Подготовка Агнца к Преждеосвященной: «напаять» или смачивать?



Происхождение ЛПД

ЛПД появляется приблизительно в VII в. 52-е правило Трулльского Собора 691-692 гг. канонически закрепляет совершение Л. П. Д. «во все дни поста Святой четыредесятницы, кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения», тем самым корректируя предписания 49-го и 51-го правил Лаодикийского Собора (до 343 или ок. 360 г.), запрещавшие совершение к.-л. литургии в дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений.

Возможно именно запрет совершать Литургию в будние дни ВП и привёл к возникновению ЛПД, а не тот фактор, что он появился из чина домашнего само причащения (т.е Изобразительных) как считается некоторыми.

Время совершения ЛПД по Уставу: 14-15 чч., закончиться в 16:00 перед вечерней трапезой. В современных условиях служится обычно утром, хотя молитвы так и не переделаны на утренние. Евхаристический пост перед причастием не менее 6-ти часов.

Особенности ЛПД в системе ВП и оглашения.

Принятый ныне в РПЦ Типикон, представляющий собой позднюю редакцию Иерусалимского устава.

Служится ЛПД в среду и пятницу Великого поста, а также в четверг 5-й седмицы (память преп. Марии Египетской) и в дни полиелейных святых (праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы), а так же в Страстной Пн,Вт,Ср. Литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис).

Паремии на вечернях Великого поста, включая Л. П. Д., в седмицы с 1-й по 6-ю выбраны из книг Бытия и Притчей, на Страстной седмице - из книг Исхода и Иова. Изначально идея систематического чтения ВЗ за службами Великого поста была связана с традицией оглашения, но к-польский подбор конкретных паремий для этих служб, сохраняемый доныне, был, вероятно, осуществлен в VII в. уже не для огласительных, а для иных целей.

Строго говоря, запрета на служение ЛПД по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). В Киево-Печерской лавре до 1930 г. ЛПД совершалась во все будние дни Великого поста (кроме понедельника и вторника 1-й седмицы), что фактически было наследием студийской традиции, но формально объяснялось ежедневным совершением полиелейных служб киево-печерским святым.

Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех».

Со 2-й половины поста - к ектеньи об оглашенных добавляется ектенья «о просвещаемых». Причем по рукописным и печатным богослужебным книгам, вплоть до старопечатных московских изданий 1-й пол. XVII в., эта ектения возглашалась и на Преждеосвященных литургиях седмичных дней, и на полных литургиях суббот и воскресений (что соответствует как древней традиции, так и смыслу ектении). В совр. Служебнике предписано возглашать эту ектению только на литургиях Преждеосвященных Даров.

В современной РКЦ подобием нашей ЛПД можно считать службу в Страстную Пятницу.

Идею о происхождении ЛПД с Запада, вопреки распространившемуся в правосл. традиции - только с XVI в.! - мнению о ее составлении Римским папой следует полностью отвергнуть. Напротив, появление в Риме в нач. VIII в. мнению о ее составлении Римским папой Григорием I Великим (Двоеслов) (540-604), и немногим ранее практики причащения Преждеосвященными Дарами само могло быть обусловлено вост. влиянием.
Данное мнение существует на том основании, что на Востоке ложно восприняли по итогу информацию, того, что именно свт. Григорий ввёл ЛПД. На самом деле свт. Григорий ввёл служение полной мессы в будние дни, что наоборот противоречило древним канонам. А византийцы приняли его имя во время евхаристических споров с латинянами (видимо для аргументации).
Так же, в нашем Служебнике при отпусте положено поминать его имя в конце ЛПД, как на полных литургиях мы поминаем ИЗ или ВВ, но сама Литургия не носит его имени.

У греков и старообрядцев свт. Григорий нигде не упоминается.

Подготовка Агнца к Преждеосвященной: «напаять» или смачивать?

В последнее время в практику подготовки Даров к служению Преждеосвященной литургии вошло обильное напаение Агнца св.Кровью.

Многие священники просто погружают Агнец почти целиком в Чашу, в то время как Служебник предписывает лишь начертать на Агнце св.Кровью с помощью лжицы знак креста.

Хранение Агнца до ЛПД.

Либо на Престоле, это создаёт дополнительный перенос и манипуляции с Агнцем во время 18 кафизмы.

Либо на Жертвеннике, что крайне редко.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!