ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА



Личностными результатами выпускников средней школы являются:

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

 - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

– эстетическое отношения к миру,

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

– уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,

2. Метапредметные результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты.

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

При оценивании деятельности учащихся по предмету «Литература» необходимо учитывать достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом предполагается понимание вопроса или задания, умение давать точный и четко мотивированный ответ, свободное владение собственной речью.

Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе

Название раздела Основное содержание
ЛИТЕРАТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И.А. Гончаров Роман «Обломов». Роман «Обыкновенная история». Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв»И. А. Гончаров. Творчество. Три романа писателя Роман «Обломов» История жизни Обломова Влияние социальной среды на личность человека Композиционное и содержательное значение сна Обломова в романе Проблема идеала в литературе реализма Идеал героя и автора в романе «Обломов». Жанровое своеобразие романа «Обломов». Добролюбов «Что такое обломовщина?» Интерпретация романа Гончарова «Обломов» Написание сочинения на основе романа Гончарова «Обломов» А. Н. Островский А. Островский - создатель русского театра Пьеса «Гроза» Идейно-художественное своеобразие. Основной конфликт пьесы. Место человека в семье и обществе Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Н.А. Добролюбов Статья «Луч света в темном царстве» Д.И. Писарев Статья «Мотивы русской драмы» «Самое решительное произведение Островского» (Добролюбов). Добролюбов и Писарев о «Грозе» И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Поколения, традиции, культура повседневности Базаров в мире «отцов» Семейные и родственные отношения. Базаров и народ. Образ Базарова. Мастерство Тургенева. Современники о романе «Отцы и дети» и его значении Базаров с близкими и родными ему людьми Диагностика уровня обучаемости Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Замысел, жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Человек и государственная система Сатирические портреты помещиков. Осуждение раболепия в образах холопов Личность и мир Многообразие крестьянских типов в поэме Женщина в семье Образ русской крестьянки в поэме Интересы большинства и интересы государства. Нравственные проблемы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Григорий Добросклонов – народный заступник Проблема традиции и новизны в искусстве Мастерство Некрасова при изображении народной жизни. Традиции народной поэзии в поэме. Понятие о стиле Ф. М. Достоевский Формирование Достоевского как мыслителя и художника. Место Достоевского в русской и мировой литературе. Противоречия в его мировоззрении и творчестве Проблема свободы творчества и миссии писателя. Очерк жизни и творчества Достоевского в 40 годы.Жизнь и творчество Достоевского в 60 - 70 годы Идеологическая борьба вокруг наследия писателя Роман «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» - социально-психологический и философскийроман. Роман «Преступление и наказание», его проблематика. Личность и семья Раскольников и его семья Главные герои, сюжет и композиция романа. Раскольников, его семья, Лужин, Свидригайлов Содержание романа «Преступление и наказание» Свобода человека в условиях абсолютной несвободы Петербург Достоевского Индивидуальность и «человек толпы» Идея Раскольникова о праве сильной личности Объективная истина и субъективная правда Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони Мармеладовой. Комфорт и духовность Борьба Достоевского с бездуховностью Человек перед судом своей совести Сны Раскольникова Интерпретация романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Итоговая письменная работа Л. Н. Толстой По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Роман-эпопея «Война и мир» Зачёт по роману «Война и мир» История создания, жанр и композиция романа «Война и мир» Литература и живопись Отечественная война 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Место человека в семье и обществе Назначение человека в романе «Война и мир» Образ Андрея Болконского. Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре Андрей Болконский: трудное обретение счастья. Проблема идеала, нравственного самосовершенствования человека в романе «Война и мир» Пьер Безухов – нравственный идеал Л. Толстого. «Что есть красота?» Наташа Ростова и княжна Марья. Наташа Ростова и княжна Марья: нравственный выбор Л.Толстого. Семейные и родственные отношения в романе «Война и мир» Семья в романе Л. Толстого «Война и мир». Эпилог романа Л.Толстого «Война и мир» Интерпретация романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Написание сочинения на основе романа Л. Н. Толстого «Война и мир» А. П. Чехов. Личность и судьба писателя Пьеса «Вишневый сад». Раневская и Гаев в пьесе Чехова. Время природное и историческое в пьесе Чехова. «Вишнёвый сад» - прощание с прошлым Человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего «Здравствуй, новая жизнь!» Родина в «Вишнёвом саде» Символический смысл пьесы и её жанр. Жанровое своеобразие пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга Интерпретация пьесы Чехова «Вишнёвый сад» Написание сочинения на основе пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
Поэзия середины и второй половины XIX века Н. А. Некрасов. Новаторский характер поэзии Некрасова. Гражданственность и патриотизм поэзии Некрасова. Н.А. Некрасов Стихотворения: «Поэт и Гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Размышления у парадного подъезда», «Тройка», «Несжатая полоса» Некрасов и Пушкин: тема поэта и поэзии. Гражданственность и народность Познавательные. Представление о высоком гражданском призвании поэта. Предметные. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Отношение автора к героям и событиям. Теоретические сведения. Лирический герой (идеал лирического героя) Н.А. Некрасов Стихотворения: «Мы с тобой бестолковые люди...», Ф.И. Тютчев Стихотворения: «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») Любовная лирика Некрасова и Тютчева. Ф Тютчев. Стихотворения « Silentium !”, «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать…», «Душа хотела б быть звездой», «Святая ночь на небосклон взошла»; «День и ночь» «Две бездны» (философская лирика Ф.И. Тютчева) А.А. Фет Стихотворения: «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Лирика А. Фета. Особенности поэтического таланта Фета Интерпретация стихотворения «Я долго стоял неподвижно»
Реализм XIX – XX века А.Н. Островский Пьеса «Бесприданница». Трагедия одиночества. Литература и театр Зачётный урок по творчеству А. Н. Островского И.С. Тургенев Роман «Дворянское гнездо», Романы «Рудин», «Накануне» Романы Тургенева Ф. М. Достоевский Роман «Идиот» Роман о подлинно прекрасном человеке М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество великого русского сатирика. Очерк жизни и творчества Салтыкова-Щедрина Роман «История одного города». Законы морали и государственные законы«Органчик»«История одного города»Салтыкова-Щедрина Жизнь и идеология«Подтверждение покаяния» «История одного города»Салтыкова-Щедрина«Господа Головлёвы» Сатира Салтыкова-Щедрина Цикл «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин «Сказки» Обличение обывательщины, паразитизма Н. С. Лесков. «Очарованный странник» Л. Н. Толстой.Роман «Анна Каренина». «Мысль семейная» и широкая картина русской жизни 70-х годов ХIХ века в романе. Глубина реалистического изображения Цикл «Севастопольские рассказы» Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. А.П. Чехов Рассказ «Ионыч» «Ионыч» как рассказ-объяснение. Д.И.Старцев и Ионыч. Что такое нормальный человек? Крушение доктора Старцева. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Н.А. НекрасовСтихотворение ««Памяти Добролюбова» Гражданская поэзия Н. А. Некрасова в 60 – 70- годы. Некрасов и революционеры-демократы. Образ революционера-демократа в лирике Некрасова И.С. Тургенев. Статья «Гамлет и Дон Кихот» Гражданское и творческое кредо писателя. Рассказы цикла «Записки охотника». Тургенев и европейская литература. Н.Г. Чернышевский Место Чернышевского в литературе и русском освободительном движении Человек-мыслитель и человек-деятель Жизненный подвиг Чернышевского. Роман «Что делать?» Роман «Что делать?» Творческий замысел, жанр, композиция, проблематика. Современная цивилизация, ее проблемы и вызовы Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли. Старый мир в романе «Что делать?». Новые люди в романе «Что делать?». Личность и Высшие начала. Сны Веры Павловны. Будущее в романе Особенный человекЧеловек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего Б.Л. Васильев Повесть «А зори здесь тихие»
Мировая литература О. Бальзак Роман «Гобсек». Образ «папаши Гобсека» - приговор власти денег, убивающей человеческое в человеке О. Бальзак. «Гобсек»Французская литература 19 в. и творчество Бальзака Б. Шоу Пьеса «Пигмалион»
Повторение изученного Н. С. Лесков. «Однодум» Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». А.П. Чехов Рассказ «Невеста» Психологизм рассказа. Последние годы жизни и творчества И. С. Тургенева. «Стихотворения в прозе» Сатирические стихи Некрасова Тема судьбы родины и народа в лирике.

Содержание учебного предмета «Литература» в 11 классе

Введение

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Писатель и эпоха. Модернизм. 

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже 19-20 веков. Новые литературные течения. Модернизм

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско», «Велга», «Золотое дно», «Чистый понедельник» Проза рубежа веков. Период.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лирика Бунина. «Полевые цветы»,«Ковыль», «Ещё и холоден и сыр». Послание.

Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет»

Поэзия конца 19 - начала 20вв., К.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени» Серебряный век русской поэзии. Уметь читать и филологически комментировать стихотворения с использованием элементов биографического, историко-литературного, текстологического, лингвистического, стиховедческого комментариев поэтического текста, уметь производить лингвистический анализ поэтического текста, знать об особенностях индивидуального стиля автора, развивать образное, ассоциативное мышление и языковое чутьё, формировать эстетический вкус, воспитывать внимание к поэтическому слову, развивать любовь к русской поэзии

Написание сочинения на основе творчества Бальмонта. Сочинение-рассуждение по тексту о Бальмонте

 Н. С. Гумилёв.  «Я конквистадор в панцире железном» Сонет Жизненный и творческий путь поэта. Лирический герой ранней лирики. Знать биографию поэта серебряного века, её необычность, трагичность, целеустремлённость личности Гумилёва, первые поэтические сборники, эстетику акмеизма, сонет, звукопись, анафору, оксюмористичность ранней лирики. Стремиться к самосовершенствованию. Уметь анализировать лирическое произведение. Формировать эстетические вкусы и идеалы. Уметь работать с книгой

Лирический герой стихотворения Н.С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» Лирический герой поэзииН. С. Гумилёва. Знать активную жизненную позициюгероя, неприятие им серости жизни, философские размышления поэта о земном пути человека. Задуматься о богатстве чувств и переживаний духовной личности, о смысле жизни, о трагедии поэта и века. Уметь анализировать лирическое произведение

Написание сочинения на основе творчества Гумилёва Сочинение по текстам

М.Горький. Основные факты жизни и творчества.  Жизнь, творчество, личность. Роль Горького в судьбе русской культуры. Раннее творчество Горького

М.Горький Роман«Фома Гордеев». Конкретно - исторический аспект романа «Фома Гордеев». Идея романа, проблематика, главный герой. 

Главный герой в системе образов Становление личности Фомы Гордеева. Гордеев и «отцы города». Роль женских образов в раскрытии характера Фомы Гордеева. 

Проблемы самопознания и нравственного выбора Трагедия Фомы Гордеева. Почему жизнь Фомы оказалась несостоятельной.

Пьеса «На дне». Проблема человека и среды «Отверженные» в драме «На дне». Пьеса М.Горького – приговор бесчеловечной действительности и утверждение веры в добро, справедливость, талант.

Социальная острота и философская глубина драмы Горького. Уроки подлинной человечности в философской драме Горького, её гуманизм

Развитие русской реалистической прозы; её темы и герои. Простой человек и «мысль народная» в русской классике. Герой времени в русской классике. От рефлектирующего характера к человеку действия

А.А.Блок . Стихотворения «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»; Романтический мир раннего Блока.

Стихотворения «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» «Фабрика», «Сытые», «Да. Так диктует вдохновенье» Поэт-гражданин. А.Блок на пути к поэме «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать». «Интеллигенция и революция»

Поэзия конца 19 - начала 20вв. Н.А.Клюев «Изба – святилище земли» Новокрестьянская поэзия. Знать о новокрестьянской поэзии, её духовных и поэтических истоках, творчество Клюева, Орешина, Ширяевца, их своеобразие и место, занимаемое ими в русской поэзии 20 века, уникальность новокрестьянских поэтов, принадлежащих Серебряному веку русской литературы

Серей Александрович Есенин. Основные факты жизни и творчества. Поэтический мир Есенина. Уметь выразительно читать, обобщать и систематизировать материал, проявлять интерес к исследовательской деятельности, воспитывать читательскую культуру

С. Есенин. Стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Не жалею, не зову, не плачу»; Есенин и мы. Гуманизм Есенина.  

«Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Письмо матери»; Родина в поэзии Есенина.

Стихотворение «Русь Советская», «Небесный барабанщик», «О, Русь, взмахни крылами», «Капитан земли» Последние годы жизни. Поэма «Анна Снегина»

Владимир Владимирович Маяковский. Основные факты жизни и творчества Поэма «Облако в штанах»Жизнь и творчество. Личность поэта. Дооктябрьская лирика. 1 период творчества (1913-1917). Сатира в дореволюционном творчестве Маяковского.

В. Маяковский. Стихотворения «Лиличка!», «Послушайте!», «Юбилейное», «Скрипка и немножко нервно», «А вы могли бы?» . Тема поэта и поэзии. Маяковский о поэте и поэзии.

Система стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Пафос революционного переустройства в лирике Маяковского. 3 период (1924-1930) Стихотворение «Прозаседавшиеся», «Атлантический океан», «Товарищу Нетте…», «Разговор с фининспектором…». Эпиграммы, оды, комедии Героический характер в русской поэтической классике и в лирике Маяковского. Сатира в русской классике и в творчестве В. Маяковского. Сатирическое изображение Маяковским негативных явлений действительности.

Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий А. Платонов «Маркун», Песчаная учительница»

Михаил Афанасьевич Булгаков. Основные факты жизни и творчества Жизнь, творчество, личность Булгакова. Очерк жизни и творчества.

Роман «Белая гвардия»

Роман «Мастер и Маргарита» Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе. Знать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности

Конфликт человека и эпохи. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Нечистая сила в романе.

Язык романа, подтекст в романе. Проблема милосердия, всепрощения и справедливости.

Проблематика романа. Мастер и его ученик. История духовного взросления Ивана Бездомного. Тема преемственности. Дом в творчестве М. Булгакова. Знать путь возрождения героя

Написание сочинения на основе романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Поль Верлен. Райнер Мария Рильке Крупнейшие представители французского символизма, нового направления в западноевропейской литературе.

Марина Ивановна Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Я тебя отвоюю…», «У меня в Москве…» Сложность творческих поисков и писательских судеб. 

Написание сочинения на основе творчества М. Цветаевой

О. Мандельштам. Стихотворения: « Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»

Борис Леонидович Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии» «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» «На страшной высоте пылающий огонь!», «Из табора улицы тёмной» «О, знал бы я, что так бывает», «Смерть сапёра»

Роман «Доктор Живаго»

Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Последние годы жизни 

Написание сочинения на основе творчества Б.Пастернака

Анна Андреевна Ахматова. Стихотворения:«Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» «Сжала руки…», «Царскосельская статуя»

Поэма «Реквием»

Михаил Александрович Шолохов. Основные факты жизни и творчества Замысел и история создания романа «Тихий Дон».

Роман-эпопея «Тихий Дон» Поиски правды. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война) и их отражение в русской литературе. Проблема общей и частной правды. Правдивое изображение гражданской войны.Трагедия Григория Мелехова. Женские образы в романе.

Поэзия конца 19 - начала 20вв. М.Волошин «Гражданская война»

Литература народов России М.Джалиль. «Моабитские тетради» Перевод произведений национальных писателей на русский язык Поэзия Великой Отечественной войны.

А.Т.Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном - единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые» Лирика.

А. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Роман «Архипелаг Гулаг». «Матрёнин двор»

Лагерная тема в литературе. В.Т.Шаламов «Колымские рассказы» («Шерри-бренди»)

С.Гроссман . «Жизнь и судьба» Разоблачение тоталитаризма в послевоенной русской литературе

Поэзия второй половины ХХ века. Б. Ахмадулина «Уроки музыки», А. Вознесенский «Ночной аэропорт в Нью-Йорке», Е. Евтушенко «Наследники Сталина» Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели».

Развитие традиционных тем русской лирики (единства человека и природы). Традиции русской классики в поэзии 50-80 гг. знать особенности лирики Н.Рубцова, специфику мироощущения лирического героя Н. Рубцова. Уметь проводить сопоставительный анализ поэтических текстов, раскрывать позицию автора, чувствовать авторскую интонацию в стихотворении, понимать необходимость связи с родной землёй для каждого человека

Лирический герой стихотворения Н. Рубцова «Русский огонёк» Лирический геройН. Рубцова.

Написание сочинения на основе творчества Н. Рубцова

Поэзия второй половины ХХ века В.Н.Соколов «Звезда полей». Ю. П. Кузнецов «Знамя с Куликова поля»; Размышления писателей о своём труде - традиционная тема в русской литературе.

Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве», В.С.Высоцкий «Мой Гамлет» Авторская песня

Написание сочинения на основе творчества Б. Окуджавы

Прозавторой половины ХХ века. В. Некрасов. «В окопах Сталинграда» Русская проза в 50-90 гг. Написание сочинения на основе творчества В. Некрасова

«Деревенская проза» 60-80 гг. Литература последнего десятилетия В. Распутин «Последний срок» Трагические события эпохи (коллективизация) и их отражение в русской литературе. В.И.Белов . «Кануны» «Год великого перелома» в литературе 60-80 гг.

Литература последнего десятилетия Русская литература на современном этапе. Лукьяненко «Ночной дозор» Толерантность в литературе. О. Г. Чухонцев «Черемуха из-под дождя»

В. М. Шукшин. «Беседы при ясной луне» Русский национальный характер в рассказах Шукшина.

 Драматургия второй половины ХХ века. А. Вампилов «Старший сын»

В.П.Астафьев «Печальный детектив»

Ф. А.Абрамов «Братья и сёстры»

Ч.Т.Айтматов «Свидание с сыном», Василь Быков «Пойти и е вернуться», В.Л.Кондратьев «Сашка» Великая Отечественная война в литературе 50-90 гг Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Подвиг и люди подвига в произведениях о Великой Отечественной войне

М.Ю.Лермонтов . Лирическиестихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана….»), «Выхожу один я на дорогу…» Человек и война в русской классической литературе и прозе ХХ века.

Эрнест Миллер Хемингуэй «Старик и море» Гуманизм зарубежной литературы 20в.

Б. Шоу «Пигмалион» Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!