Дополнительные манипуляции с Агнцем во время 18 кафизмы.



1) это перенос Агнца с дискоса на другой дискос;

2) каждение вокруг престола Агнца 3-ри раза;

3) перенос Агнца с престола на жертвенник, чтобы потом во время Великого Входа перенести обратно тот же самый Агнец обратно на престол.

Хотя согласно Служебнику, Преждеосвященные Дары должны храниться в артофории (слав. хлебоносец ) на жертвеннике, но на практике они хранятся на св. престоле на отдельном дискосе, под специальным колпаком).

Проблематика Св. Чаши на ЛПД.

В современной литургической практике нашло свое выражение воззрение, что в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров — освященное вино, а не Кровь Христова.

Именно потому тот священнослужитель, который потребляет Дары, не испивает из Чаши сразу по причащении.

Также священник, когда испивает из Чаши сразу по причащении, ничего не произносит.

Наконец, именно потому на данной литургии не причащают младенцев: так как младенцев принято причащать Святой Кровью, а в данном случае в Чаше, как считается, не Кровь Христова, а освященное вино.

Так же и по чисто практическим соображениям: причастившись Преждеосвященного Хлеба и не запив, диакон затем произносит целый ряд возгласов литургии, что чревато утратой не вполне проглоченных - поскольку они были приняты практически сухими - частиц Св. Хлеба при прохождении потока воздуха через ротовую полость.

Следует заметить, что такое воззрение, несмотря на его принятие богослужебной практикой, далеко не всегда имело место в Православной Церкви.

Уже само положение в Чашу частицы «Иисус» позволяет говорить о том, что ее содержимое — более чем просто освященное вино.

В греческой церковной практике и в России до 2-й половины XVII века имел место совсем иной взгляд: признавалось, что вино в Чаше после вложения частицы «Иисус» претворяется в Святую Кровь, так что во время причащения духовенства в Потире находится Кровь Христова.

В первоначальной практике Преждеосвященный Агнец, который во время Преждеосвященной литургии погружали в Чашу, вообще не напаялся Св. Кровью.

В древности христиане почти никогда не хранили Св. Кровь, поскольку это было весьма затруднительно: обратно в кувшин с вином ее уже не выльешь, а в Чаше она сохнет и т. п. Хранили только Тело.

Литургической науке прекрасно известно о существовании древней практики причащения христиан на дому, или «самопричащения», при этом в монашеской практике для этого возник чин «Изобразительных».

Итак, чин литургии Преждеосвященных Даров появился для того, чтобы получить Св. Кровь без полной литургии (хотя это сомнительная причина). Кровь получали через погружение в Чашу с вином Преждеосвященного Агнца, который заранее Кровью не напаялся.

После 12 века начала распространяться практика все-таки немного напаять Преждеосвященный Агнец Св. Кровью.

Именно такое, почти что символическое, напаение предусмотрено и принятым в Русской Православной Церкви Служебником: согласно его указанию, священнику предписывается не напаять Агнец, а только лишь, омочив лжицу в Св. Крови, нарисовать на Агнце знак Креста – и всё!

Переход от Хлеба к напаению Агнца.

К XIV в. древняя традиция хранения Преждеосвященных агнцев без их напаения Св. Кровью окончательно ушла из практики.

Но с повсеместным установлением традиции напаять Преждеосвященный агнец Св. Кровью его помещение в чашу влекло за собой уже не только физический контакт освященного Хлеба с неосвященным вином, но и смешение частиц жидкости, т. е. Св. Крови, находящейся в Преждеосвященном агнце, с жидкостью в чаше. Тем самым вопрос о том, как и почему освящается чаша, должен был быть окончательно снят.

Следов., при совершении Л. П. Д. священник должен причащаться из чаши так же, как на полной литургии.

Поздневизант. литургический комментатор свт. Симеон Солунский описывает Л. П. Д. следующим образом:

«Совершенный, священнодействованный и вознесенный [Преждеосвященный] Хлеб, соединенный в том числе и с Божественной Кровью… вкладывается во святой потир с вином и водой без какой-либо молитвы… и когда верхняя часть [Преждеосвященного агнца] будет вложена, находящееся в потире освящается в силу контакта (ἁγιασθῶσι τῷ μετοχῇ)… и предстоятель ( ερεύς) причащается от Хлеба и чаши, и подает имеющим потребность причаститься... Ибо не посредством призывания Святого Духа и назнаменования [знаком креста: οὐ τῇ ἐπικλήσει... κα σφραγῖδι] на Преждеосвященной литургии освящается находящееся в потире, но благодаря контакту и соединению (τῇ μετοχῇ κα νώσει) с животворящим Хлебом, который воистину есть Тело Христово и который соединен с Кровью [Христовой]».


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!