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. О необходимости добрых дел. — Опровержение возражений о трудности этих дел среди суеты мира сего. — Увещание к посещению церкви и к благоговейному пребыванию в ней во время совершения страшных Таин Христовых. — Напоминание о кончине мира. — Необходимость совершения добрых дел и покаяния на земле, потому что по окончании настоящей жизни закончится возможность для них. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!