Доходы Войска Запорожского Низового



Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением.

Запорожцы не занимались земледелием — оно было невозможным в соседстве татар. Главными занятиями запорожцев, кроме походов, была охота и рыболовство.

Значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского, и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков.

Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от русского царя.

На острове Хортица

Если признавать казачье Запорожье  государством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствовать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману — в походе, и решениям казачьего круга — в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.

Сечью управлял кош — синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

Низовая вольница

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».

Казаки носят чуб — длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её — значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.

Одежда сечевиков — рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Некоторые обычаи и одежда:

· бритьё голов
и айдар (укр. оселе́дець — хохол, чуб, чубатый, косматый) — клок долгих волос, коса мужская на темени

· ношение:

o шаровар

o широких цветных поясов,

o сафьяновых с острыми носками сапог

o высоких остроконечных шапок или шапок (папах) с длинным шлыком навыпуск

o суконных, восточного покроя, кафтанов

пища:

· бры́нза — овечий сыр

· пострама́ — вяленое мясо

· буза́ — род кислого молока

· кули́ш (куле́ш) — любая крупа, в основном пшённая, заправленная салом и луком

· тара́нь — сушёная рыба

 

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.

Основной отраслью хозяйства Запорожской Сечи были промыслы, прежде всего это: охота, рыболовство, скотоводство, бортничество, пчеловодство, соледобыча. Казаки имели торговые отношения с татарами и другими соседями, вели внутреннюю торговлю. Значительную прибыль Сечь имела из военных походов ( грабежей ).


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!