Всеобъемлющая подготовка для жизни в единстве



59. Раскрытие и осуществление собственных призвания и миссии требуют от верующих-мирян воспитания и подготовки в том единстве, которым ознаменовано само их бытие как членов Церкви, а также граждан человеческого общества.

В их бытии не могут существовать две параллельные жизни: с одной стороны, так называемая “духовная” жизнь со своими ценностями и потребностями, а с другой — так называемая “мирская” жизнь, вмещающая в себя семью, работу, общественные связи, политические и культурные обязательства. Ветвь, укорененная в лозе, которая есть Христос, приносит свои плоды в каждой области деятельности и бытия. Конечно, все различные области мирской жизни входят в замысел Бога, Который желает, чтобы они были “историческим местом” раскрытия и осуществления любви Иисуса Христа во славу Отца и для служения братьям. Каждый вид деятельности, каждая ситуация, каждая конкретная форма обязательств, как, например, профессиональная компетентность и солидарность в работе, любовь и преданность в семье и воспитание детей, социальное и политическое служение, защита истины в области культуры, — все это есть дарованные Провидением возможности для “непрестанного совершенствования веры, надежды и любви”[211].

К этому единству жизни Второй Ватиканский Собор призывает всех верующих-мирян, решительно обличая тяжесть разрыва между верой и жизнью, между Евангелием и культурой: “Собор увещевает христиан, граждан обоих градов, чтобы они, водимые Духом Евангелия, старались верно исполнять свои обязанности на земле. Отклоняются от истины те, кто, зная, что мы не имеем здесь постоянного града, но взыскуем будущего, думают, что по этой причине они могут пренебрегать своими обязанностями на земле, забывая, что они уже самой верою еще более обязаны их исполнять, согласно призванию, к которому призван каждый [...]. Этот разрыв, проявляющийся у многих, между исповедуемой ими верою и повседневной жизнью следует считать одним из самых больших заблуждений нашего времени”[212]. Поэтому я утверждал, что вера, которая не становится культурой, “не является верой полностью принятой, целиком продуманной и проживаемой в должной верности”[213].

Аспекты подготовки

60. В сферу этого синтеза жизни входят многообразные и взаимосвязанные аспекты всеобъемлющей подготовки верующих-мирян.

Нет сомнений в том, что духовная подготовкадолжна занимать особое место в жизни каждого человека, призванного непрестанно возрастать в сокровенном единении с Иисусом Христом, в верности воле Отца, в преданности братьям в любви и справедливости. Собор говорит: “Эта жизнь сокровенного единения со Христом питается в Церкви духовными средствами, общими для всех верующих, прежде всего через действенное участие в Божественной Литургии; миряне должны прибегать к этим средствам так, чтобы, исполняя как надлежит в обычных условиях жизни свои обязанности в этом мире, не утратить своей жизни со Христом, но все более возрастать в ней, совершая свой труд по воле Божией”[214].

Сегодня все более насущной становится доктринальная подготовка верующих-мирян, не только с точки зрения естественного процесса углубления их веры, но также с целью “дать обоснование надежде”, которая существует в них перед лицом мира и его серьезных и сложных проблем. Это делает абсолютно необходимой систематическую катехизацию, приспособленную к возрасту и различным жизненным ситуациям, и более решительную христианскую поддержку культуры как ответ на извечные вопросы, волнующие человека и сегодняшнее общество.

Совершенно необходимым, прежде всего для верующих-мирян, различным образом вовлеченных в социальную и политическую сферы деятельности, является более точноезнание социального учения Церкви, как это многократно подчеркивали в своих выступлениях Отцы Синода. Говоря об участии верующих-мирян в политической жизни, они выразились так: “Для того чтобы миряне могли активно осуществить эту важную цель в политике (т.е. цель, состоящую в признании и уважении человеческих и христианских ценностей), недостаточно призывов, но необходимо дать им должную подготовку социального сознания, особенно в области социального учения Церкви, которое содержит принципы размышления, критерии суждений и практические указания (ср. Конгрегация вероучения, Инструкция о христианской свободе и освобождении, 72). Такое учение должно уже войти в общие катехетические инструкции, в специализированную подготовку и в школьные и университетские программы. Вместе с тем это социальное учение Церкви динамично, то есть адаптируемо к обстоятельствам времени и места. Пастыри обладают правом и обязанностью также предлагать нравственные принципы в отношении социального устройства. Все христиане должны посвящать себя защите прав человека; тем не менее, только миряне могут активно участвовать в деятельности политических партий”[215].

И, наконец, в контексте всецелой и единой подготовки верующих-мирян особенно значимым для их миссионерской и апостольской деятельности является развитие ими человеческих ценностей в самих себе. Именно в этом отношении Собор говорит: “[Миряне] относятся также с большим уважением к профессиональному умению, к семейному и гражданскому чувству, к добродетелям, касающимся общественной жизни, как то: честность, дух справедливости, искренность, человечность, мужество, — без которых нет подлинной христианской жизни”[216].

В созревании органичного синтеза своей жизни, который вместе с тем является выражением единства их бытия с условиями действенного исполнения присущей им миссии, верующие-миряне должны быть внутренне ведомы и поддерживаемы Святым Духом, который есть Дух единства и полноты жизни.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!