Ответы для практического занятия



Ответы на вопросы (практика №1)

Вопросы

Почему проблема диалога является одной из наиболее важных в гуманитарных дисциплинах рубежа веков?

Чем, с точки зрения современного психолога Д.А. Леонтьева, «педагогика сотрудничества», а также различные родственные ей образовательные практики отличаются от традиционной педагогической деятельности?

Что такое смыслодеятельность в интерпретации современной гуманитарной науки?

Как интерпретируют понятие учебного диалога сторонники Школы диалога культур?

С какой проблемой может столкнуться словесник, делающий ставку на учебный диалог?

1.Диалогические отношения, по словам М.М. Бахтина, «почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение <...>. Где начинается сознание, там <...> начинается и диалог» .

Известный русский мыслитель рассматривал личность как «говорящее бытие», определяющее контекст важнейших проблем гуманитарной науки, поскольку именно в диалоге происходит ходит «взаимное утверждение двух и множества «я», двух и множества бесконечностей (как равноправных)» .

2. В последнее время внимание гуманитариев особенно привлекает проблема диалога в контексте альтернативных технологических стратегий современного образования, прежде всего связанных с актуальными вопросами коммуникативной дидактики, развивающего обучения и так называемой «педагогики сотрудничества», качественно отличающейся от традиционной педагогической деятельности, монологической по своей сути. «Если в традиционной модели обучения, — пишет современный психолог Д. А.Леонтьев, — учитель вместе с задачей противостоит деятельности ученика, то в модели «педагогики сотрудничества» и учитель, и ученик находятся, образно выражаясь, «по одну сторону» их общей деятельности, совместно противостоят задаче. Их отношения между собой имеют при этом все характеристики субъект-субъектного отношения. В ходе совместного решения учебных задач происходит как бы перераспределение деятельности <...>. Центр тяжести работы педагога при таком построении обучения смещается с трансляции предметного содержания на организацию истинно совместной деятельности по освоению этого содержания, в частности на создание и укрепление общего смыслового фонда».

3. Учебная деятельность интерпретируется здесь как смыслодеятельность, то есть как совместная деятельность равноправных сознаний педагога и учащихся, ориентированная на созидание, а не на воспроизведение смысловой основы рассматриваемого предмета, проблемы, задачи, аспекта и т. п. По своей процессуальной природе она альтернативна методам и формам «совместно-разделенной деятельности, возникающей в стихии обычного урока» . Учебная деятельность при таком подходе осуществляется только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу.

4. Учебным диалогом известный педагог называет такую форму обучения, при которой проблемные задачи ставятся в виде нерешенных парадоксов. Сформулированные на уроке вопросы обсуждаются учителем и учениками «в споре с субъектом иной культуры, в результате чего ребенок вступает в общение с чужим культурологическим смыслом в сознании; <...> обсуждение конкретного предмета доводится до столкновения различных субъектов логики, способов видения мира в целом; учащиеся выдвигают свои варианты решения проблемы, концентрируя свой образ «мира в целом» вначале в вынесенной вовне конструкции внутренней речи, «образе-монстре» (И. Лакатос), перерастающем затем в развернутую концепцию начала изучаемого предмета» .

5. многие аспекты учебного диалога еще слабо изучены, а некоторые из них даже не выведены «на поверхность» гуманитарных наук, занимающихся рассмотрением вопросов современного образования. Так, до сих пор не найдены оптимальные варианты преодоления разрыва «между развитой в культурологии и философии концепцией диалогического мышления и разнообразными проекциями этой концепции в плоскость научной психологии» и, что особенно важно, в плоскость преподавания конкретного учебного предмета. Поэтому, по справедливому замечанию С.Ю. Курганова, педагогу-практику, проводящему уроки-диалоги, приходится «совершать головокружительные прыжки от идей диалога как всеобщей формы мышления к проведению конкретных уроков математики, литературы, истории»

Ответы для практического занятия

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!