Сведения об авторах 36 страница
Табл. 15
Характеристики деятельности
Характе-ристики | Организация научной деятельности | Организация практической деятельности | Организация художественной деятельности | Организация учебной деятельности | Организация игровой деятельности |
Особенности деятельности | 1. Ограниченность цели научной работы; цель ставится заблаговременно; 2. Преемственность исследований; 3. Строгость понятийно-терминологического аппарата; 4. Обязательность публикации результатов; 5. Плюрализм научных мнений; 6. Коммуникативность научной деятельности (коммуникации в науке); 7. Внедрение результатов в практику. | 1. Уникальность и непредсказуемость, наличие свободы воли; 2. Адаптивность; Способность к целеобразованию, цели продуктивной деятельности формулируются в процессе самой деятельности; 4. Способность противостоять разрушительным тенденциям; самоорганизация, саморазвитие. | 1. Наличие специфических способностей; 2. Синкретизм (интегративность) деятельности; 3. Личностный тип отражения; 4. Свобода выбора цели; 5. Высокая степень риска неудачи. | 1. Направленность на освоение других видов деятельности; 2. Направленность на самого себя, на субъекта; 3. Постоянная инновационность; 4. Ограниченность свободы воли; 5. Влияние возрастной сензитивности; 6. Последовательное освоение способов деятельности, свойственных всем типам организационной культуры; 7. Соответствие образовательным парадигмам того или иного исторического периода. | 1. Свободная деятельность; 2. Выход из рамок реальной жизни; 3. Наличие специфических рамок пространства и времени; 4. Эмоциональное и волевое напряжение; 5. Наличие правил; 6. Обособленность и таинственность; 7. Наличие явления «заигрывания», «плена» игры, азарта; 8. Добровольное объединение людей в ассоциации, команды. |
Принципы деятельности | Принципы научного познания: 1. Принцип детерминизма; 2. Принцип соответствия; 3. Принцип дополнительности. | 1. Принцип иерархичности; 2. Принцип целостности; 3. Принцип коммуникативности; 4. Принцип историчности; 5. Принцип необходимого разнообразия. | 1. Принцип отражения и выражения; 2. Принцип отражения и преображения | 1. Принцип трансляции культуры; 2. Принцип социализации; 3. Принцип последовательности; 4. Принцип самоопределения. | 1. Принцип отражения и преображения; 2. Принцип самовыражения; 3. Принцип развития. |
Условия деятельности | Мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, организационные, финансовые, нормативно-правовые, информационные. | ||||
Нормы: 1) общие; 2) специфи-ческие | Общечеловеческие этические, гигиенические и другие нормы. | ||||
Нормы научной этики | Нормы профессиональной этики | Школьные гигиенические нормы |
|
|
Табл. 16
|
|
Логическая структура деятельности
Структурные компоненты | Организация научной деятельности | Организация практической деятельности | Организация художественной деятельности | Организация учебной деятельности | Организация игровой деятельности | |
Субъект | Исследователь | Специалист- практик | Художник в широком смысле: живописец, артист, архитектор, музыкант и т.д. | Обучающийся | Игрок | |
Объект | Объект исследования, вычленяемый самим исследователем | Целостный трудовой (производственный) процесс | Тема произведения: объектная, культурно-типологическая, субъектная | Объективная реальность и культура | Отсутствует. Деятельность направлена на процесс | |
Предмет | Предмет исследования как идеализированный аспект объекта, как мысленный конструкт, выстраиваемый самим исследователем | Объект и предмет деятельности не различаются, выступают как синонимы | Конкретно-художественная тема произведения как предмет деятельности | Предмет учения как идеализированный в учебных целях аспект объекта, изучаемый в данный конкретный момент | Отсутствует. Деятельность направлена на процесс | |
Результат | Объективно новое научное знание | Достижение новых эффективных результатов трудовой (производственной) деятельности | Новое произведение искусства (новый художественный образ) | Новый субъективный опыт | В большинстве игр отсутствует. В состязательных играх – выигрыш или проигрыш | |
Формы организации деятельности: 1) по числу участников; 2) по организации процесса деятельности; 3) специфические формы | Индивидуальные и коллективные | |||||
1. Организационная культура как всеобщая форма организации деятельности. Современный проектно-технологический тип организационной культуры. 2. Проекты как завершенные циклы деятельности, их фазы, стадии и этапы (см. Табл. 5 и Табл. 10). | ||||||
Научные школы как формы организации коллективной научной деятельности. Институциональные формы организации коллективной научной деятельности: сектора, лаборатории, отделы, кафедры, факультеты, НИИ, ВУЗы и т.д. | Институциональные и неформальные формы организации трудовой (производственной) коллективной деятельности: фирмы, предприятия, корпорации и т.д. | Иерархия классификаций форм: 1. По основанию видов искусств (архитектура, живопись, музыка и т.д.). 2. Жанр: -по основанию тематической близости; - по основанию особенностей композиции; - по основанию эстетических признаков. 3. Элементарные формы. | Классификация форм учебной деятельности по: 1) способу получения образования; 2) количеству образовательных учреждений; 3) системам обучения; 4) механизму декомпозиции содержания образования; 5) основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебными материалами; 6) числу педагогов, проводящих занятие; 7) постоянству или эпизодичности работы педагога с обучающимися; 8) месту проведения занятий; 9) основанию «монолог-диалог»; 10) целевой направленности; 11) видам учебных занятий. | Каждая разновидность игры является особой формой игровой деятельности. | ||
Методы деятельности: 1) теоретические методы-операции; | Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение, фантазия, мечта. | |||||
2) теоретические методы-действия; | Диалектика как всеобщий метод | 1. Методы наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального образного мышления. 2. Художественный метод как универсальная художественная система: метод классицизма, романтизма и т.д. 3. Художественный стиль: как крупный исторический этап развития искусства; как определенная художественная школа; как национальные особенности искусства и литературы; как индивидуальная творческая манера художника. | Диалектика, научные теории в функции метода, анализ систем знаний, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем, построение гипотез. | |||
Анализ систем знаний, теория в функции метода, доказательство, дедуктивный (аксиоматический) метод, индуктивно-дедуктивный метод построения теорий, методы выявления и разрешения противоречий, постановки проблем, построения гипотез, исследовательские подходы | Прогнозирование Специфические методы проектирования систем, их оценки (самооценки), и рефлексии по фазам, стадиям и этапам в Табл. 17. |
|
|
|
|
Табл. 17
Формы организации структуры процесса деятельности
(жизненный цикл проекта как временнáя структура деятельности)
Виды деятельности | Научная | Практическая | Художественная | Учебная | Игровая | |||
Формы организации | Научно-исследовательский проект | Проект | Художественный проект | Образовательная программа | Игра | |||
Фазы | Стадии | Этапы | ||||||
1. Проектирование | 1.1. Концептуальная | 1.1.1. Выявление противоречия | Научное противоречие в практике или в системе научного знания | Противоречия в практике. Определение главного звена проблемной ситуации | Противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются | Проектирование осуществляется преимущественно сторонними людьми: разработчиками содержания образования, авторами учебников, преподавателями и т.д. | Подготовительная фаза | |
1.1.2. Формулирование проблемы | Научная проблема как «знание о незнании» | Проблема как крупная практическая задача | ||||||
1.1.3. Определение проблематики | – | Проблематика как определение последствий разрешения проблемы для окружающей среды, надсистем, подсистем | Создание художественного образа непосредственно ориентировано на восприятие его той или иной категорией людей. Но последнее трудно прогнозируемо | |||||
1.1.4. Определение целей | Определение целей научного исследования. Цель, как правило, детерминирована проблемой и предметом исследования | Определение целей проектируемой системы как антипода проблемы: «без проблемы нет системы» Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно | Цель подвижна, часто трансформируется в процессе создания художественного образа | |||||
1.1.5. Выбор критериев | Критерии достоверности научного знания: 1) общие критерии научности знаний: истинность, интерсубъективность, системность; 2) критерии оценки результатов теоретического исследования: предметность, полнота теории, ее непротиворечивость, интерпретируемость, проверяемость, достоверность; 3) критерии оценки результатов эмпирического исследования определяются (как правило) самим исследователем на основе определенных правил. Используется также метод экспертных оценок. Достоверность результатов подтверждается статистическими критериями | Критерии эффективности проекта чаще всего выступают как «количественные модели качественных целей». Критерии устанавливаются самими участниками, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе | Известная условность критериев оценки художественного образа. Иерархия критериев: 1. художественность; 2. соответствие эстетическому идеалу и эстетическому вкусу; 3. критерии-признаки: типичность, идейность, народность | |||||
1.2. Моделирования | 1.2.1. Построение моделей | Познавательная модель: гипотеза как предположительное научное знание, как модель возможного нового научного знания (системы знаний) | Прагматические модели как рабочие представления будущей системы. Условия дальнейшей реализации моделей: 1) ингерентность (согласованность со средой); 2) простота; 3) адекватность (адекватность цели и критериям). Методы построения моделей: метод сценариев, графические методы, метод дерева целей, деловые игры, метод мозгового штурма и др. | Модель как образ будущей художественной системы, как единство идеального и материального. Условия: 1. Ингерентность 2. Простота. 3. Адекватность. Методы построения моделей: типизации, условности, мысленный эксперимент, метод сжимания пространства и времени | Проектирование осуществляется преимущественно сторонними людьми: разработчиками содержания образования, авторами учебников, преподавателями и т.д. | Процесс подготовки игры (фаза необязательная) | ||
1.2.2. Оптимизация | Уточнение, конкретизация научной гипотезы в ходе исследования. Как правило, проверяется одна-единственная гипотеза | Сокращение числа альтернатив. Нахождение среди множества альтернатив наилучших в заданных условиях. Проверка отобранных моделей на устойчивость и адекватность | Отбор вариантов будущего художественного образа | |||||
1.2.3. Выбор (принятие решений) | – | Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы. Методы: экспертизы и др. | Выбор осуществляется только единолично художником или руководителем художественного коллектива | |||||
1.3. Конструирования | 1.3.1. Декомпозиция | Формулирование задач исследования как целей решения отдельных подпроблем в соответствии с определенной общей целью исследования и построенной гипотезой при наличии у исследователя определенной свободы выбора | Процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс решаемых задач. В иерархических системах дальнейшее дробление задач на подзадачи | Расчленение всей работы по реализации модели на пакет детальных работ для их рациональной организации: создание черновиков, набросков, этюдов, отработка мизансцен и т.п. | ||||
1.3.2. Агрегирование | – | Агрегирование как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы агрегирования: определение конфигуратора, использование классификаций | Композиция - метод построения художественного произведения как единого целого на основе связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой. На этапе композиции завершается, в основном, создание художественного произведения | |||||
1.3.3. Исследование условий (ресурсных возможностей) | – | Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и др. условий реализации проекта в целом и по каждой задаче в отдельности | Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д. | |||||
1.3.4. Построение программы | Создание программы (методики) научно-практического исследования | Создание программы реализации проектируемой системы как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Методы: определения основных вех, календарно-сетевого планирования | Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д. | |||||
1.4. Технологической подготовки | 1.4.1. Технологической подготовки | Подготовка необходимых рабочих материалов: исследовательской аппаратуры, комплектов тестов, бланков протоколов наблюдений и т.д. | Подготовка рабочих материалов, необходимых для реализации проекта: методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций и т.д. | Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д. | ||||
2. Технологическая | 2.1. Реализация модели | 2.1.1. Теоретический | Теоретический этап исследования: 1) анализ и систематизация литературных данных; 2) отработка понятийного аппарата; 3) построение логической структуры теоретической части исследования. | – | В художественной деятельности в большинстве случаев технологическая фаза сливается с фазой проектирования, отделить одну от другой, как правило, невозможно | Последовательное решение учебных задач как учебных минипроектов | ||
2.1.2. Эмпирический | Опытно-экспериментальная работа, осуществляемая, в основном, эмпирическими методами исследования | Опытная работа по реализации системы. Методы – методы производства, производственные технологии, методы оперативного управления | Процесс игры | |||||
2.2. Оформление результатов | 2.2.1. Апробация результатов | Апробация результатов исследования в докладах и выступлениях на конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д. | – | |||||
2.2.2. Оформление результатов | Написание и публикация результатов в формах научно-литературной продукции: статей, монографий, методических пособий и т.д. | – | ||||||
3. Рефлексивная: Оценка (в том числе – самооценка, самооценка результатов)и рефлексия | – | – | Критический анализ результатов, полученных в исследовании; признание результатов научной общественностью: широта применения результатов в практике | Самооценка результатов реализации проекта; экспертиза с привлечением независимых экспертов | Конгломерат оценок художественного образа: самооценка художника; оценка непосредственных потребителей, «реципиентов» художественного образа; оценка профессиональной критики; оценка «вторичных» институтов – музеев, художественных аукционов и магазинов и т.д. | Оценка, самооценка, рефлексия | Самооценка, самооценка результатов, рефлексия | |
Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «объективизация», «оборачивание» | ||||||||
Научная рефлексия как способ построения новых систем знаний | – | |||||||
Глава 8. ОБУЧЕНИЕ
ОСНОВАМ МЕТОДОЛОГИИ
В современном быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно действовать лишь обладая определенной психологической гибкостью, готовностью получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к экономическим, социальным и психологическим переменам как в обществе и государстве, так и в ближайшем социальном окружении и в своей собственной судьбе. И на этой основе постоянно перестраивать свою деятельность, осваивать новые виды деятельности и т.д. В связи с этим, для того, чтобы человек в новой общественной исторической эпохе мог осознанно строить свою деятельность, в образовании необходимо предусматривать освоение учащимися, студентами, слушателями и т.д. умений построения и организации своей деятельности. В частности, умений целеполагания, проектирования и конструирования, оптимального выбора индивидуального стиля собственной сначала учебной, впоследствии трудовой, профессиональной деятельности, рефлексии ее процесса и результатов и т.д. То есть овладение теми компонентами, которые являются основами методологии как учения об организации деятельности.
Эти методологические компоненты содержания образования уже проникают в учебный процесс. И достаточно давно. Пожалуй, впервые такой подход был реализован Е.А. Климовым в профессиографии, в пособиях для школьников о содержании труда в различных профессиях [97].
В профессиональном образовании в 70-е – 80-е г.г. XX века был проведен целый ряд исследований (их обзор дан А. Н. в [163]), подтвердивших целесообразность формирования у учащихся и студентов этих понятий и дальнейшее использование их в учебной и трудовой деятельности. У обучающихся формировались общие понятия о предмете, продукте, средствах деятельности и методах ее осуществления, а затем они с помощью специально разработанных учебных и инструкционных карт анализировали каждое задание.
Примерно в то же время в промышленности стали широко применяться так называемые «карты организации труда», построенные на оптимальной структуре профессиональной деятельности передовых рабочих [163]. В практику образования вошли пришедшие из методологии «организационно-деятельностные карты» (см., например, [119]).
Можно также вспомнить недавний опыт педагогов-новаторов 80-х годов прошлого века. Так, идея «крупных блоков» П.М. Эрдниева и В.Ф. Шаталова, идея «свободного выбора» В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, идея «погружения» М.П. Щетинина – это разные варианты включения учащихся в целеобразование, проектирование их собственной учебной деятельности. Обучение самоанализу у Ш.А. Амонашвили и И.П. Иванова – это фактически синоним обучения рефлексии [190].
В настоящее время в направлении обучения методологии стремительно развивается опыт во многих институтах повышения квалификации работников образования, где проводятся специальные курсы в виде серий деловых, организационно-деятельностных, организационно-педагогических игр и т.д.
Но можно посмотреть на эту проблему и в гораздо более широком масштабе. Сегодня в условиях нестабильности жизни общества и вследствие этого необходимости постоянного включения в инновационную деятельность практически каждому специалисту даже для работы в сугубо прагматических областях нужна определенная научно-исследовательская подготовка. И поэтому на повестку дня встает вопрос о такой подготовке, начиная со школьной скамьи. Действительно, в литературе сегодня имеется масса публикаций о привлечении школьников к исследовательской деятельности (учебно-исследовательские проекты), в колледжах создаются научные общества студентов (хотя в предназначение колледжа никак не входит подготовка будущих ученых). В ВУЗах повсеместно читаются студентам курсы «Основы НИР» и ему подобные, направленные на их научно-методологическую подготовку. Курсовые и дипломные работы студентов в ВУЗах и даже в колледжах все больше обретают черты научно-исследовательских работ. Кандидатский экзамен по философии для аспирантов и соискателей заменен на экзамен по «Истории и философии науки». Таким образом, процесс уже идет в широкой практике образования. Все это говорит о возрастающей роли методологии в образовательном процессе.
Пожалуй, уже целесообразно поставить вопрос о целенаправленном и систематическом обучении обучающихся основам методологии в виде отдельных учебных курсов, начиная, возможно, со старших классов общеобразовательной школы. Наверное, пока в порядке эксперимента на уровне факультативов или курсов по выбору.
Ниже приводится примерная программа такого курса. Она как бы разбита на два уровня: простым шрифтом выделен наиболее простой уровень содержания – для школьников, студентов профучилищ и колледжей, а также для студентов младших курсов ВУЗов. Курсивом – то, что должно быть добавлено для студентов старших курсов ВУЗов, для аспирантов и слушателей системы повышения квалификации. Содержание учебного материала по этой программе раскрыто нами, в основном, в данной книге, а также в [156-162].
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ»
Познание. Информация и знание. Значение и смысл. Отличия научного знания. Требования к научному знанию: истинность, интерсубъективность, системность. Эмпирическое и теоретическое знание. Формы организации знания. Понятие. Правила определения понятий. Закон обратного отношения. Классификации, правила построения классификаций. Другие формы организации знания: категория, факт, утверждение, аксиома, теорема, принцип, закон, теория. Предметная область теории, требования полноты и непротиворечивости теории. Концепция, идея, парадигма. Проблема как «знание о незнании». Гипотеза как познавательная модель, как форма предположительного знания. Принципы познания: детерминизма, соответствия, дополнительности. Модельный характер научного знания.
Методология как учение об организации деятельности. Общее понятие о человеческой деятельности. Структура деятельности: потребности, мотивы, цель, формы, методы, средства деятельности, ее результат, оценка результата. Критерии эффективности, требования к критериям.
Проект как завершенный цикл продуктивной деятельности – как временная структура деятельности. Определение проекта. Виды проектов. Масштаб проекта. Фазы проекта.
Характеристики деятельности. Особенности конкретных видов деятельности. Условия деятельности (мотивационные, кадровые, финансовые, материально-технические, научно-методические, информационные, нормативно-правовые). Принципы и нормы деятельности (этические, правовые, гигиенические и др.). Саморегуляция деятельности. Понятие внешней среды: дружественной, индифферентной, враждебной. Структурные компоненты деятельности: действия и операции.
Логическая структура деятельности. Формы организации деятельности: индивидуальная и коллективная. Особенности организации коллективной деятельности. Организационная культура как всеобщая форма организации деятельности. Традиционный, ремесленный, профессиональный типы организационной культуры, способы трансляции культуры в них. Современный проектно-технологический тип организационной культуры. Взаимопроникновение типов организационной культуры.
Методы деятельности: методы-операции и методы-действия, теоретические и эмпирические методы.
Теоретические методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, воображение, мысленный эксперимент.
Теоретические методы-действия: диалектика; теории в функции метода, исследовательские подходы; метод анализа систем знаний; моделирование, доказательства; дедуктивный (аксиоматический) метод; индуктивно-дедуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез.
Эмпирические методы-операции: наблюдение; изучение литературы, документов и результатов деятельности; измерение, опрос (устный и письменный), метод экспертных оценок. Специфика применения эмпирических методов-операций в различных конкретных профессиональных видах деятельности (в зависимости от контингента обучающихся).
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!