Историческая психология 3 страница



 

В гуманитарной науке невозможно отстраниться от этики и эстетики. Целокупность человека должна иметь внешность, а это - функция искусства. Психоискусство однотипно с другими жанрами искусства по своей роли за-В.А. Шкуратов. Историческая психология

 

печатления человеческого образа, но, разумеется, делает это не для умножения эстетических ценностей. Гуманитарная феноменология отличается от научной человеческой узнаваемостью; она часть обыденного образа человека, привнесенная в знание. Человек присутствует в психологии не только как теоретико-эмпирическая конструкция, но и как чувственное сушество. Время искусства - индивидуальная длительность (см. выше); гуманитарные науки также представляют человека в этом регистре, пользуясь образом и повествованием. О гуманитарной науке как чувственности стоит сказать особо, но прежде упомяну еще одного члена психологического семейства - психотехнологию.

 

Психотехнология возникает в первые десятилетия XX в., когда критерии достоверности истины, которым поклоняется опытная наука, начинают замещаться требованиями эффективности. Теоретическая наука все больше становится поставщиком схем и рецептов для практики. Психотехно-логия является развитием этой тенденции психологической науки XX в. Следует проводить различие между прикладной наукой о психике и психотехнологией. В первом случае некоторые достижения исследовательского знания применяются в промышленности, управлении, медицине, просвещении и так далее. Во втором случае институциональная сфера сама диктует направление работы психолога, дает ему заказы. В конце XX в. по количеству занятых и размаху деятельности психология не уступает некоторым отраслям промышленности. Разумеется, психология, в которой заняты сотни тысяч людей, начиная от разработчиков методик и кончая психотехниками, интервьюерами, имеет мало общего с исследовательской наукой конца прошлого - начала нашего веков. Психо-технология оказывает обратное воздействие на психологическую науку, внедряя собственные представления о человеке, преимущественно компьютерно-информацион-ного свойства; она еще более уменьшает элемент образности, имеющийся в классической науке. Тем более возрас-Введение

 

тает роль гуманитарных занятий как поставщика особой, письменной чувственности.

 

ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА КАК КНИЖНАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ. В итоговой статье <Наука как призвание и профессия> немецкий философ и социолог М. Вебер несколькими дихотомиями проводит различие между искусством и наукой. Во-первых: <Научная работа вплетена в движение прогресса. Напротив, в области искусства в этом смысле не существует никакого прогресса> [Вебер, 1990, с. 711]. Во-вторых, личность в искусстве и науке проявляется по-разному. Художник может позволить себе превратить в искусство свою жизнь, хотя <нужно быть Гете, чтобы позволить себе подобное, и каждый по крайней мере согласится, что даже и такому художнику, как Гете, рождающемуся раз в тысячелетие, приходилось за это расплачиваться... Но в науке совершенно определенно не является "личностью" тот, кто сам выходит на сцену как импрессарио того дела, которому он должен посвятить себя> [там же, с. 711]. И наконец, художник дает смысл жизни, <но что же осмысленное надеется осуществить ученый своими творениями, которым заранее предопределено устареть, какой, следовательно, смысл усматривает он в том, чтобы включиться в это специализированное и уходящее в бесконечность производство?> [там же, с. 713].

 

Этим сакраментальным вопросом начинается поиск места для объективного и бесценностного знания в мире ценностей европейской культуры. Результат в целом известен. Под пером знаменитого немецкого социолога научное занятие предстает разновидностью мирской аскезы (уже определенной в качестве духовной основы буржуазного предпринимательства в <Протестантской этике и духе капитализма>). Наука жертвует верой ради рациональности, так же как религия жертвует интеллектом ради откровения. Актами высокого самоотречения наука и религия дают друг другу возможность существовать самостоятельно и в полную меру. Европейский учитель - не восточный мудрец. <...Пророку и демагогу не место на кафедре в учебной аудитории. Пророку и демагогу сказано: "Иди на улицу и говори открыто"> [там же, с. 722]. Главное, что педагог обязан донести до своих слушателей о смысле их занятий - это то, что <в стенах аудитории не имеет значения никакая

 

'Л.А. Шкуратов. Историческая психология

 

добродетель, кроме одной: простой интеллектуальной честности> [там же, с. 734]. Честный стоицизм педагога-профессионала открывает учителю <тот основной факт, что его судьба - жить в богочуждую, лишенную пророка эпоху..> [там же, с. 731), <Кто не может мужественно вынести этой судьбы эпохи, тому надо сказать: пусть лучше он молча, без публичной рекламы, которую обычно создают ренегаты, а тихо и просто вернется в широко и милостиво открытые объятия древних церквей> [там же, с. 734].

 

Какие же человеческие качества должно оставить на пороге новоевропейской науки и во имя чего звучит голос интеллектуальной честности? В будничных, голых стенах молельного дома протестантов верующий уже лишился большей части той чувственности, которую питали художественно-пластическое зрелище готического интерьера и захватывающее действо католической литургии. Последние опоры видимого на пути к невидимому Богу - орган и голос проповедника - также могут быть отменены в пользу беззвучного чтения. Без иконоборчества Реформации наука не могла бы шагнуть к абстрактной мысли, которая совершается в голове при поддержке сканирующего объекты в'згляда. Связь между протестантством и математическим естествознанием Нового времени общеизвестна, но не следует забывать о громадном запасе чувственно-символического материала, который подпирает модель рациональной и эмпирической науки.

 

В плоскости соприкосновения разных традиций существуют гуманитарные науки, постоянно возрождающие конфликт мысли и сенсуальности. В противовес аскетическому протестантству естествознания, гуманитарное занятие вводит чувственный мир в пределы науки через личность ученого, опираясь на его литературный, художественный, религиозный, житейский опыт. В современном человекознании сталкиваются типы учености, завещанные нам Реформацией и гуманизмом, но уходящие корнями еще глубже.

 

Когда-то науки звучали. Древнекитайская мудрость привязана к традиционной пентатонике и совсем уж малодоступному для европейского уха 12-звуковому ладу. Античный логос был ораторским, устным; первая количественная модель мира построена Пифагором на исчислении музыкальных интервалов. Средневековый тривиум свободных искусств делился на голоса (voces), и на самом

 

Введение

 

пороге Нового времени Галилей называл геометрию речью Бога.

 

Но это уже прощание со старым строем мысли. Когда наука решила стать строгой, она принялась изживать те особенности своего выражения, которые относятся к живой коммуникации. <Свободные> голоса застыли в предметы, музыка небесных сфер заменилась картиной мира, место слушания и вопрошания заняли поиски логико-визуальной достоверности.

 

Музыкально-голосовая линия науки и в XIX-XX вв. имеет продолжателей. Голоса становятся все более земными и переходят из ведения астрономов и теологов к исследователям человека. <Вокальная доминанта> позволяет гуманитарному знанию ощущать себя частью мощной традиции и бороться за специфику, весьма далекую от канонов естествознания.

 

Поддержка эта необходима. Строгая наука считает своим делом содержание, отдавая стиль и форму литературе. В идеале она невербальна, и хотя, разумеется, пользуется и обычными словами, все время пытается сменить их искусственными терминами, визуальными схемами, информационными ходами и прочими фигурами чистой мысли без звука и образа. Предмет современной научно-технической дисциплины сконструирован из абстрактно-логических отображений объекта. Его почти невозможно увидеть и тем более услышать. С моделями-абстракциями, как известно, не разговаривают. Парадокс научной психологии в том, что чем более она приближается к научности, тем менее она - о человеке. В конечном итоге тот живой испытуемый, которого психолог-исследователь хочет видеть перед собой, исчезает в рядах цифр, чертежей, формул и малопонятных слов. И хотя перед исследователем человека маячит заманчивая перспектива инженерной профессии, он вправе задаться вопросом: что же он, в конце концов, изучает? Ответ известен: человека в обществе. В гуманитарную группу входят науки об обществе (социальные) и мышлении (философские). Следовательно, гуманитарий - это обществовед или философ. Но сам исследователь человека чувствует, что его гуманитарный этос в данной дизъюнкции не условен. С другой стороны, отношение к его занятию представителя строгого знания часто определяется частицей <не>:

 

- не вполне научно (исследования без процедуры, доказательства без четкости, открытия без внедрения и отдачи);

 

 

В.А. Шкуратов. Историческая психология

 

- не одно знание (иногда - сплошь риторика, публицистика, моральная проповедь или художественная литература);

 

- не хватает профессионалов (слишком много со стороны и <самодельных специалистов>).

 

Не составляет исключения и психологическая наука, которая родилась трижды: в Германии XVI в., когда в среде протестантских теологов появился термин <психология>, в первой половине XVIII в., когда Христиан Вольф этим словом стал обозначать рационально-эмпирическую науку о душе, и в конце XIX в., когда искусный компилятор и эрудит В. Вундт дал жизнь современной экспериментальной науке о психике (особая роль Германии здесь не случайна).

 

Двусмысленность гуманитарного статуса оттеняется трудностями с <ближайшими родственниками>. Если в начале века образованный человек твердо знал, что науки делятся на естественные, общественные (социальные) и гуманитарные (классические), то в наши дни у него такой уверенности нет. Различия словесно-языкового и обществоведческого циклов стушевались, а классическое образование увяло. Практика давно подталкивает к стандартам массового и прикладного знания. Социальная наука, возникнув от приложения методов естествознания к изучению общества, вроде бы поглотила область ученого комментария и культивирует слова <социальное>, <гуманитарное> как синонимы, через запятую. И все же сегодня гуманитарий опасается поглощения мате-матизированным человекознанием, как 50 и 100 лет тому назад, следовательно, он существует. Если какую-либо гуманитарную отрасль прописывают по социальному ведомству вместе с демографией, социологией и социальной психологией, то ее душа быстро отлетает от сциентизированного тела в поисках нового и, как правило, его находит. Оппозиция старой учености обществоведению сохранилась, но стала менее явной, ушла в различие стилей, лексики, тем, вкусов, референтных кругов цитирования. Гуманитарий обретает <экологическую нишу>, хотя и продолжает находиться в тисках двойного стандарта. То, что в координатах сциентизма получает отрицательную оценку, по внутренним, преимущественно этическим и эстетическим меркам выглядитдостоинством. Напротив.^каргон специалиста по стандартным методикам, заемные формализмы поточной науки воспринимаются как завеса, за которой ничего нет. Объективная дилемма, суть которой в т^м, что кустарное занятие

 

Введение

 

словесника до конца не поглощено массовыми специальностями духовного производства, выпадает в некий психологический сгусток, усиленно и небезуспешно разрабатываемый.

 

Сложное, но достаточно систематическое чередование <дефигурированного> и образно-наполненного знания прослеживается и даже количественно регистрируется в европейской культуре, по крайней мере, с ранней античности. В средние века предметы (res) схоластики наступают на голоса (voces) тривиума, как математическое естествознание в XVII в. на аллегорические толкования, а позитивные науки в девятнадцатом веке - на <метафизические спекуляции>. При более тщательном анализе в промежутках между парадигмами усматривается распад <научной чувственности>. Иначе говоря, субъект-объектная схема познания, основанная на союзе между умозаключающим логосом и удостоверяющим взглядом, временно нарушается. Логически необработанный опыт перехлестывает границы гносеологического субъекта и, гуманизируя науку, лишает ее объективной уравновешенности. Показательно, что собственно гуманитарная наука редко удерживается в академических рамках - столь неадекватна свободному личному самовыражению условность строгого знания, - а идет в литературу, искусство, политику или существует в публицистически-журнальном варианте.

 

Чувственность присуща не только гуманитарным занятиям. Г. Башляр, имея в виду естествознание, пишет об эпистемологической разнонаправленности научной феноменологии, находящейся <как бы под двойной рубрикой - живой наглядности и понимания, или, иначе говоря, реализма и рационализма. Причем, если бы мы могли оказаться при этом (в соответствии с самой устремленностью научного духа) на передовой линии научного познания, то мы бы увидели, что современная наука как раз и представляет собой настоящий синтез метафизических противоположностей> [Башляр, 1987, с. 29-30]

 

Однако гуманитарная феноменология существенно отличается от феноменологии эксперимента своей человеческой узнаваемостью; она часть обыденного образа человека и, что не менее важно, погружена в непросвечиваемые глубины опыта, где столь характерный для естественнонаучной процедуры схематизм быстро теряет свою четкость. Но как только пропадают преимущества формализма, начинают звучать голоса символизмов. Восхождение к абстрактной конкретности так

 

 

В.А. Шкуратов. Историческая психология

 

или иначе завершается обратным спуском к преодоленному разнообразию сенсорики, и с этим маятникообразным циклом знания и связана эпистемологическая позиция гуманитарных дисциплин. Человеческий облик должен быть спасен от сверхтеоретизированности возвращением ему некоторых чувственных качеств. Но это уже не натуральная, а книжно-письменная чувственность. Гуманитарная доктрина не столько концептуализирует, сколько сенсуализирует (в указанном смысле). С вмешательством логического суждения феноменальное единство сознания разделяется по основным осям: то, что презентировано нам в дискретных мерах и устойчивых фигурах, получает наименование ясного, светоносного, зримого, несокрытого; подвижное, неустойчивое уходит в тень и начинает звучать, образуя противосферу сокрыто-музыкального. Против очевидности предмета и понятия строится неуловимая гармония души. На эту первичную дихотомию нанизаны наивные мифологии и сложные философемы. Что общего между светоносными идеями Платона, естественным светом ума Декарта, божественной музыкологией Ареопагита, метафизикой несокрытого Хайдеггера, полифонизмом Бахтина? Только то, что во всех построениях полагается фундаментальная разделенность познания по признакам абстрактное-чувственное. Полагается, разумеется, по-разному. В одних случаях - для разворачивания теоретико-логического доказательства, в других, скорее, для его разрушения.

 

Получая натуральную чувственность в двух ее важнейших модальностях - зрения и слуха, гуманитарное занятие передает эту чувственность <строгой> науке уже <олитературенной>, т.е. в качестве особой амодальной модальности. Для того, чтобы эта книжная психика могла существовать для натурального человека, гуманитарий ее постоянно расщепляет, давая примеры существования книжной чувственности в живой жизни.

 

В заключение возвращусь к началу. Какое отношение к перемещениям человека во времени имеет чувственность гуманитарного знания? Самое непосредственное, так как она подслаивает <время-пространство> длительностью индивидуального настоящего. Гуманитарное повествование переводит наш опыт в прошлое и будущее, не теряя его индивидуально-человеческих атрибутов, т.е. его настоящей образно-смысловой фактуры. Разумеется, фактура эта уже не первичная, натуральная, а вторичная, воссозданная культурой.

 

 

Часть первая Историческая психология как наука

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ: ВЕКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

От рассказа к исследованию

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСТОРИИ И ПСИХОЛОГИИ; ИЗМЕНЕНИЯ В ХАРАКТЕРЕ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Историческая психология - это область взаимодействия исторической и психологической наук. Естественно, она не могла появиться ранее того, как ее родительские дисциплины оформились в качестве самостоятельных профессиональных областей исследования. Это произошло во второй половине XIX в., и с того времени в литературе фигурирует термин <историческая психология>. Появление психолого-исторических исследований означало применение к познанию людей прошлого критерия научной достоверности, во всяком случае, в гораздо большей степени, чем это было принято ранее. История и психология, объединяя свои достижения, обещали представить психологическую картину прошлого без анахронизмов (т.е. не приписывая эпохе несвойственных ей черт), полно (т.е. с опорой на последние знания о психике и личности), обоснованно (в эмпирическом отношении), исторично (принимая во внимание развитие и преемственность психологических феноменов во времени).

 

 

Историческая психология как наука

 

Следует учитывать достаточно поздний и ограниченный характер психолого-исторической научности, которая как часть исторического сознания находится в окружении мифологических, религиозных, художественных представлений о прошлом и подвержена сильному воздействию с их стороны. Тезис о <вечном возврате> мифохудожественного начала в познание хорошо иллюстрируется положением в человековедении конца XX в. Академическим дисциплинам, наследующим заветы <строгой> классической науки, брошен гуманитарный вызов. Это относится прежде всего к психологии. Яркие примеры гуманитарного подъема наших дней: интерес к оригинальным текстам культуры, возврат символических толкований и повествовательного (нарратив-ного) изложения в статьи и монографии, расцвет <неоар-хаических> (полумагических и полурелигиозных) психоте-рапий - слабо соприкасаются с принципами науки о психике. Эта наука возникла более 100 лет тому назад как точное, лабораторное исследование сознания для преодоления <спекулятивных>, недоказуемых положений о человеке и его душе. С тех пор предмет, теории, методы научной психологии менялись и расширялись, но ее единство сохранялось вопреки периодическим прогнозам о распаде на чуждые друг другу направле ия. Конкурирующие течения имели общий объект - живого человека, единый фонд понятий, интересов и тем, сложившийся в классический период научной психологии (примерно между 1860 и 1910 гг.), критерии научности, обязанные естествознанию XIX в. Логика развития психологии состояла в том, что подходы, не усвоившие указанные критерии научности, трактовались как <истоки> или оттеснялись за ее гределы.

 

Сегодня науке о психике приходится возвращаться к своим якобы преодоленным истока^, чтобы удержаться в гуманитарной струе и при этом в значительной степени ориентироваться на историю, где гуманистическое книжно-письменное начало всегда сохранялось.

 

Внутри исторической психологии усиливается гуманитарное давление на сциентистское человекознание, но со-50

 

История и психология: века взаимодействия

 

храняется и прежняя линия междисциплинарного взаимодействия: восприятие традиционным книжно-письменным толкованием некоторых теоретических и методических положений строгого знания Нового времени. Упрощая, междисциплинарное поле исторической психологии можно изобразить следующей схемой:

 

Традиционные гуманитарные занятия образы, символы, ценности культур Сциентистское человекознание Нового времени Будет неверным отождествлять историю с гуманитарным полюсом схемы, а психологию - со сциентистским. На самом деле каждая наука обладает полным набором ориентаций. Но несомненно, что стержнем <классической> психологии являются экспериментально-лабораторные методы, а <классической> историографии - текстуальные толкования.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОТО-ИСТОРИЧЕСКО-ТО ЗНАНИЯ. В конце XX в. теоретики человековедения видят ближайший ориентир развития своей области в объединении книжно-письменной <архаики> и научной <современности> в постсовременный тип знания. Учитывая этот прогноз, следует внимательно отнестись к опыту сотрудничества истории и психологии, включив сюда и период до оформления двух независимых наук. Тогда можно вычленить несколько хронологических этапов-ориентиров в движении психолого-исторических знаний:

 

1. Мифохудожественные и художественные образы прошлого вместе с религиозными, философскими, истори-офилософскими доктринами природы человека (полное преобладание до появления независимых истории и психологии).

 

Историческая психология как наука

 

II. Научные реконструкции человеческого прошлого на стыке истории и психологии:

 

1) общепсихологические и общеисторические изыскания (историческая психология в широком значении слова) - со второй половины XIX в.;

 

2) проекты специальной психолого-исторической дисциплины (историческая психология в узком значении слова) - с 1930-х гг.

 

III. Постмодернистские синтезы нарратива и научного объяснения (последние десятилетия XX в.).

 

Приведенная последовательность нелинейна, и появление новой культурно-познавательной тенденции не означает пресечения предшествующих.

 

ЛИТЕРАТУРА - ПЕРВАЯ ФОРМА ПСИХОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. До появления самостоятельных наук о прошлом и психике исторические и психологические знания существуют преимущественно в пределах соответственно литературы (словесности) и философии. Долгое время философия учит о неизменности природы человека, и поэтому наблюдения за конкретно-историческим разнообразием личности, психологические зарисовки характер в накапливаются литературой, в частности рано выделившейся исторической прозой.

 

Знаменитые исторические труды античности, средневековья, Ренессанса принадлежат также художественной литературе. Словесное искусство тех времен шире сферы современного художественного вымысла; оно такой же ком-пендиум разнообразных тем и знаний, как и философия, только сведенных воедино не логикой рассуждения, а правилами повествования и эстетического изображения. До Нового времени современные темы отданы <низким>, развлекательным жанрам, а высокое искусство повествует исключительно о деяниях прошлого, наставляя и восхищая. Европейская письменная культура начинается с эпических поэм <Илиада> и <Одиссея>. <История> Геродота,

 

 

История и психология: века взаимодействия

 

<История Пелопонесской войны> Фукидида открывают классическую древнегреческую литературу; <История> и <Анналы> Тацита, <История Рима от основания города> Тита Ливия относятся к самым высоким образцам древнеримской прозы; <История Флоренции> Макьявелли и <Большие хроники> Фруассара являются памятниками итальянской и французской литературы; с <Повести временных лет> ведет начало книжная традиция восточных славян.

 

РАССКАЗ - ОБЩИЙ ИСТОК ИСТОРИИ И ПСИХОЛОГИИ; ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ. Науки история и психология имеют общее происхождение. Знание о человечестве, разбитое на эпохи, эры, века, периоды прошлого, и знания о человеке, разбитое на периоды, этапы, годы жизненного пути, относятся сейчас к разным областям познания, но такое разделение укоренилось не ранее Нового времени. Исходной, до наших дней преобладающей в культуре формой описания человека и его прошлого является рассказ. Здесь историческая последовательность событий и психологические характеристики действующих лиц слиты. В ранних памятниках нарративного жанра - мифе, эпосе - еще невозможно разделить индивидуального героя и общность, поскольку герой - это и есть персонифицированная общность (род, племя, народ) в обстоятельствах ее возникновения. Богоподобные персонажи первых письменных произведений европейской цивилизации - <Илиады> и <Одиссеи> - выписаны по правилам эпического преувеличения. Любознательный и критический ум древних греков, читателей Гомера, не мог оставить без объяснения сверхчеловеческие способности и удивительные нравы этих предков народа Эллады. <Некоторые смелые души, начавшие понимать возможность открыть тропу назад, к тем дням> [Merkley, 1987, р. 22] попытались связать эпические времена с настоящим. Для этого создавалась хро-Историческая психология как наука

 

нология, легендарные события вводились в круг временных исчислений, эпические же фигуры приближались к человеческому масштабу и получали психологические истолкования. В послегомеровской Греции наряду с философией и наукой появляется логография - объяснение мифов. Логограф VI в. до н. э. Гекатей исчислил расстояние между временем богов и современностью в 16 поколений. Он попытался составить для знатных семей родословные, начинавшиеся с бога-прародителя (в Древней Греции знатные фамилии считали себя потомками бога и смертной женщины). По его мнению, между золотым веком олимпийских богов и железным веком людей лежат мифические времена героев-предков, в которых смешиваются божественные и человеческие признаки. Подобную версию прошлого принял и <отец истории> Геродот (V в. до н. э.). Его <История> - первое прозаическое произведение европейской цивилизации. Оно пестрит новеллами о царях и героях, нравах и обычаях, чудесных происшествиях и предзнаменованиях. В существование времен богов и героев Геродот верит, добросовестно пересказывает легенды и предания о той поре, однако сомневается в способности людей правильно рассудить о событиях, превосходящих их понимание. <Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных>, - приговаривает он, передав россказни [Геродот, 1977, с. 95].

 

Геродот, однако, не оставляет намерений понять людей прошлого. Он видит в превратностях исторических личностей и народов знамения судьбы. Закон судьбы - в неотвратимости воздаяния, поэтому, например, легендарный Крез должен поплатиться за преступление своего предка. Каждое деяние взвешивается на весах Фемиды, и человеческие поколения связаны друг с другом передающейся ответственностью за все совершенное. При таком понимании преемственности поколений внимание сконцентрировано не столько на изменениях характеров и нравов во времени, сколько на неизменности моральных

 

История и психология: века взаимодействия

 

отношений личности. Приводимый историком материал предназначается для более глубокой интерпретации в поисках смысла человеческих дел по отношению ко всей истории. <Божественное возмездие за неправду и "чрезмерность ", зависть богов к человеческому счастью - все это представляется Геродоту реальными силами истории, действие которых он демонстрирует в изображении превратностей человеческой судьбы. Характерная для античной трагедии проблематика соотношения путей человеческого поведения с управляющими миром божественными силами развертывается здесь на огромном количестве поучительных примеров из истории разных народов> [Тройский, 1983, с. 168].

 

Обогащенная христианством доктрина ответственности личности перед всеми поколениями за свои дей-.ствия станет глубокой основой ценностного подхода к человеку. Разворачивая картины человеческой жизни прошлого, нарратив, лишенный категорических суждений, дает пространство и для множества интерпретаций, и для неспециализированной, понимающей, литературной психологии, доступной всякому образованному человеку.

 

Внутри древней словесности историческая проза противостоит мифологическим и развлекательным сюжетам как изображение подлинных событий и фигур. Авторы документальных произведений о прошлом были мастерами психологического портрета, тогда как <низкие> жанры давали материал для коротких характерологических зарисовок (начало характерологии - <Характеры> грека Теоф-раста, видимо, связанные с театром мимов). В самых тео-ретизированных и аналитических произведениях так называемой прагматической истории (Полибий) живописанию событий отводится первостепенное значение, в трудах же так называемого риторического направления (Тацит, Тит Ливии) авторская трактовка событий передается через художественные образы действующих лиц и стилистические приемы создания нужного впечатления^

 

Историческая психология как наука

 

<Это - искусство ритора, привыкшего ценить эмоциональную убедительность больше, чем логическую доказательность, - пишет о Корнелии Таците литературовед М.А. Гаспаров, - но это и мастерство замечательного художника-психолога. В результате в сознании читателя все время остается ощущение двух контрастных планов действия, видимого и подлинного, атмосфера двуличия проникает все повествование и находит высшее выражение в мрачном образе, которым открывается эпоха, описанная Тацитом, - в загадочно сложной и противоречивой фигуре Тиберия, первого преемника Августа> [Гас-паров, 1983, с. 484].


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!