Беседы к Антиохийскому народу о статуях.



1. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Чудесная красота и разнообразие св. Писания. — Даже наималейшие изречения в нем драгоценны. — Объяснение текста: «Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). — Добродетели Тимофея. — Чем более святые достигают заслуг, тем более страдают. — Позволение употреблять немного вина. — В бедствиях святых более обнаруживается могущество Бога. — Почему Бог допускает святых страдать и подвергаться различным бедствиям? Почему Бог отдал тело Иова во власть дьявола? — Наши отношения ограничены пределами настоящей жизни. — Увещание к богохульникам об исправлении. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже, во время которого низвергнуты были царские статуи. — Бедственное состояние жителей города. — Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. — Против богохульников. — В чем состоит истинное богатство. — Похвала и награда гостеприимству. — Плоды милостыни. — Непрочность богатства. — Бедность для тех, кто благоразумно сносит ее, есть великое богатство. — Об истине св. евхаристии. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором о помиловании несчастного города. — В чем состоит истинный пост. — Бог хочет, чтобы люди сами к Нему прибегали. — Бесполезность поста, если мы не воздерживаемся от пороков. — Описание настоящего бедствия. — Частые землетрясения в Антиохии. — Нравственное увещание. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

4. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о терпении. — Пример праведного Иова и трех отроков. — О воздержании от клятв. — Плоды скорбей. — Бедствие, как причина перемены к лучшему. — Поклонение персов огню как Богу. — Нравственное увещание. (Исправления — Роман Горский, Москва)

5. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Терпение Иова — основа его славы. — Бедствия настоящей жизни — ничто. — Единственное истинное бедствие есть грех. — Нужно бояться не смерти, а оскорбления своими грехами Спасителя. — Чистая совесть не страшится смерти. — Покаяние утишает гнев Божий. — Покаяние ниневитян. — Нужно воздерживаться от клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. — Церковь утешает тех, кто были устрашены властями. — Различные побуждения к утешению жителей Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия. Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие царских уполномоченных. — Милость императора по случаю праздника Пасхи. — Не должно бояться смерти; должно бояться греха. — Лазарь и бессердечный богач. Три отрока в пещи огненной. — Увещание не клясться. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

7. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Нужно скорбеть только о грехе. — На слова: В начале сотворил Бог небо и землю. — Адам, где ты? — В них заключается много утешения. — Нужно отстать от привычки клясться. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

8 БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Св. Писание есть неиссякаемый источник утешения. — Преимущества, какие оно доставляет людям. — На слова: Бог ходил вечером по раю. — Страх Адама; страх грешника вообще. — Увещание к добродетели. — Должно воздерживаться от клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

9. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Любовь проповедника к жителям Антиохии. — Поздравление им с их преуспеянием в добре. — Сожаление, что многие пренебрегают священными словами. — Почему св. Писание явилось так поздно? — Красота творения. — Звезды. — Ночь и день. — Порядок времен, земля и стихии, солнце — все это поведует всемогущество и премудрость Творца. — Должно воздерживаться от клятвы.

10. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Великая польза от слушания слова Божия. — Чудеса творения. — Представляемое ими изумительное разнообразие. — Неизвинительность язычников в том, что они боготворили вселенную. — Должно воздерживаться от клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

11. БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Милость и прощение жителей Антиохии. — Чудеса творения. — Тело человеческое. — Глаза. — Уши. — Мозг. — Сердце. — Превосходство человека над животными. — Польза, какую человек получает от разных видов животных. — Должно воздерживаться от клятвы и готовиться достойно отпраздновать праздник Пасхи. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

12. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Благодатное действие прощения оскорблений, нанесенных императору. — О том, что Бог проявляется в творении. — Творя человека, Бог вложил в его сердце начала естественного закона. — Тщательно должно избегать клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

13. БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Поздравление народу по поводу того, что он избавился от своей тревоги и что после бури наступила тишина. — Возвращение к прежнему предмету. — Естественный закон, совесть и другие средства, которыми пользуется божественная благость для приведения нас к добродетели. — Дурная привычка антиохийцев — клясться при общественных и частных делах. — Радость об исправлении некоторых от этой привычки, но желательно было бы полное избавление от нее. — Увещание к исправлению. (Исправления — Роман Горский, Москва)

14. БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Новый тревожный слух после успокоения. — Неосновательность его и благодарение Богу за отвращение угрожавшей бури. — Продолжение прежнего предмета о клятвах. — Гибельность клятвы, доказываемая примером Ирода, который для исполнения своей безумной клятвы погубил Иоанна Крестителя. — Даже клятва частного лица причиняет много неудобств, а клятва государя может сделаться истинным бедствием для целого народа. — Пример неразумных клятв Саула и Иеффая. — Зло, причиненное царем Седекией иудейскому народу чрез нарушение клятвы в верности Навуходоносору. Как все воздерживались от бань во исполнение запрещения, наложенного Феодосием, так все должны исполнять и повеление Спасителя о непозволительности клятвы. — В Антиохии впервые последователи Христа стали называться христианами; поэтому ей следует быть и первым городом, изгоняющим всякое богохульство. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

15. БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Полезность страха. — Он больше приносит пользы, чем веселость. — Толкование на текст из книги Иисуса Сираха 9:18. — Средства обеспечения нас от опасностей мира сего. — Клясться хуже чем убивать. — Увещание о том, чтобы верные избегали клятв. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

16. БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Страх жителей Антиохии при слухе о прибытии в их город воинов и успокоение их правителем. — Обличение этой слабости, недостойной христиан. — Продолжение беседы о клятве. — Узы ап. Павла и их поучительность. — Христианин, подобно ап. Павлу, должен любить страдания, ведущие его к славе вечной жизни. По поводу третьей недели великого поста проповедник увещевает слушателей не столько высчитывать количество протекшего времени, сколько сумму своего преуспеяния в добродетели и особенно в борьбе с дурной привычкой клясться. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

17. БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Благодарение Богу за отвращение угрожавшего Антиохии бедствия и похвала ревности иноков и отшельников, ходатайствовавших о помиловании города. — Равнодушие языческих философов к бедствию города и превосходство христианской любви. Утешение народу по случаю лишения Антиохии некоторых прав и преимуществ. — Истинная слава города должна быть не во внешних преимуществах, а во внутренних добродетелях его жителей. — Антиохия славна тем, что в ней впервые верные получили имя христиан, она щедро помогала Иерусалиму во время голода и отвергла заблуждения, которые хотели распространить иудеи. — Такие преимущества неотъемлимы у нее. — Увещание к поддержанию благочестия и религиозности. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

18. БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. Порицание тех, которые чрезмерно радовались тому, что прошла половина великого поста. — Нужно радоваться степени достигнутой за это время духовного преуспеяния. — Объяснение слов ап. Павла: «Радуйтесь всегда». Доказательства того, что ни богатства, ни почести, ни здоровье, ни все земные блага не могут дать чистой и истинной радости. — Такая радость принадлежит только христианину, пребывающему верным закону Господню. — Скорбь апостола и превосходство этой скорби над всеми удовольствиями мира сего, потому что она находит себе неиссякаемое утешение в надежде на жизнь вечную. — Обличение жителям Антиохии за то, что они стали уже предаваться играм и удовольствиям, хотя начальники их еще находились в темнице. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

19. БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Похвала мученикам по случаю перенесения их мощей. — Похвала их вере и простоте. — Превосходство их неведения над всеми познаниями древних философов. Объяснение богохульства и привычки клясться. — Печальные последствия этой дурной привычки. — Бедствия, навлеченные на народ клятвой царя Седекии. — Необходимость усилий в деле исправления. — Выражение надежды, что Антиохия совершенно избавится от греховной привычки клятвы и клятвопреступничества. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

20. БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления к пасхальному причащению. — Прежде и более всего необходима добродетель. — Увещание забывать обиды. — Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. — Не должно клясться. — О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

21. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О возвращении епископа Флавиана и о прощении, данном императором городу Антиохии. — Ходатайственная речь епископа Флавиана пред императором и ответ Феодосия. Наставление антиохийцам о том, как жить и вести себя в будущем. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!