Либерализм и неолиберализм



Либерализм – политическое течение, которое формируется в эпоху буржуазных революций ХVII– ХVIII вв. и ставит своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Базовым принципом либерализма является индивидуальная свобода, права и возможности человека самому определять свои жизненные цели, нести личную ответственность за свое благополучие и общественное положение. Либерализм провозгласил абсолютную ценность человеческой личности, существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность), верховенство закона как инструмента социального контроля, ограничение функций государства, возможность установления социального порядка на основах разума и свободы.

Основные идеи классического либерализма были сформулированы по отношению к экономической, политической, духовной и социальной сферам.

В экономической области либералы отстаивали свободу предпринимательства и конкуренции, которая дает каждому шанс разбогатеть. Они осуждают вмешательство государства в экономику и протекционизм. Функции государства должны сводиться к охране частной собственности, порядка в стране и защиты ее суверенитета, т.е. государство должно быть «ночным сторожем».

В политической области либерализм утверждал равенство всех граждан перед законом, признавал за каждым человеком основные политические права и свободы. Рассматривая монопольную власть как угрозу правам и свободам индивида, представители либерализма сформулировали идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Исходя из теории общественного договора, народ признавался источником власти, что предполагало взаимную правовую ответственность между государством и гражданами. Либерализм признавал также право народа на революцию по отношению к деспотической власти.

В духовной сфере либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мнения и слова, способность к компромиссу и терпимости.

В социальной области либерализм делал ставку на уверенных в своих силах людей, которые способны самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая равенство возможностей, либералы отрицали социальное равенство в силу «естественного неравенства» людей.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в результате эволюции либерализма возникает неолиберализм. В концепции неолиберализма по-новому рассматривается роль государства и признается необходимость расширения его функций. Государство – это не «ночной сторож», а активный участник экономической жизни, который через принятие антимонопольного или антитрестовского законодательства в состоянии защитить свободу предпринимательства и конкуренции от монополий и тем самым поддержать мелкий и средний бизнес. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников.

Неолиберализм признает значение социальных проблем в обществе и необходимость проведения государством активной социальной политики. Ее цель – создание условий, обеспечивающих уверенность членов общества в завтрашнем дне. Важнейшей функцией государства рассматривается поддержка социально незащищенных слоев путем перераспределения доходов и осуществления широких социальных программ. Выдвигается идея создания «государства всеобщего благоденствия».

Однако во второй половине 70-х годов ХХ в. неолиберальные программы оказались нереализованными вследствие падения темпов роста экономики в ряде западных стран ухудшения экологической ситуации и качества жизни. В такой обстановке укрепляются позиции неоконсерватизма.

32. Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм (от лат. – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, государстве, семье, собственности.

Возникновение консерватизма как политической идеологии связывают с эпохой Просвещения и Великой французской революцией, бросившей вызов «старому порядку». Консерватизм стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям и образу жизни.

Одним из центральных положений консерватизма, из которого вытекают и многие другие, является представление о том, что человеческий разум ограничен в своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального процесса и определения места человека в этом процессе. Поэтому один из основополагающих принципов консервативной идеологии и практики гласит: «Хотя мы всегда должны стремиться к улучшению наших институтов, мы никогда не ставим перед собой задачу переделать их целиком».

Они придерживаются концепции исторического единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к потомкам. Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции.

Консерваторы выступают сторонниками порядка, противостоящего хаосу. В поддержании такого порядка определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают также неравенство, так как никакое общество невозможно без иерархии. Равенство же должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг.

Консерватизм – развивающееся явление. К середине 70-х годов ХХ в. сложился неоконсерватизм. Он явился противовесом леворадикальным идеям Запада и неолиберализму. Консерваторы предложили обществу ясные духовные приоритеты традиционного характера: семья, нравственность, религия, порядок на основе ответственности гражданина и государства. При этом сохраняется уважение к свободе отдельного индивида.

Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение законов и прав граждан. Они ориентируются на общество достижений. Поэтому государство должно поощрять личную инициативу, результативность во всех видах деятельности. Неоконсерваторы являются сторонниками денационализации, делая ставку на личные возможности и личную ответственность, ратуют за единство труда и капитала, за возможность рабочим накапливать капитал.

Демократию неоконсерваторы считают наиболее предпочтительным общественным устройством, но отрицают чрезмерную вовлеченность населения в политику, видя в этом опасность для стабильности политической системы. Управление обществом, а следовательно, и порядок, может быть обеспечен только политической элитой. Она должна формироваться из наиболее достойных представителей из разных слоев населения, способных заниматься политикой благодаря своим склонностям и образованию. Остальные граждане должны лишь интересоваться ею и принимать участие в выборах.

Во внешней политике неоконсерваторы выступают сторонниками сильного государства, способного действовать как мировая держава. Такой цели должны быть подчинены частные и групповые интересы. Для утверждения авторитета своей страны сторонники неоконсерватизма отличаются готовностью применять любые, в том числе военные, средства, и демонстрировать постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации».

Впитав в себя принципы классического либерализма и неолиберализма, неоконсерватизм сумел органически соединить их с традиционными ценностями (религия, семья, закон, порядок, самоуправление и др.) и тем самым обеспечить себе устойчивые позиции в современном мире, о чем свидетельствует деятельность во многих странах влиятельных политических партий консервативного направления.

 

33. Социалистическая идеология и ее разновидности

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен. Теоретически они впервые оформляются в ХVII в., отражая стихийный протест масс против эксплуатации в период первоначального накопления капитала. Теории об идеальном общественном строе получили название утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла). Большой вклад в развитие социалистических идей внесли французы Сен-Симон, Ш.Фурье, англичанин Р.Оуэн.

Ценности социалистической идеологии – социальное равенство, справедливость, безграничный расцвет личности. Социалистическая идеология защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и выражала веру в прекрасное будущее человечества.

В 40-е годы ХIХ в. социалистическая идеология нашла свое наиболее глубокое выражение в марксизме и стала называться коммунистической. Она отражала интересы пролетариата, утверждала необходимость революционным путем уничтожить капитализм, установить диктатуру пролетариата и в целом соответствовала реалиям своего времени.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. в развитии капитализма произошли существенные изменения, связанные, с одной стороны, с развитием монополий, обострением борьбы за рынки сбыта и источники сырья, а с другой – с развитием буржуазной демократии, расширением избирательного права, участием рабочих партий в выборах и проведением в парламенты своих депутатов. Рабочие в упорной борьбе добились введения 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и быта.

В этих условиях на базе марксизма возникает два основных направления – радикальное (революционное) и ревизионистское (реформистское), за которым впоследствии закрепилось название социал-демократического. Они по-разному определяли стратегию и тактику рабочих партий с учетом произошедших изменений. Революционное направление, представленное партией большевиков, отстаивало необходимость осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.

Распад Советского Союза привел к существенному ослаблению коммунистического движения, которое в 80-е гг. ХХ в. насчитывало около 90 млн человек, но и сегодня коммунистические партии в ряде стран сохраняют свое влияние.

Основоположником современной социал-демократии стал Э.Бернштейн. Он обосновывал необходимость пересмотра (ревизии) марксизма, признав ряд его положений устаревшими. Главный вывод Бернштейна сводился к тому, что возможна постепенная эволюция буржуазного общества в направлении социализма. Реформирование общества социал-демократы связывали с развитием демократии, усилением социальной защищенности трудящихся.

Идеология современной социал-демократии нашла отражение в концепции демократического социализма, которая была сформулирована в Декларации принципов социалистического Интернационала в 1951 г. (образован в 1923 г. как приемник II Интернационала).

Демократический социализм – это путь, который отличается и от капитализма, и от «реального социализма», поскольку главное – не принципы организации экономики, а место человека в обществе, его свободы, право на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя во всех сферах.

Составными частями концепции демократического социализма являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Политическая демократия предполагает: наличие свободных выборов, многопартийность, возможность смены правительства мирными средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

Экономическая демократия означает многообразие форм собственности, которое должно обеспечивать эффективность экономики и служить инструментом повышения благосостояния общества. Признается необходимость государственного регулирования рынка. Другими словами, международная социал-демократия признала принцип: «Конкуренция – насколько возможна, планирование – насколько необходимо». Экономическая демократия предполагает и соучастие трудящихся в управлении предприятиями.

Социальная демократия – это прежде всего более высокое качество жизни, которое характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, медицинского обслуживания и отдыха, а следовательно – реализацию всех основных прав личности, возможность ее духовного развития.

Социал-демократы в западных странах содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав трудящихся. Социал-демократические идеи остаются привлекательными и в ХХI в.

 

34. Международные отношения: сущность, субъекты, виды

Международные отношения – совокупность (система) политических, экономических, культурных, военных, правовых и других связей между основными участниками мирового сообщества.

Современная политическая наука в качестве важнейших субъектов международных отношений рассматривает суверенные государства, международные (правительственные и неправительственные) организации.

Как субъект международных отношений государство имеет полномочия заключать договоры, начинать и заканчивать войны, вступать в официальные контакты с другими государствами. Такая роль государства в системе международных отношений объясняется тем, что оно обладает полнотой политической власти и материальных возможностей, сосредоточением в своих руках экономического и научно-технического потенциала, военной силы и других рычагов воздействия.

В современном мире насчитывается около 200 государств. Формально они равноправны, но в действительности их роли и статусы в мировой политике не одинаковы.

Наибольшее влияние в решении международных политических проблем имеют так называемые великие державы, т.е. те, которые имеют возможность влиять на менее сильные государства. Это прежде всего «большая восьмерка», т.е. США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Россия, среди которых выделяются США, являющиеся сегодня единственной сверхдержавой.

К числу активных и многочисленных субъектов международных отношений относятся международные организации. Постоянное увеличение их численности и роли является одной из важнейших тенденций современного международного развития.

Международные организации бывают межправительственными и неправительственными.

Международные межправительственные организации создаются на основе международных договоров, имеют постоянные органы управления с определенными полномочиями и функциями. Первоначально они появились в сфере промышленности, техники и коммуникаций. После первой мировой войны возникают международные организации непосредственно политического характера: Лига Наций, Международная Организация Труда, а в 1945 г. – ООН.

Международные неправительственные организации – это нетерриториальные образования, учредителями которых являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения и институты. Принимаемые ими решения не имеют для государств юридической силы, но они способны мобилизовать международное общественное мнение и оказывать давление на межправительственные организации, прежде всего ООН, и непосредственно на те или иные государства. Именно так действуют Гринпис («Зеленый мир»), Международная амнистия, Международная федерация по правам человека.

Их значение состоит в способности более четко выражать и осознавать общечеловеческие ценности и реализовывать их в политике. Это относится в первую очередь к организациям по защите прав человека, окружающей среды, оказанию гуманитарной помощи. В деятельности международных неправительственных организаций традиционной государственной дипломатии противопоставляется «гражданская дипломатия».

Виды международных отношений:

· Политические (играют ведущую роль).

· Экономические.

· Международно-правовые.

· Научно-технические.

· Военные.

· Культурные и др.

34. Политическая психология и ее структура

Политическая психология как область научных знаний сложилась в 60 – 70-х гг. ХХ в., хотя первый специализированный труд в этой области Г. Лассуэла «Психопатология и политика» был издан в 1930 г. Теоретическим фундаментом политической психологии явились такие направления в науке, как философия политики, политическая социология, социальная психология и прикладные поведенческие политические науки.

Политическая психология – это совокупность социально-политических и психологических впечатлений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их непосредственного взаимодействия с институтами власти.

Политическая психология занимает особое место в политическом сознании, охватывая всю совокупность чувств, переживаний и настроений индивида, связанных с его восприятием политической действительности. Она представляет собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность чувств и представлений, включающих как рациональные, так и подсознательные и иррациональные моменты. Политическая психология представляет собой реакцию людей на происходящие в обществе политические процессы. Психологические явления играют разную роль в политическом поведении индивида: организующую и дезорганизующую, стимулирующую и тормозящую, созидательную и разрушительную. Без учета и анализа политико-психологического состояния невозможно понять механизм функционирования реального политического процесса общества и целенаправленно им управлять.

В структуре политической психологии можно выделить две составляющие, элементы которых по-разному влияют на содержание поведения субъекта:

1) устойчивая составляющая (здравый смысл, психологический склад группы, нравы);

2) подвижная (настроения, эмоции, переживания, ожидания).

Политическая психология пронизывает все политические взаимодействия в сфере власти, оказывая относительно автономное влияние на осуществление человеком его политических функций. Например, за счет придания безличным социальным связям личностного, персонифицированного характера; подверженность индивида настроениям паники, истерии, страха; наличия или отсутствия эмоциональной заинтересованности во власти и т.д. Политическая психология непосредственно влияет на возникновение специфических политических групп (толпы, массы, публики), интегрируя реальные субъективные качества политических субъектов.

Для современных исследований политической психологии характерен акцент на автономное, самодавлеющее значение эмоционально-чувственных элементов сознания при объяснении мотивов и содержания политического поведения человека.

35. Возникновение и сущность геополитики. Классические геополитические теории

Претензия геополитики на статус самостоятельного научного направления или даже особой научной дисциплины основывается на допущении зависимости политики государства от его географического положения. С позиций основоположников геополитики, именно географическая среда является тем постоянным и незыблемым фактором, который оказывает существенное влияние на международно-политическое поведение государств. Потому они считают геополитику особой наукой, предметом которой является изучение закономерных связей между географической средой государства и его внешней политикой.

Введение в научный оборот термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Рудольфа Челлена (1846 – 1922). Он характеризовал геополитику как науку, которая рассматривает государство в качестве географического организма или феномена пространства. На данном исходном положении основывались теоретические построения таких классиков геополитики, как немецкого географа Фридриха Ратцеля, немецкого политика Карла Хаусхофера (1869 – 1946), английского ученого и политика Хэлфорда Дж. Макиндера (1861 – 1947), американского адмирала Альфреда Мэхэна (1840 – 1914).

Одним из первых, кто предпринял попытку связать политику и географию, был немецкий географ Ф. Ратцель Так, Ф. Ратцель полагал, что пространственная экспансия государства является естественным процессом и потому великими являются те народы, которые обладают чувством пространства и стремятся к его расширению. Эту геополитическую линию разработкой своей теории «жизненного пространства» продолжил К. Хаусхофер. Для него картина планетарного дуализма (противостояния) – «морские силы» или талассократия («власть посредством моря» против континентальных сил или теллурократии («власть посредством земли») – были тем ключом, который открывал все тайны международной политики. Идеи Хаусхофера, как известно, были взяты на вооружение нацистами для обоснования своих захватнических планов.

Х.Д. Макиндер выдвинул идею о том, что с планетарной точки зрения в центре мира находится Евразийский континент – географическая ось истории. Это геополитическое понятие, утверждал он, тождественно России. А поэтому Макиндер полагал, что главной задачей англосаксонской политики является недопущение создания стратегического континентального Союза вокруг географической оси истории, т.е. вокруг России. Для этого необходимо оторвать максимальное количество берегового пространства от евразийского блока и поставить его под контроль островной цивилизации. Данный подход присутствует и в геополитической доктрине А. Мэхэна, который обосновал необходимость наращивания могущества морских сил США как средства установления мирового господства. Он считал, что у США морская судьба, которая на первом этапе выразится в стратегической интеграции всего американского континента, а затем в установлении контроля над остальным миром. Нетрудно обнаружить, что выдвинутые Макиндером и Мэхэном идеи положены в основу геополитики США и Североатлантического союза (НАТО).

В настоящее время в научных и политических кругах постепенно утверждается более широкое понимание геополитики, отражающее произошедшие изменения в отношениях человека и среды, в представлениях о «больших пространствах», в традиционном понимании силы и могущества государства. Согласно новому подходу, геополитика ныне должна исходить из всего разнообразия физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства. Именно в своей совокупности все указанные факторы составляют тот потенциал, использование которого, или даже просто его наличие, позволяет государству добиваться своих целей на международной арене. Кроме того, перед лицом глобальных проблем современности, от которых исходят серьезные угрозы дальнейшему существованию человечества, геополитика перестает быть уделом отдельных государств, как это было в прошлом, а становится предметом согласованного взаимодействия всех членов мирового сообщества. Соответственно этому происходит переосмысление учеными понимания как самого предмета геополитики, так и ее задач.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!