История термина «Киевская Русь»



Костромской государственный университет

ИГНиСТ

Кафедра истории

Реферат

Почему Древняя Русь была Киевской

Выполнил:

студент 2 курса

группы 20-ибо-1

Бобыльков А.А.

Проверил:

профессор Белов А.М.

 

Кострома,

2021

План

Цели и задачи                                                                                                             3                                                                                                                  

Введение                                                                                                                 4

1. История термина «Киевская Русь»                                                                 6

2. Факторы возвышения Киева как столицы единого Древнерусского государства

2.1. Торгово-экономическое положение                                                  10           

2.2.Высокий авторитет князя в качестве собирателя земель и защитника от набегов кочевников                                                       16

2.3. Полновластное правление                                                                   19

Заключение                                                                                                        20                                                  

Список использованных источников и литературы                                      22                                                     

 

 

2

Цель и задачи данного реферата

Цель: выявить происхождение термина «Киевская Русь» и причины, способствовавшие избранию Киева столицей Древнерусского государства.

Задачи:

1. Собрать и изучить источники по данной тематике.

2. Проследить и описать эволюцию термина «Киевская Русь» и причины употребления именно такого названия.

3. Выявить факторы, определившие становление Киева в качестве столицы и княжеской резиденции.

4. Описать каждый из факторов.

5. Упомянуть события, способствовавшие утрате актуальности данных факторов на протяжении истории и приведшие к отделению Киева от России.

6. Обобщить результаты исследования в заключении.

3

Введение

Древняя Русь, несомненно, была одним из наиболее крупных государственных образований своего времени. Её правители обладали мощным политическим и экономическим влиянием, а некогда разрозненные славянские племена, объединившись, наконец, под властью киевского князя, стали представлять собой внушительную военную силу, которая могла на равных тягаться даже с Византийской империей – могущественнейшим государством в раннем Средневековье. О торговых богатствах Руси, её самостоятельном характере, независимом настроении народа и необъятных просторах упоминали в своих работах многие купцы, религиозные деятели и политические персоны.

Несмотря на столь серьёзное могущество, до сих пор изначальная история Древней Руси покрыта мраком и загадкой. Даже сейчас при изучении истории древнерусского государства у неопытных людей возникают резонные вопросы: почему именно Киев стал «матерью городов русских», если предки князей начали править в Ладоге, или по какой причине этот город сразу не смог возвыситься до центра всего восточнославянского мира, или почему на современной территории некогда Киевского княжества проживают украинцы, а не русские, как в России?

Последний вопрос приобретает всё большую актуальность в наши дни. Несомненно, сейчас именно Российская Федерация ассоциируется почти у всех людей на планете с прямым потомком так называемой Киевской Руси. Однако слово «почти» упомянуто не случайно. Современная Украина известна своим стремлением переписать историю по собственным нравам даже вопреки логике и здравому смыслу. Политические агитаторы, пропаганда в СМИ, неонацистские псевдоэксперты постоянно говорят в своих статьях, беседах, расследованиях и «научных» работах о тех или иных древних находках, этимологических заключениях и безграмотных выводах, подчёркивающих «высокий статус украинцев, как истинных потомков жителей Древней Руси».

4

Конечно же, ни одна из этих работ не выдерживает научной критики и здравого осуждения, но пропаганда способна легко закрепляться в блеклых умах неопытных и юных граждан, в ходе чего они, в будущем, начинают отстаивать такие идеи, как единственно правильные и обоснованные. И, самое ужасное, что даже среди российской молодёжи встречаются те, кто попросту не желает грамотно изучить этот вопрос, а сразу признаёт правоту данных авторов, не высказывая сомнений и не требуя чётко сформулированной доказательной базы.

882 год официально вошёл в нашу историю как дата образования Руси. Олег, «то ли воевода, то ли родственник Рюрика» (первого русского князя, «призванного из-за моря»), в ходе похода на юг подчинил себе Смоленск, Любеч, и, добравшись до Киева, обманным путём выманил и убил местных правителей, Аскольда и Дира; а затем начал политику объединения славянских племён под властью Киева, сказав: «Да буде это мать городам русским». На первый взгляд, такое решение о размещении столичного центра может показаться достаточно необычным для человека, прибывшего из-под Новгорода и, казалось бы, всем обязанного жителям именно той земли. Однако при составлении столь стремительных обобщений следует учитывать характерные для данного времени политические реалии и сложившуюся экономическую ситуацию вокруг Киева. Лишь рассмотрев данные факторы, можно прийти к правильному выводу о степени влияния тех или иных обстоятельств на мнение первого верховного киевского князя.

В данной работе мы постараемся выявить происхождение самого термина «Киевская Русь», рассмотреть тезисы его распространения, обосновать причины объединения славянских племён под властью киевского князя, изучить особенности Киева, способствовавшие его превращению в центр древнерусского государства, а также упомянуть события, которые привели к делению некогда единого народа на русских, украинцев и белорусов.

5

История термина «Киевская Русь»

При детальном рассмотрении древних источников, касающихся истории нашего государства, становится очевидным отсутствием самого упоминания такого словосочетания как «Киевская Русь». Страну свою наши далекие предки называли очень просто и очень коротко - Русь. Если хотели выразиться покрасивее, то говорили - Русская земля. Именно таким оборотом часто пользовался, например, безымянный автор «Слова о полку Игореве». У соседей были свои названия в ходу – Русия («Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окружённом озером»1), Гардарики («страна городов»). Греки в Царьграде в своих источниках упоминали «Россия» («[Знай], что пачинакиты стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб»2). Потом это греческое название проникло на Русь и стало настолько популярным, что и поныне используется в качестве официального названия страны. А вот названия «Киевская Русь» не было, пока в 1837 году его не предложил профессор недавно созданного Киевского университета Михаил Александрович Максимович в своём труде «Откуда идет русская земля. По сказанию Несторовой повести и другим старинным писаниям русским».

Примечательно, что исследователь позиционировал себя не как специалист по истории, а как ботаник. Десять лет он занимался гербариями, собрал огромную коллекцию, описал сотни видов растений, дорос в итоге до заведующего кафедрой ботаники Московского университета. Первой монографией Максимовича стала книга «Главные основания зоологии» (1824 год). В 1827 году Михаил Александрович опубликовал в различных журналах «Размышления о природе», которые представляли из себя сочинения философа-натуралиста. Его магистерская диссертация «О системах

6

растительного царства» считается выдающейся ботанической работой того времени. Это была первая в России ботаническая диссертация, написанная не на латыни, а на русском языке. Им также был опубликован двухтомный труд "Основы ботаники". А параллельно Максимович популяризировал украинский фольклор, который с детства знал и любил. В 1834 году он выпустил сборник "Украинские народные песни". Именно этим он и привлёк к себе пристальное внимание графа Уварова, который как раз раздумывал, кого бы ему назначить ректором будущего Киевского университета.

Интересно и то, что проработал Максимович на посту ректора всего лишь 13 месяцев. Но это послужило для него достаточным поводом заняться исследованиями древнерусской истории и словесности. Он даже лично ездил на археологические раскопки. Термин «Киевская Русь» пришел Максимовичу в голову, когда он пытался сообразить, как бы обозначить разные периоды существования Древнерусского государства. В качестве простейшего решения он и предложил указывать перед словом «Русь» прилагательное, образованное от географического положения актуальной на тот момент столицы: «Новгородская Русь», «Киевская Русь», «Владимирская Русь», «Московская Русь» («Из всего сказанного видно, кажется, что Землею Русскою назвалась сначала Киевская или Полянская земля, а не Новогородская…»3). Ни о каком стремлении разделить всеобщую историю России на события в жизни отдельных народов, конечно, в то время не могло идти и речи.

В 50-60 годы XIX века такие авторитетные русские историки как Погодин, Соловьёв, Ключевский стали использовать это определение в исключительно хронологическом смысле отделяя домонгольский период истории Руси и послемонгольский, введя при этом сугубо научные термины «Московская Русь», «Литовская Русь». При этом само данное словосочетание в то время не использовалось представителями украинствующей историографии - тот

7

же Грушевский термин "Киевская Русь" не употреблял. В советскую эпоху в среде историков возникает ещё несколько названий древнерусского государства, и наиболее ходовыми были "Империя Рюриковичей" и "Киевская Русь" за авторством академика Грекова в работах 30-х годов, и особенно после выхода его исторического труда 1939 года "Киевская Русь" и "Культура Киевской Руси" 1944 года. А так как Борис Греков во время Сталина фактически возглавлял советскую историческую школу, то именно благодаря товарищу Сталину в исторической науке и закрепилась "Киевская Русь" как название древнерусского государства, которая была подхвачена авторами школьных и вузовских учебников СССР.

Практически всем опытным историкам известно, что фактическое формирование украинского и белорусского этносов происходит на протяжении XIV-XVII веков. Между реками Западной Двиной и Вислой жили литовские племена, которые в середине XIII века объединились в Великое княжество Литовское для того, чтобы обороняться от немецких рыцарей. Ко второй половине XIV века, при князе Гедимине, оно достигло огромного размера: под властью Великого княжества Литовского (в связи с монголо-татарским игом) оказались земли бывшего Киевского государства, в которых складывались и развивались украинская и белорусская народности, а также Западная Русь со Смоленском. Однако по мере усиления Московского княжества и расширения его территорий, в том числе, и за счёт присоединённых к Литве земель, литовские феодалы всё яростнее стремились ограничить национальное самосознание подчинённых им областей, навязывая свою идеологию и искажая русский язык, что и способствовало разделению некогда единого народа на три ветви. Лишь в XVII веке, после восстания Богдана Хмельницкого и начала очередной русско-польской войны, 18 января 1654 года на Переяславской Раде было

8

принято решение о воссоединении Украины с Россией, хотя включение определённых территорий, на которых ныне проживают украинцы, продолжалось и дальше… До 1917 г. термина «украинский народ» не было ни в одной энциклопедии, на всей территории России, Великой, Малой и Белой, проживали русские, имеющие свои территориальные, языковые и бытовые особенности. Украинизация была частью широкой программы так называемой коренизации — изначальной политики большевиков в республиках, призванной обеспечить национальный облик советской власти. В рамках коренизации разрабатывались национальные письменные языки, на которых и велась программа всесоюзной ликвидации безграмотности в различных регионах. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что данная кампания была свёрнута фактически уже в 1933 году из-за роста националистических настроений в ряде республик. К началу 80-х годов, одновременно с упадком советской культуры эти настроения вновь начинают расти, что, в конце концов, заканчивается развалом Советского союза в 1991 году…

Все эти события, конечно же, не уживаются в головах нынешних украинских властей, которые стремятся всячески возвысить характеристику собственного народа даже путём фальсификации достоверных сведений и приватизации нашей, отечественной истории, дабы быть единственными и неповторимыми наследниками "Киевской Руси". И всего лишь одно небольшое изменение понятий в труде Максимовича и последующих исследованиях деятелей столь ненавистной им советской эпохи они готовы подменять под якобы достоверные данные о своей идентичности и исторической суверенности.

 

 

9


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!