Дифференциация ашрамов по степени отречения и наличия средств к  



СЕМИНАР О ГРИХАСТХА-АШРАМЕ

ШРИДАМА ПРАБХУ И МАТАДЖИ КИШОРИ

(ЧОУПАТТИ, ИНДИЯ)

  1.  Ведическая Культура и варнашрама Дхарма.

 

Задачи цивилизованного общества не сводятся лишь к удовлетворению животных потребностей человека, таким как еда (ахар), сон (нидра), оборона, обусловленная чувством страха (бхайа), и совокупление (майтхун). Они заключаются в обеспечении для людей возможности понять их отношения с Богом, Верховным отцом. Ведическая литература описывает три стадии духовного развития: самбандха – знания о наших отношениях с Господом, абхидея – поведение в соответствии с этими знаниями, и прайоджана, т.е. достижение цели, ради которой мы устанавливаем эти отношения. В писаниях нам встречается множество предписаний и принципов, которые кажутся трудновыполнимыми в современных условиях. Однако, нет никаких сомнений в насущной необходимости понимания духовного блага, которое таят в себе ведические предписания, и внедрения его в нашу жизнь. Ведическая культура настолько прекрасна и совершенна, что нам стоит искренне стремиться в наиболее полной мере следовать ее принципам на практике.

Предмет обсуждения, представленный в данной работе, касается обязанностей т.н. домохозяев, грихастх, составляющих один из аспектов благороднейшей общественной системы Варнашрамы и ведической культуры.

Из шастр нам известно, что существует 400 000 форм человеческой жизни, что дает редкую возможность вырваться из круговорота рождений и смертей и вернуться домой к Богу. Верховный Господь Кришна является создателем всего. Он создал и Дайви Варна ашрама дхарму, священный общественный строй, на вершине которого расположен высокоинтеллектуальный класс людей, формально называемых брахманами в силу их пребывания в модусе благости (сатва гуна). Далее следует класс людей, склонных к руководящей или к военной деятельности, которых по причине их пребывания в модусе страсти (раджа-гуна) называют кшатриями. Класс людей с явными качествами торговцев находится в пограничной области между страстью и невежеством, а шудры, т.е. класс людей, занимающихся трудом физическим, относятся к модусу невежества (тамо гуна).

Классификация в человеческом обществе всего мира может осуществляться на основании сферы деятельности людей и их личных качеств, и ни в коем случае на основании социального происхождения. В свою очередь, в духовной общественной системе существуют четыре социальные группы, разделенные по образу жизни, а именно, ученичество (брахмачари ашрама), семейная жизнь (грихастха ашрама), отход от дел и уединение (ванапрастха ашрама), и жизнь в отречении (санньйас ашрама). Следует обратить внимание на то, что каждый из перечисленных образов жизни нацелен главным образом на удовлетворение Верховной Личности Бога. Такова ведическая культура.

Господь Чайтанья Махапрабху давал наставления Санатане Госвами в отношении того, что из 400 000 человеческих форм жизни лишь немногие являются развитыми, т.е. способными следовать принципам варнашрама дхармы. Даже те, кто следует им, не всегда осознают, что цель заключается в постепенном возвышении до духовного уровня, в установлении отношений с Верховным Брахманом, Господом Кришной.

 

Ведическая культура и грихастха ашрам.

 

Шрила Прабхупада утверждал, что грихастха ашрам предназначен для настраивания ума человека таким образом, чтобы он обрел покой, необходимый для духовного совершенствования. Человеческое существо наделено грубым телом и тонким телом. Для поддержания грубого тела необходимы деньги, дом, домашняя утварь, хлеб и т.д. Тонкое же тело требует истинных духовных знаний и занятия. Грихастха ашрам в ведической культуре является комплектом, полностью отвечающим вышеназванным требованиям. Поэтому допускается, что грихастха может зарабатывать деньги, иметь домашнее хозяйство и прочие удобства. И согласно шастрам, он может позволять себе и некоторое чувственное удовлетворение, включающее половые отношения для рождения дисциплинированных детей в сознании Кришны. К сожалению, в современном испорченном обществе аспект половых отношений давно расходится с ведическими представлениями о нем и является идеологическим средоточием семейной жизни. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, противоречащие святости брака, играют сейчас ведущую роль.

 

1.2 Цель грисхастха- и других ашрамов:

 

  • Ашрамом называется место, где человек находит прибежище в Верховном Господе. Поэтому целью всех ашрамов является принятие прибежища в Господе.
  • Грихастха ашрам («гриха ститха ашрама»), другими словами, означает место, в котором человек, приняв убежище у Господа, живет в доме с семьей, но в центре внимания держит Господа Кришну.
  • Значимость принципа принятия ашрайи или убежища у Господа одинакова для всех четырех ашрамов.
  • Исполнение преданного служения Господу Хари является единственной целью жизни. Другой цели не существует.

 

Дифференциация ашрамов по степени отречения и наличия средств к  

существованию:

  • Шрила Прабхупада говорил, что отличие одного ашрама от другого заключается в степени отречения и наличии средств к материальному существованию. Брахмачари, ванапрастхи и санньяси не имеют денег или, по крайней мере, не должны зарабатывать деньги. Они полностью зависят от ашрама грихастх, единственного ашрама, рассчитанного на денежные заработки.
  • Брахмачари, ванапрастхи и санньяси символизируют собой отречение и должны предтавлять грихасхам пример, достойный следования. Так как ашрам грихастх тоже является ашрамом, грихастхам следует стремиться развивать внутри себя тот же дух отречения, присущий трем другим ашрамам. Однако развитие духа отречения не должно быть внешним или искусственным.

 

В этой связи можно процитировать высказывание Шри Чайтаньи Махапрабху, самого Верховного Господа, который давал практические наставления одному домохозяину.

Господь молвил своему преданному: «Будь терпелив и возвращайся домой. Не веди себя как сумасшедший. Постепенно ты обретешь возможность пересечь океан материального существования. Никому не нужны от тебя показная преданность и ложное отречение. А пока наслаждайся миром в пределах разумного, но не привязывайся к нему. В сердце своем храни твердую веру, а внешне можешь вести себя как обычный человек. Таким образом, Господь Кришна очень скоро станет доволен тобой и освободит тебя из когтей майи». [Чайтанья Чаритамрита, Ади 15.26.27]

 

  • Семейным людям необходимо весьма серьезно относиться к принципу отречения, однако это отречение не должно быть показным.

 

Значимость грихастха-ашрама:

 

  • Значимость грихастха-ашрама обусловлена тем, что он дает рождение, питает, поддерживает и оберегает все четыре ашрама. Совершая служение трем остальным, а также сословию брахманов своего ашрама, ашрам грихастх процветает, преуспевает и получает достаточную подпитку культурой ведической цивилизации.
  • Благодаря грихастха ашраму ведическая и духовная культуры представляются современному обществу наилучшим образом.

 

2.2 Грихамедхи и грихастха:

 

  • Простое проживание в доме с мужем/женой детьми еще не делает человека грихастхой. Люди, живущие в условиях грихастх, но имеющие своей целью наслаждение чувств, называются грихамедхи.
  • В центре жизни грихастхи находится Бог. Грихастхе известна высшая цель жизни, но он не имеет возможности для полного отречения. Он осведомлен в отношении того, что удовлетворение чувств, позволяющееся ему, приведет, в конце концов, к страданиям и поэтому свою склонность к удовлетворению чувств он искренне старается преодолеть посредством практического сознания Кришны.
  • Если муж и жена содействуют друг другу в сознании Кришны и мирно живут вместе, помогают и служат друг другу, то это замечательно. Однако, если представитель противоположного пола привлекает человека лишь ради сексуальных наслаждений, то это является серьезным препятствием на пути к духовному прогрессу, провоцирующим возвращение к материальным привязанностям.
  • Весьма благоприятной является ситуация, в которой муж занимает себя и свою жену преданным служением, а верная жена следует религиозным предписаниям Вед.
  • Верховный Господь Кришна столь сострадателен к нам, что дает описание того, как должен вести себя семьянин для постепенного избавления от своих природных пристрастий к чувственному удовлетворению, к наслаждению объектами чувств и полному обретению качеств чистого преданного. «Пробудив веру в воспевание Моей славы, ощутив отвращение к материальной деятельности, зная, что любое удовлетворение чувств приводит к страданиям, но, по-прежнему не имея возможности полного отречения от всех чувственных наслаждений, Мои преданные остаются счастливыми и поклоняются мне с твердой верою. Даже если они порою заняты наслаждением своих чувств, Моим преданным известно, что все виды чувственного удовлетворения влекут за собою плачевные результаты, и они искренне раскаиваются в подобной деятельности.
  • В этом материальном мире половое влечение настолько сильно, что даже тот, кто искренне стремиться к любовному служению Господу, может иногда быть сбит с толку сексуальной привлекательностью или ложными сентиментальными привязанностями к жене и детям. Даже сохраняя материальные привязанности, он может ясно видеть, что они не приводят ни к чему хорошему, так как они лишь причиняют беспокойства и препятствуют преданному служению Верховному Господу. Поэтому такой человек искренне раскаивается в своих глупых привязанностях к множеству материальных вещей и терпеливо ожидает милости Господа Крины. [Шримад Бхагаватам, 11.20.27-28]

 

2.3 Общественное положение системы грихастха ашрама и системы варнашрамы:

 

Шрила Прабхупада сказал, что не имеет значения, кем является человек, брахмачари, грихастхой или санньяси. Он должен стараться быть надежным слугой Господа Кришны.

 

  • Ведическая культура отнюдь не отвергает институт брака. Господь Брахма, Господь Шива и Ямарадж, которые описываются как махаджаны, являются грихастхами. Господь Гауранга был идеальным грихастхой, а позже идеальным санньяси. Многие спутники Господа Гауранги тоже были женаты. Грихастхой был Арджуна, царь и политик. Верховный Господь Кришна избрал Арджуну для передачи ему трансцендентного знания. Шрила Вьясадева был семейным человеком.
  • Служение на благо этой изначальной системе, таким образом, чтобы сознание Кришны, в конце концов, возобладало в современном обществе и наделило бы счастьем каждого, мы считаем нашим священным долгом.

3. Общий обзор обязанностей в грихастха ашраме:

 

  • Прежде всего, грихастха должен исполнять служение. Ашрам грихастх предполагает служение трем другим ашрамам и брахманам данного ашрама.
  • Описывается, что преданное служение в ашраме грихастх подобно преодолению возвышенности, ибо оно несет массу преград. Выполнение обязанностей дается нам порою весьма болезненно. Однако служение должно выполняться в духе отречения, с чувством ответственности и с правильным пониманием гармонии жизни в сознании Кришны.
  • Ашрам грихастх – это ашрам жертвования. Грихастха работает на благо каждого независимо от обстоятельств.
  • В ведической культуре делятся и отдают с осознанием того, что все во вселенной контролируется Господом и все принадлежит Ему, и что человеку следует принимать лишь то, без чего он не может обойтись. Каждому отведена его доля.
  • Главной обязанностью грихастх является постоянное повторение Святых Имен Господа, служение вайшнавам и Верховному Господу с опорой на поддержку членов семьи и на состояние, обретенное за счет благочестивых поступков.

 

4. Долги в грихастха ашраме:

 

Нельзя забывать о том, что, рождаясь на свет и живя в этом материальном мире, мы различным образом извлекаем пользу из большого количества источников. Отсюда возникает задолженность, растущая с течением всей жизни. [Комментарий; Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 22.141; Лекция по Бхагават Гите в Лос-Анджелесе, 1968]

 

 

  • Однако, Господь Чайтанья Махапрабху рекомендовал для этого века наиболее практичный способ расплаты с долгами. Все, что для этого нужно, это стать искренним преданным Верховного Господа Кришны, совершать санкиртана-ягью посредством повторения маха-мантры и, таким образом, освободиться от всех видов долгов.

 

  1. Жизнь в грихастха ашраме:

 

В писаниях обнаруживается множество наставлений (предписаний и запретов) для грихастх. Так как мы сосредоточены на преданном служении, то основное внимание, безусловно, уделяется тому, чтобы стать хорошим преданным Господа Кришны.

 

Важные предписания:

 

В силу их актуальности даже в наши дни, приведенные ниже предписания для духовного продвижения, имеют большое практическое значение.

 

  • Пробуждение рано утром и совершение омовения.
  • Приветствие и поклонение Божествам.
  • Внимательное и полное преданности повторение предписанного количества «кругов». Это жизненно важный аспект преданного служения!
  • Поклонение Туласи Деви.
  • Ежедневное слушание или чтение текстов писаний, таких как Шримад Бхагаватам и Бхагават Гита.
  • Предложение бхоги и почитание прасада, а также вайшнавов и брахманов.
  • Благотворительная деятельность в гуне благости.
  • Совершение жертвоприношений, наилучшим из которых является санкиртана-ягья. Преданное служение Господу – главный критерий жизни грихастх.

 

В сущности, «наме ручи, джива дайа и вайшнава сева».

 

Некоторые запреты:

 

  • Грихастхе не следует делать ничего, не связанного с Господом Кришной и без необходимости общаться с материалистами.
  • Преданный-грихастха должен выполнять свои предписанные обязанности и не проявлять безразличия ради так называемого «отречения».
  • Ему не стоит иметь чрезмерной привязанности к домашнему комфорту в окружении жены, детей, родственников и пр.

 

  1. Грихастха и поклонение Божествам:

 

Совершение преданного служения является важнейшим видом деятельности для грихастх. За шраванам, киртанам, смаранам и падасеванам следует процесс арчанам, т.е. поклонение Божествам. Шрила Прабхупада рекомендовал инициированным преданным следовать принципам Нарада панчаратры посредством поклонения Божествам в храме. Этот путь поклонения Божествам особенно рекомендовался для домохозяев, обладающих массой материальных благ. Для состоятельного семьянина почти ничего не стоит обзавестись роскошными параферналиями для пуджи. Менее обеспеченный человек также может заниматься поклонением Божествам в менее пышной форме, но с той же преданностью. В движении сознания Кришны есть брахмачари, ванапрастхи и санньяси, но поклонение Божествам в храме больше всего касается грихастх. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]

 

· Шрила Прабхупада утверждал, что, так как грихастхи сильно вовлечены в материальную деятельность, им следует заниматься поклонением Божествам. Преданным-грихастхам рекомендуется освоить процесс поклонения Божествам в соответствии с надлежащими предписаниями и наставлениями, полученными от духовного учителя. Особая цель, преследуемая в поклонения Божествам, это сохранение личной чистоты и непорочности. Преданные-грихастхи должны являть собой живой пример чистоты. [Шримад Бхагаватам, Комментарий к 7.5.24]

· Где следует заниматься поклонением Божествам? Если у человека есть Божества, то этот процесс легко осуществляется в домашних условиях. Однако, поклонение домашним Божествам уступает по значимости поклонению Божествам, которым принадлежит храм. Если грихастха живет не далеко от храма, то посещение храма и проходящих в нем праздников должно быть в центре его внимания.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!