Тема 4. Морфология культуры



1. Символ и миф как универсальные категории культуры.

2. Игра и праздник как инвариантные формы культуры

Обозначение проблематики первого вопроса, связанного с выяснением специфических черт символа и мифа, необходимо начать с анализа их универсальной и инвариантной природы. Кроме того, следует подчеркнуть, что они являются той основой, на которой развиваются все формы культуры. Для лучшего усвоения студентами этого достаточно сложного материала желательно рассмотреть основные типы символов и мифов, а также проследить то, как архетипические сюжеты и образы символики и мифологии актуализируются в современной культуре (это, в частности, можно сделать на примере деятельности различных средств массовой коммуникации: кино, мультипликация, рекламы и т.д.).

Во втором вопросе следует коснуться актуальности дифференцированного подхода к пониманию и интерпретации сущности игрового феномена, что предполагает разграничение игры как специфической культурной формы и игры как компонента разнообразных сфер человеческой деятельности. Далее следует остановиться на выявлении связи игры и праздника, а также показать то место, которое они занимают в культуре.

Основная литература №: 5, 7, 13. 14

Дополнительная №:2,3, 10, 12, 13, 14. 15. 19, 24, 27. 30.

Тема 6. Типология культуры.

1. Этно-национальная типология культуры.

2. Культура Востока и Запада.

3. Социальная типология культуры (элитарная, массовая, субкультура).

Первый вопрос данного семинарского занятия посвящён рассмотрению этнического и национального типов культур. В культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая – культура этносов (одного или нескольких), из которых и образовалась данная национальная культура. Этническая культура – наиболее древний слой национальной культуры, несущий в себе традиции прошлого. Вместе с тем необходимо обратить внимание студентов, что этническая культура отнюдь не всегда развивается до уровня культуры национальной. Действительно в наши дни продолжают существовать культуры (некоторые северные народы, отдельные африканские племена, индейцы Америки и т.д.), по своему типу принадлежащие к культурам этническим. Для дифференциации национальной и этнической типов культур следует выделить их основные черты.

Во втором вопросе рассматривается применяющийся в культурологии методологический принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и способами познания; именно они диктуют организацию опыта, норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Подобный принцип типологии позволяет различать два типа культур – восточный и западный. С понятием «Запад» соотносятся европейская и американская культуры. Культуру Востока представляют страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Культурные «полюса» - Восток и Запад - представляют собой две во многом противоположные традиции, два типа культуры. Это как бы две различные «системы координат», два миропонимания, два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира. Традиции эти проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народа в целом. В целях выявления принципиальных отличий двух обозначенных моделей культуры на семинаре должна быть дана характеристика их методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

В третьем вопросе представлена социальная типология культуры, которая отталкивается от структуры самого общества, от характеристики социального бытия культуры. Любое общество неоднородно, столь же неоднородна его культура. В рамках данного подхода принято выделять следующие типы культур: элитарная, массовая, субкультура.

Зарождение массовой культуры большинство исследователей, как правило, связывают с XIX веком. На семинаре следует остановиться на основных причинах породивших данный феномен, характерных признаках массовой культуры (1. ориентированность на гомогенную аудиторию; 2. опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; 3. эскейпизм; 4. быстродоступность; быстрозабываемость; 5. традиционность и консерватизм; 6. оперирование средней языковой семиотической нормой; 7. занимательность), подчеркнуть её положительные и отрицательные стороны.

В качестве оппозиции к массовой культуре выступает культура элитарная. Это культура меньшинства, которому принадлежит инициатива и творчество. В культурологической мысли ХХ века рядом исследователей (О. Шпенглер, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и т.д.) высказывается мысль о том, что именно элитарная культура является основой развития культуры, поскольку её представители обладают высокой восприимчивостью к новому, оригинальному в искусстве, науке, философии.

Несмотря на существенные различия массовой и элитарной типов культур, между ними постоянно происходит сложное взаимодействие и взаимовлияние, что, в частности, можно показать на различных примерах (кино, фотография, литература, мода и т. д.).

В заключение семинарского занятия студентам предлагается проанализировать особенности субкультуры. Для этого, во-первых, необходимо ввести и рассмотреть такие понятия, как специфические и срединные типы культур. Во-вторых, коснуться проблемы связи субкультуры с культурой маргинальной и контркультурой.

Основная литература №:6, 7, 10, 12, 14

Дополнительная №:18, 29.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!