Политическая культура, ее структура, функции и типология



Термин «политическая культура» впервые был употреблен немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 – 1803). Как категория политической науки он введен американским ученым Г. Алмондом.

Политическую культуру можно определить как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентаций людей, норм, навыков и образцов их политического поведения.

В структуре политической культуры можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ. соgnitive – познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий.

Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества.

Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества политические ценности, нормы, цели, идеалы.

Эмоционально-психологический компонент – это чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни: стремление к справедливости, нетерпимость или терпимость к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы своего лидера на выборах и т.д.

Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу политических представлений, ценностей и эмоциональных состояний в плоскость их практической реализации.

Политическая культура выполняет определенные функции:

Интеграционная функция политической культуры проявляется в том, что посредством общих для всех субъектов политики стереотипов мышления и образцов политического поведения обеспечивается интеграция различных социальных групп, слоев и общностей в единое целое, поддерживается устойчивость общества и его динамичное развитие.

Коммуникативная функция политической культуры выражается в том, что посредством составляющих ее политического языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия политических явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов политических отношений.

Регулятивная функция политической культуры состоит в том, что благодаря устойчивым формам политического мышления и общепринятым нормам политического поведения обеспечивается определенный порядок в действиях различных субъектов политических отношений.

Политическая социализация есть процесс усвоения индивидами знаний и навыков, необходимых им для успешной деятельности в рамках различных общественных институтов.

Широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Они выделили патриархальную, подданническую и активистскую (гражданскую) политические культуры.

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам.

Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. К власти носители такой культуры относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

28. Личность как субъект политики

Системный анализ политических процессов и явлений означает поиск ответов на вопросы: кто является субъектом политики, какие существуют типы субъектов политики?

Субъект политики – это носитель предметно-практической политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политических отношениях общества. Субъектом политики является та личность, организация или социальная группа, которые имеют ряд признаков: осознают цели и задачи политической деятельности; относительно самостоятельно участвуют в политической жизни; способны влиять на поведение других лиц; вызывать определенные изменения в политических отношениях и т.д.

Выделяются либерально-демократические и марксистские теории политической субъектности. В либерально-демократической теории выделяются индивидуалистический и институциональный подходы к политической субъектности. Сторонники индивидуалистического подхода признают в качестве реальных субъектов политики индивидов. Политическая деятельность коллективов и общественных групп рассматривается как сумма стремлений и действий отдельных индивидов. Массы трактуются как несамостоятельная и невлиятельная сила в политике.

В институциональных концепциях решающая роль в политике отводится политическим организациям и институтам – органам государства, партиям и объединениям, политическим элитам и правящим группам. В этих теориях массы рассматриваются как стихийный фактор в политике, как предмет воздействия со стороны различных политических лидеров, объединений и институтов.

В марксистских теориях решающая роль в политике отводится большим общественным группам, нациям и т.д. Они определяют содержание и направленность государственной политики, оказывают существенное влияние на политические отношения общества. Среди индивидов заметное влияние могут иметь только те, кто представляет большую социальную группу, получил от нее право действовать и пользуется ее поддержкой.

Существуют различные классификации субъектов политики. Выделяют 3 группы субъектов политики по степени включенности их в политическую жизнь. Первую составляют индивиды, не осознающие своих политических интересов. Их гражданская активность, как правило, определяется внешними силами – политическими институтами, партиями, общественными объединениями и т.д. К такого рода субъектам относится значительная часть населения (массы).

Вторая – индивиды, имеющие осознанные политические интересы. Их гражданская активность непосредственно связана с деятельностью государственных и партийных институтов. Третью составляют лица, занимающиеся профессиональной или близкой к ней общественно-политической деятельностью. Для них политика – основной источник существования.

Выделяют несколько типов политического статуса личности, определяющих степень вовлечения ее в политику. Первый тип – рядовой член общества, имеющий статус почти исключительно объекта политики. Он не интересуется политикой, не участвует в политической жизни, не оказывает никакого влияния на политические отношения.

Второй тип – рядовой гражданин, который характеризуется высокой степенью политического интереса и политической активности. Он может участвовать в политической жизни самостоятельно и спонтанно или же участвовать в политической организации, например, в политической партии.

Третий тип – это политический лидер. Он может быть формальным или неформальным, местного или общенационального значения.

Четвертый – профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и смыслом жизни.

Активное включение индивида в политический процесс требует определенных предпосылок – социально-экономических, политико-организацион-ных и политико-правовых, т.е. человек должен есть, пить, иметь жилье, одеваться, вот тогда он в состоянии заниматься политикой, наукой искусством, религией и т.д. Заметное воздействие на политическое сознание и поведение индивида оказывает образование. Чем выше уровень образования, тем человек более политически ориентирован. Важной предпосылкой участия личности в политическом процессе является и политико-организационное устройство общества. Государство регулирует направленность и степень политической активности индивидов, общественных и политических объединений.

29. Права человека и их классификация

Словосочетания «права человека» и «свободы человека» получили широкое распространение в эпоху революций XVII – XVIII вв., во время которых были выдвинуты политические требования, основанные на идеях свободы, равенства и братства всех слоев общества.

Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие права, как право человека на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, на достаточный уровень жизни, на участие в политической жизни и другие, являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществе.

Основу всех прав человека составляет свобода. Она представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил. Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, свободу слова, веру и т.д. Внешняя свобода – это свобода выбора человека, свобода его реального, сознательного действия во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, духовной. Внешняя свобода – это отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений деятельности человека, прежде всего со стороны государства.

Права и свободы человека тесно связаны с его достоинством. Достоинство человека, с одной стороны, представляет собой субъективную оценку самим человеком своей ценности и значимости в обществе. Другую сторону человеческого достоинства составляет оценка его обществом. Чем выше достоинство человека, тем больше у него возможностей для осуществления своих прав.

Существуют различные классификации прав и свобод человека в зависимости от признака, положенного в основу рассмотрения. В политической литературе существует классификация прав и свобод человека, в соответствии с которой их разделяют на позитивные и негативные. Негативные права определяют обязанность государства воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свободы индивида. Они считаются основополагающими и абсолютными. Их осуществление зависит от уровня социально-экономического развития государства.

Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия по их реализации. Это право на социальную защиту, образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Для реализации этих прав нужны соответствующие материальные ресурсы и организационные структуры, свидетельствующие о демократичности политической системы общества.

Самая распространенная классификация прав человека – разделение по сферам жизни: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. К гражданским правам относятся: право человека на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на уважение достоинства, присущего человеческой личности; на свободное передвижение и свободный выбор места жительства; на справедливое и публичное разбирательство, предполагающее защиту обвиняемого; на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.

Политические права – это право народов на самоопределение, на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; принимать участие в управлении непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Экономические права – это право на труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, на частную собственность, на предпринимательство, на свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и защищенности. Это право на социальное обеспечение, жилище, благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и другое.

Культурные права включают: право на образование; на свободное участие в культурной жизни общества; на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!