Отношения женщин-грихастх с брахмачари и санньяси:



  • Легкомысленное поведение, разговоры или попытки привлечь внимание, например, хихиканье, громкий смех и пр. должны избегаться. Всегда должен соблюдаться и подобающий в соответствии с вайшнавским этикетом дресс код.
  • При встрече с санньяси или брахмачари замужних женщин всегда должен сопровождать муж или другая женщина. Это условие обязательно и для незамужних матаджи. Достоинство и священную неприкосновенность ашрамов брахмачари и санньяси необходимо бережно хранить ради благосостояния всего общества.

 

Содержание домашних животных:

 

а. Преданному свойственна естественная доброта (расселение). Шивананда Сен, близкий ученик Чайтаньи Махапрабху, позволил однажды собаке присоединиться к группе преданных, идущих, из Бенгалии в Джаганнатха Пури, чтобы та получила даршан Господа Чайтаньи Махапрабху. Господь Гауранга лично кормил ту собаку и отправил ее домой к Богу. Однако, из соображений чистоты, не рекомендуется содержать животных внутри своего дома.

б. В недавно минувшую эпоху, грихастхи обычно держали коров и быков, о которых они нежно заботились. Го-палан и го-ракша являются важными ведическими принципами, которые грихастхи должны высоко чтить.

в. Усвоение духа «широких взглядов» и служение всем живым существам – важный аспект жизни грихастх. Так как в центре грихастха-ашрама находится Кришна, жизнь грихастхи характеризуется праведностью. Тем не менее, существуют и другие обязанности. 

 

  1. Сознание грихастхи по отношению к собственным детям:

 

Для преданного грихастхи не имеет никакого значения, есть ли у него сын или дочь или вообще нет детей. Чем это объясняется?

  • Преданный понимает, что воля провидения превосходит все остальное, и мы должны быть удовлетворены ею.
  • Преданному хорошо известно, что после смерти его предназначением является не возвращение в этот материальный мир. Он стремится вернуться обратно домой к Богу.
  • Преданные не одержимы желанием завести детей. Они счастливы, если рождается сын или дочь, и стараются сделать их сознающими Кришну.

 

  1. Каково сознание преданных супругов, решивших не заводить детей:

 Грихастха-ашрам означает расширение и увеличение. Иметь ребенка – вполне нормально. Супруги должны определить для себя, почему именно им не нужно потомство. Не лень ли является причиной? Воспитание детей может предполагать более интенсивный труд для получения денежных средств. А жена может опасаться ужасов вынашивания ребенка, ночного бдения и пр. Если причины не иметь детей как раз таковы, то такой образ жизни нельзя назвать отречением. Семейная пара должна посоветоваться со старшими преданными и задать своей семейной жизни правильное направление.

 

  1. Обязанности по отношению к детям в грихастха-ашраме:

 

Маленькие дети подобны губке. Они легко впитывают сознание Кришны, и почти нет необходимости в том, чтобы они подвергались чему-либо помимо сознания Кришны. Детей следует оберегать от мирских удовольствий посредством развития в доме радостной атмосферы сознания Кришны, так чтобы дети были полностью удовлетворены, а их творческие способности были направлены в нужное русло. К несчастью, в современном обществе родителям не хватает времени на своих детей. Они обеспечивают их комфортом, но оставляют их без обильной любви и заботы, которые необходимы на всех стадиях их жизни. С детьми следует обращаться с любовью и дисциплиной. Наставления Чанакьи, к которым стоит прислушаться, заключаются в том, что до пяти лет дети должны получать много любви, до десяти лет их, по мере необходимости, нужно приучать к дисциплине, а до достижения шестнадцатилетнего возраста относиться к ним нужно как к друзьям.

  • Родители не должны подвергать детей чрезмерному давлению образования. Каждый ребенок от Бога наделен сообразительностью и способностью к пониманию. Родители должны постоянно пытаться создать наиболее подходящие условия для физического, интеллектуального и духовного роста ребенка. Посредством развития отношений любви и доверия, нужно делать упор на самые лучшие качества ребенка, уважать его чувства и всегда искренне прилагать все усилия для того, чтобы привить высокие жизненные ценности.
  • Никогда не высмеивайте ребенка в присутствии кого-либо и не допускайте обидных сравнений. Это весьма неблагоприятно сказывается на детской психике.
  • Родители не должны драться или ругаться в присутствии своего ребенка, а также критиковать при нем других преданных. Естественным инстинктом детей является восхищение своими родителями и поэтому они очень часто берут с них пример. По этой причине не следует вести споров вообще, и уж ни в коем случае не в присутствии ребенка.

 

  1. Как могут преданные поддержать и защитить сознание Кришны в детях?

 

  • Одной из важнейших задач родителей-преданных является поддержание среды, благоприятной для развития у ребенка сознания Кришны. Каждое живое существо – дитя Кришны, обладающее независимой свободой воли. Никто не может заставить своего ребенка служить Кришне. Самое лучшее и благоприятное из того, что мы можем сделать, это в собственной жизни являть собой как можно лучший пример. Тогда ребенок сможет всерьез принимать все наставления. Родители должны проповедовать детям и делать все, что в их силах для того, чтобы привлечь детей к сознанию Кришны. Дети будут серьезно следовать нашим наставлениям ровно в той мере, в коей мы сами серьезно следуем принципам сознания Кришны.
  • Если у детей, так или иначе, заводится дружба со сверстниками-преданными, это становится для них весьма выгодным фактором. Их следует ориентировать именно в этом направлении и создавать подходящие условия для того, чтобы они стали чистыми преданными Господа. В этом заключается родительская задача первоочередной важности. Тем не мене нужно осознавать, что ребенок, повзрослев и достигнув подросткового возраста, может развить способность независимо действовать, как ему захочется. Дитя, когда-то посещавшее храм вместе с родителями в обязательном порядке, может теперь отказать в повиновении. Если мы пытаемся насильно привить ребенку сознание Кришны, он может начать сопротивляться и даже отвергнуть его. Возможно, такой ребенок будет даже посещать храм с родителями, но внутренне он будет испытывать негодование. Поэтому, родители должны использовать свои интеллектуальные способности и внимательно наблюдать затем, приближает ли ребенка к Кришне метод навязывания, или, наоборот, отдаляет.
  • Если ребенок действительно увлечен материалистическим общением, то все, что могут сделать родители, это с любовью объяснить ему, что правильно, а что – нет. Объяснениями и своим примером родители имеют возможность показать детям, что является для них самым благоприятным и какие последствия может иметь их схождение с верного пути. Родители нескольких семей, объединившись, должны вместе работать над созданием такой привлекательной, замечательной и динамичной среды для сознания Кришны, чтобы она привлекала детей. Если после этого ребенок все-таки сходит с верного пути, то все, что родители могут сделать, это подавать хороший пример, давать добрые наставления и молиться за своих детей. Можно также подумать о том, чтобы всей семьей переехать в другое, более благоприятное место.
  • Не раз выяснялось, что, когда дети, воспитанные в сознании Кришны, на определенной стадии своей жизни вдруг сходят с верного пути, чтобы на собственном опыте познать материальный мир, они возвращаются в сознание Кришны и становятся замечательными преданными, понимающими, что сознание Кришны – бесценный дар.
  • Если родители не обеспечивают ребенка необходимой любовью и заботой, то даже в атмосфере сознания Кришны ребенок будет ощущать скорее пустоту, нежели полноту в сердце. Поэтому, давая своим детям заботу, свое время и любовь, мы поддерживаем один из самых важных аспектов воспитания ребенка в сознании Кришны. Однако, если родителям не хватает времени на выполнение собственной садханы, на посещение мероприятий и общение с преданными, они не смогут привить ребенку сознание Кришны высокого качества, несмотря даже на всю их любовь. Итак, воспитание детей в сознании Кришны – это вопрос баланса интеллекта и зрелости.
  • В своих комментариях к Шримад Бхагаватам [1.5.24] Шрила Прабхупада утверждал, что «безответственная жизнь, потраченная на чувственные наслаждения, бала незнакома детям последователей системы варнашрамы. Мальчик наделялся духовной проницательностью еще до того, как отец помещал его в лоно матери. Отец и мать несли ответственность за то, чтобы их сын достиг освобождения из материального рабства. Это лучший способ планирования семьи. Он заключается в том, чтобы зачинать детей во имя достижения ими совершенства. Без самообладания, самодисциплины и полного послушания невозможно успешно следовать наставлениям духовного учителя, а без этого, в свою очередь, нельзя вернуться к Богу.
  • Однажды в письме [к бактин Тони; Сидней, 18.02.73] Шрила Прабхупада сравнил детей одного из своих учеников с Божествами в храме. Подобно тому, как преданные посвящают все свое время заботе о Божествах в храме, некоторые преданные должны уделять много времени заботе о своих маленьких детях. Ведь это не просто дети, это преданные Господа. Служение, руководство и обучение преданных Кришны сделает Вас очень дорогими Господу Кришне.

 

12. Родители не должны допускать, чтобы ребенок терпел неудачи:

 

Родители должны быть твердо уверены в том, что их дитя, взращенное в обстановке сознания Кришны, не приобретет ярлык неудачника в учебе или в выбранной им сфере деятельности. В этих случаях дети, как правило, ищут альтернативных способов самовыражения и возможности преуспеть, увлекаясь занятиями дурного свойства. Если на протяжении пяти лет все в его семье были довольны ребенком, он идет в школу, рассчитывая на обретение там любви и уважения учителей и одноклассников способами, схожими с теми, какими это удавалось с родителями. Родителям следует развивать в ребенке уверенность в себе.

 

  1. Самскары:

 

Слово самскар означает «очистительный ритуал». Для того, чтобы сделать ребенка сознающим Кришну, супруги-грихастхи в духе радости знакомят ребенка с ведическими самскарами с самого рождения. Таким образом, они помогают ему со временем достичь духовного уровня.

Следует осознавать, что духовное здоровье, а, отсюда, и благополучие человеческого общества зависит от того, к каким обрядам мы приучаем детей.

Джанмана джайате шудрах самскарат бхавет двиджах.

 

С рождения каждый является шудрой, но посредством исполнения ритуалов он становится брахманом. В Махабхарате (Шанти Парва) упоминается, что всякое человеческое существо должно исполнять 48 ритуалов. Шрила Гопал Бхатта Госвами выделял 10 самскар первостепенной важности для гаудиа-вайшнавов и описал пути их исполнения в своей книге «Саткрийа Сар дипика», которую Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур признал самой авторитетной книгой на эту тему исполнения самскар в Кали-югу. В данном очерке мы рассматриваем только Гарбхадан-самскару.

Гарбхадан-самскара: Очищение человека начинается еще до его появления на свет. Эта самскара носит название «Гарбхадан-самскара». При проведении этой самскары физический контакт между мужчиной и женщиной является священным. Благодаря интенсивности Гарбхадан-самскары рождаются разумные, благочестивые и сознающие Бога дети. Это самая важная самскара, на которой Шрила Прабхупада всегда заострял внимание в своих комментариях по этому поводу. Грихастхи должны рождать детей как жертвоприношение Господу Вишну. Грихастхи дарят жизнь детям для того, чтобы сделать их сознающими Кришну и помочь достичь освобождения.

  • Шрила Прабхупада сказал, что перед исполнением этой самскары муж и жена должны прочитать по 50 кругов Харе Кришна махамантры каждый [письмо Шьяме, Лос анджелес, 18.02.68], и в течение данного дня заниматься различными видами преданного служения, таких как чтение и слушание. Это будет способствовать очищению их сознания.
  • Следует обратить внимание на то, что 50 кругов должны быть прочитаны каждый раз, когда пара планирует ближайшие отношения. Прабхупада однозначно предписывает в день совершения Гарбхадна-самскары читать по 50 кругов каждому.
  • Некоторое противоречие, заключающееся в том, что мы стали преданными, хотя наши родители и не читали кругов, не дает нам права умалять значимость всех предписаний для Гарбхадана-самскары.

 

  1. Положение женщины в системе варнашрамы:

 

В древней Ведической традиции женщина в роли жены занимает превосходящее положение. Веды помещают женщину на высокий величественный пьедестал, о чем говорится в следующем стихе:

Йатра нарийасту пуджанте раманте татра девах

«Там, где высоко почитают женщин, покровительствуют полубоги».

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!