Средств реальных, идеальных и психологических.



Человек неизбежно оказывается погруженным в свою же культурную среду.

 

***

Продолжим наши рассуждения. Культуру как механизм адаптации, а его, в свою очередь, как атрибут эволюции, понимали и культурологи-эволюционисты. Мы, в отличие от них, понимаем адаптацию как функцию культуры. И действительно ― культура помогает человеку приспособиться к некомфортному, отчужденному от него миру. Поскольку падший мир «во зле лежит», человеку постоянно приходится к нему приспосабливаться, адаптироваться с помощью каких-то механизмов-инструменто в, которые от него, от человека исходят и которые он производит, материальны ли они или идеальны. Отсюда мы заключаем:

 

Культура вбирает в свою сферу идеалы и механизмы,
технологии и адаптации.

Культура содержит, выделим это, и инструменты психологической адаптации человека к внешнему миру. Напомним, что мир «во зле лежит». То есть человеку необходимо адаптироваться, приспосабливаться ко всему материальному миру с его бурями, наводнениям и землетрясениями, к миру людей с их ссорами, враждой и ненавистью, и к войнам, наконец. Не менее важно и то, что в культуре отражается отношение человека к самой смерти. Смерть для человека всегда нечто внешнее, поскольку происходит человек из Рая, где смерти нет, и создан был Творцом человек как бессмертное существо. Поэтому невозможно не согласиться, что:

 

Культура содержит инструменты психологической адаптации
человека к внешнему миру.

 

Но здесь, на земле, внешним выступает по отношению к человеку и весь Духовный мир, если человек по своей воле не принимает в себя духа, Духа Света или духа тьмы. Во вне остается и Бог ― и для огромного большинства людей это, увы, так. Внутренним Бог становится только для познавших Его и принявших Его в себя, ставших, согласно православному учению об обожении, богами по Благодати. Для остальных Бог не внутри, Он во вне ― в большей или меньшей степени, в той мере, в какой человек не идет путем приятия Бога в себя.

Чаще всего и к Богу человек просто психологически адаптируется, понимая под ним некоего «исполнителя желаний», «палочку-выручалочку», «громовержца» или «громоотвержца», а то и просто научившись жить так, будто Бога и вовсе нет. Все это, по сути, уже и есть культура и психология. Собственно, всё в отношениях между людьми строится на культурообусловленной психологической основе ― всё, кроме бескорыстной любви, ― и часто это просто ролевые игры, с культуроопределенными ролями. Бескорыстная же любовь, как сказал Апостол Павел, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает». И многому ли из этого мы следуем или придерживаемся?

Согласно православной аскетике, жизнь человека определяется его же помыслами, которые он либо принимает, либо нет, либо отсекает, либо исполняет. Помыслы могут быть чисто человеческого происхождения, и таких большинство ― это чаще всего чистая психология. Правда, есть помыслы Божественные и бесовские. Новсе помыслы облечены в культурообусловленную форму. Иначе, они воспринимаются только как безотчетные стремления, навязчивые состояния ― которые, кстати, тоже могут соотноситься с культурой ― или пропускаются как мыслительный шум. Человек в большей или меньшей мере воспринимает помыслы, которые есть голоса сил добра или сил зла.

Чтобы понять голос Бога и его ангелов необходимо духовное напряжение, большое желание это сделать. Бес ― дух лжи ― говорит с человеком не без экивоков, стараясь его обмануть, обольстить. Да человек и сам рад себя обманывать, выстраивая себе иллюзорные картины. В итоге мы имеем некую весьма вольно (своевольно) воспринимаемую картину добра и зла, которая человеком интериоризуется, а значит ― становится культурной схемой, отражающей ценностную систему самого человека. И в соответствии с этой схемой человек действует.

Падший мир для нас туманен и неясен, и он полон катастроф, конфликтов, войн, горя и бед, да и просто житейских неурядиц, путаниц, скверных неожиданностей. Воспринимать мир, как он есть, в нем вполне адекватно действовать, могут лишь святые, которые в известной мере находятся вне культуры, в лучах Божией Благодати. Обыкновенный человек ― мы назвали его эмпирическим человеком ― живет в культуре. Он вынужденно «рационализирует» мир (рационализирует на свой манер, на что горазд бывает), чтобы сделать его для себя понятным, устанавливая, в меру своего понимания, интерпретации картины мира, связи между вещами и явлениями. И как правило, эта картина в большей или меньшей степени оказывается ложной.

Мы строим и составляем о мире иллюзии, которые, тем не менее, дают нам возможность более или менее комфортно пребывать в нем, несмотря на всю греховность человека в этом падшем мире. Итак, мы принимаем:

 

Культурная картина мира есть квинтэссенция культуры.

 

В ней, в этой картине мира, человек и пребывает, непосредственно действует и ей определяется суть поведения человека, а это означает, в первую голову, психологически приспособиться к падшему миру. И суть адаптации, в том числе и прежде всего, в ее психологической составляющей. Искажение реальности человеком, стремящимся сделать ее более комфортной для себя, ― самая заурядная вещь. В совокупном же искажении реальности с помощью коллективной психологии и проявляется этническая культура, которая всегда «сконструирована» или, как определяют культурологи, интенциональна.

Культура содержит в себе многие разнообразные защитные механизмы, обеспечивающие гибкую систему социокультурной организации и реакций каждого носителя культуры на многообразные опасности – когда адекватные угрозе, а когда не соответствующие опасности, или даже вовсе символические, но которые более или менее снимают психологическую напряженность. И последнее чрезвычайно важно. Так получаем еще одно уточнение:


Культура ― это система средств адаптации человека к падшему миру:

средств реальных, идеальных и психологических.

Но культура только к этому не сводится.

 

***

 

Человек живет, имея перед собой некие цели. Не обязательно, чтобы он их сам для себя обозначал и их адекватно понимал. Часто за него это делает культура. Культура ― это и сфера целеполагания, отражающая все, что человек понимает под добром и злом (или ему вменяется такое понимание). Поэтому:


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!