Семья есть путь Церкви



Иоанн Павел II

 

ПОСЛАНИЕ СЕМЬЯМ

(GRATISSIMAM SANE)

Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II

По случаю Года Семьи 1994

 

(перевод с польского Елены Твердисловой)

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Дорогие Семьи,

 

1. Отмечаемый Церковью Год Семьи предоставляет мне благоприятную возможность постучаться в двери ваших домов, ибо я жажду встретиться со всеми вами и передать вам особый привет. Делаю это посредством данного Послания и обращаюсь к словам, которые были сказаны мною в энциклике «Redemptor hominis» (1979) в мои первые дни служения Петра. Я написал тогда: «Человек есть путь Церкви»[1].

Под этой фразой прежде всего подразумеваются разные пути, которыми ступает человек, но в то же время в ней отражается и то, как Церковь старается идти вместе с человеком этими разными путями его земного существования. Церковь стремится делить с человеком радости и надежды, труды и страдания[2] его земного паломничества, сохраняя глубокое убеждение, что на этот путь ее вывел Сам Христос, что это Он вручил Церкви человека и тем самым определил для нее «путь» призвания и служения.

 

Семья есть путь Церкви

 

2. Среди множества путей семья - путь первый и во многих отношениях самый важный. Это повсеместно распространенный путь, но в то же время он остается особенным, единственным и неповторимым, как неповторим каждый человек. Семья – путь, с которого человек не может свернуть. Ведь так естественно, что каждый из нас появляется на свет в семье, а значит, можно сказать, именно семье каждый из нас обязан самим фактом своего существования как человек. И если это появление человека на свет, а также его вхождение в мир происходит вне семьи, то это всегда невыразимо тревожное и болезненное отклонение от нормы, которое накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека. А потому Церковь своей материнской заботой объемлет всех, кто оказался в подобной ситуации, ибо хорошо знает, что семья выполняет основополагающую функцию. Кроме того, Церковь знает, что человек покидает семью, чтобы свое жизненное призвание осуществить уже в новой семье. Но даже если он избирает одиночество, то семья всё равно продолжает оставаться его экзистенциальным горизонтом как основная община, на которую опирается вся его социальная жизнь в разных измерениях, вплоть до самых широких. Разве мы не говорим о «семье народов», имея в виду всех живущих на свете людей?

Семья берет свое начало в любви, которой Творец объемлет сотворенный мир, что проявилось уже «в начале», в Книге Бытия (Быт 1, 1), и что в словах Христа в Евангелии нашло наивысшее подтверждение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16). Единородный сын, Единосущный Отцу, «Бог от Бога и Свет от света», вошел в историю человечества через семью: «Ибо Он, Сын Божий, через Свое воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком. Человеческими Своими руками Он трудился (…), человеческим сердцем любил, Рожденный от Девы Марии, Он поистине стал одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха»[3]. Поэтому, если Христос «полностью являет человека самому человеку»[4], то Он делает это прежде всего в семье и посредством семьи, в которой пожелал родиться и вырасти. Известно, что Искупитель значительную часть Своей жизни оставался в Назаретском сокрытии, находясь «в повиновении» (Лк 2, 51), как «Сын Человеческий», Своей Матери Деве Марии и Иосифу-плотнику. Разве это сыновнее «повиновение» не является уже первым признаком того послушания Отцу «даже до смерти» (Флп 2, 8), посредством которого Он искупил мир?

Таким образом, Божия тайна Воплощенного Слова остается тесно связанной с человеческой семьей. Но не только с той единственной, из Назарета, а некоторым образом с каждой семьей, и как говорит об этом II Ватиканский Собор, Сын Божий посредством Своего воплощения «некоторым образом соединился с каждым человеком»[5]. Церковь, следуя за Христом, который «пришел» в мир, «чтобы послужить» (Мф 20, 28), считает служение семье одной из своих важнейших задач – и в этом смысле как человек, так и семья есть «путь Церкви».

 

Год Семьи

 

3. Именно поэтому Церковь рада приветствовать инициативу Международного Года Семьи 1994, предпринятую Организацией Объединенных Наций. Инициатива эта свидетельствует о том, насколько важной и основополагающей является проблема семьи для всех сообществ и государств, входящих в ООН. И если Церковь стремится принять участие в этой инициативе, то потому, что сама она была послана Христом «всем народам» (Мф 28, 19). Впрочем, не впервые Церковь поддерживает международные инициативы ООН. Достаточно вспомнить, например, Международный Год молодежи 1985 г. Так замысел, нашедший выражение в Пастырской конституции «Gaudium et spes», замысел, столь дорогой Папе Иоанну XXIII, получает свое подлинное осуществление: Церковь присутствует в современном мире.

Вот почему в день торжества Святого Семейства 1993 г. во всей Церковной общине начался «Год Семьи» как один из значительных этапов подготовки к Великому юбилею 2000 г., который обозначает конец второго и начало третьего тысячелетия от Рождества Христова. Год Семьи обращает наши мысли и сердца к Назарету, где состоялось его официальное открытие 26 декабря прошлого года во время Евхаристической Жертвы, совершенной папским легатом.

Очень важно в течение всего этого года приобщаться к свидетельству любви и заботы Церкви о человеческой семье. Любви и заботы, выраженной знаменательным образом уже на заре христианства, когда семья была названа «домашней Церковью». Сегодня мы часто возвращаемся к выражению «домашняя Церковь», принятому Собором[6], ибо желаем, чтобы то, что в нем заключено, никогда не «устаревало». Это желание никак не умаляет сознания того, что современные семьи находятся в совершенно разных условиях. Именно поэтому столь примечательным представляется название главы «О поддержании достоинства брака и семьи»[7], которое использовал Собор в Пастырской конституции «Gaudium et spes» для того, чтобы показать задачи Церкви в этой обширной сфере. Очередным важным событием в этой сфере - уже после Собора - стало постсинодальное апостольское обращение «Familiaris consortio» (1981). В тексте обращения нашел отражение обширный и разнообразный опыт семьи, который для стольких стран и народов всех континентов по-прежнему остается «путем Церкви», в особенности там, где семья переживает внутренние кризисы, подпадает под тлетворные влияния – культурное, общественное, экономическое, - не только ослабляющие ее сплоченность, но и препятствующие ее возникновению.

 

Молитва

 

4. Настоящее Послание направлено к семье не «in abstracto», а к конкретным семьям на всем земном шаре, проживающим на всех географических долготах и широтах, в окружении всего многообразия культур и их исторического наследия. Именно любовь, какой Бог «возлюбил мир» (Ин 3, 16), та любовь, которой Христос «до конца возлюбил» (Ин 13, 1) каждого из людей и всех вместе, позволяет с такой открытостью обратиться к каждой семье, представляющей собой «ячейку» в великой всеобщей «семье народов». Бог, Создатель вселенной, а также Воплощенное Слово, Искупитель человечества, – вот источник открытости всем людям как братьям и сестрам, и это побуждает нас охватить их всех молитвой, начинающейся словами «Отче наш…».

Молитва всегда способствует тому, чтобы Сын Божий был посреди нас: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20). Так пусть же это «Послание семьям» станет приглашением Христу прийти в каждую человеческую семью, а через нее – и в великую семью народов; чтобы нам вместе с Ним произнести в истине: «Отче наш!». Надо, чтобы в Год Семьи молитва стала доминантой в Церкви: молитва семьи, молитва за семью и молитва вместе с семьями.

Знаменательно, что именно в молитве и через молитву человек открывает для себя самым простым и одновременно самым глубинным образом свойственную ему субъектность: человеческое «я» подтверждает себя как субъект легче всего тогда, когда оно обращено к Божественному «Ты». Это относится и к семье. Она не только является основной «ячейкой» общества, но и обладает присущей ей субъектностью. И эта субъектность семьи точно так же находит свое первое и главное подтверждение, и в то же время укрепляется, участвуя в общем взывании «Отче наш». Молитва служит утверждению духовного единства семьи и способствует тому, чтобы семья стала сильна Богом. В Литургии таинства брака священник молится словами: «Услышь, Господи, наши смиренные моления и ниспошли жениху и невесте (…) Свою благодать, чтобы они, сочетаясь браком у Твоего алтаря, укрепились во взаимной любви»[8]. Надо, чтобы из этого «укрепления во взаимной любви» проистекала внутренняя сила человеческих семей – сила, соединяющая их в любви и истине.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!