VII Мне это не интересно



Задание 2

Коды проверяемых компетенций: ПК 2.7, ОК 4.

Инструкция:

Проанализировать предложенное содержание педагогической ситуации, ответить на все поставленные вопросы.

Время выполнения задания – 15 минут.

Текст заданий.

 

Ознакомьтесь с содержанием предложенной ситуации и проанализируйте ее по схеме.

Вопросы для анализа педагогической ситуации:

- В чем заключается причина конфликта?

-

Критерии оценивания заданий:

Отметка «5» ставится, если студент:

1. Освоил теоретический материал и осознанно использует теоретические знания при анализе организации педагогического процесса, анализирует среду, в которой происходит действие;

2. Грамотно анализирует выбранный вид и форму организации труда детей, отбор содержания, моделирование структуры трудовой деятельности, теоретически обосновывает свои суждения;

3. Обнаруживает грамотность в анализе применяемых методов и средств педагогического руководства трудом детей, аргументируя свои высказывания;

4. Выделяет положительные моменты и недостатки в организации и методике проведения труда детей;

5. Обстоятельно делает выводы.

6. Конкретно формулирует предложения по организации и методике проведения трудовой деятельности детей;

7. Строит ответ последовательно и безупречно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если студент:

1.Показывает знание теоретического материала, но не использует теоретические знания в достаточной мере при анализе организации педагогического процесса;

2. Испытывает трудности в анализе вида и формы организации труда детей, содержания, структуры трудовой деятельности, теоретически не обосновывает свои суждения;

3. Обнаруживает недостаточную грамотность в анализе применяемых методов и средств педагогического руководства трудом детей, не аргументирует свои высказывания;

4. Затрудняется в определении положительных моментов и недостатков в организации и методике проведения труда детей;

5. Недостаточно обстоятельно делает выводы;

6. Отсутствует конкретность предложений по организации и методике проведения трудовой деятельности детей;

7. Допускает отдельные погрешности в речевом оформлении ответа.

Отметка «3» ставится, если студент:

1.Делает слабый анализ организации педагогического процесса;

2. Отсутствует теоретическое обоснование своих суждений

3. С большим трудом устанавливает положительные моменты и недостатки в организации и методике проведения труда детей;

4. При оформлении ответа допускает речевые и грамматические ошибки.

Отметка «2» ставится, если студент:

1. Не справляется с анализом организации педагогического процесса, опираясь на знание теоретического материала;

2. Не видит удач и недостатков в сложившейся ситуации;

3. Не делает выводов с последующей формулировкой конкретных предложений по организации и методике проведения трудовой деятельности детей;

4. Излагает материал беспорядочно и неуверенно.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

I. «Ваше — наше»

Отец и сын смотрят по телевизору развлекательную пере; Показывают современные рок-группы. Отец искренне него; видя на экране лохматых юнцов и полуобнаженных девиц.

- Кто выпускает на сцену этих безголосых лоботрясов? Шли лучше работать на производство, а то поразвели лодырей - не вкалывать, а их еще и показывают!

Сын, увлеченный передачей, возражает:

- Пап, ты ничего не понимаешь в современной музыке - к: можешь так говорить?

- А я и не хочу слышать такую музыку! - горячится отец как же не слушать, если они со всех сторон орут, хоть не включай ни радио, ни телевизор! - ожесточаясь от сопротивления отстаивает свое мнение отец.

- А ты не смотри и не слушай, а мне нравится.

Тебе нравится потому, что ты такой же лоботряс, ка! Тебе надо об уроках думать, а не о глупостях. Выключай теле и марш заниматься!

- Не выключу, потому что хочу досмотреть, а уроки с потом.

Психолого-педагогический анализ

В ходе обсуждения данной ситуации были высказаны мнения студентов, которые были систематизированы в соответствии с логикой АСИРПЗ.

1. Диагностика. Причины конфликта:

С позиции отца:

- Плохое настроение, усталость, раздражение, хочется т и покоя. Ему кажется, что сын делает назло.

- Его раздражает современная мода на одежду, ш поведения, на музыку, когда, по его мнению, утрачиваются образцы культуры поведения.

- Его беспокоит уход современной молодежи в «музыкальный дурман», некритическое отношение к эрзац-культуре. художественный вкус.

С позиции сына:

- Ему надоело, что отец постоянно вмешивается в его дела, и поэтому сейчас он хочет настоять на своем просто назло.

Музыка ему действительно нравится. Он считает, что вкусы родителей устарели - сейчас другое время, другие ритмы, другие нравы.

- В его компании все ребята знают наизусть известные рок- группы, поэтому сыну важно не быть «белой вороной».

В данном конфликте условно подразумеваются три уровня включенности в ситуацию: уровень эгоцентрический (защита «Я»); уровень соответствия «роли», определенному принятому стандарту; диалогический уровень — уровень перспективного развития личности.

2. Постановка цели.

С позиции отца:

- выключить телевизор, установить тишину7;

добиться от сына признания, что музыка действительно плохая;

- убедить сына, что эта музыка проигрывает в сравнении с образцами истинной музыкальной культуры.

С позиции сына:

- добиться, чтобы отец не мешал слушать;

- установить победу в споре, доминировать над отцом;

- добиться, чтобы отец признал за ним право на собственное мнение.

3. Анализ мотивов.

С позиции отца:

- он считает, что устал, а на самом деле за этим стоит желание показать сыну свою более высокую компетентность, подтверждение своей значимости;

- он заботится о развитии вкусов сына, а на самом деле ему хочется прекратить действие неприятного раздражителя, вызывающего у него отрицательные эмоции;

- он хочет откорректировать художественный вкус сына, фактически же он не считает сына способным верно самостоятельность, удерживает в позиции «Ребенка».

С позиции сына:

- он считает себя компетентным в среде сверстников, может поговорить о музыкальных новинках, но на самом деле этим прикрывает свое нежелание учиться;

- на самом деле ему эта музыка не нравится, но он вынужден ее слушать, чтобы не быть «белой вороной»;

- рок-музыка - это лишь повод для выяснения отношений соперничества с отцом.

4. Характеристика межсубъектных отношений.

Инициатор конфликта — отец, он может занимать «жесткую» и

«мягкую» позиции, так же, как и сын, который может смириться или обострить ситуацию.

5. Средства взаимодействия.

С позиции отца:

- обесценивание или игнорирование идеалов сына средствами жесткого давления - приказ, команда, сарказм, издевка);

- развенчание идеалов средствами противопоставления взглядов (убеждение, ирония, беседа, демонстрация неприязни);

- возможность педагогического сопровождения и оказание помощи в ситуации выбора на основе диалога ценностных позиций, в опоре на значимые образцы рок-музыки.

С позиции сына:

- эмоциональная реакция (демонстрация агрессии, истерический крик);

- рациональная реакция (показ недовольства словом, мимикой, тоном);

- попытка перевести отца на позицию единомышленника (убеждение, показ, разъяснение).

6. Прогностика. Результат взаимодействия.

С позиции отца положительный результат взаимодействия наблюдается, если:

- сын выключит телевизор и больше не выразит недовольства;

- сын перестанет спорить и молча продолжит смотреть телевизор;

- сын выразит солидарность с отцом.

возможен, если:

- отец уходит или замолкает, телевизор работает;

- отец перестает вмешиваться в его проблемы;

- отец становится единомышленником.

7. Коррекция в ситуации. Повышение уровня рефлексии, усиление самоконтроля за своим поведением в ситуации, адекватная оценка межличностного взаимодействия «Я» - «Другой», усиление прогностических действий. Диалог как цель взаимодействия и порождающие его основания (мотивы, образцы, признание субъектности «Другого») сопровождается диалогическим уровнем реализации своего «Я» (выбором средств, расширяющих диапазон ожидаемого результата, повышающих заинтересованность всех участников ситуации).

Социально-культурологический анализ ситуации «Ваше - наше».

1. Основное противоречие, выраженное в данной ситуации, имеет и социально-культурологическое измерение. Эта проблема может быть обозначена как сосуществование двух «конфликтующих подсистем» семиосферы: языка искусства и массовой культуры. Г.В. Иванченко обозначает этот конфликт как противоречие дискурсов: парадоксального и эндоксального. К эндоксальному дискурсу она относит язык поп-музыки и коммерческого рока. Признавая несимметричность дискурсов, автор отмечает большую закрытость языка парадоксального дискурса для непосвященных, в то время как «докса» вездесуща. Личность осознает противоречия между эндоксальной и парадоксальной семантикой и символикой и ей необходимо сделать выбор - сформировать свое звуковое окружение, на которое оказывает влияние сильная мотивация. В противном случае вступают в действие механизмы отторжения и отвержения. Наличие или отсутствие усилий для восприятия того или иного музыкального произведения и является, по мнению автора, эвристическим основанием различения дискурсов.

2. Анализируя данную ситуацию, необходимо отметить и психофизиологические механизмы негативного воздействия рок- музыки, которую отмечают ученые: подкорковые эволюционно-древние эмоциогенные структуры головного мозга (лимбическую систему) с параллельным подавлением эволюционно-молодых структур, ответственных за самосознание и производящих регуляцию поведения;

- особая эмоционально напряженная окраска голоса солистов, обычно несущая слушателю информацию гневно-агрессивного характера;

- особая предельно однообразная звуковая структура, практически лишенная разнообразных информационных контуров;

- особый спектр звука, выходящий далеко за пределы звукового диапазона в области инфра- и ультразвуков;

- увеличенная (до 120дБ) громкость звука, способствующая подавлению, прежде всего, интеллектуальной деятельности вследствие иррадиации возбуждения со слуховых на двигательные центры;

- специфика вербального смыслового содержания, использование приема обратной маскировки back masking для воздействия на подсознание и внушения нигилистических идей [2, 234-243].

3.

 
При анализе данной ситуации внимание студентов обращается и на различия в восприятии «серьезной» и «легкой» музыки. Сравнивая характер сложности музыкального языка, роль выразительных средств, характер формообразования, специфику воплощения художественного образа, характер и направленность музыкального восприятия и ряд других параметров, студенты заполняют данную таблицу.

серьезная музыка Легкая музыка
Высокая сложность Низкая сложность
Наиболее существенная роль среди выразительных средств принадлежит мелодии и гармонии Наиболее существенную роль среди выразительных моментов играет ритм
Наибольшее значение имеют крупные формы Преобладают мелкие формы
Художественный образ, как правило, динамичен Художественный образ преимущественно статичен
Восприятие носит сосредоточенный и углубленный характер Восприятие часто бывает рассеянно-поверхностным
Направленность переживания - Направленность переживания -
Разрядка музыкального переживания осуществляется в образах фантазии и представлений Разрядка переживания может осуществляться в активном движении
Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель «поднялся» до его уровня Музыкальное произведение как бы «нисходит» к потенциальным возможностям слушателя
Музыка отделена от повседневной жизни, не создается для организации ее фона, но является самоцелью для решения эстетических задач Музыка неотделима от повседневной жизни, которой она нередко служит фоном для решения внеэстетических задач
Музыка приобщается слушателя к вечным идеалам всего человечества по принципу «везде и всегда» Музыка приобщает индивида к жизни в непосредственном социальном окружении по принципу «здесь и сейчас»
Наибольшую ценность представляют в глазах слушателей старые произведения Наибольшую ценность представляют в глазах слушателей новые произведения  
Выразительные средства стремятся к оригинальности и самобытности Выразительные средства имеют тенденцию к унификации  
Популярность музыки во многом обусловлена личностью композитора Популярность музыки обеспечивается личностью исполнителя  
Самосознание личности концентрируется в индивидуальном переживании слушателя Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании  
       

 

II. «Кто правит бал»

Девочку наряжали особенно тщательно. Элегантное платье, красивые туфельки, блестящая цепочка в волосах. А когда на голову накинули белоснежную фату, девчушка от восторга захлопала в ладоши.

Воспитательница третьего отряда пионерского лагеря «Орленок» готовила сюрприз. Вечером начинался смотр-конкурс эстрадной песни. Ее ребята решили исполнить популярную песенку Аллы Пугачевой «Все могут короли».

Подошло время, и на сцену вышел третий отряд. Девочку в белой фате (воспитательница накинула ее на лицо) поставила впереди. Когда дети запели о глупом короле, которому досталась безобразная невеста, педагог неожиданно сдернула с девчушки фату. Зал расхохотался. Сюрприз состоял в том, что невестой обрядили дурнушку.

Сначала девочка засмеялась вместе со всеми. А когда поняла, что хохочут над ней, заплакала и убежала со сцены.

Побывав в этом лагере, я спросил у его начальницы, как могло случиться подобное.

- А что, собственно, случилось? - удивилась она. - Мы проводили смотр-конкурс, и естественно, каждый отряд волен выбирать свой номер, придумать свое решение. Подумав пару минут, начальница, посмотрев на меня, спросила:

- Вы что же, против эстетического воспитания? Во всех методических разработках ему отводится немалое место. И мы этот день целиком посвятили эстетическому воспитанию.

III. «Обряд»

Марина говорила об обряде прощания невесты с родительским домом. Она выписала из книг о народных обрядах причитывания невесты. Вышла к столу, волнуясь, развернула тетрадку.

- Перед тем как свадебный поезд повезет невесту на венчание в церковь, а оттуда она поедет в дом жениха, невеста прощается с родительским домом. Она обвывает дом, каждую ее часть в отдельности: горницу, где была ее зыбка - колыбель, крыльцо, на которое столько раз ступали ее ноги, родной порог, двор...

- Чего она делает? - перебили Марину.

- Обвывает. Вот пример: «Ты за что, родимый батюшка, отдаешь меня в чужедальную сторонушку...» или «Половицы вы мои, тесаные! Отходили по вам мои ноженьки...»

Но дальше Марину никто не слушал.

- У нее что, умер кто, что ли? - сквозь смех кричали с места.

- Нет.

- Она замуж идет?

- Да-

- Так чего она воет? Радовалась бы!

- Марин, еще повой! - кричали другие.

Так и довели бедную девчонку до слез.

Мои же попытки объяснить обряд прощания были тщетны. Как я ни надрывался, говоря, что замужество и женитьба полностью меняют весь образ жизни, что брак есть не только радость, но и громадная ответственность друг за друга, что между положением дочери и жены - огромная пропасть, тщетно! Жаль, что этот урок был не последним в этот день, ребята торопились на физику, оставив нас с плачущей Мариной.

IV Метла

Обратимся к фрагменту урока музыки в первом классе. Обычно после разучивания и исполнения белорусской народной песни «Перепелочка» ребята вспоминают старенькую бабушку, которой хочется помочь и которую хочется пожалеть. Но однажды девочка сказала, что перепелка напоминает ей метлу. Да, именно метлу. В классе все засмеялись, а она тихо продолжала: «Неужели вы не понимаете, что метла ведь березкой была, росла, радовалась, ее сорвали, связали и каждый день об асфальт...» И она расплакалась. В классе стало очень тихо. Стояла такая тишина, из которой рождаются незримые нити, связывающие учителя, учеников и музыку. И для того, чтобы эти нити окрепли еще больше, я рискнула дать ребятам послушать духовную музыку - изумительный напев ГЬохтинского монастыря «Свягый боже», в котором только три фразы: «Свягый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». И в этом «помилуй нас» было все: и старенькая перепелочка, и бабушка, и метла, и слезы, и тишина...

V. «А в Америке жить лучше?»

За окном в невесомом хороводе кружились снежинки. Плавно опускаясь, они заглядывали в окна школы на прилежных третьеклассников, внимательно слушавших свою учительницу...

Ольга Васильевна вела урок музыки в 3 «Г». Сегодня она решила познакомить своих малышей с музыкой разных народов мира. Вот сейчас непоседы с горящими глазами слушали зажигательную мелодию в стиле кантри.

- Ну как? Понравилось? - весело спросила Ольга Васильевна.

- Еще бы! Здорово! Здорово! - понеслось с разных сторон.

- А что вы можете сказать об этой музыке?

Руку поднял вихрастый мальчишка с третьего ряда.

- Н у, пожалуйста, Игорь, - попросила Ольга Васильевна.

- Это - музыка ковбойская. Ее ковбои в Америке играют, - со знанием дела ответил он.

Класс оживился, ребята беспокойно заерзали на своих местах.

- Ковбойская... в Америке... американцы, - послышалось со всех сторон.

Внимание учителя привлекли двое мальчишек, оживленно о чем- то споривших.

- Что такое? - спросила Ольга Васильевна, подходя к ним поближе.

Один из них поднялся со своего места и на одном дыхании выпалил:

- Ольга Васильевна, а правда, что в Америке жить лучше, чем у нас?

Класс замер. Все уставились на учительницу в ожидании ответа.

VI На уроке... А дома?

В шестом «А» шел внеклассный час. Елена Сергеевна, их любимый преподаватель литературы, говорила ребятам о фортепьянной музыке. Какие она находила слова: «Музыка - это поэзия, выраженная звуками», а как интересно рассказывала учительница о челесте, музыкальном инструменте, впервые использованном Г1. И. Чайковским для сопровождения танца феи Драже из балета «Щелкунчик».

Самую удивительную историю приберегла Елена Сергеевна на конец. Она достала из портфеля небольшую книжку, посмотрела на ребят:

- Хотите, я вам прочитаю рассказ Глеба Успенского «Выпрямила»?

- Хотим, хотим, - дружно закричали старшеклассники.

...Жизнь надломила, согнула провинциального учителя

Тяпушкина. Он ни во что не верит, ничему не радуется. Но вот происходит встреча, которая «выпрямляет» этого человека. Что же это за встреча? С кем? Оказывается, героя Успенского поразила статуя Венеры Милосской. Красота этой мраморной женщины наполнила учителя свежестью и светом...

Из школы шестиклассник Кирилл пришел радостный, возбужденный. Как много, оказывается, вокруг прекрасного и удивительного! Трудно передать словами все то, что происходило в душе мальчика. Быть может, в этот день он впервые понял, что есть на свете и другие измерения, кроме пространства и времени. Или задумался о глубинах человеческой души, о великой и вечной тайне красоты.

Весь день мальчишка находился в приподнятом настроении, в ожидании пусть маленького, но чуда. И оно пришло, когда он включил телевизор. Улыбающийся диктор произнес:

- А сейчас мы начинаем прямую трансляцию из Большого театра балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

- Папа, папа, - закричал Кирилл, - иди скорей сюда! Сейчас будет играть челеста и танцевать фея Драже!

Папа встал с дивана, глянул на экран, зевнул и переключил программу.

VII Мне это не интересно

Мария Николаевна, тоненькая и изящная, в этом году начала преподавать уроки музыки в одной из школ после окончания университета. Страстно любя музыку, она надеялась, что своей увлеченностью она пробудит интерес к классической музыке и у школьников. Она увлекательно рассказывала о композиторах, старалась с детьми анализировать выразительные средства музыки. Наиболее удачными, по ее мнению, были уроки в начальной школе, в вот со старшими не все ладилось. Однажды на уроке в восьмом «Б» с ней произошел такой случай. Ну а сейчас мы с вами будем слушать музыку гениального композитора, музыку, от которой замирает сердце, музыку, которая дышит молодостью и светом. Это «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, - начала учительница.

Мария Николаевна включила проигрыватель. Посмотрев на класс, она увидела, как Иван Сидоров, рослый, немного развязный, не вмещающийся уже в парту юноша, достал плейер и вставил наушники, стал слушать «свою» музыку. Учительница подошла к ученику и вежливо попросила:

- Ваня, выключи, пожалуйста, плейер, сейчас не самое подходящее время, послушаешь на перемене.

Сделав вид, что он не слышит слов учительницы, Ваня продолжал слушать музыку. Тогда Мария Николаевна, рассердившись, вынула наушники и повторила свою просьбу. Ваня нехотя ответил:

- Мне совершенно неинтересно слушать то, что вы предлагаете, - и вставит наушники обратно.

Учительница не знала, как поступить.

VIII Провал

На школьном фестивале творчества 6 класс решил выступить со своим хором. Дело оказалось несложным: «Что особенного? Выйдем все вместе на сцену и споем!»

Когда ведущий объявил выступление хора, ребята гурьбой вывалились на сцену. Засуетились, выстраиваясь, несколько раз менялись местами. Подталкивали друг друга, спорили, кому где встать. Зрители засмеялись. Хористы смутились и, наконец, замерли в нестройных рядах. Зазвучали аккорды музыкального вступления к песне. Последний такт - и начали кто в лес, кто по дрова: кто-то запел громко, кто-то с опозданием на полтакта, а половина лишь только успела открыть рот. Зал захохотал. Пришлось начинать сначала. На этот раз все запели одновременно.

Благополучно (правда, уже без особого воодушевления) пропели два куплета. Приступили к третьему и вдруг, к своему ужасу, обнаружили, что часть хора поет вместо третьего четвертый куплет. Никаких слов вообще разобрать было нельзя.

- Ты что, рехнулся? - толкнула в бок своего соседа девчонка в первом ряду. - Что ты поешь?

- Сама ты... - отпихнулся сосед, продолжая громко петь. Зал разразился гомерическим хохотом, сквозь который уже ничего не было слышно. «Хористы» смешались, не зная, что делать. Кое-кто еще пытался спасти положение, продолжая петь. Крайние ряды потихоньку разбегались за кулисы. Зрители хохотали безудержно.

«Хор» сконфуженно и в беспорядке покидал сцену. Девочки, расплакавшись, убегали из зала. Это был грандиозный провал! Позор неслыханный!


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!