Назовите знаменитого башкирского певца, с которым выступал Ш.Бабич?



 

                       

 

Ответ: Газиз АЛЬМУХАМЕТОВ

 

В 1914-1919 годах Бабич особенно часто печатался в журналах «Шура» и «Кар-мак» («Крючок»), публиковался и в других изданиях. В 1016 году Бабич выпустил подготовленный им сборник «Мешок смеха», куда включил юмористические произ-ведения различных писателей. Прославился он также как несравненный фельетонист, публикуя свои произведения под псевдонимами «Шопша», «Бэбэй-чуб», «Башкорт» и др.

Таким образом, в годы учебы в Уфе стремительно росло поэтическое мастерство Бабича и он стал в ряд ведущих сил литературного движения.

В 1916 году после окончания медресе «Галлия» Шайхзада Бабич год учитель-ствовал в Троицке. Здесь же он встретил Февральскую революцию, написал востор-женные стихи о свободе, которую принесло угнетенным народам свержение царя, выпус-кал газету «Хор миллят» («Вольная нация»), участвовал в демонстрациях.

В августе 1917 года по приглашению журнала «Кармак» поэт приехал в Оренбург. Этот город, свидетель многих сложных событий в истории башкир, в момент приезда Бабича был одним из признанных и культурных центров башкир и татар наряду с Уфой и Казанью. И хотя сюда притягивал Бабича прежде всего журнал «Кармак», проработал он в редакции недолго. Столкновения новых исторических событий повернули судьбу поэта.

Свержение царского трона резко усилило в России национальные движения. В это время среди башкир борьба за землю и за национальную свободу приняла широкий раз-мах. Башкирское национальное движение, которое возглавил Заки Валиди, оказалось одним из наиболее организованных, оно было в авангарде национальных движений в России. Башкирский народ готов был с оружием в руках осуществить свои многовековые чаяния и требования.

Кто возглавил башкирское национальное движение?

 

           

 

Ответ: Заки ВАЛИДИ

 

Башкирское национально-освободительное движение распространилось по об-ширной территории Башкортостана от гайнинских башкир на севере и до Туксорана на юге, от ялан-катайцев на востоке и до самарских башкир на Западе. Центром движения стал Оренбург. Здесь в середине ноября по инициативе башкирских лидеров был возвращен народу Каравансарай, было объявлено об автономии Башкортостана. Приказы Шуро распространялись в народе, 8-20 декабря с большим подъемом прошел в Орен-бурге третий башкирский курултай. Бабич оказался в самой гуще этих событий. Он развил энергичную деятельность как секретарь Центрального Башкирского Шуро, как один из ведущих журналистов «Башкорт». В 1917 году он много сил вложил в создание организации молодых башкир «Тулкын» («Волна»). 18 декабря на всебашкирском курул-тае она была официально объявлена. В написанной рукой Бабича декларации был при-зыв: «Вдохновляйте «Волну» («Тулкын») и волнуйте башкирский мир!». Это общество сделало важные шаги по изданию книг на башкирском языке. В результате деятельности этой организации увидел свет первый сборник Шайхзады Бабича «Молодой Башкор-тостан. Голубые песни» (1918, Оренбург), где часть стихов была напечатана по-баш-кирски.

За свою короткую жизнь Бабичу пришлось пройти нелегкий путь поисков и испы-таний, преодолеть различные трудности. Особенно серьезным испытанием для поэта было его участие в башкирском национально-освободительном движении, и он с честью выдержал его.

Организованное в 1917 году башкирское национальное движение своими корнями уходило в глубь веков и главными требованиями в этой долгой борьбе, были вопросы земли и свободы Башкортостана. Расхищение земель, национальный гнет были той горькой правдой, которую Шайхзада впитал в колыбели с молоком матери. Поэт был свидетелем кровавых событий из-за земли в 1905-1907 гг. в Бирском уезде, и они оста-вили неизгладимый след в его душе. В 1917 году, когда вопросы о земле и свободе были поставлены особенно остро, это тема заняла центральное место в творчестве поэта. Без земли нет свободы. Размышления поэта о свободе и равенстве органично связаны с образом земли. «Отстоим свою землю – останемся, иного выхода у нас нет», - так откры-то писал он, не прибегая к громогласным призывам. Его размышления продолжили тра-диции башкирского фольклора, где тема земли присутствовала всегда.

В борьбе за родную землю – основу жизнедеятельности нации – поэт Бабич стал воином и в огненных схватках прошел тяжелый путь, увидел и пережил тяжелые дни. Достойно выполнить долг поэты и воина – такая традиция в нашем народе идет из глубины веков. От Салавата до Мустая Карима. Великий сын башкир Заки Валиди также был ученым и воином. Для Бабичевых, из которых Илекей дошел до Парижа, воинская доблесть, воинский долг были своеобразным родовым знаком.

Если поэтический дар Бабича идет, как говорится, от бога, то воином стал он по необходимости. Когда родной народ поднялся на священную борьбу за свободу, стихи Бабича явились боевым кличем этого движения. Древние говорили: «Тот не сэсэн, чей голос не слышен во время сражений». Во время национального подъема Бабич чувство-вал ответственность, трагические события были для него не только испытанием, но и средством, которые как бы отточили его перо. В книгу «Молодой Башкортостан» вошли такие стихи, как «Дорогому кураю», «Башкортостан», «Салават батыр», «Неожидан-ность», в каждой строке которых ощущается дух родной земли. В 1917-1918 годах в поэзии Бабича практически не встречается юмор, в эти трагические дни мысли поэта носят тревожный характер. Вошедшие в книгу «Молодой Башкортостан» стихи «Та-тарину, который против независимости Башкортостана», «Список 9», «Специально мюридам казанской платформы» на долгие годы стали одной из выдуманных причин, чтобы приклеить к имени Бабича ярлык националиста. Но в словах «Татарину, который против независимости Башкортостана», конечно же, не имелся в виду весь татарский народ. Да и не могло быть никакой ненависти поэта к целому народу. С юных лет Бабич любил татарскую литературу, и особенно – творчество великого Г.Тукая. в этих стихах поэт защищает самостоятельность Башкортостана, вступает в борьбу с теми политичес-кими группировками, которые отрицали право башкирского народа на равенство.

В письменной башкирской поэзии Бабич первым создал образ Башкортостана. Даже проходя через кровавые бои, поэт всегда говорил: «Башкортостан – страна цветов». Он много страдал, но не сомневался в правильности своей цели, не отступал от выб-ранного пути.

Башкирские воины, прошедшие все круги ада, 18 февраля 1919 года перешли на сторону красных. В этот период Бабич написал большое стихотворение «Обращение к башкирскому народу в связи с соглашением с большевиками». Стихотворение в виде листовок распространялось в воинских частях и в аулах. Велико было значение этого произведения. В нем разъясняется политическая обстановка тех дней, рассказывается о корнях освободительного движения башкир, воспевается духовный подъем нации («Нет, не продал башкир своего имени, стремительно вышел на площадь борьбы!»). если вдуматься, вся поэзия Бабича – это признание в любви к своему народу.

Приказом Военно-революционного Комитета Башкортостана от 25 февраля 1919 года Бабич назначается на работу в отдел печати Башревкома. Но здесь ему не было суждено работать долго. Перейдя линию фронта, воины так и не обрели спокойной жизни. Казалось, они спаслись от ада белых, но к ним уже добиралось пламя новой преисподней, замахнулась дубина красных войск. Во время гражданской войны Баш-кортостан с одной стороны грабили белые, с другой – красные. В этом пекле и оборва-лась жизнь Бабича.

24 марта 1919 года Бабич, погрузив архив и типографию Башкирского прави-тельства, в сопровождении группы всадников направляется в Темясово в Красную ме-четь (Мраково). По пути, любуясь сверкающим под весенним солнцем Уралом, поэт мечтательно говорил: «Я обязательно приеду в эти края. Приеду, когда леса оденутся в листву, когда зацветет черемуха на берегах Сакмары. И тогда родится большое стихотворение об Урале!».

К сожалению, он не успел осуществить свою мечту. При приближении к Преобра-женскому (Зилаир) Шайхзада Бабич и его спутники были схвачены и по приказы крас-ных командиров, жаждущих крови башкирского народа, в числе сотен башкирских муж-чин двадцатичетырехлетний поэт был зверски замучен на каменистой площади Зилаира.

Живые закрывают глаза мертвым, мертвые на многое открывают глаза живым. Башкирский народ не смог в момент прощания закрыть глаза своему любимому поэту, похоронить его по-людски.

Бабич же своей яркой жизнью и творчеством, своей борьбой на пути к свободе и гибелью на этом пути многим действительно открыл глаза, напомнив, что борьба будет нелегкой, предупреждая, что на каждом шагу придется сталкиваться с коварством, под-лостью, изменой, призывая родной народ к бдительности и единству.

Творческий рост Бабича шел в тесной связи с общественным движением тех лет, и в его биографии отразилась духовная биография нации. Каждый шаг поэта был связан тесными узами с теми важными изменениями, происходившими в судьбе нации.

Бабич-поэт, Бабич-фельетонист, Бабич-музыкант, Бабич-фольклорист, Бабич-пе-дагог… За свою короткую жизнь он успел свершить очень многое. Чрезвычайно широк был духовный мир поэта, его цели, и идеалы всегда находились на высочайшем уровне. За свою короткую жизнь ему посчастливилось быть вместе с такими крупными лич-ностями как Заки Валиди, Риза Фахретдинов, Мухаметша Бурангулов, Галимьян Ибрагимов, Дэрдменд, Мажит Гафури, Зияя Камали, Абдулкадир Инан, Хабибулла Габитов, Газиз Альмухаметов, Багбустан, Мусса Муртазин, Сагит Мрясов, Шариф Манатов, Юнус Бикбов, узбекский поэт Чулпан, казахский писатель Мухтар Ауэзов, ощутить их душевное тепло, поделиться с ними светом своей музы. Перелистав не-которые страницы жизни и творчества Бабича, можно назвать главное, что их объе-диняет. Главное качество – народность. Его стихи были с башкирскими воинами и во время гражданской войны, и в годы Великой Отечественной, а память о нем сохранилась в сердце народа даже в самые жестокие годы.

Судьба Бабича, родившегося со знаком добра – в рубашке, оказалась трагичной, но ее нельзя назвать несчастливой. Последние годы жизни поэта пришлись на распутицу, когда менялись пути исторического развития. Даже в этом бурном потоке Бабич рвался вперед, прыгая с льдины на льдину. Он творил вдохновенно, озаряя тьму, как про-мелькнувший метеор. Такие мгновения в жизни нации наступают раз в столетия.

Как будто в этот мир наш великий поэт Шайхзада Бабич явился для того, чтобы, пожертвовать собой, воплотить в себе светлые надежды нашего народа, неустанные поиски его ума, его силу и вдохновение, талант и щедрость, свободолюбивую натуру, его взлеты и крушения на путях истории, его страдания в окружении коварства, зависти, его неутоленную жажду счастья!


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!