Вопрос 2. Земледельческие народы: особенности хозяйства и культуры



Вопрос 1.  Этнокультурное районирование и этническая история

Западная, или Передняя, Азия занимает часть Евразийского континента и включает Аравийский полуостров, Малую Азию, Армянское и Иранское нагорье, Месопотамию, Палестину и ряд районов Восточного Средиземноморья. Ее площадь около 7,5 млн кв. км, численность населения - около 170 млн человек.

Значительная часть Западной Азии засушлива, преобладают горные, пустынные, полупустынные и степные ландшафты. Только в некоторых горных долинах, на побережье Средиземного, Черного и Каспийского морей климат влажный, субтропический. Оазисы в сухих субтропиках протянулись вдоль рек, протекающих по аллювиальным долинам и у подножия гор. Реки Западной Азии в основном невелики, летом они частично пересыхают, многоводны только Тигр и Евфрат в Месопотамии. Большинство областей Передней Азии в наши дни лишено лесов, которые сохраняются только в горных районах, хотя в древности густыми лесами были покрыты и равнины, где водились тигры, львы, носороги, слоны и множество других животных. Но, начиная с неолитической эпохи, леса стали исчезать вследствие деятельности человека, что привело к сокращению водных источников, флоры и фауны. Ландшафтные особенности облегчили расселение людей с глубокой древности и до наших дней. Малочисленно население в пустынных и горных местностях, зато густо населены оазисы.

Численность населения в государствах Западной Азии составляет на 1987 г.: в Турции - более 51 млн человек, Иране - около 50 млн, Афганистане - более 19 млн, Ираке - более 16 млн, Саудовской Аравии - более 13,5 млн, Сирии - около 11 млн, Йеменской Арабской Республике - около 10 млн, Израиле - более 4 млн, Иордании - около 4 млн, Кувейте - около 2 млн, Ливане - около 3 млн, Объединенных Арабских Эмиратах - около 1,5 млн, Омане - более 1 млн, Кипре - более 0,6 млн, Бахрейне - около 0,5 млн, Катаре - более 0,3 млн человек.

Этногенез и этническая история

Западная Азия относится к областям мира, где обнаружены свидетельства ранних этапов антропогенеза, начиная, по крайней мере, с эпохи палеоантропов. В Восточном Средиземноморье обнаружены стоянки неандертальского человека в гротах Схул, Барадост, Табун. По мнению отечественных и некоторых зарубежных ученых, в Западной Азии в конце раннего палеолита происходили процессы, которые привели к формированию человека современного вида. Однако эта проблема остается дискуссионной.

Ряд памятников Передней Азии относится к эпохе позднего палеолита, но особого расцвета культура достигает в мезолите, когда в Восточном Средиземноморье возникает натуфийская культура, в Северном Ираке — зарзийская, типологически и хронологически сходная с культурой Дам-Дамчешме 2 из Западного Туркменистана. Стоянки мезолитических культур встречаются также в Южном Прикаспии, в гротах Гари Камарбанд и Хоту и в других местностях.

Огромная роль народов Западной Азии в развитии мировой культуры начинает особенно ярко проявляться на исходе мезолитической эпохи, когда на основе усложненного собирательства съедобных растений и приручения животных начались первые опыты по их культивации и доместикации. Уже в Х-1Х тысячелетиях до н.э. началась культивация зерновых растений и одомашнивание первых животных — собаки, козы, овцы. Зарождение производящего хозяйства происходило в центрах, названных великим русским ученым Н.И. Вавиловым "первичными", и располагавшихся в предгорных областях, богатых водными источниками, флорой и фауной. Однако ни в мезолите, ни в раннем неолите производящее хозяйство еще не вытеснило полностью традиционные присваивающие отрасли и было комплексным. И только в более позднюю эпоху, в ходе так называемой неолитической революции, начались миграции людей из предгорий в аллювиальные долины, где на основе ирригационного земледелия и животноводства стали складываться раннеземледельческие поселения, ставшие сначала в Месопотамии, а потом и в соседних областях первыми очагами возникновения цивилизации и государства, многократно увеличившие производительные силы человечества. И в дальнейшем Западная Азия была ареной, на которой развертывались огромные по политическим и культурным последствиям события, складывались великие империи, откуда шли культурные влияния, направлялись завоевательные походы, во многом изменившие культурный облик и этнический состав ближних и дальних стран.

Древнейший этнический состав Западной Азии во многом еще неясен, впрочем, как и всех остальных областей Земли. Достаточно точно установлено, что по антропологическому признаку население Западной Азии, начиная с эпохи каменного века, было европеоидным. Только письменность, возникшая на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. в " Шумере, а несколько позднее и в других древнеазиатских государствах, представила первые данные об этническом составе некоторых областей Передней Азии. Древнейшие клинописные памятники письменности свидетельствуют о распространении в Южной Месопотамии народа, говорившего на шумерском языке. Точная его лингвистическая принадлежность не установлена, и вместе с рядом других мертвых языков он условно включается иногда в "каспийскую" группу. По многочисленным скульптурным изображениям известен и внешний облик шумеров. Археологические памятники говорят об их высокой культуре. Но шумеры обитали лишь в небольшой области Южной Месопотамии, огромные же просторы Передней Азии были заселены довольно многочисленными, пестрыми по этническому составу народами. Применительно к III тысячелетию до н.э. письменные и археологические памятники свидетельствуют о широком расселении в западных регионах Передней Азии семитоязычных народов, ставших преемниками шумерской цивилизации и создавших мощные государственные образования. Один из них, аккады, вместе с другими этническими группами стал основоположником Вавилонского царства в Двуречье. Во II-I тысячелетиях до н.э. в Восточном Средиземноморье также возник ряд основанных семитоязычными народами государств. Создатели многих из них были творцами величайших культурных ценностей, ставших общечеловеческим достоянием. Так, насколько известно, финикияне первыми использовали алфавитное письмо, положенное в основу большинства древних и современных алфавитов (греческого, латинского, арабского, арамейского, древнемонгольского, русского и др.). На языке древних евреев была создана Библия. Огромное культурное значение в конце I тысячелетия до н.э. получил арамейский язык, вытеснивший из разговорной речи большинство других восточносредиземноморских языков, в том числе древнееврейский, и получивший наименование "восточной латыни".

Во II тысячелетии до н.э. происходило расселение семитоязычных народов.

Хананеи и арамеи заселили области к юго-западу от Месопотамии. Среди обитавших там народов появились говорившие на индоевропейских языках неситы, ликийцы и др.

 

В IX в. до н.э. на севере Передней Азии и в Южном Закавказье, в области Армянского нагорья возникло сильное государство Урарту. В середине I тысячелетия до н.э. началось формирование армянского народа, создавшего свою государственность, которая просуществовала почти тысячу лет.

В I тысячелетии до н.э. в Западной Азии развернулись крупные политические и этнические процессы, связанные с индоевропейскими народами. Сложились мощные деспотические государства Персия, Мидия, Парфия, Бактрия. В этих процессах приняли участие и скифоязычные народы, проникавшие с севера на территорию Ирана и Афганистана. Шли сложные этнические процессы, вследствие которых складывались различные этносоциальные общности, ставшие в средние века основой для формирования современных народов. На значительных просторах от Иракского и Турецкого Курдистана и до Афганистана формировался ряд этносов, говоривших на западноиранских языках: персы, таджики, курды, пуштуны, белуджи и многие другие.

Огромное воздействие на культурные традиции этих народов оказало арабское завоевание VII-VIII вв. Арабами были покорены обширные пространства большей части Западной Азии, при этом происходило интенсивное смешение арабов с покоренными народами Месопотамии, Леванта и других областей Восточного Средиземноморья, что привело к сложению современных арабских народов. В восточных регионах Западной Азии антропологическое влияние арабских завоевателей было совершенно незначительным, зато огромным было культурное воздействие. Исламизация населения привела к вытеснению многих прежних культурных традиций. Шел оживленный культурный и экономический обмен между странами халифата. Арабский язык стал универсальным языком науки, литературы. На арабском языке писали крупнейшие ученые Передней и Средней Азии - арабы и представители других народов: Ибн Фадлан, Масуди, Ал-Макдиси, Ал-Истахри, Абу Муслим ибн Сина (Авиценна) и многие другие, создатели хроник и капитальных трудов по географии, истории, математике, медицине.

Существенные изменения в этническую картину северо-западных областей Передней Азии внесли волны завоевателей — тюрков, переселявшихся туда из Средней и Центральной Азии начиная с X в. и в последующие столетия. В XI в. тюрки-сельджуки покорили Малую Азию и часть Закавказья, что положило начало формированию турок и азербайджанцев и некоторых других более мелких народностей (юрюки, кашкайцы). Эти процессы завершились в годы монгольского нашествия. Сами монголы не оказали существенного влияния на антропологический состав и культуру завоеванного населения. Однако в составе их войск находились представители различных тюркоязычных народов, смешивавшихся с местными тюрками, что и привело в конечном результате к сложению ряда новых этнических общностей.

Бурные этнические процессы продолжались и в послемонгольское время. В XVII в. в Иран были насильственно переселены некоторые группы грузин и армян. В течение ХУП-Х1Х вв. иранские и турецкие власти неоднократно переселяли по политическим и военным соображениям группы курдов на юг Турции, в Центральную Анатолию, Хорасан. Начиная примерно с XVII-XVIII вв., происходило Движение пуштунских племен с юга Афганистана на север, на плодородные равнины, где номады переходили к оседлости, вытесняя с занятых земель местное население. Ассимиляторскую политику проводило турецкое правительство по отношению к национальным меньшинствам. В 1915 г. им был осуществлен геноцид по отношению к армянам, грекам и ассирийцам.

 

Значительные этнополитические процессы развернулись после окончания второй мировой войны в Восточном Средиземноморье. После возникновения государства Израиль туда переселилось значительное число евреев из Северной Африки и ряда регионов Азии, а также из Европы и Америки. Одновременно происходило вытеснение арабов с их исконных земель, где основывались поселения израильтян, что особенно тяжело отразилось на изгоняемом палестинском арабском населении.

Если попытаться вкратце мысленно охватить многотысячелетнюю историю народов Западной Азии, то мы увидим эпохи огромных культурных достижений, заложивших основы мировой цивилизации, сменявшихся временем упадка и разрушения производительных сил многочисленными завоевателями, после чего сами завоеватели оказывались в языковом, антропологическом и культурном отношениях ассимилированными местными народами. Восточное Средиземноморье подарило человечеству алфавитное письмо, во многих областях высочайшего расцвета достигали в разные эпохи науки и искусство, из Западной Азии началось распространение двух мировых религий - христианства и ислама. Однако вследствие различных социально-экономических, политических и экологических причин Западная Азия стала к концу средневековья быстро отставать в развитии от европейских стран и Северной Америки. Наступил экономический и культурный застой. Кроме того, к началу XX в. большинство областей Передней Азии оказалось в сфере влияния ряда европейских держав. Хотя непосредственно в колониальной зависимости находились только некоторые области Восточного Средиземноморья, но и прочие государства Западной Азии попали в состояние полуколоний. Это неблагоприятно отразилось на их дальнейшем развитии и способствовало сохранению многих традиционных форм феодальных и патриархальных социально-экономических отношений, не преодоленных полностью и в 1 наши дни.

С начала XX в. в ряде регионов широко развернулась национально-освободительная борьба народов Западной Азии за полную политическую и экономическую независимость, что особенно ярко проявилось в Турции в ходе кемалистской революции. Но и в современных условиях многие народы Западной Азии отстают в социально-экономической и культурной сферах.

 

Вопрос 2. Земледельческие народы: особенности хозяйства и культуры

Население Западной Азии принадлежит к небольшому числу хозяйственный культурных типов, многие народы составляют промышленно-аграрные нации. В последние десятилетия во многих странах наблюдается быстрый рост промышленного производства, в частности, горнодобывающей промышленности (нефть и другие полезные ископаемые), производства вооружения.

Большинство населения Западной Азии занято в сельском хозяйстве, однако по мере роста промышленности и городов увеличивается доля рабочего класса, а также интеллигенции.

Наиболее распространенными хозяйственно-культурными типами Западной Азии являются плужное земледелие и номадизм. Оба типа включают ряд промежуточных подтипов.

При известном сходстве в природно-климатических условиях стран Передней Азии, там распространены довольно близкие подтипы земледельческого хозяйства. В условиях жаркого аридного климата оно возможно, как правило, только при искусственном орошении, которое практикуется в разных формах. В аллювиальных долинах многоводных и средних рек существует сложная разветвленная сеть ирригационных сооружений в виде плотин, дамб, оросительных каналов. Последние образуют сложную систему: от магистральных каналов берут начало каналы второго порядка, от них третьего и т.д., пока вода не попадает непосредственно на поля крестьянина. На малых речках и ручьях эта ирригационная система значительно проще и чаще всего ограничивается ответвлениями, которые ведут из водного источника непосредственно на поля. В тех случаях, когда уровень воды ниже возделываемых площадей, применяется принудительное орошение в виде водоподъемных колес, которые в древности, а во многих местах и в наше время приводятся в движение силой животных. В крупных помещичьих и зажиточных хозяйствах для подъема воды используются насосы, приводимые в действие моторами. Принудительное орошение требует значительных дополнительных затрат труда и средств, что сильно удорожает производство. Сложен и трудоемок уход за ирригационными системами. Поддержание их в рабочем состоянии требует постоянной чистки от минеральных и растительных осадков, причем по большей части ил удаляется ручным способом. Донные осадки служат хорошими удобрениями.

Сложность ирригационных работ, недостатки в их четкой организации, нехватка рабочих рук зачастую приводят к засорению оросительных систем, к затруднению самотечного орошения и необходимости устройства принудительного полива полей. Распределение воды по полям - дело сложное и ответственное.

Обычно для более рационального использования воды водопользователи объединяются в группы, каждая из которых получает по очереди всю воду из канала. Ее распределением ведают специальные люди, пользующиеся в общинах значительным авторитетом. Каждое поле обносится невысоким земляным валом, с тем, чтобы вода могла задержаться и хорошо пропитать землю. В районах рисосеяния устраивают заливные поля. Ирригационное земледелие в Передней Азии касается малых рек и ручьев. Осенью и в засушливые годы они несут очень мало воды, отчего особенно страдают селения, расположенные по берегам хвостовых частей каналов, куда вода вообще может не доходить, и тогда крестьянским хозяйствам грозят разорение и голод. Описываемые системы ирригационного хозяйства распространены на аллювиальных равнинах Месопотамии, Турции, Ирана, Афганистана.

В большинстве предгорных местностей этих стран водные источники ограничены редкими ручьями, недостаточными для орошения сколько-нибудь значительных земельных площадей. В связи с этим еще в глубокой древности началось сооружение подземных водосборных галерей (кяризов), сеть которых, особенно в Иране и Афганистане, значительна и в наше время. При сооружении кяриза делают цепь колодцев, удаленных один от другого на несколько десятков метров, а затем соединяют их подземными водосборными галереями. Первый колодец на высоком склоне горы - самый глубокий. Каждый последующий несколько мельче предыдущего, и так, пока вода, наконец, не выходит в виде ручья на поверхность. Длина кяризов различна — от нескольких километров до десятка и более километров. Такие условия требуют значительного числа колодцев, сооружаемых в исключительно тяжелой предгорной каменистой пролювиальной почве. Сооружение кяризов может быть делом общин и может происходить на средства отдельных богатых хозяев. Дело это сложное и опасное. Нужны опытные мастера, которые, основываясь только на опыте и интуиции, находят подземные токи воды и без каких бы то ни было особых инструментов с большой точностью пробивают туннель от одного колодца к другому. Исстари существуют специальные мастера, которые занимаются этой ответственной работой, недоступной обычным крестьянам, что делает ее ценимой. Кяризы требуют так же, как и оросительные каналы, систематического ухода, очистки, ремонта, на что затрачиваются немалые средства. Зато многие кяризы функционируют долгое время, в течение нескольких столетий, и при тщательном уходе орошают обширные безводные, но плодородные местности предгорных равнин.

В пустынях и степях, где отсутствуют возможности устройства ирригационных систем, небольшое по объему вспомогательное земледелие ведется с использованием колодезной воды или небольших искусственных водоемов, наполняемых дождевой или снеговой водой. Естественно, что это позволяет оросить лишь небольшие поля. Особенно сложно их орошение из колодцев, достигающих зачастую глубины в несколько десятков и до сотни метров. Из таких колодцев воду можно достать только с помощью верблюдов или лошадей, а в наше время - автомобилей или тракторов, которые вытягивают с большой глубины огромные ведра объемом во много десятков литров. Воду сливают в лотки, оттуда она идет самотеком по небольшой канаве на поле.

Значительно меньшее распространение, в отдельных горных местностях, имеет так называемое богарное земледелие, рассчитанное на естественное орошение дождем. Богарное земледелие неустойчиво, так как хорошие дожди идут далеко не каждый год, и несколько лет подряд может быть засуха и как следствие - гибель семян и неурожай. Зато раз в несколько лет при хороших дождях потери могут быть не только возмещены, но и значительно перекрыты большим урожаем. Земледельческие культуры в Западной Азии разнообразны и включают зерновые, технические, огородно-бахчевые, а также различные фрукты. Из зерновых наиболее распространены пшеница, ячмень, некоторые сорта сорго, рис. Из технических культур повсеместно разводятся масличные: кунжут и др., а в Восточном Средиземноморье - оливки, табак, сорта которого особенно высококачественны. На Аравийском полуострове во многих местностях основная земледельческая культура - финиковая пальма.

До настоящего времени некоторая часть населения Передней Азии использует самые примитивные сельскохозяйственные орудия, многие из которых были известны еще на заре цивилизации. И только помещики, и самые богатые крестьяне имеют возможность применять при обработке земли современные технические средства. Из традиционных сельскохозяйственных орудий можно назвать известный с глубокой древности деревянный плуг с железным сошником, примитивную борону из досок, утыканных острыми отщепами камня или связанных пучков колючих ветвей, прижимаемых к земле грузом. В отдаленных местностях встречаются сохи из кривой ветви с суком, на который надет сошник. Небольшие участки земли, предназначенные под огороды или сады, вскапывают лопатами и мотыгами. Тягловой силой служат волы, реже верблюды, лошади, ослы. Урожай убирается обычно вручную с помощью серпов или ножей. Молотят либо ударяя по снопам досками, усеянными острыми железными или каменными зубьями, либо прогоняя по снопам животных. Зерно размалывают на водяных мельницах, но еще широко в сельской местности бытует размол на ручных мельницах — зернотерках. Важным вспомогательным видом земледельческого хозяйства является животноводство, размеры которого зависят от наличия пастбищ. Разводят различных тягловых животных, однако лошадей обычно держат только зажиточные хозяйства, бедняки же ограничиваются волами, а иногда одними ослами. В последние десятилетия, особенно в Турции, но также и в других странах, все большее распространеннее получают механические средства: трактора, автомобили, но, тем не менее, часть населения продолжает пользоваться тягловыми животными.

В качестве молочных и мясных животных держат крупный и мелкий рогатый скот. Используют их шкуры, шерсть, рога. Высоко ценятся разводимые в Турции ангорские козы. В Иране и Афганистане разводят каракулевых овец. Верблюдоводство в больших размерах у земледельцев существует только на Аравийском полуострове. В других странах Западной Азии верблюдов держат только отдельные группы оседлого населения. Способы содержания скота земледельцами Передней Азии довольно разнообразны. Это, прежде всего, отгонное горное и равнинное скотоводство, относящееся к полуоседлому хозяйственно-культурному типу. Практикуется и более оседлое, а также стойловое придомное животноводство.

До настоящего времени в пустынных, степных и горных областях Западной Азии довольно широкое распространение имеет номадный ХКТ. Он характеризуется тем, что основные средства существования добываются посредством экстенсивного пастбищного скотоводства, которое ведется в виде кочевого или полукочевого хозяйства. Принципиальных различий между ними нет, так как все номады имеют общий способ добывания жизненных благ - они составляют самостоятельный, независимый от земледельческого населения специальный организм, им свойственна племенная форма организации и кочевническая патриархальная система общественных отношений. При номадизме скотоводство не является единственным видом занятий населения. За исключением отдельных групп кочевников, в частности, бедуинов Центральной Аравии и, все они занимаются вспомогательным земледелием, а в прошлом большое значение имели в экономике транспортировка грузов и сопровождение караванов, в какой-то степени военные набеги и грабеж земледельческого населения и других кочевых групп.

В соответствии с условиями среды кочевание ведется по-разному: в меридиональном направлении - зимой на юг, летом на север; и по вертикали. Наиболее продолжительно по времени меридиональное кочевание на огромные расстояния в сотни и даже тысячи километров. Особенно оно характерно для бедуинов Аравии ("большие номады"), которые проходят в год со своими стадами до 2-2,5 тыс. км., кочуя летом в северных областях около колодцев или на границах оазисов и уходя на зиму в глубь страны. Различаются четыре перекочевки: весенняя, летняя, осенняя и зимняя. Главные животные бедуинов - верблюды, доставляющие почти все средства существования, и верховые лошади. Другие виды скота не могут существовать в экстремальных условиях Аравийских пустынь. Верблюды используются под седло и под вьюк. Важную часть пищевого рациона кочевников составляет кислое верблюжье молоко. Ценный продукт - верблюжья шерсть. Верблюды одногорбые - дромадеры. Некогда процветавшее кочевое скотоводство бедуинов стало с 20-х годов приходить в упадок вследствие конкуренции караванной торговли с автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом, насильственного перевода многих групп бедуинов на оседлость и других социально-экономических и политических причин.

Меридиональное кочевание распространено также у полукочевников Аравийского полуострова - овцеводов, амплитуда его достигает нескольких сотен километров. Этот вид кочевания существует у некоторых групп курдов Турции, Ирака и Ирана, туркмен этих стран, луров, бахтиаров и других кочевых племен Ирана, белуджей, пуштунов, хазарейцев Афганистана. Они разводят рогатый скот, верблюдов, лошадей.

В горных областях Ирака, Ирана, Турции и Афганистана ведется кочевое и полукочевое вертикальное скотоводство (часть курдов, юрюки Турции, племена в горных областях Ирана и Афганистана).

Стационарное кочевание не имеет большого распространения и встречается, главным образом, у туркмен в Хорасане (Иран) и некоторых других народов. При том, что амплитуда "стационарного" кочевания невелика, не более десятков километров, образ жизни, при котором основные средства существования доставляет экстенсивное пастбищное скотоводство, позволяет отнести эту форму хозяйства к номадизму. Виды скота при стационарном кочевании те же, что и при полукочевом-меридиональном, с той только разницей, что верблюдов держат сравнительно мало, так как потребности в транспортных средствах ограничены.

При всех разновидностях номадизма дальность перекочевок связана, помимо природных условий, и с социальными факторами. Чем хозяйство богаче, тем у него больше транспортных средств, и тем дальше оно может кочевать в поисках лучших пастбищ. На довольно большие расстояния кочуют и средние по зажиточности скотоводы. Бедняки должны либо на определенных условиях кочевать вместе с богачами, либо вести полуоседлое хозяйство, при котором возрастает роль земледелия.

В схожих формах ведется кочевание полуоседлым населением. Однако оно не составляет отдельных от земледельцев социальных организмов и является частью комплексного земледельчески-животноводческого хозяйства. Разведение свиней в Передней Азии практически отсутствует из-за религиозных запретов у мусульман и евреев.

И у оседлого, и у кочевого населения существуют древние традиции ремесел и домашних производств. Передняя Азия относится к числу самых древних в мире Центров металлургического производства, зародившегося там еще в неолите. Широкую известность имеет знаменитая оружейная дамасская сталь, выделывавшаяся средневековыми мастерами. Большим мастерством и высокими художественными Достоинствами отличаются изделия ювелиров из драгоценных металлов и камней.

Славятся древние и современные ковры и ковровые изделия турецких, иранских, туркменских, белуджских мастеров. Ковры ткутся из шерсти, реже из шелка или хлопка. Самые дорогие экземпляры изготовляются из шерсти, шелка и хлопка, что придает изделиям особую красоту. Тысячелетние традиции имеет гончарство, один из древнейших центров возникновения которого находился в Передней Азии. В прошлом повсеместное распространение имело ткачество. Но уже в начале XX в. ремесленные и домашние производства стали приходить в упадок, вытесняемые фабричными изделиями. Снизилось качество ковров, которые стали к тому же выделываться с учетом вкусов европейских и американских покупателей. Неблагоприятным оказался отказ от дорогих натуральных красителей и использование синтетических, особенно непрочных анилиновых красок. У скотоводов сохраняется наряду с ковроткачеством выделка овчин и кож, войлока. В последние десятилетия ремесленное производство вновь стало оживать вследствие туристического спроса, однако качество изделий далеко уступает старинным вещам.

Культура

Типы жилищ у земледельческого и скотоводческого населения разнообразны в зависимости от этнических традиций и местных условий.

Традиционные, и в наше время еще широко распространенные, жилища земледельцев равнин и предгорий представляют собой обычно прямоугольные, реже квадратные в плане постройки, сооружаемые из камней, из сырцового кирпича. В горах, иногда и в предгорьях встречаются дома в виде укрепленных башен. Планировка жилищ варьируется в зависимости от местных традиций и имущественного положения. У мусульманского населения каждый дом разделяется на две части: переднюю, мужскую, предназначенную также для приема гостей, и заднюю, женскую, куда доступ посторонним мужчинам воспрещен. Число комнат зависит от богатства хозяина, поэтому беднейшая часть населения довольствуется жилищем из одной комнаты, или, как это нередко встречается в Иране, особенно на окраинах больших городов, хижиной-будкой, сооруженной из подручных материалов. В сельских местностях усадьба, окруженная высокой оградой -дувалом, включает также хозяйственные постройки, цветник, виноградник, огород. К дому пристраивается по большей части просторная открытая веранда, навес которой спасает от палящих лучей солнца. При наличии достаточного количества воды поселения и усадьбы обычно утопают в зелени, доставляющей вместе с арыками, протекающими по улицам и дворам, прохладу. Интерьер жилищ прост. В Турции принято обставлять комнаты, особенно гостевые, невысокой мебелью. В сельских поселениях других стран из мебели используются только деревянные кровати или топчаны и сундуки для хранения имущества. Полы устилаются войлоком, и в зависимости от состоятельности, коврами, ими же украшают стены.

Традиционная утварь сельских жителей - земледельцев и скотоводов почти не различается, так как кочевники по большей части покупают ее. Для всех народов специфичны высокие кувшины с вытянутыми носиками для хранения воды и умывания. В зависимости от зажиточности и традиций пользуются глиняной или фарфоровой посудой — чайниками, пиалами без ручек или небольшими чашечками для кофе, кофейниками. В последние десятилетия традиционную утварь все более вытесняют фабричные изделия. Так, только в редких домах сейчас можно найти старинные деревянные миски для супа и плова, которые вытеснили эмалированные миски и металлические тазы.

При всем разнообразии традиционной одежды народов Передней Азии в ней много общего по составу и покрою. Наибольшие различия наблюдаются в головных уборах, которые часто связаны с племенной принадлежностью, особенно в их цвете и составе тканей. Традиционный мужской костюм состоит из широкой, до пояса или колен белой рубахи, штанов с широким шагом, узких у туркмен или в виде широчайших шароваров у белуджей, и наплечной одежды - халата или плаща. В качестве примера можно привести бедуинов, туркмен, пуштунов. У первых традиционная одежда, сохраняющаяся в наше время и в больших городах, и которую нередко носят за рубежом даже дипломатические представители этих народов, состоит из широкой рубашки и штанов, плащей с рукавами или прорезями, специфического головного убора из платка и шерстяных шнуров. Примерно такова же основа костюма у туркмен, который дополняет либо стеганый халат из бумажной или шелковой материи, либо у зажиточных людей халат из верблюжьей шерсти исключительной прочности и практически водонепроницаемый. Головным убором служит шапка из овчины или каракуля. У пуштунов были распространены плащи с прорезями для рук и с прикрывающими их ромбовидными кусками ткани. Турки - крестьяне и сегодня зачастую надевают поверх рубахи жилетку и суконную куртку. До кемалистской революции 1918—1923 г. обязательной принадлежностью турецкого мужского костюма была красная феска, которую после ее запрещения заменила кепка.

Однако в последние десятилетия традиционный костюм все больше вытесняется покупной одеждой, часто полувоенного покроя, особенно у воинственных племен. Мужчины-кочевники редко расстаются с оружием, причем традиционные сабли и кинжалы заменил теперь целый арсенал легкого и тяжелого стрелкового оружия. В наиболее жарких областях Передней Азии, на юге Ирана, Аравийского полуострова рабочей одеждой земледельца служат набедренная повязка и безрукавка, головной платок. В Иране и Афганистане распространено ношение шапок из каракуля. Мусульмане, совершившие паломничество в Мекку, и священнослужители носят чалму. Обувью земледельцам служат туфли и сандалии, кочевникам - сапоги.

Традиционная женская одежда, которая повсеместно сохраняется в большей степени, чем мужская, состоит обычно у всех народов Западной Азии из длинной, почти до пяток, рубахи—платья и узких длинных до щиколоток штанов. Платья дополняются в разные сезоны и в зависимости от зажиточности безрукавками, кафтанами, плащами, халатами. Этнические и областные различия проявляются по большей части в цвете ткани, деталях костюма и головном уборе. Однако имеются и некоторые исключения. Так, у турчанок Анатолии и у белуджек костюм состоит из кофты и юбки, причем у белуджек число юбок в костюме достигает иногда I десятка. При всем разнообразии женских головных уборов, их основу составляет платок или несколько платков, иногда на жестком каркасе, украшенных ювелирными изделиями. У ряда земледельческих народов в прошлом, а в Иране, в купеческой и мелкобуржуазной среде арабских стран, и в наше время, существует обычай закрывать лицо женщине волосяной сеткой и особым образом накидываемым на голову халатом с ложными рукавами. У кочевников женщины обычно лицо целиком не закрывали, хотя у некоторых кочевых народов бытует обычай при посторонних или старших по возрасту прикрывать рот краем платка. Костюм женщин из состоятельных семей принято украшать многочисленными ювелирными изделиями: гривнами, кольцами, браслетами, ювелирными обкладками головных уборов из серебра с камнями, а иногда и из золота. У некоторых народов женщины красят хной волосы и ногти. Несмотря на довольно прочное сохранение традиций в женском костюме, постепенно, особенно в больших городах, он начинает испытывать европейское влияние, что особенно характерно для образованных слоев Турции.

Традиционные средства передвижения в Западной Азии включали верховой, вьючный, колесный и водный транспорт. В качестве верховых животных используют лошадей и верблюдов, ослов. Повозки - тяжелые, четырехколесные, запряженные волами телеги, более легкие двухколесные с огромными колесами - для переезда через оросительные канавы, запрягаемые лошадьми, верблюдами, ослами. Распространен морской рыболовецкий и каботажный транспорт в виде небольших и средних судов. По Тигру и Евфрату наряду с современными судами и катерами до сих пор плавают круглые плетенные из прутьев и обмазанные асфальтом лодки, известные в Месопотамии с эпохи возникновения цивилизации. Еще довольно много парусных судов, однако они вытесняются моторными.

Традиционная пища различна у земледельцев и номадов, этнических и областных групп. Основу пищи составляют по-разному приготовленные пресные лепешки, блюда из растительной и животной пищи. Масло используется как животное, так и растительное, хотя и у кочевников по традиции в большей степени употребляется масло животного происхождения. Мясо в качестве повседневной пищи доступно лишь зажиточному городскому и сельскому населению, для остальных же, в том числе и для кочевников—скотоводов, это преимущественно праздничная еда. Распространены блюда из риса, эммера, овощей. Большое значение в пищевом рационе в условиях жаркого климата имеют разнообразные напитки: кофе, зеленый и черный чай, чай с мятой. Номады употребляют в пищу большое количество разнообразных кисломолочных продуктов из верблюжьего, а в новейшее время и коровьего молока.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!