Назовите татарского поэта, который был наставников в поэзии Ш.Бабича?



 

         

 

Ответ: Габдулла ТУКАЙ

 

Еще в первых произведениях Бабича ясно просматривались два направления: на-сышенная острыми переживаниями и мыслями лирика и меткая сатира.

В 1910 году Бабич покидает родной аул, медресе отца и отправляется в казахские степи. В летние месяцы 1910 и 1913 гг. он живет в уале Дусенбай близ Тургая у казаха по имени Муртаза и учит детей.

В те годы, сколько башкирских писателей нашло приют у щедрых душой, гос-теприимных казахов, живших в бескрайних степях…Акмулла, Бурангул, Гафури, Юл-тый, Янаби, Кудаш, Гумер… Влюбленный в песни и музыку Бабич буквально с первых дней окунается в поэтический мир, который так богат был в этих живописных местах, с наслаждением слушает поэтические состязания акынов, с радостью, словно наткнув-шись на большое богатство, заносит в тетрадь остроумные слова и выражения. В первый стихотворный сборник входят многие стихи, написанные как раз в этот период.

Но ни необъятные казахские степи, ни богатство фольклора живших здесь людей не могли надолго успокоить Бабича. Порыв и стремление в неизвестность, тревога и бес-покойство, отступившие на какое-то время, снова охватили его. В 1910 году в стихотво-рении «Жалоба» юный поэт пишет:

Возмужав, свое солнце неожиданно я потерял,

В эти дни над моей головой лишь запятнанная луна.

Сейчас моя душа стынет как лед, грубеет как камень.

Меня кругом окружает чёрная тургайская земля.

Юноша, с надеждой и волнением вступивший в большую жизнь, теряет солнце… Даже луна оказывается грязной, запятнанной. Только что раскинувшаяся зеленым ков-ром тургайская степь сегодня предстала его глазам в мрачном черном цвете. В стихот-ворении, написанном Бабичем в неполных шестнадцать лет («Закатились сто девяносто месяцев моей жизни»), поэт сумел в нескольких строчках мастерски передать душевные потрясения повзрослевшего человека.

Юноша в поисках солнца… С такими устремлениями Бабич вступил на твор-ческий путь и в пору создания своих первых произведений он особенно жаждал солнца и света. Но его боли и страдания, созвучные переживаниям многих башкирских поэтов, пришедших в литературу в мрачные годы, только начинались.

Осенью 1911 года Шайхзада Бабич становится шакирдом медресе. В этом прог-рессивном медресе, широко известном среди российских мусульман, воспитывались много будущих поэтов, лингвистов, фольклористов, журналистов, педагогов. Вместе с татарами и башкирами здесь учились казахи, узбеки, туркмены, азербайджанцы, Кир-гизы, черкесы, крымские татары и шакирды других национальностей. За короткое время это учебное заведение дало башкирской и татарской культуре много видных людей. Здесь обучались много будущих писателей, ученых, журналистов, педагогов: Мажит Гафури, Галимжан Ибрагимов, Хабибулла Габитов, Гизетдин Исянбирдин, Сайфи Кудаш, Зияя Ярмаки, Зияя Уммати, Васим Султанов, Гибат Алпаров и другие.

Назовите медресе, в котором учился Ш.Бабич?

 

         

 

Ответ: ГАЛИЯ

 

Среди шакирдов Шайхзада Бабич очень скоро стал самой заметной личностью. Он всегда был первым в выпуске рукописных журналов «Крючок», «Парлак», в органи-зации концертов «Кружка национальных мелодий, сцены и литературы». Остроумный, музыкально одаренный Шайхзада читает стихи, виртуозно играет на музыкальном инст-рументе и тут же импровизирует песни, поет их своим низким голосом. Очень наблю-дательный, острый на язык как сэсэн, он метко высмеивает недостатки не только в мед-ресе, но и всего народа. Но ставший знаменитым этот шакирд вовсе не проводит время в медресе впустую. У него на счету был каждый час, потому что впереди была большая цель. Светлая библиотека медресе стала его любимым местом. Он близко общается с Г.Ибрагимовым, который с 1915 года стал преподавать здесь и сыграл значительную роль в дальнейшем творческом развитии Бабича.

На каком музыкальном инструменте играл Ш.Бабич?

 

                 

 

Ответ: МАНДОЛИНА

 

Да, Бабич жил окрылено, самозабвенно, словно зная, что ему суждена короткая жизнь. Во время летних каникул он задерживался в родном доме не больше двух-трех дней, уезжал то в Дюртюли, то в Бирск, встречался с людьми, снова побывал в казахских степях, отправлялся в уральские горы, на берега Яика, Сакмары, на башкирские летние пастбища – яйляу. И в жизни, и в поэзии тот же порыв, та же окрыленность.

Талантливый Бабич, крылатый Бабич… не случайно и его мандолину прозвали крылатой. «Душа моя, не оставайся здесь, взлетай ввысь, ввысь, ввысь!» - писал поэт. Преобладающие в его поэзии чувства – метания между землей и небом, страдания в несправедливом, удушливом окружении, безудержное стремление вперед, к будущему.

Такое сложное понятие, как творческий путь художника, никогда не представляет собой легкую и гладкую дорогу. Но у большого таланта рождаются произведения, опре-деляющие этапы его роста, новые вехи его развития. Одним из таких центральных про-изведений Бабича является стихотворение «Моему народу», написанное в 1914 году. С этого стихотворения и началась настоящая творческая зрелость поэта. В нем особенно четко определена эстетическая программа поэта, отчетливо прослеживаются корни его творчества.

Всю свою жизнь Бабич преклонялся перед народом, который превратился в ог-ромную его любовь, и все мысли и чувства поэта были неотделимы от этого.

Творчество Бабича этого периода – не просто вереница лет, они напоминают со-бой своеобразную лестницу, которая вела к расширению кругозора поэта, укреплению его убеждений. Если в 1914 году поэт встретил с высоким стремлением «Ради народа!» то в 1915 он обращается к современникам с призывом «Ради счастья проведи отныне жизнь свою короткую в борьбе!». В 1916 году в известных стихотворениях «Жду», «Для кого?» устремления поэта приобретают еще большую жизненность и остроту.

В 1905-1907 гг. под влиянием первой русской революции угнетенные нации поднялись на борьбу за землю и свободу, в них пробудилось национальное само-сознание. Развитие самосознания башкирского народа выдвинуло перед ним наряду с земельным вопросом проблемы создания на родном языке печати и книгоиздания, развитие родной литературы, культуры и просвещения. Миссионерская политика рус-ского самодержавия и попытки татарских шовинистов игнорировать башкирский народ коварно препятствовали развитию нации. В те годы башкирский народ находился как бы между двух огней, в этом окружении старался не потерять собственного лица, искал дорогу в будущее.

Шайхзада Бабич, естественно, не мог оставаться в стороне от ожесточенных спо-ров о судьбе башкир, где порой допускались оскорбительные выпады против них. В одном из своих стихотворений, написанном в 1916 году, каждая строка полна любви к родному народу, верой и надеждой в его будущее. Это произведение – одно из лучших не только в творчестве поэта, но и во всей башкирской лирике.

Назовите это стихотворение:

 

     

 

Ответ: ЖДУ

 

То, что это стихотворение написано на башкирском языке, подняло его до уровня исторического факта на пути дальнейшего развития национальной литературы. Когда еще нередко раздавались голоса тех, кто призывал не признавать самобытность, самос-тоятельность башкирского языка, у Бабича хватило решимости и смелости написать стихотворение на башкирском языке и предложить его в печать.

В стихотворении «Прошедшие дни» Бабич говорит, что «будучи наследником пророка, люди, в пороках обогнали самого дьявола». Во многих его произведениях боль-шое место занимают темы проклятия мира социального неравенства, непринятия его и ухода в неизвестность, усталости от жизни, поиска фантастических миров. Подобные мучительные размышления по-своему отражали поиски башкирской интеллигенции начала века, особенно в годы первой мировой войны, и такие стихи Бабича выражали сущность башкирского романтизма.

Уже во время учебы в медресе «Галлия» Бабич предстал перед современниками как остроумный поэт, мастерски читающий свои стихи со сцены. В свою эпоху Бабич был самым популярным поэтом среди башкир и татар и завоевал такую славу, прежде всего своими сатирическими и юмористическими произведениями. Удивляться этому не приходится, потому что такие стихи доходят до читателя легче, чем лирика, и их ауди-тория намного шире.

В 1914-1919 годах Бабич снискал себе большую популярность именно как сати-рик и юморист на сценах Уфы, Оренбурга, Троицка, Бирска, Темясова, в аулах, на раз-ных празднествах люди как завороженные слушали выступления поэта, когда он расска-зывал наизусть не только стихи, но и большую поэму «Газазил». В сущности, Бабич был первым, кто в башкирской поэзии возвел исполнение стихов со сцены до уровня нас-тоящего искусства, он мог один вести целые вечера. Имя поэта передавалось из уст в уста.

Как по своему содержанию, так и по звучанию поэзии Бабича было абсолютно но-вым явлением. Его сценическая деятельность также оказалась новаторством. Он сумел найти совершенно новые возможности, чтобы полнее донести поэзию до читателей. Осо-бенно большим успехом пользовались его совместные выступления со знаменитым баш-кирским певцом. Выступая перед публикой, Бабич творчески развивал традиции сэсэнов, его поиски были созвучны также с поэзией Акмуллы. Разница в следующем: если Ак-мулла своими выступлениями покорял людей в степи, на селе, то Бабичу бурно руко-плескали и на селе, и в городе, и в степи, и на сцене.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!