Раздел 4. Творчество Н.С. Лескова



 

Ранняя публицистика – творческая лаборатория писателя. Художественные произведения писателя 1860-х гг. Крестьянский мир в его произведениях. Исследование особенностей русского национального характера («Язвительный», «Житие одной бабы»). Бытовые повести и жанр «русской новеллы» («Леди Макбет Мценского уезда»). Своеобразие образа Екатерины Измайловой. Особенности построения сюжета произведения. Романы «Некуда» и «На ножах». Их место среди антинигилистических произведений других писателей. Символический смысл названия романов. Проблема «отцов» и «детей» в романе «Некуда». Спор поколений о достоинстве и назначении человека.

Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870 – 1890-е гг. Сближение с Л.Н. Толстым. Переоценка прежних взглядов, усиление критического пафоса и сатирических тенденций.

Образы правдоискателей и народных праведников в творчестве писателя и изображение Лесковым творческого начала в народной жизни («Очарованный странник», «Человек на часах», Левша», «Тупейный художник» и др.). Внимание писателя к самобытным героям, к необычности их судеб.

Хроника «Соборяне». Новизна тематики и особенности основного конфликта произведения. Особенности жанра. Традиции древнерусской литературы в поэтике «Соборян»

Особенности сатиры Лескова в последние годы («Заячий ремиз», «Мелочи архиерейской жизни»).

Мастерство и самобытность Лескова-писателя. Излюбленные жанры творчества. Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. Творчество Лескова в сознании поколений.

 

Раздел 5. Творчество Л.Н. Толстого

 

Начало творческого пути. Трилогия "Детство", "Отрочество", "Юность". Тематика, основные идеи и персонажи. Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, этапы его духовного развития.

Тема Кавказа в ранних рассказах Л.Н. Толстого и её развитие в позднем творчестве ("Рубка леса", "Разжалованный», Хаджи-Мурат"). "Севастопольские рассказы". Своеобразие народности, реализм. Идейно-тематическое единство. Проблема патриотизма и героизма, особенности её решения в каждом рассказе.

Проблема барина и мужика в раннем творчестве Толстого ("Утро помещика", "Поликушка"). Поиски смысла жизни и решения социальных противоречий. Образ князя Нехлюдова. Идея нравственного "перерождения" дворянства. Реалистические образы крестьян, их отношение к помещику. Позиция автора.

Идейные "перепутья" Толстого. Кратковременное сближение с защитниками "чистого искусства" и отталкивание от них. Психологические наблюдения в рассказах "Метель", "Два гусара", Альберт", "Три смерти". Место рассказа «Люцерн» в творчестве писателя 1850-х гг. Роль и значение в идейно-творческой эволюции Толстого повести "Казаки" (1862). Идея единения с природой, идеализация простых форм казачьей жизни и быта. Образы Ерошки, Марьяны. Образ Оленина, его нравственные искания.

"Война и мир" (1863-1869) – вершина творческой деятельности Л.Н. Толстого – художника и мыслителя. "Война и мир" – героико-патриотический роман-эпопея. Синтетичность жанровой формы. Творческая история. Широта охвата действительности; основные конфликты. "Мысль народная" и способы её раскрытия в романе. Идея патриотизма. Толстовская философия истории. Смысл противопоставления образа Кутузова образу Наполеона. Соотнесенность системы образов с "мыслью народной". Обрисовка человека в его отношении к историческим событиям, показ сложного взаимодействия личного и народного. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов. Воплощение в них социально-философских, нравственно-психологических исканий Толстого. Средства раскрытия "диалектики души" и искусство внутреннего монолога, роль художественной детали, портретная живопись. Наташа Ростова, Марья Болконская и Соня. Их нравственно-психологический облик, своеобразие раскрытия характеров. Принципы типизации и индивидуализации. Воплощение в действующих лицах повседневно-человеческого. Обнажение внутреннего мира личности в "текучести". Хронологический принцип повествования. Изображение потока жизни. Принцип контрастного чередования картин войны и мира. Функция авторских философских отступлений, роль пейзажа. Особенности толстовского языка. Величие идеи романа-эпопеи, влияние его на литературу России и Запада. Современные исследования о "Войне и мире".

"Анна Каренина" (1875) – "живой, горячий" роман о современности. Специфика художественного отражения в нем взглядов и настроений Толстого накануне перелома в его мировоззрении. "Мысль семейная" – основа поэтической структуры романа. Широкий общественный фон пореформенной поры, показ социальных сдвигов. Проблема любви, брака, поэтизация материнства. Сущность и причины трагедии Анны, смысл её конфликта с обществом. Критика современного дворянства и бюрократии. Выражение в образе Левина духовных исканий Толстого.

Духовная драма Толстого, кризис его мировоззрения в начале 80-х годов. Отражение кризиса в религиозно-философских и художественных произведениях ("Исповедь", "В чем моя вера", "Так что же нам делать?"). Повесть "Смерть Ивана Ильича", её идейный смысл и художественное своеобразие.

Драматургия Л.Н. Толстого. Основные идеи и образы.

Роман "Воскресение" (1899). Построение по принципу социальных антитез. Социальная и философско-этическая проблематика. Образная система. "Кричащие" противоречия мировоззрения Толстого, отразившиеся в романе. Сила обличения государственных и общественных основ царской России, церкви, суда, администрации. Крестьянский вопрос в романе. Призыв к нравственному совершенствованию как средству решения всех социальных вопросов. Образы Нехлюдова и Масловой. Новые формы раскрытия внутреннего мира героя: "душевная жизнь, выражающаяся в сценах" (Толстой). Мастерство Толстого в раскрытии характеров, языке, композиции.

Особенности реализма позднего Толстого. "Отец Сергий", "Хаджи-Мурат", «Живой труп», «После бала". Их проблематика, идейный смысл, стилевой своеобразие.

 Художественный метод и стиль Толстого. Жанровые особенности его произведений. Концепция человека. Основные этапы развития толстовского реализма. Влияние Толстого на развитие русской и мировой литературы.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!