Общее благо брака и семьи



 

10. Супружеское обещание определяет, а одновременно и устанавливает то, что является общим благом брака и семьи. «Беру тебя (…) в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей»[22]. Брак – особое единение личностей. Семья на основе этого единения должна стать общиной личностей. Новобрачные принимают на себя эту задачу «перед лицом Бога и Церкви», о чем напоминает им священник в момент принесения супружеских обетов[23]. Свидетелями этой сакраментальной клятвы становятся все присутствующие, а в какой-то степени – вся Церковь и общество, в котором образовалась конкретная семья.

Слова супружеской клятвы определяют то, что составляет общее благо, сначала супругов, потом семьи. Общим благом супругов является любовь, верность, супружеское уважение и неразрывность их союза «до конца жизни». Это общее благо является одновременно и благом каждого в отдельности. И оно, в свою очередь, должно стать благом их детей. Суть общего блага в том, что, связывая между собой отдельных людей, оно является истинным благом для каждого. Если Церковь, как и государство, в вышеприведенных словах принимает супружескую клятву, то делает это, исходя из принципа, что именно это записано «у них в сердцах» (Рим 2, 15). Они сами дают друг другу клятву, подтверждая истинность своих обетов перед Богом. Они сами, будучи крещеными, являются служителями таинства Брака в Церкви. Апостол Павел учит, что их взаимная клятва является великой тайной (Еф 5, 32).

Слова супружеской клятвы определяют не только то, что составляет общее благо супругов, но одновременно указывают и на то, что должно стать общим благом будущей семьи. Чтобы подчеркнуть это, Церковь спрашивает вступающих в брак, готовы ли они принять и по-христиански воспитать детей, которыми их одарит Бог. Этот вопрос имеет прямое отношение к общему благу будущей семьи. Здесь имеется в виду генеалогия личностей, которая вписана в саму конституцию брака и семьи. Дополнительный вопрос о потомстве и воспитании тесно связан с клятвой любви, верности и супружеского уважения, а также с неразрывностью их союза. Принятие и воспитание потомства – две из нескольких основных целей семьи – обусловлены исполнением этой клятвы. Родительство – задача по природе своей духовная, а не только физическая. Оно непосредственно относится к генеалогии личностей, имеющей извечное начало в Боге, и призвано вести к Богу.

Год Семьи, то есть год особой молитвы семей, должен по-новому глубоко донести все это до каждой человеческой семьи. Как богато Священное Писание, которое может стать основой для такой молитвы! Надо, чтобы к словам Писания во всех случаях присоединялась личная память супругов-родителей, а также их детей и детей их детей. Посредством генеалогии личностей единение супругов становится единением поколений. Сакраментальное единство двоих, подтвержденное клятвой перед лицом Бога, закрепляется в этих поколениях. Продолжается в них. Надо, чтобы оно чаще становилось единством молитвы. Но чтобы единство это могло проявить себя, в частности, в Год Семьи, молитва должна войти в обычай, укорененный в повседневной жизни каждой семьи. Молитва – это благодарение, прославление Бога, раскаяние и, наконец, прошение, моление. Вне всяких сомнений, семье всегда есть, что сказать Богу в каждой из этих форм молитвы. Ей также есть, что сказать людям, прежде всего тем, кто связан конкретными семейными узами.

«Что есть человек, что ты помнишь его?» - задается вопросом Псалмопевец (Пс 8, 5). Молитва - то место, в котором самым простым образом объявляет себя творческая и отцовская память Бога о человеке. Не только и не столько память человека о Боге, но, прежде всего, – память Бога. Благодаря этому молитва семейной общины может стать местом общей и взаимной памяти: ведь семья – это община поколений. В молитве необходимо помнить обо всех – и о тех, кто жив, и о тех, кого уже с нами нет, а также о тех, кто должен родиться. Надо, чтобы каждый в семье был «омолен» по мере блага, каким он является, по мере блага, каким для него является семья и он – для семьи. В молитве полнее всего подтверждается это благо, подтверждается и как общее благо семьи. Молитва – это еще и то, что постоянно и заново дает этому благу начало. В молитве семья обнаруживает себя как первое «мы», в котором каждый есть «я» и «ты». Каждый является друг для друга: мужем или женой, отцом или матерью, сыном или дочерью, братом или сестрой, дедом или внуком.

Таковы ли те семьи, к которым я обращаюсь в этом Послании? Безусловно, таких много. Однако, время, в которое мы живем, выявляет тенденцию к сокращению семьи до двух поколений. Отчасти так происходит в силу возникающих жилищных проблем, прежде всего в больших городах. Не редко, однако, причина кроется в убеждении, что если под одной крышей живет более двух поколений, то это мешает интимности и создает житейские трудности. Но это наиболее слабый пункт: в наших семьях явно не хватает людей. Не с кем вместе создавать общее благо, и не с кем это благо разделить. А ведь благо остается благом лишь тогда, когда его создают вместе и разделяют с другими. «К природе блага относится свойство быть распространяемым» («bonum est diffusivum sui»)[24]. Чем более благо общее, тем оно и более собственное: мое – твое – наше. Такова внутренняя логика бытия в благе, бытия в истине и любви, к которой призван человек. В соответствии с этой логикой его жизнь становится в полном смысле «искренней самоотдачей».

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!