Раздел 3. Творчество Ф.М. Достоевского



СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Литературно-общественное движение 1870-х гг. XIX в.

 

Общественно-политическая борьба 1870-х годов. Отражение общественно-политической борьбы в критике и журналистике, в художественной литературе. Периодика 70-х годов: либерально-демократическая ("Отечественные записки", "Дело", "Вестник Европы", газеты "Неделя" и «Русские ведомости»), консервативная ("Русский вестник", "Московские ведомости"). Борьба идейно-эстетических течений в критике. Дальнейшее развитие классического реализма, течения в нем, их глубокие творческие взаимосвязи.

Место в литературном процессе 1870-х годов И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского; роль Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; Расцвет сатирического творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Народническая литература, её социальные корни и противоречивость. Две тенденции в народнической литературе: демократическая (Н.И. Наумов, П.В. Засодимский, Ф.Д. Нефедов) и либеральная (Н.Н. Златовратский).

Система жанров реалистической литературы. Судьба романа, изменения романной структуры, демократизация эпического героя. Активизация стилей романтического, сентиментально-романтического, нормативно-моралистического. Классический реализм как явление мировой литературы. Мировое значение русской литературы, реализма Достоевского, Толстого. Процесс взаимовлияния русской и зарубежной литератур.

 

Раздел 2. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

 

Становление идейно-эстетической программы М.Е. Салтыкова – Щедрина. Первые повести Щедрина, их связь с «натуральной школой» и стремление выйти за рамки традиций (Противоречия», «Запутанное дело»). Утверждение реализма в "Губернских очерках". Своеобразие жанра цикла очерков. Поиски новых жанровых форм.

Щедрин в редакции "Современника". Публицистика 1860-х годов. Проблема народа в «Письмах из провинции» (6-е письмо), «Помпадуры и помпадурши». "История одного города" – этапное произведение, итог творческих исканий предшествующего периода. Создание жанра сатирического романа-обозрения. Проблема народа и власти, исторических судеб России, двусторонность щедринской сатиры. Разные трактовки финала современными учеными; особенности сатирической типизации. Приемы пародии, гиперболизации и гротеска.

Творчество Салтыкова- Щедрина в 1870-е годы. Идейно-художественное обогащение реализма писателя. Расширение проблемно-тематических границ, политическая злободневность сатиры, углубление в социологию и психологию различных классов. "Господа Головлевы" – новый тип социального романа. Его творческая история. Структурные принципы, образная система. Образ Иудушки, социально-историческое и общечеловеческое его содержание, приемы раскрытия. Особенности стилевой системы романа.

Салтыков-Щедрин – редактор "Отечественных записок".

Творчество Щедрина в 80-е годы. Тяготение к жанрам психологического, социально-бытового рассказа и романа. "Сказки". Своеобразие жанра, использование фольклорных тем, образов, стиля различных жанровых форм, их политическая заостренность, широта обобщений, сочетание аллегорического и реального смысла повествования. Социально-бытовая хроника "Пошехонская старина".

Философско-эстетические взгляды писателя. Концепция человека и общественного развития. Внимание к "общим типам" современной русской жизни, их социальной практике. Многоплановость типизации. Природа гротеска. Соотношение реального и фантастического, "натурального" и условного. Сочетание художественности и публицистичности, философской мысли. Две стилевых тенденции в реалистической сатире Щедрина: изображение явлений в "формах самой жизни", глубокий психологизм, сложность характеров и гиперболизм, деформация образов, фантастичность сюжетов, пародийное переосмысление, заострение ситуаций и образов из литературных источников. Эзоповская манера. "Очерковость", принцип цикличности как характерное качество и основа структуры большинства произведений.

Сатира Щедрина как новый этап в развитии русской и западноевропейской сатирической литературы и классического реализма; её преемственные связи с сатирой просветительского реализма конца VIII – начала XIX в. Щедринская сатира в контексте русского и западноевропейского литературного движения XIX – XX в.

 

Раздел 3. Творчество Ф.М. Достоевского

 

Ф.М. Достоевский и современность. Мировое значение писателя.

Этапы и направление идейно-творческого развития писателя. Традиции и новаторство в романе. Новая концепция человека, Достоевский и А.С. Пушкин, Достоевский и Н.В. Гоголь. «Бедные люди» - «первая попытка… социального романа» (Белинский). Особенности стиля. В.Г. Белинский о "Бедных людях" и самобытном таланте Достоевского. Основные мотивы, идеи, герои раннего периода. Углубление противоречий («Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи» и др.). Связь с сентиментально-романтической традицией.

Сибирские годы Достоевского, каторга и ссылка. Достоевский после ссылки. Проблема эволюции Достоевского – мыслителя и художника. "Записки из Мертвого дома", их гуманизм и демократизм. Связь «Записок» с предшествующим и последующим творчеством. Начало формирования концепции личности. Двойственная природа человека. Образ Христа и проблема абсолюта.

 Место в идейно-творческой эволюции писателя романа "Униженные и оскорбленные".

Позиция Достоевского в общественно-литературной борьбе 1860-х годов. «Почвеннические» идеи. Раскрытие трагизма «подпольного человека» в «Записках из подполья».

Создание реалистических романов 1860-70-х годов («пятикнижия» Достоевского) – отражение величайших трагедий эпохи "великого перелома", духовных исканий личности. "Преступление и наказание". Специфика жанра как "идеологического романа". Социально-философская и религиозно-нравственная проблематика. Драматизм и динамизм сюжета. Образ Раскольникова. Конкретно-исторический и всемирный характер "идеи" Раскольникова. Трагические противоречия духовного мира героя. Проблема вины, наказания "воскресения". Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Проблема полифонизма художественной структуры. "Преступление и наказание" в исследованиях современных ученых.

Роман "Идиот". Проблема "положительно прекрасного человека": образ Мышкина – "тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия", "человека будущего" (Щедрин). Связь с темой "чудака" в мировой литературе (" Дон Кихот" Сервантеса, "Бедный рыцарь" Пушкина). Соотношение гармонии и дисгармонии в сознании героя. "Лучезарная" идея спасения мира Добром и Красотой и трагический пафос её крушения – идейная атмосфера всего романа. Образ Настасьи Филипповны – "неподкупной красоты", история её жизни и гибели – реалистическая основа сюжета. Образы Рогожина, Гани Иволгина и их функция в общей концепции произведения. Противоречия идейно-художественной структуры романа; тенденция к отвлеченно-абстрактному выражению идеала в образе князя-Христа, олицетворяющего нравственное совершенство личности, и социально-психологическая детерминированность характера Мышкина; бунт Ипполита.

"Бесы" – жанр политического романа-памфлета, романа-трагедии, романа – вечного предостережения. Проблематика, система образов, сюжет. Сложность и многоплановость романа. Тенденция отождествления революционного движения с "нечаевщиной" (Петр Верховенский, Шигалев и "шигалевщина"), объективный смысл образов "бесов". Образ Николая Ставрогина, «последнего героя» Достоевского. Образы Шатова и Кириллова. Достоевский о духовной трагедии русского человека в романе.

"Подросток" как "роман воспитания" в мировой литературе. Проблема социального и морально-этического самоопределения молодого человека. Образ Версилова. Его противоречивая сущность. Макар Долгорукий – идеальный герой, носитель народной правды. Психологическое мастерство Достоевского.

"Братья Карамазовы" – итог творческого развития Достоевского, роман – синтез идей философско-религиозных, этических, социальных. Проблематика, основные идеи и образы. Типология героя. Концепции жизни четырех братьев Карамазовых, их нравственно-психологический облик: Иван, Дмитрий, Алеша, Смердяков; идейная и сюжетная их взаимообусловленность. Философско-историческая сущность и значение "Легенды о великом инквизиторе". Проблема атеизма и своеволия, христианства и смирения, "очищения сердцем и совестью". Образы "русских мальчиков" в идейно-художественной системе романа. Проблема "учителя жизни". Образ Зосимы. Социально-нравственная сущность "карамазовщины". Функция "двойников" в поэтической структуре. Женские образы в художественной системе. Глубинный идейный пласт романа – проблема смысла человеческого бытия, богоборчества, духовного единения людей, возвышенной любви; отражение многовекового стремления человека к совершенству. Стилевое своеобразие романа. Связь проблематики "Братьев Карамазовых" с "Дневником писателя", его основные темы, идеи.

"Речь о Пушкине". Утверждение мирового значения русской литературы, возглавленной Пушкиным. Споры вокруг "Речи".

Творческий метод Достоевского – «реализм в высшем смысле». Новый взгляд на человека, концепция личности. Своеобразие психологизма. Особенности хронотопа. Роль символа и пародии. Полифонизм. Достоевский в оценке В.В. Розанова, Н.С. Бердяева, Н.О. Лосского, арх. Иоанна (Шаховского), М.М. Дунаева. Наследие Достоевского и русская духовная культура. Творчества писателя в оценке современных литературоведов.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!