Философия и методология науки 26 страница
Должна быть прямо поставлена проблема определения круга эпистемологических ценностей, в котором ценность истины по определению не могла бы противопоставляться ценности жизни.
Таким образом, развитие науки ХХ в. - как естествознания, так и обществознания - убедительно показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход событий», просто не существует. Человека - «единственного наблюдателя», которого мы способны себе представить - невозможно вычленить из окружающего мира, сделать его независимым от его собственных действий, от процесса приобретения и развития знаний. Вот почему многие исследователи считают, что сегодня наблюдается смыкание проблем, касающихся неживой природы, с вопросами, поднимаемыми в области социологии, психологии, этики.
Все это ведет к трансформации понятийного аппарата гносеологии и эпистемологии, к трансформации представлений о рациональности. Теория рациональности (научной рациональности) должна включить в свое рассмотрение единство (не декларируемое, а реальное) субъективности и объективности, должна поставить во главу угла смысловую сопряженность этих понятий. Это должно затронуть такие понятия, как «истинность», «факт», «теория», «метод», «адекватность целей и средств познания» и многие другие.
При этом важно отметить, что граница между субъектом и объектом становится при этом условной, относительной, а сами эти категории образуют не бинарное отношение, а систему, элементы которой имеют смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом. Такая система могла бы стать составной частью новой философской антропологии, видящей свою перспективу в восстановлении утраченного некогда духовного единства человека с миром. Исследованием этих изменений и формированием новых проблемных полей, вероятно, будет характеризоваться развитие теории познания в ближайшие десятилетия. На этот же путь стягиваются и те тенденции, которые связаны с изменениями в понимании субъекта познания. Так, в современных эпистемологических работах высказывается идея о необходимости понимания субъекта как «мыслительного коллектива». При этом категория «субъект» раскрывается с точки зрения трансцендентного, коллективного и индивидуального описаний, дополняющих друг друга. Ни одно из этих описаний, взятое отдельно, не является самодостаточным237/ [66]. Более того, в гносеологии конца XX в. утверждается представление об ограниченности классического представления о познании как взаимоотношении субъекта и объекта. Необходимым элементом этого процесса является ситуативный контекст.
|
|
|
|
11.3. Изменение идеалов и норм описания, объяснения, понимания
Наука XX в. формирует новые идеалы и нормы описания и объяснения исследуемых объектов.
В классической науке идеалом объяснения и описания считалась характеристика объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования. Современная физика в качестве необходимого условия объективности описания выдвигает требование четкой фиксации взаимодействий объекта со средствами наблюдения и учета при его описании особенностей средств наблюдения
(типов измерительных устройств). В современной науке сформировался особый вид описания - дополнительный способ описания. Он был предложен датским физиком, одним из основоположников методологии современной физики Н. Бором, который ввел в методологию физики такие понятия как «способ описания», «принцип описания», в связи с интерпретацией квантовой механики. Суть его можно сформулировать так: для воспроизведения целостности явления на определённом этапе его познания необходимо применять взаимозаклю-чающие и взаимноограничивающие друг друга, «дополнительные» классы понятий, которые могут использоваться обособленно в зависимости от особых (экспериментальных и т.п.) условий, но только взятые вместе исчерпывают всю поддающуюся определению информацию238/[67].
|
|
Ограниченные возможности единственной модельной картины реальности стали очевидными еще в классической физике. Уже тогда сформировались две конкурирующие картины мира, одна из которых основывалась на механике Ньютона, другая - на аналитической механике Лагранжа - Эйлера. Используя разные формализмы для описания макромира, они при всей своей альтернативности дополняли друг друга.
Однако только при исследовании объектов квантовой физики была осознана необходимость четкой фиксации принципа дополнительности. Попытки осознать причину появления противоречивых образов, связанных с объектами микромира, привели Н. Бора к его формулированию. Согласно этому принципу, для полного описания квантово-механических явлений необходимо применять два взаимоисключающих (дополнительных) набора классических понятий (например, частиц и волн). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как целостных образованиях. Изучение взаимодополнительных явлений требует взаимоисключающих экспериментальных установок (в одних квантовые объекты ведут себя подобно волнам, в других - подобно частицам, но никогда как те и другие одновременно).
|
|
Принцип дополнительности позволил выявить необходимость учета двойственной - корпускулярно-волновой - природы микроявлений, связи того или иного их определения с конкретными экспериментальными условиями. В соответствии с идеей Бора корпускулярная и волновая картины в квантовой теории противоположны, но не противоречивы. Они одинаково необходимы для полного описания микрообъекта. Исследование физических явлений показало, что частица и волна - две дополнительные стороны единой сущности, все особенности микрообъекта можно понять только исходя из его корпускулярно-волновой природы.
Если в физике концепция дополнительности связана с определенными видами эксперимента и теоретического описания и относится к синтезу представлений классической и квантовой механики, то сама идея дополнительности сохраняет лишь ее общие черты и может быть использована для анализа соотношения любых теоретических представлений (или описаний), отражающих внутренне противоречивые (двойственные) стороны объекта.
Оценивая значение великого методологического открытия Н. Бора, М. -Борн писал:
«принцип дополнительности представляет собой совершенно новый метод мышления. Открытый Бором, он применим не только к физике. Метод этот приводит к дальнейшему освобождению от традиционных методологических ограничений мышления, обобщая важные результаты»239/ [68].
Атомная физика, отмечал он, учит нас не только тайнам материального мира, но и новому методу мышления.
При дополнительном описании сложного объекта современной науки признается, что одной-единственной картины изучаемого явления недостаточно и необходимы по меньшей мере две картины240/ [69]. Эти картины, хотя и взаимно исключают друг друга, только взятые вместе могут дать исчерпывающее описание явления. В этом смысле идея дополнительности может быть использована в качестве методологической основы решения альтернативных ситуаций в науке, возникающих как следствие применения различных познавательных средств к единому объекту. Её направленность на преодоление односторонности мышления, против абсолютизации какого-то одного специфического метода познания (и способа описания) предполагает анализ самой познавательной ситуации как необходимое условие правильного построения (и интерпретации) знания о целостном объекте. В определенном смысле дополнительность может быть представлена как некий регулятивный принцип образования системного знания, как основа современных представлений о целостности объекта и целостности знания241/ [70].
Широкое применение в постнеклассической науке приемов и методов теоретического описания уникальных, индивидуально неповторимых объектов ставит методологическую задачу анализа типов такого описания. Известная оппозиция - «либо генерализирующий, либо индивидуализирующий подход» - на взгляд В. С. Степина, снимается, когда речь идет об исторических реконструкциях242/ [71] . Когда осуществляется историческая реконструкция, исследователь не просто описывает индивидуально неповторимые события. Он выстраивает их особым образом, чтобы продемонстрировать логику изучаемого исторического процесса. Он имеет дело с неповторимым, индивидуальным процессом и вместе с тем генерализирует. Как и во всяком теоретическом исследовании, здесь предварительно конструируются гипотезы, которые затем многократно проверяются и корректируются историческими фактами. Сама реконструкция одновременно выступает как специфическое объяснение фактов. Более того, хорошая историческая реконструкция обладает предсказательной силой, способна выявлять такие новые факты, которые историк-эмпирик не увидел.
И еще одно замечание относительно специфики теоретических знаний об уникальных исторически развивающихся системах, на которую обращает внимание В. С. Степин. При построении исторических реконструкций исследователь всегда опирается на предварительно выбранную им систему оснований науки - на некоторую картину исследуемой реальности, на систему идеалов и норм науки, на определенные философские основания. И здесь все обстоит так же, как и при построении любой теории. Различие в выборе оснований приводит к разным реконструкциям одной и той же исторической реальности (например, различия концепции истории первоначального накопления, представленные в работах К. Маркса, с одной стороны, и М. Вебера - с другой).
В методологии современной науки активно обсуждается проблема соотношения описания и объяснения как функций науки. С другой стороны – осознается ограниченность представлений о необходимости противопоставления функций описания и объяснения, характерных для классической науки. Последняя считала феноменологические теории временными и преходящими, мирилась с ними как с временным злом, исходя из того, что описательная (феноменологическая) теория отвлекается от раскрытия внутренних причин, внутренних механизмов, внутренней сущности и ограничивается изучением внешних сторон явлений, их поведения243/ [72]. Объяснительная теория дает все то, от чего отвлекается феноменологическая. Противопоставление вопросов «как» и «почему» имело определенный смысл лишь в рамках классической физики (феноменологической термодинамики и статистической физики, микроскопической электродинамики и электронной теории). Это можно объяснить наглядным характером классической атомистики и обыденным пониманием объяснения как сведения к чем-то известному и обязательно модельно-наглядному.
Формирование теории относительности и квантовой механики показало несостоятельность обыденной трактовки объяснения и на первых порах породило мнение о феноменологическом характере этих теорий. Теория относительности -только описывает релятивистские эффекты, но не объясняет их; квантовая механика - лишь описывает вероятностное поведение микрообъектов. Будущая теория, которая должна быть создана, объяснит якобы причины их поведения. Так ли это? В современной науке утверждается мнение, что эти теории лишь кажутся описательными, если к ним подходить с точки зрения концептуальных схем классического естествознания, но оказываются объяснительными, когда их рассматривают в рамках новой концептуальной схемы. Различие между описательными и объяснительными теориями с точки зрения сегодняшнего дня - это различие частных и общих (фундаментальных) теорий244/ [73] .
Признание подобных тенденций ведет, с одной стороны, к переосмыслению нашего отношения к миру, с другой - к формированию новой методологии их познания. В методологии современной науки утверждается понимание того, что степень представленности функций описания и объяснения в теориях различных типов различна.
Реальной проблемой методологии современной науки является проблема соотношения объяснения и понимания. Длительное время существовало противопоставление между естественными и гуманитарными науками. Естествознание ориентировалось на постижение природы самой по себе, безотносительно к субъекту деятельности. Его задачей было достижение объективно истинного знания, не отягощенного ценностно-смысловыми структурами. Ученые стремились выявить и объяснить наличие причинных связей, существующих в природном мире, и, раскрыв их, достичь объективно-истинного знания, установить законы природы. Гуманитарные же науки были ориентированы на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение имело раскрытие смысла; не столько объяснение, сколько понимание.
Неопозитивизм, высокомерно относившийся к гуманитарным наукам и пренебрегавший их своеобразием, не нашел в системе своих понятий места для понятия понимание. Философская герменевтика, противопоставляя гуманитарные науки естественным, оставляет в стороне проблемы, связанные с объяснением. Поэтому проанализировать природу понимания как универсальной формы интеллектуальной деятельности, установить взаимосвязь понимания с объяснением герменевтика не смогла245/ [74] . Формирующаяся сегодня философия познания стремится решить эту проблему.
Историчность системного комплексного объекта и многовариантность его поведения предполагает широкое применение особых способов описания и предсказания его состояний - построения «сценариев» возможных линий эволюции системы в точках бифуркации. С идеалом строения теории как аксиоматически дедуктивной системы всё больше конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы и т.д. При этом исследование уникальных, самоорганизующихся систем осуществляется чаще всего методом вычислительного эксперимента на ЭВМ. Он позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система. Но, обосновывая принципиальную непредсказуемость будущего, отсутствие жестких законов, предначертывающих это будущее (будущее не фиксировано жестко) современная наука все же не отрицает, что настоящее и будущее зависят от прошлого.
С другой стороны, взаимодействие человека с развивающимися системами, характеризующимися синергетическими эффектами, принципиальной открытостью и необратимостью процессов, протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле её возможных состояний. Перед человеком в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества путей эволюции системы. Познав нечто, он начинает действовать уже по-другому, с учетом полученных знаний. Значит и история начинает идти по-иному246/ [75]. Причем в деятельности с саморазвивающимися системами особенно в их практическом, технико-технологическом освоении особую роль начинают играть знания запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. Важно отметить, что соединение объективного мира и мира человека в современных науках - как природных, так и гуманитарных - с неизбежностью ведет к трансформации идеалов идеалов «ценностно-нейтрального исследования». Объективно истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений247/ [76].
11.4. Формализация современной науки
11.5.1. Особенности формализации современной науки
Процесс теоретизации современной науки тесно связан с процессом ее формализации.
Формализация определяется в философском энциклопедическом словаре как совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования
ее логических особенностей248/ [77]. При этом результаты мышления отображаются в точных понятиях и утверждениях. Формализация связана с построением абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов.
Метод формализации - это перевод содержательных фрагментов знания (в математике, физике, логике, химии и др. науках) на искусственные символические, логико-математические и математические языки, подчиненные четким правилам построения формул и их преобразований. При формализации суждения об объектах переносятся в плоскость оперирования с символами и знаками. Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений, основывающиеся на соответствующих содержательных теориях. При этом используемая математическая символика не только помогает закрепить уже имеющиеся знания об исследуемых объектах, явлениях, но и выступает своего рода инструментом в процессе дальнейшего их познания.
Потребность в формализации возникает перед той или иной наукой на достаточно высоком уровне ее развития, когда задача логической систематизации и организации наличного знания приобретает первостепенное значение.
Для построения любой формальной системы необходимо: а) задание алфавита, т. е. определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.
Этапы формализации:
• запись исходных данных на некотором общепонятном языке (естественном и искусственном), исключающем различные толкования;
• переработка исходной записи на основе некоторых точных правил. Наиболее распространенным видом формализации является формализация средствами математики. Для этого вида формализации на втором этапе имеет место решение задачи с использованием определенных алгоритмов249/ [78];
• сравнение полученного решения с реальностью;
• оценка эффективности формализации, оценка добротности тех гипотез (постулатов, упрощающих предположений), которые лежали в ее основе.
В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Важным достоинством этой системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту. Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею. Вряд ли удалось бы успешно пользоваться, например, теоретическими выводами Максвелла, если бы они не были компактно выражены в виде математических уравнений, а описывались бы с помощью обычного, естественного языка.
Разумеется, формализованные искусственные языки не обладают гибкостью и богатством языка естественного. Зато в них отсутствует многозначность терминов (полисемия), свойственная естественным языкам. Они характеризуются точно построенным синтаксисом (устанавливающим правила связи между знаками безотносительно их содержания) и однозначной семантикой (семантические
правила формализованного языка вполне однозначно определяют соотнесенность знаковой системы с определенной предметной областью). Труды Лейбница положили начало созданию метода логических исчислений. Последний привел к формированию в середине XIX в. математической логики, которая во второй половине XX в. сыграла важную роль в развитии кибернетики, в появлении электронных вычислительных машин, в решении задач автоматизации производства и т.п.
Формализация позволяет:
· однозначно определить входные термины, уяснить существенные связи и отношения в структуре научного знания;
· вычленить и уточнить логическую структуру теории, т.е. установить исходные посылки теории, в качестве которых в математике выступают аксиомы, а в эмпирических науках - фундаментальные принципы или законы. Точное перечисление логических правил вывода также весьма важно для выявления структуры теории;
· обеспечить стандартизацию используемого языка и понятийного аппарата, который используются в данной теории;
· постановку новых проблем и поиск их решения. Формализация играет важную роль в:
· выявлении и уточнении содержания научной теории;
· систематизации той суммы знаний, которая накоплена содержательной теорией;
· синтезе смежных наук.
Метод формализации наиболее эффективен в строгих и точных науках.
Различают два типа формализованных теорий: полностью и частично формализованные теории. Полностью формализованные теории представляют собой систему формальных утверждений, упорядоченных с помощью аксиомати-ко-дедуктивного метода. Это система символов, некоторые из которых считаются исходными, т.е. аксиомами, а все остальные получаются с помощью явно указанных правил вывода. Такие теории, как правило, существуют в математике. В математизированных теориях идеализированный объект выступает в виде математической модели или совокупности таких моделей.
Краткость, обозримость символических выражений, оперативность преобразований, возможность подчинить их четким математическим правилам обеспечивает успешное решение познавательных задач на формальном уровне. В расширении возможностей формализации существенную роль играет прогресс вычислительной техники, а сама формализация выступает условием автоматизации некоторых мыслительных операций.
11.4.2. Возможности и границы
формализации (философский смысл
теорем Гёделя, Тарского)
В понимании основных проблем формализации - ее сущности, познавательной ценности, условий и границ применимости - среди философов, логиков и историков науки отсутствует единое мнение. Нередко высказываются прямо противоположные взгляды - преувеличение роли формализации и формализованного языка и недооценка значения формализованных методов исследования.
Давид Гильберт (1862-1943), основатель формалистической школы в математике, предполагал, что все наше знание, и прежде всего математическое, может быть полностью формализовано. Идеи Гильберта приняли многие талантливые математики, среди которых П. Бернайс (1888-1977), Дж. Гербрандт (19081931), В. Аккерман (1898-1962), Дж. фон Нейман (1903-1957).
Однако в 1931 г. Курт Гёдель250/ [79] в статье «О формально неразрешимых предложениях «Principia Mathematica» и родственных систем» доказал известную теорему о неполноте формализованной арифметики. Он доказал, что в системе «Principia Mathematica» и в любой другой формальной системе, способной выразить арифметику натуральных чисел, имеются неразрешимые (т. е. недоказуемые и вместе с тем неопровержимые в данной системе) предложения. Теорема Гёделя свидетельствует о том, что арифметика натуральных чисел включает содержание, которое не может быть выражено исключительно на основе логических правил образования и преобразования соответствующей формальной системы. Более того, формула логического исчисления, способного формализовать элементарную арифметику, недоказуема как формула, выражающая ее последовательность. Таким образом, непротиворечивости нельзя достичь, используя инструменты, принадлежащие к той же формальной системе. Это было настоящее поражение программы Гильберта.
Неполнота формализованных систем, содержащих арифметику, означает, что в содержательной математической теории всегда можно найти истинное предложение, которое нельзя доказать с помощью аксиом формальной теории, формализующей эту содержательную теорию. Кроме того, в более богатой формальной системе, к которой недоказуемое предложение присоединено в качестве аксиомы, его можно тривиально доказать, но тем не менее и в новой системе имеется возможность построить аналогичное недоказуемое предложение и, таким образом, всегда остается некий «неформализуемый остаток». Эта теорема показала невозможность дать в рамках формального построения основание всей как сегодняшней, так и будущей математике251/ [80]. Гёдель показал неосуществимость в целом программы Гильберта, которая предусматривала полную формализацию существенной части математики. Она ограничила саму идею, которая исходит от работ Лейбница, о формализации всей рациональной мысли в виде синтаксических структур и понимании мышления как игры символов безотносительно их значения. Поэтому теорема Гёделя зачастую рассматривается как достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного знания в целом.
Таким образом, Гёдель дал строго логическое обоснование невыполнимости идеи Р. Карнапа о создании единого, универсального, формализованного «физикалистского» языка науки. То есть из гёделевской теоремы «о неполноте» следует, что точная формализованная система, выступающая в качестве языка науки, не может считаться совершенно адекватной системе объектов, ибо некоторые содержательно истинные предложения не могут быть получены средствами данного формализма, а это значит, что формализация языка науки не снижает, а напротив, предполагает содержательные моменты в построении языковой системы.
Результаты работ Гёделя вызвали интенсивные исследования ограниченности формальных систем (работы А. Черча, С. Клини, Тарского и др.). Теоремы Альфреда Тарского (1902-1984) о неформализуемости понятия истины для достаточно богатых формализованных теорий выявили ограниченность дедуктивных и выразительных возможностей формализмов252/ [81]. Тарский доказал внутреннюю ограниченность выразительных возможностей формализованных теорий - невозможность строго формальными методами передать все то познавательное содержание, которое выражается достаточно богатыми содержательными научными теориями, подвергшимися формализации. Таким образом, так называемые ограничительные теоремы Черча, Тарского и Гёделя убедительно показывают, что из состава математики и формальной логики нельзя исключить предложения, которые в силу определенных содержательных мотивов, нельзя не признать истинными, но которые тем не менее неразрешимы на основе правил построения соответствующих формальных систем.
В философском плане эти теоремы означали утверждение принципиальной невозможности полной формализации научного знания. Применение аксиоматических и формальных методов исследования имеет свои границы.
11.5. Математизация современной науки
Усиление процессов теоретизации и формализации научного познания орга нично связано с его математизацией - проникновением математических методов и языка математики в разные науки.
Роль математики в развитии познания была осознана довольно давно. Уже в античности была созданы предпосылки для становления математической программы научного исследования253/ [82], которая опиралась на две фундаментальные идеи:
• об особом месте математического знания в системе научного познания в целом254/ [83];
• об органическом родстве, существенной близости собственно математического и философского знания.
Развитие науки - особенно в наше время - убедительно показывает, что математика - действенный инструмент познания, обладающий «непостижимой эффективностью». Применение математических методов в науке и технике за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в считавшиеся ранее недоступными сферы. Вместе с тем стало очевидным, что эффективность математизации, т.е. применения математических понятий255/ [84] и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук, зависит от двух основных обстоятельств:
• от специфики развития данной науки, степени её теоретической зрелости,
• от совершенства самого математического аппарата.
История познания показывает, что практически в каждой конкретной науке на определенном этапе ее развития начинается (иногда очень бурный) процесс математизации. Особенно ярко это проявилось в развитии естественных и технических наук. В XX в. этот процесс охватывает и науки социально-гуманитарные - экономическую теорию, историю, социологию, социальную психологию и др.
Определяющей причиной математизации современной науки является переход многих её отраслей на теоретический уровень исследования, изучение более глубоких внутренних механизмов, процессов, происходящих в природе и обществе. Конечно, математические методы применяются и на эмпирической стадии исследования при измерении и количественном сравнении исследуемых величин, для выражения целого ряда эмпирических законов (например законы Бой-ля-Мариотта, Гей-Люссака, Ньютона), которые устанавливают связь между эмпирически наблюдаемыми свойствами, но не объясняют причины этих свойств.
Вторая причина математизации научного знания связана с качественными изменениями в самой математике - с разработкой нового математического аппарата, который даёт возможность выражать количественные и структурные закономерности объектов познания современной науки.
Важной причиной математизации современной науки является возможность использовать электронно-вычислительную технику и другие средства автоматизации некоторых сторон интеллектуальной деятельности.
11.5.1. Основные методы математизации научного знания
Можно выделить два основных направления математизации современной науки. Одно из них основывается на использовании математических моделей, которые опираются на численные измерения величин - метрическое направление. Другое направление - неметрическое - основывается на использовании моделей структурного типа, где измерения величин не играют существенной роли. В них исследуются системно-структурные свойства и отношения явлений.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!