Тема 5. Динамика культуры



План

1.Механизмы культурной динамики.

2. Основные теории культурно-исторического процесса. Характеристика основных концепций социкультурной динамики.

К числу фундаментальных в области теории культуры проблем относится проблема социокультурной динамики, под которой понимается учение об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм культуры, а также об источниках и предпосылках культурного движения.

Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика». Статика культуры обеспечивается наличием традиции. Традиция – это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Традиции существуют во всех формах культуры. Можно, в частности, говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других. Система традиций отражает целостность, устойчивость культуры. Вместе с тем культура не может существовать не обновляясь. Важную роль в процессах культурной динамики играют новации.

При выявлении обусловивших их причин может быть выделен, во-первых, аспект антропологический. Речь идёт о специфике природы самого человека. Одной из отличительных особенностей человека, как известно, является его пластичность, незавершённость. Человек по сути своей трансцендентен, он всегда стремится выйти за отведённые ему рамки, за сложившиеся стереотипы и нормы. Постоянное недовольство человека своей «онтологической судьбой» стимулирует его к творчеству. Именно человек является субъектом творческой деятельности в культуре.

Во-вторых, при рассмотрении механизмов культурной динамики необходимо подчеркнуть аспект социо-культурный. В данном контексте появление в культуре новаций следует связывать со сменой ценностной парадигмы. Кроме того, в настоящее время принято выделять следующие источники и факторы культурной динамики: открытия, изобретения, обращение к культурному наследию, диффузия, синтез.

Единство традиции и новации есть универсальная характеристика любой культуры. Однако различное соотношение традиций и обновления в культуре даёт основания для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционном обществе традиция господствует над творчеством, тогда как в современном базисной ценностью является обновление, новаторство.

Наиболее известными подходами к пониманию особенностей социокультурной динамики являются линейно-стадийный и плюрально-циклический.

Основы линейно-стадийной концепции социокультурной динамики были заложены ещё в эпоху средневековья, когда впервые были сформулированы идеи универсальности и линейности культурно-исторического процесса (Августин Блаженный, Гуго Сен-Викторский, Иоахим Флорский и т.д.). В эпоху Возрождения, конечно же, уже в несколько ином контексте указанные идеи получают дальнейшее развитие в трудах Ж. Бодена и Л. Леруа.

Окончательное становление линейно-стадийной концепции социокультурной динамики в философии и науке происходит в Новое время. Основные представители: Мари-Жан-Антуан-Николай Кондорсе, Г. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс, Э. Тайлор, Дж. Фрезер. Л. Морган. Хотя, каждый из перечисленных авторов создаёт собственное оригинальное учение, в целом в их трудах высказываются некие общие идеи:

  1. идея однолинейности развития истории и культуры;
  2. идея преемственности;
  3. идея всеобщности;
  4. идея эволюции, прогресса.

Следует отметить, что идея прогресса (его сущность, основные критерии и факторы) формулируется исследователями по-разному. Так, например, Морган и Маркс критериями прогресса в истории культуры, прежде всего, считают те изменения, которые происходят в материальной, экономической и социальной сфере. Напротив, у Гегеля и Фрезера прогресс в истории культуры связывается, прежде всего, со сферой духовной. Вместе с тем, в целом линейно-стадийный подход прогресс в культуре связывает с развитием науки, техники, производства, экономики, социальной сферы

Плюрально-циклическая концепция социкультурной динамики во многом строится на критике линейно-стадийной. Её основные представители: Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. В противовес линейно-стадийному подходу указанными авторами высказываются идеи цикличности и плюральности культурно-исторического процесса.

Идея цикличности заключается в рассмотрении жизни культуры по аналогии с жизнью живого организма, то есть в своём развитии культура проходит определённые стадии – рождение, детство, юность, старость, смерть. Идея плюральности же предполагает понимание человеческой истории некак всеобщего, универсального процесса, но как истории отдельных самобытных, автономных культур или цивилизаций. В связи с этим получает и новую трактовку идея прогресса, который в самом общем виде соотносится с уникальным своеобразием каждой культуры, что находит отражение в её достижениях и деятельности.

К линейной и универсальной схеме истории культуры в определённой степени в ХХ веке возвращается К. Ясперс. В тоже время культурфилософская концепция Ясперса основывается на убеждении философа в том, что до определённого момента история человечества не была единой. Переломным моментом, по мнению Ясперса, становится, так называемое «осевое время». В это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур.

Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе».

Универсалистский подход во взглядах на культурно-исторический процесс в ХХ веке развивает Ф. Фукуяма. Для него история представляет собой единый, логически последовательный, эволюционный процесс, рассматриваемый с учетом опыта культур всех времен и народов. Фукуяма полагает, что падение коммунистического мира и окончание «холодной войны» ведёт к наступлению нового этапа истории, в котором будет господствовать однополюсный гармонический мир.

Против идеи универсальной цивилизации выступает С. Хантингтон. На взгляд Хантингтона, парадигма единого мира, где существует или в ближайшее время возникнет универсальная цивилизация, нереальна. Хантингтон приходит к заключению: мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них (в том числе западной) придется учиться сосуществовать со всеми другими. Таким образом, концептуальный подход Хантингтона строится на идее плюральности культурно-исторического процесса.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое динамика культуры?

2. Дайте определение традиции и новации.

3. Каковы причины появления новаций?

4. Как соотносятся между собой традиция и новация?

5. Назовите основных представителей линейно-стадийного подхода социокультурной динамики.

6. В чем заключается разница во взглядах Г. Гегеля и К. Маркса на сущность культурно-исторического прогресса?

7. Почему О. Шпенглер отрицает идеи преемственности и прогрессивности развития культуры?

8. Почему книга О. Шпенглера называется «Закат Европы»?

9. Что понимает Н.Я. Данилевский под культурно-историческим типом?

10. В чём заключается сущность осевого времени К. Ясперса?

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!